История Кабанского городища, на территории которого вновь слышны стуки молотков и топоров, в центре внимания материала, подготовленного для «БИЗНЕС Online» заслуженным деятелем науки РТ Альбертом Бурхановым. Он опасается, что активные строительные работы на этой территории приведут к тому, что некоторые из загадок истории так и останутся неразгаданными.
Альберт Бурханов
«НА ТЕРРИТОРИИ КАБАНСКОГО ГОРОДИЩА ВНОВЬ СЛЫШНЫ СТУКИ МОЛОТКОВ И ТОПОРОВ»
В последние годы столица Татарстана становится ярче и уютнее, постепенно превращаясь в столицу европейского образца. Мы, татарстанцы и казанцы, да и особенно гости нашей столицы и республики, восхищаемся нашей природой, объектами прошлого и новыми сооружениями города. Да руководство республики и столицы, как многие жители, делают все, чтобы древняя Казань молодела, развивалась в современных условиях, стала краше и более притягательна для нас и приезжих гостей и туристов.
Мы успешно провели 1000-летие древней Казани, первую в России Универсиаду, отметили включение в список объектов наследия Казанского кремля и Болгара, у нас прошло много других спортивных и массовых торжеств. И в связи с этим много сделано и для изучения истории и культуры города Казани и татарского народа. Интерес к истории города и нашего героического народа растет с каждым днем, Казань и республику посещают многочисленные делегации и туристы.
Однако еще немало мест либо неизученных, либо изученных мало. К числу таковых относится Кабанское городище, известное так же как бывшая резиденция казанских ханов или Архиерейская дача, расположенная на берегу озера Средний Кабан в Приволжском районе Казани.
До недавнего времени здесь успешно работал НИИ сельского хозяйства РТ «Нива Татарстана», который на этой территории регулярно поддерживал чистоту и порядок, ухаживал за прекрасным парком, оберегал рядом находившееся татарское кладбище, хранил оставшиеся исторические здания… Однако недавно НИИ «Нива Татарстана» покинул большинство зданий, где располагались кабинеты и лаборатории ученых и специалистов, был закрыт музей, а ныне работники института продолжают свою работу только в одном из небольших зданий.
И ныне на территории Кабанского городища вновь слышны стуки молотков и топоров, визжание пил…
Попытки овладеть этим историческим и святым местом разными организациями и лицами имеет большую историю, но пока остановимся лишь на недавних событиях 1990 - 2000-х годов.
В 1997 году автор этих строк проводил археологические раскопки на Кабанском городище, тем самым принял участие в процессе недопущения превращения этой территории в частную собственность, в частности, депутатом Госдумы РФ Шашуриным.
Вторая попытка захвата территории была сделана в 2005 году. Однако благодаря активной позиции отдельных ученых и религиозных деятелей очередная атака на памятник была остановлена. Тогда же по инициативе руководства НИИ «Нива Татарстана» было проведено повторное благоустройство территории памятника и был поставлен каменный постамент с надписью: «Кабанское городище известно как резиденция булгаро-татарских правителей и местонахождение средневекового мусульманского кладбища булгарской знати, что подтверждается двумя надгробными плитами XIII - XIV веков. В XVII - XIX веках действовал Воскресенский монастырь. В 1920 году основана Казанская опытная сельскохозяйственная станция. В 1969 году основан Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».
В последние два-три года ко мне неоднократно за консультацией по вопросам истории объектов Казани, в том числе объектов Кабанского городища, обращались общественные и религиозные деятели, ученые, журналисты и краеведы, а также несколько депутатов Госсовета РТ.
Интерес к этому объекту усилился особенно весной 2016 года в связи с тем, что на территории появились звуки топора и молотка. В мае-июне я вместе с коллегами посетил Кабанское городище, освежил свою память старыми данными, собрал подъемные археологические находки XIII - XV и XVIII - XIX веков и решил поделиться историей этого уникального объекта со своими земляками через «БИЗНЕС Online».
К ИСТОРИИ ГОРОДИЩА
В изучении истории Казани специалистами все больше внимания уделяется исследованию археологических, архитектурных и эпиграфических памятников. При этом важную роль играет всесторонний учет всех существующих на территории столицы Татарстана и ее окрестностей археологических и историко-архитектурных объектов и их детальное изучение, что в определенной степени позволяет получить достаточно устойчивый материал для решения ключевых вопросов истории древней и средневековой Казани и ее округи.
В связи с этим отметим, что в исследовании процессов исторического развития Казани аналогичная работа дает новый исключительно важный и уникальный материал по истории и культуре средневекового города. В этом отношении особое значение приобретают крупномасштабные археологические исследования, проводившиеся в 1994 - 2000-е годы в различных частях Казани и ее окрестностях в рамках городской программы изучения истории столицы Татарстана.
Согласно указанной программе в 1997 году казанский отряд золотоордынской комплексной историко-археологической экспедиции (ЗКИАЭ) Института истории АН РТ проводил крупномасштабные историко-топографические и археологические исследования на территории Кабанского городища (известного как летняя резиденция казанских ханов или Архиерейская дача), расположенного на высоком выступе гористого берега озера Средней Кабан. Тогда на этой территории располагались производственные и жилые объекты и площади НИИ сельского хозяйства «Нива Татарстана». Площадь памятника — 7,5 гектаров. Состоит археологический объект из двух площадок: северо-восточной (более высокой и большей по площади) и юго-западной (ниже на 10 метров).
Территория Кабанского городища была зафиксирована русскими источниками еще в середине XVII века, когда на этом месте казанский митрополит Лаврентий II (1657 - 1672) основал Воскресенский (Ново-Иерусалимский) монастырь. Его преемник Маркел (1690 - 1724) построил монастырь и освятил в нем в 1698 году собор в честь обновления храма Воскресения господня. Уже другой казанский владыка Тихон III (1699 - 1724) построил здесь новый надворный храм во имя Тихона Святого. Однако подлинного расцвета мужской монастырь достиг при другом митрополите Вениамине (после 1775 года), который добился у Екатерины II получения денег на строительство здесь загородного Архиерейского дома. До конца XVIII века у казанских владык во всех вотчинах были особые дома, а в городах — подворья, но главных загородных домов было два: при Воскресенском монастыре, построенном в 1780 году, и в деревне Тарлаши. С конца XVIII века Тарлашинский дом забрасывается, и единственным местом долгого пребывания владык становится дом при Воскресенском монастыре, особенно в конце XVIII - начале XIX веков после многочисленных пожаров в Казани.
До революции при загородном Архиерейском доме в Воскресенском монастыре были три каменные церкви: соборная двухэтажная в честь обновления храма Воскресения Христова, во имя святого Тихона надворная и домовая в честь Вознесении Христова и двенадцати апостолов. Воскресенский монастырь был окружен кирпичной стеной, при нем имелся большой сад-парк. С XIX века по начало XX века при нем хоронили служителей, послушников монастыря. После революции 1917 года территория монастыря была частично отдана под селекционную станцию, а хозяйственные постройки монахов и здание храма Воскресения Христова — под жилые помещения. В начале 1990-х годов селекционная станция Казанского научно-исследовательского института была преобразована в НПО «Нива Татарстана» — ныне НИИ сельского хозяйства.
НАДГРОБНЫЕ КАМНИ, О КОТОРЫХ ПИСАЛ МАРДЖАНИ
Среди исследователей и любителей древности территория бывшего Воскресенского монастыря известна как резиденция булгаро-татарских правителей и место нахождения здесь средневекового мусульманского кладбища. Это подтверждается, в частности, тремя надгробными мусульманскими плитами, выпрошенными у местного настоятеля и описанными Шигабутдином Марджани в его труде «Мустафад эль-ахбар ахвали Казан вэ Булгар». До наших дней сохранились лишь две плитки, датируемые специалистами, предположительно, концом XIII века и 1297 годом, и широко известные в научной литературе. Сохранились сведения о более значительном количестве мусульманских намогильных плит.
Так, Марджани сообщает: «При начале озера (Кабан), в усадьбе, служащей местопребыванием архиерея, есть древние мусульманские могилы. Когда там производилась стройка, то рабочие положили многие камни под строение. Заметив это, Григорий (казанский епископ) остановил рабочих, и таким образом небольшая часть остатков сохранилась в целости». Шпилевский сообщает следующее: «... В Воскресенском монастыре имеются два надгробных камня с арабскими надписями. Один камень находится при входе в монастырские ворота, направо, а другой — в палисаднике, разведенном перед архиерейским домом, около колокольни, возле последнего камня лежит осколок такой же плиты; благочестивые мусульмане посещают эти могилы и приходят сюда молиться». Сведения о наличии мусульманских камней и их многочисленности, сообщенные Марджани, Шпилевским, Худяковым и другими исследователями, были подтверждены в 1997 году нашими наблюдениями и исследованиями.
На одном из упомянутых камней вырезана мусульманская эпитафия с именем женщины по имени Алтын Бертек и с датой «696-м, 8-й день месяца зульхиджа», что соответствует 27 сентября 1297 года. На сегодня это древнейший письменный документ, относящийся к Казани.
Второй камень, к сожалению, с неразборчивой датой, но, очевидно, почти современный первому, очень больших размеров, имеет красивую каллиграфическую надпись с пышными эпитетами в адрес погребенного «повелителя великого чтимого победоносного гордости рода и веры Хасан-бека Мир-Махмуда» (Юсупов, 1960). Эти плиты, к счастью, сохранились и ныне находятся в музее Габдуллы Тукая и Национальном музее РТ.
Находки указанных эпитафий (надгробных плит с надписью) и сведения об их многочисленности позволили Хомякову в начале XX века выдвинуть версию о существовании на территории Архиерейской дачи древнего булгарского поселения.
С целью выяснения верности или опровержения данной версии территория бывшей Архиерейской дачи в 1947 и 1951 годах была обследована археологическим отрядом Калинина. Итоги разведочных работ позволили автору исследований сделать вывод, что на северной (северо-восточной), более возвышенной части располагалось городище (названо условно Кабанским) со слабыми признаками срытого оборонительного вала. Находящаяся южнее (юго-западнее) более низкая площадка служила мусульманским кладбищем. Им были обнаружены предполагаемые остатки оборонительных сооружений и «слабонасыщенный культурный слой» булгарского [золотоордынского] времени. Он считал Кабанское городище замком, центром позднебулгарского Кабанского княжества (XIII - XIV), расположенного в низовьях Казанки и южнее Казани по течению Волги.
Проводивший здесь в 1972 году (в целях определения места первоначальной Казани) разведывательные работы Шавохин датирует памятник в основном второй половиной XVII века, что соответствует времени строительства Воскресенского собора. Согласно его выводам, культурный слой в отдельных местах достигает до 100 см, особенно в западной части бывшей Архиерейской дачи. Он содержит на горизонте «типичные русские красноглиняные поливные и неполивные изразцы и фрагменты русской керамики». Культурного слоя и вещественного материала более раннего времени, в том числе и предполагаемого Кабанского городища XIII - XIV веков, по мнению Шавохина. обнаружить при проведенных работах не удалось. Что касается надгробных плит конца XIII века, то он считает их происхождение неясным.
ОБЪЕКТ №11
Раскопки, проведенные нами летом 1997 года, в целом подтвердили правильность многих выводов Калинина. В ходе исследований в различных местах памятника нами были заложены 11 шурфов, раскопов и склеп с захоронением, сделаны зачистки в пяти местах общей площадью более 110 кв. метров. Мощность культурных напластований в основном доходит от 20 до 120 см, а в северной (северо-западной) части в отдельных местах — даже более 275 сантиметров.
Основная часть находок — керамика, кирпичи, изразцы, многочисленные изделия из железа, стекла, а также меди, камня и монеты, которые датируются второй половиной XVII - началом XX веков. В четырех объектах найдены материалы, и в двух из них зафиксированы сохранившиеся слои второй половины XIII - первой половины XVI веков.
Территория поселения была здесь освоена человеком, скорее всего, еще в эпоху позднего неолита - ранней бронзы (IV - III тыс. лет до н. э.), что, в частности, подтверждается находками двух кремниевых скребков. Это место было удобным для заселения охотниками и рыболовами и является одним из древнейших участков Казани. Тем более интересен тот факт, что неподалеку от Кабанского поселения располагается выявленный в 1890 году знаменитый Борисковский могильник — один из древнейших памятников на территории Казани (IX - X века).
Среди находок нами отмечены фрагменты керамической посуды и изделий, характеризующихся традициями поздней Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, квадратные кирпичи (23x23x6 см), имеющие широкие аналогии среди материалов в золотоордынских городах XIII - XIV веков., а также мелкие фрагменты мусульманских надгробных плит. Особый интерес представляет джучидская (золотоордынская) серебряная монета, отчеканенная в 1420 году в Болгаре от имени Борака (Мухаммеда) (определение монеты московского профессора Федорова-Давыдова). Среди российских монет встречены медные — Екатерины II и Николая I.
Особое внимание уделим исследованию материалов объекта №11, заложенного под одним из хозяйственных сараев (ныне они снесены), расположенных неподалеку от Воскресенской церкви. Была изучена могильная яма размером 100-105x280-290 см, прорезанная в материковую глину в глубину 190 см от современной поверхности, на дне был расчищен прямоугольный склеп (100x285 см), ориентированный по линии запад-восток с небольшим отклонением к северу. Его боковые стенки сложены из квадратного жженого кирпича (30x30x7 см) в 7 рядов, торцовые — из прямоугольного (24x12x7 см), скрепленные глиняным раствором. Сверху на 7 рядов клались кирпичи (24x12x7 см) аркообразной крыши, поддерживаемой деревянной плахой. Общая высота склепа — 62 сантиметра. Изнутри его стенки были побелены известкой, на дне выявлены остатки деревянного дощатого гроба прямоугольной формы, скрепленного железными гвоздями. Под гробом прослежена тонкая угольная прослойка (1 сантиметр). Костяк хорошей сохранности, был захоронен по мусульманскому обряду, вытянут на спине, с легким поворотом на правый бок, с небольшими отклонениями к северу (азимут — 280 градусов). Правая рука вытянута вдоль тела, левая согнута в локте, кистью на тазу, ноги вытянуты. Череп (как и верхняя головная часть склепа) был слегка потревожен во время рытья погреба под сараем, но свое первоначальное местоположение сохранила нижняя челюсть, по которой видно, что голова погребенного была повернута к югу. Интересен факт наличия на лицевой части черепа серебряной металлической окиси, по-видимому, от погребальной маски. В изголовье костяка обнаружены небольшие фрагменты темно-зеленой ткани.
Скелет принадлежит мужчине крупного телосложения, ростом 172 см, возраста 40 - 50 лет, умершего, скорее всего, от болезни (определение антрополога, кандидата исторических наук Газимзянова). По костям антрополог допускает европеоидный тип с небольшой монголоидной примесью в телосложении погребенного.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА
Аналогичные (нашему в Кабанском городище) захоронения широко распространены в нижневолжских золотоордынских городах. В частности, они отмечены в Сарае ал-Махрусе, Сарае ал-Джадиде, Укеке, Бельджамине, Сарайчике и датируются концом XIII - началом XV веков и принадлежат выходцам из высших слоев общества. Также подобные захоронения встречены в некрополях золотоордынского Хорезма. Примечателен факт практического отсутствия в Среднем Поволжья конца ХIII - начала XV веков погребений в подземных склепах. Исключение составляет погребение в IV Билярском могильнике, датированное не ранее начала XIII века.
По-видимому, на территории Кабанского городища мы имеем дело с захоронением выходца из южных земель Улуса Джучи (Золотой Орды). Несмотря на тщательное соблюдение мусульманского обряда погребения (азимут, направление костяка, расположение рук и т. п.), налицо некоторые пережитки языческих верований (?), например, в виде погребальной маски и костра в могильной яме. Близкой аналогией можно назвать находку черепа со следами бронзовых окислов на лбу из склепа в могильнике XIV века Шляховский III в Волгоградской области.
Можно допустить, что одна из эпитафий конца ХIII века. найденных ранее на Кабанском городище, принадлежала погребенному в рассматриваемом склепе. Предварительно могильный склеп на Кабанском городище можно датировать концом XIII - началом XV веков, и он, скорее всего, принадлежит представителю знати. Возможно, над могилой ранее находился мавзолей, который, скорее всего, был разрушен во время строительства монастыря во второй половине XVII века.
А теперь в форме рабочей гипотезы попытаемся идентифицировать наш склеп с какой-либо личностью из казанской истории. Как мы уже говорили, одна из надгробных плит в Архиерейской даче была датирована с оговоркой «предположительно концом XIII века». В тексте эпитафии говорится о правителе Хасанбике. По письменным источникам известно имя правителя Булгара Хасана (Асана), в частности, он упомянут в русских летописях 1376 годом. Считается, что он умер в Казани. Профессор Казанского университета Мухамадиев попытался связать одну из плит из Кабанского городища с погребением Хасан-бека, ибо бывшая Архиерейская дача являлась резиденцией и местом захоронения казанских правителей. Исходя из этого мы можем поддержать Мухамадиева и со своей стороны допустить, что найденный нами в 1997 году склеп связан с остатками правителя Хасана и может быть датирован последней четвертью XIV века.
Необходимо отметить, что в 40 - 50 м от места находки склепа, неподалеку от восточной части Воскресенской церкви, найдены несколько фрагментов надгробных плит, в осколках некоторых из них угадываются красивые изящные формы и ниши в верхней части, где устанавливался полумесяц. Одна из плит высотой до 80 см сохранила полустертые надписи арабским шрифтом. Несколько слов видны, и специалисты могут их расшифровать: часть этих плит передана в Национальный культурный центр «Казань», а часть осталась тогда на месте.
Как подтвердили местные жители, еще лет 50 - 60 назад, в 1950-е годы, в местном лесочке (парке) было около двух десятков надгробных плит, и это место считалось святым. Здесь было два кладбища — мусульманское (средневековое) и христианское (XVIII - XIX веков). И до сих пор сюда приходят бабушки-мусульманки молиться к своим святым. Да и сам рельеф этой местности показывает следы былых средневековых могил.
К тому же рядом с Кабанским городищем, за забором парка, находится действующее татаро-мусульманское кладбище.
Важно отметить также, что подвалы и фундаменты Воскресенской церкви были сооружены из мусульманских надгробных плит, что подтверждается нашими наблюдениями 1997 и 2005 годов. Аналогичные случаи не редкость, в частности упомянем мусульманские надгробные плиты из церкви Успения в Болгаре и во время реставрации открытие надгробной плиты эпохи Казанского ханства (1520-х годов) в стене Благовещенского собора в Казанском кремле.
ВЫВОДЫ
Подводя некоторые итоги исследований, проведенных на Кабанском городище и в целом в Казани, хотелось бы обратить внимание и на проблемы и перспективы историко-археологического изучения памятников средневековой истории.
Если говорить в целом о Казани, здесь в связи с юбилейными событиями сделано немало в историко-археологическом изучении памятников, в первую очередь в Кремле и центральных районах города. Однако остались практически неисследованными или слабоизученными Старое городище, Зилантова гора (Елан-тау), Кабанское городище и другие объекты, а также памятники Иске-Казанского государственного историко-археологического музея-заповедника в Высокогорском районе. К сожалению, в ходе строительно-ремонтных работ в Казани были уничтожены здания XVIII - начала XX веков и археологические объекты, особенно в центральной части (центр, Татарская слобода, Кураишева слобода).
В связи с этим, на наш взгляд, необходимо сделать следующее.
Во-первых, необходимо продолжить стационарные раскопки во всех основных объектах Казани и районах Заказанья, в том числе в Кабанском городище.
Во-вторых в дальнейшем не допустить варварского разрушения археологических и историко-архитектурных объектов. Все имеющиеся материалы должны быть изучены и музеефицированы.
Что касается территории Кабанского поселения (бывшей Архиерейской дачи), то нужно сделать следующее.
- Необходимо активизировать все исследования по детальному изучению, дальнейшему сохранению и практическому использованию всех объектов природного назначения и историко-культурного наследия (археологические, эпиграфические, архитектурные и др.) на территории памятника.
- Целесообразно было сохранить территорию за ГНУ НИИ сельского хозяйства «Нива Татарстана» или другой организацией, но при этом просить министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ и министерство культуры РТ обязать названный институт и органы охраны памятников истории и культуры навести на территории средневекового поселения соответствующий порядок. В зоне средневекового кладбища и заброшенной территории провести санитарные работы, оградить территории, посадить в парке декоративные растения и др.
- С учетом интереса к истории Казани и Татарстана и активизацией внутреннего и международного туризма было бы целесообразным отреставрировать пустые здания и превратить в музей истории и культуры Казани, возвратив из других мест находки и ранее вывезенные эпитафии (надгробия).
В целом же было бы целесообразно на данной территории организовать музей-заповедник природы и истории Казани и Татарстана «под открытым небом» как филиал заповедника «Казанский Кремль».
При этом мы должны обратить внимание на следующие важные моменты.
1. Кабанское городище (т. н. Архиерейская дача) – уникальный памятник. Здесь располагалась резиденция казанских ханов и мусульманское средневековое кладбище (XIII - XVI). Это территория является памятником материальной и духовной культуры татарского народа, местом поклонения мусульманского населения, поэтому имеет важное значение в истории и судьбе татарского народа и его государственности. В этой связи и памятник не может отчуждаться от носителя-народа никем и никаким образом.
2. Мусульманский некрополь территориально не разграничен с памятниками православной культуры, так как непосредственно примыкает к сохранившемуся зданию Воскресенской церкви и хозяйственным постройкам. При сооружении здесь православных храмов были использованы мусульманские эпиграфические памятники (намогильные плиты), что не позволяет рассмотреть комплекс зданий бывшей Архиерейской дачи лишь как памятники православной культуры. Кроме того, территория памятника Кабанского городища принадлежит государству. При желании церковь может использовать бывшее культовое здание, но не имеет права владеть всей территорией, что является нарушением законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия.
3. Территория Кабанского городища не была местом только православного монастыря. С XVII века до 1917 года функции храма ограничивались исключительно лишь ролью летней резиденции казанских архиереев и митрополитов с хозяйственными функциями. В этой связи просьба о возвращении комплекса зданий Воскресенского монастыря Казанской епархии выглядит исторически не совсем справедливой.
4. Передача комплекса зданий бывшей Архиерейской дачи (а вместе с ним занятой им территории Кабанского городища) под лоно церкви может привести к свертыванию и дальнейшему прекращению историко-археологического изучения Кабанского городища (как реально произошло в случае с Зилантовой горой – Елан тау) , к утрате территории как объекта природного назначения и историко-археологического наследия в целом.
5. Учитывая историко-культурную значимость, естественно-географическую достопримечательность (здесь имеется лесопарк с 300-летними соснами, богатая флора и фауна), наличие также историко-археологических, эпиграфических и архитектурных памятников, целесообразнее образовать на данной территории Кабанский природный историко-археологический и архитектурный парк-заповедник под открытым небом (с музеем природы и истории Казани и Татарстана) как уникальный объект взаимодействия и согласия татаро-мусульманской, русско-православной и других культур региона, превращение его в перспективе в один из самых посещаемых и популярных туристических мест Казани, Татарстана и Поволжья.
Думаю, что уникальный памятник природы и истории Казани станет любимым местом посещения и вдохновения жителей столицы и республики, гостей и туристов, посещающих Татарстан.
Альберт Бурханов
Бурханов Альберт Ахметжанович – уроженец села Усть-Багаряк Кунашакского района Челябинской области РСФСР, родился 12 июля 1956 года.
Образование: высшее – историко-педагогический факультет Челябинского государственного педагогического института (1973 - 1978); научная стажировка и аспирантура – Институт археологии АНСССР (1983 - 1985) и кафедра археологии МГУ им. Ломоносова (1989 - 1991). Кандидат исторических наук (1991, МГУ). Докторант кафедры археологии и этнографии Новосибирского госуниверситета (2012 - 2015).
С 1978 - 1979, 1982 - 1994 годов (с перерывами) старший лаборант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник национального центра археологических исследований Института истории им. Батырова АН Туркменистана, завсектором археологии и замдиректора по научной работе Государственного музея-заповедника «Ниса» минкультуры Туркменистана.
С 1994 по 2001 годы – замдиректора по науке Иске-Казанского государственного музея-заповедника минкультуры Республики Татарстан, старший научный сотрудник отдела археологии ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ и старший научный сотрудник национального центра археологических исследований Института истории им. Марджани АН РТ.
Проректор по научной работе Татарского государственного гуманитарного института (2001 - 2005), завкафедрой истории и этноархеологии, замдиректора по научной работе Института социально-экономических исследований и профессор кафедры всеобщей истории Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (2005 - 2011), профессор кафедры истории и методики преподавания Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (2011 - 2015). Заведующий отделом истории татаро-булгарской цивилизации Института истории им. Марджани Академии наук РТ (2015 - 2016).
Специалист по древней и средневековой археологии и истории Центральной (Средней) Азии, Ирана и Волго-Уральского региона. Занимается проблемами истории и археологии Золотой Орды и постордынских татарских государств, историей и культурой мусульманских стран Востока, а также вопросами региональной истории и краеведением Татарстана и Волго-Уральского региона. Автор более 500 научных публикаций, в том числе около 50 научных книг и монографий, составитель более 30 научных сборников. Активно ведет археологические исследования в регионах Средней Амударьи, Южного Туркменистана, Нижнем Поволжье и районах Татарстана.
Выполнял воинский долг в Афганистане, офицер запаса. За воинскую доблесть, научно-педагогическую и общественную деятельность награжден более 40 государственными и ведомственными орденами, медалями и знаками СССР, РФ, Республики Татарстан, Афганистана, Туркменистана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 124
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.