Каким образом одаренный мулла построил свою «духовную империю» на трех континентах с многомиллиардным долларовым оборотом, а в Турции инспирирует попытки государственных переворотов? Почему американская пресса включает его в число «500 самых влиятельных мусульман» или даже «100 самых влиятельных людей мира»? Почему турецкие аналитики организацию Гюлена сравнивают с итальянской «Коза Нострой»? Подробно о Фетхуллахе Гюлене и его цэрэушно-мафиозной секте рассказывает известный блогер General Ivanoff.
«САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ ПЛАНЕТЫ»
Так кто же такой этот мистический богослов Фетхуллах Гюлен? Официально 17 лет жизни в США после военного переворота в Турции сделали его затворником в маленьком городке в Пенсильвании. Тем не менее, американская пресса назначает его то «самым влиятельным интеллектуалом планеты», то стабильно, начиная с 2009 года, ранжирует в число «500 самых влиятельных мусульман» или даже «100 самых влиятельных людей мира». И есть за что. 65 книг, семь тысяч статей, 1200 школ в 140 странах мира, собственный университет «Фатих» в Стамбуле. Шесть миллионов последователей в Турции основанного им в 1966 году религиозного движения «Хизмет» («Служение»). $25 млрд. ежегодной прибыли от гигантской бизнес-империи, включающей более 30 тысяч предприятий в ЕС и США.
Чтобы ответить на этот вопрос, знакомства с одной биографией недостаточно. Она не только изобилует «белыми пятнами», но является образцово-показательной для исламского проповедника в Турции. Родился Гюлен в семье имама в деревне в окрестностях Эрзурума в восточной Анатолии (на востоке Турции), первый намаз прочитал в четыре года, выучил Коран наизусть в 10 лет. Первую проповедь прочитал в 14 лет, имамом стал в 19 лет. Дважды совершил хадж, за что получил прозвище «Ходжа-эфенди». В 1959 году 21-летний Фетхулла был командирован на два с половиной года вторым имамом в мечеть города Эдирне на крайнем западе Турции. С 1961 по 1962 годы служил в армии. В 1964 году он возвратился в Эдирне, а в 1966-м был направлен имам-хатыбом в третий по величине город Турции Измир.
Не считая нескольких дней ареста, военный переворот 1971 года не нарушил его религиозной работы, и до 1980 года он продолжал проповедовать в Эгейском регионе. Вероятно, такой феномен военной лояльности объясняется мягким характером анатолийского ислама, известного ещё как «исламский протестантизм». Он лишён жёсткой обрядности и артикулирует материальное благополучие. Такое прочтение ислама оказалось выгодно турецкой буржуазии, и с тех пор дела Гюлена пошли в гору. Во второй половине 70-х это уже не «мобильный имам», разъезжавший по городам и весям Эгейского региона. Гюлен стал центром социальных инициатив, от создания системы религиозных школ-интернатов для талантливых детей из бедных семей до проведения конференций и проповедей по телевидению.
ТОЛЬКО ОДИН ФАКТ ВЫДАЕТ ЗА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ФИГУРОЙ ТУРЕЦКОГО ИМАМА АМЕРИКАНСКИЙ ГОСДЕП
Звездный час для Гюлена наступил 9 сентября 1977 года, когда его проповедь в Стамбуле посетили премьер Сулейман Демирель и глава МИД Ихсан Чалангиль, а на следующий год его проповедь в Измире слушал уже будущий президент Турции Тургут Озал. Однако после военного переворота 1980 года Гюлен был вынужден оставить религию на целых шесть лет. В 1986 году был арестован за нарушение запрета на выезд из страны (уехал на хадж в Мекку), однако вновь был признан невиновным и отпущен.
К тому времени власть в стране перешла к гражданскому кабинету, а президентом стал Тургут Озал. Именно ему Гюлен обязан своим вхождением в турецкий истеблишмент. Однако после военного переворота 1997 года он уехал на лечение в США, откуда так и не вернулся в связи с новым уголовным преследованием за призыв к установлению в Турции шариата. Вот собственно и всё. Скупые факты не дают ответа на вопрос о том, каким образом одарённый мулла построил свою «духовную империю» на трёх континентах с многомиллиардным долларовым оборотом, а в Турции – инспирирует попытки государственных переворотов. И только один факт выдаёт за статистической фигурой турецкого имама американский Госдеп.
Когда в 2006 году миграционная служба США попыталась депортировать Гюлена на родину, его поручителями выступили экс-посол США в Турции Мортон Айзек Абрамовиц (позднее стал президентом Фонда Карнеги, основателем так называемой «Международной кризисной группы», директором подрывного Национального фонда демократии, NED) и ряд высокопоставленных сотрудников ЦРУ. Профессор истории университета Анкары Неджип Хаблемитоглу, написавший книгу о связях Гюлена с ЦРУ, был убит в 2002 году накануне её публикации. Автор исследования о движении «Хизмет» «Армия ислама», журналист Ахмет Шик был арестован в 2011 году, а его рукопись конфискована. Неизвестно, когда именно Гюлен был завербован американской разведкой. Известно лишь, что на поруки его взял главный резидент ЦРУ в Кабуле Грэм Фуллер. Кстати, именно он спрогнозировал «массу потрясений» для правительства Эрдогана.
Анализ его учения подтверждает работу в интересах США. В одном из последних своих интервью газете New York Times в 2012 году бывший проповедник заявил: «Миру нужна новая система международных отношений, чтобы противостоять хаосу, и она может быть создана только ведущими странами, такими как США, и уважаемыми организациями – как НАТО и ООН». Именно этой глобальной цели служит квазирелигиозное движение Гюлена «Хизмет».
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГЮЛЕНА В ТУРЦИИ БЫЛА ОТРАБОТАНА СИСТЕМА, КОТОРУЮ В РОССИИ НАЗЫВАЮТ «ОТКАТЫ»
«Саид Нурси умер в 1960 году, оставив после себя действующую на всей территории Турции секту своих последователей. После этого произошёл раскол движения на несколько направлений, как это часто наблюдается после смерти лидеров сект. Во главе каждого из направлений встал последователь Нурси, пользующийся авторитетом среди единомышленников. И одним из таких лидеров стал харизматичный проповедник Фетхуллах Гюлен, который никогда с Саидом Нурси лично не встречался и не общался. Гюлен – единственный среди этих лидеров, приоритетом которого становится проникновение в систему образования и органы государственной власти, что и принесло успех возглавляемому им течению последователей Нурси. Уже в течение нескольких десятилетий организация Фетхуллаха Гюлена – наиболее влиятельное крыло «Нурджулар» как в самой Турции, так и за её пределами. В Турции возглавляемую Гюленом организацию называют «Фетхуллахчилар» (то есть «последователи Фетхуллаха»). Её также называют в Турции «Джамаат Гюлена» – слово «джамаат» в данном случае применяется в значении «религиозное сообщество», «орден».
По данным спецслужб, с 1980-х годов в организацию Гюлена были инкорпорированы целые мафиозные сообщества, главари которых оказывались под влиянием проповедей Фетхуллаха Гюлена. Неудивительно, что ряд турецких аналитиков организацию Гюлена сравнивают с итальянской «Коза нострой».
Свое нынешнее могущество организация приобрела прежде всего благодаря поддержке США. Хотя, конечно же, большую роль сыграло то, что Гюлен обладает не только талантом проповедника, но и талантом организатора и руководителя, это невозможно отрицать. Его можно назвать эффективным менеджером. Когда распался Советский Союз, для коммерческих предприятий, находящихся под контролем Гюлена, открылись новые перспективы: они получили доступ к рынкам на территории постсоветских государств. Доходы финансовой империи Гюлена ощутимо увеличились за счёт торговых и строительных проектов в странах СНГ. В 80-е годы ХХ века менеджерами подконтрольных организации Гюлена предприятий в Турции была отработана система, которую у нас в России принято называть словом «откаты». Особенно это проявилось в сфере строительства. Российские и украинские «челноки», закупавшие в Турции одежду и другие товары в магазинах, принадлежавшим гюленистам, также пополняли бюджет организации. Можно сказать, что своим финансовым могуществом организация Гюлена во многом обязана распаду Советского Союза. Однако такой рост могущества и благосостояния секты без постоянной американской поддержки был бы просто невозможен. По мнению ряда турецких аналитиков, именно согласие Гюлена на сотрудничество с ЦРУ, которое он дал ещё до распада Советского Союза, предопределило успех возглавляемой им организации. Секту Гюлена не трогали даже находящиеся у власти турецкие секуляристы, несмотря на то, что они негативно относились к деятельности организации.
Это сетевая структура, напоминающая паутину, которая объединяет в себе несколько сетей. Сети, которые условно можно назвать «религиозными», объединяют независимые ячейки адептов. Для адептов предусмотрено несколько уровней посвящения. Среди адептов выделяются так называемые «абилер» – старшие братья, которые ответственны за вербовку молодежи. Сети, которые условно можно назвать «образовательными», объединяют в себе как общественные организации, официально выступающие за «диалог между религиями и цивилизациями» (такие, например, как «Платформа Диалог Евразия», действующая в России), так и организации, действующие в образовательной сфере. Сети, которые условно можно обозначить как «экономические», объединяют самые различные субъекты экономической деятельности (банки, строительные и торговые фирмы), включая предприятия, действующие в медийной сфере (СМИ). В деятельность экономических сетей инкорпорированы и мафиозные по своей сути структуры, которые можно назвать организованными преступными группировками. Отдельно следует выделить боевое крыло организации, которое специалистами обозначается как «спецслужба Гюлена». В рядах этой частной спецслужбы действуют не только отставные и действующие сотрудники турецкой полиции и спецслужб, но и бывшие сотрудники спецслужб Азербайджана и республик Средней Азии. В случае необходимости, для выполнения поставленных задач спецслужбой Гюлена могут привлекаться как действующие сотрудники турецкой полиции, так и европейские и американские наёмники из частных военных компаний, а также целые организованные преступные группировки инкорпорированные в структуру секты.
ГЮЛЕН РАСКРЫЛ СВОЮ ЦЕЛЬ – УСТАНОВЛЕНИЕ В ТУРЦИИ ШАРИАТСКОГО ПРАВЛЕНИЯ
По данным, озвученным WikiLeaks в 2010 году, американские дипломаты считают организацию Фетхуллаха Гюлена самой мощной исламистской группировкой Турции. По их мнению, организация контролирует крупный бизнес, торговлю и издательскую деятельность и глубоко проникла в политическую тусовку этой страны. Турецкий писатель, приверженец идеалов светского государства Нэджип Хаблемитоглу посвятил проблеме проникновения организации Гюлена в полицию и спецслужбы целую книгу под названием «Крот». 18 декабря 2002 года Хаблемитоглу был застрелен прямо возле своего дома. Показательно, что до этого он неоднократно получал угрозы от лиц, которые даже не скрывали, что являются приверженцами организации Гюлена.
Как считает голландский исламовед Эрик-Ян Цюрхер, директор Амстердамского института социальной истории, для движения Гюлена характерна так называемая «такия» – концепция, согласно которой приемлемо скрывать свои истинные убеждения и взгляды. По мнению голландского исламоведа, данная концепция характерна для взаимоотношений движения со странами Запада. Тем не менее, Гюлен не скрывает, что согласно его убеждениям должна быть восстановлена существовавшая в Османской империи связь между религией и государством. В 1999 году турецкий телеканал «АТВ» показал фрагменты проповеди Фетхуллаха Гюлена перед толпой последователей. Эта телепередача вызвала большой скандал. В этой проповеди Гюлен представил свое видение политического ислама в Турции, и раскрыл свою цель – установление в Турции шариатского правления, и рассказал о методах, которые он рекомендует адептам для достижения этой целей. Он выразил уверенность, что его последователи должны проникать в государственные органы власти, чтобы захватить власть в стране, когда наступит для этого удобный момент.
МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕГИОНЫ РОССИИ ДОЛЖНЫ ВОЙТИ В ПАНТЮРКИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Изучение деятельности возглавляемой им секты в России доказывает, что идеологией этой организации является политический ислам, «закамуфлированный» в толерантно-демократическую оболочку. По мнению немецкого исламоведа Урсулы Шпулер-Штегеман (Университет г. Марбург), гюленисты – это «ведущее и самое опасное исламистское движение в Германии». Анализ деятельности секты в среде азербайджанской диаспоры России показывает, что «наставники» внушали адептам идеи о необходимости создания пантюркистского государства, включающего в себя Турцию, Азербайджан, республики Средней Азии, мусульманские регионы России и построенного на принципах «правильного ислама». В качестве «исконной земли северных турков» (так гюленисты называют татар), которая должная войти в состав Великого Турана, рассматривается и «Восточный Татарстан» – так они называют нефтеносную Тюменскую область. По мнению гюленистов, «Восточный Татарстан» – это «захваченная русскими оккупантами земля сибирских татар». В качестве «исконных турецких земель», которые должны войти в состав Великого Турана, рассматриваются также Дагестан, Крым и Гагаузия, а также Белоруссия и Литва, причём последние рассматриваются в качестве «земли польско-литовских татар».
Агентство «Регнум» 3.08.2010 публикует статью «Кто стоит за идеологией Эрдогана: Фетуллах Гюлен – религиозный мыслитель и агент ЦРУ»: «Примерно год назад Нуреттин Верен, в прошлом главный советник Гюлена, позднее порвавший с сектой, написал разоблачительную книгу о деятельности этой организации. Он привел улики в пользу того, что Гюлен получает деньги из ЦРУ, рассказал о той разрушительной деятельности, которую организация проводила в Средней Азии в 1990-е годы. Также из этой книги общественность узнала, что в школах его международной образовательной сети работают кадровые агенты ЦРУ. Если мы проанализируем географию распространения секты Гюлена, то убедимся, что она представлена во всех тех странах, где Америка имеет свои интересы - в Турции, Средней Азии, на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Судане, китайском Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Последователи Гюлена работают с молодежью, создавая школы, университеты, общежития. Раньше у них было свое телевидение на постсоветском пространстве, например в Азербайджане (телеканал Саманйолу). В начале 90-х годов открылось их участие в готовящемся перевороте против тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева, но только в 2007 году эти СМИ были запрещены. Они также пытались организовать покушение на президента Узбекистана Ислама Каримова. Гюлен, хотя и пропагандирует, как он утверждает, исламские ценности, никогда не выступает против Запада. Наоборот, призывает улучшать отношения с США и Европой. Принадлежащая Гюлену турецкая газета Zaman связана с американской Washington Times, контролируемой сектой Муна. Гюлен использует газету Zaman в психологической борьбе против турецкой армии и национальных сил».
31 марта 2011 года в «Известиях» выходит статья «Сектанты шпионили за Россией»: «В Турции вышла книга отставного сотрудника турецкой разведки Османа Нури Гюндеша «Свидетель анархии и революций». Труд 85-летнего Гюндеша, пока не переведенный на русский, стал настоящей сенсацией. Автор более двадцати лет прослужил в Национальной разведывательной организации, был советником по вопросам разведки при турецком правительстве. Гюндеш разоблачает деятельность так называемых умеренных исламистов из секты «Нурджулар» с центральным офисом в американским штате Пенсильвания. Бывший разведчик рассказал, что в 1990-е годы движение активно предоставляло «крышу» ЦРУ в странах Центральной Азии. А в лицеях «Нурджулара» только на территории Киргизии и Узбекистана работали под прикрытием 130 сотрудников ЦРУ. «Хотя внешне эти люди и воспринимались как преподаватели, на самом деле они работали под руководством американских спецслужб», – пишет Гюндеш. Все они – граждане США, которые числились в этих лицеях «преподавателями английского языка и при этом обладали дипломатическими паспортами», что наводило на подозрения.
«ТЕРПЕЛИВО РАБОТАТЬ И ПРОНИКАТЬ В ГОСОРГАНЫ, ЧТОБЫ ЗАХВАТИТЬ ВЛАСТЬ В СТРАНЕ»
В 1999 году Гюлен выступил в Турции со скандально известной речью. Он призвал своих сторонников «терпеливо работать и проникать в госорганы, чтобы захватить власть в стране». Власти требовали для Гюлена 10 лет заключения за «создание организации, имевшей целью уничтожение светского государства и установление теократического режима». В том же году турецкая прокуратура вынесла постановление о запрете секты. Ее деятельность за рубежом, с которой так тесно было связано ЦРУ, негласно поощрялась и правительством Турции. Американские спецслужбы выполняли свои задачи, а Анкара – свои. Опираясь на идею умеренного ислама и доктрину пантюркизма, «Нурджулар» воспитывала в Средней Азии и тюркских регионах России лояльное Турции поколение. Однако в начале 2000-х сеть турецких лицеев в России была закрыта, а преподаватели депортированы. В 1999-м так же поступил Узбекистан и другие страны».
Организация активно использовалась американцами для приобретения агентуры в местах ее функционирования. В этой связи абсолютно логичным и необходимым выглядят мероприятия органов безопасности России по ликвидации сети колледжей секты в нашей стране и квалификация ее деятельности Верховным судом РФ «как подрывной».
Операция американской разведки с использованием «Нурджулар» фактически завершена, в том числе и в силу резко изменившейся позиции Анкары. Откровения бывших турецких спецслужбистов и открытое вмешательство сотрудников ЦРУ США в процесс предоставления Ф. Гюлену «зеленой карты» говорят об этом со всей убедительностью. Об этом же косвенно свидетельствует и тот факт, что Ф. Гюлен очень резко критиковал нынешние турецкие власти за «их заигрывания с Тегераном» (это как раз укладывается в родственную «джихадистам» точку зрения на суннитско-шиитское противостояние), а также за недавнюю историю с «Флотилией мира». Такая критика «ставит крест» на нейтралитете Анкары в связи с деятельностью секты на территории страны. Этот момент необходимо рассматривать как постепенное и пока осторожное дистанцирование нынешнего режима в Турции от США. В этом же контексте стоит оценивать и отказ Анкары участвовать в каких-либо военных операциях против Ирана, включая предоставление своего воздушного пространства и военных баз. Теперь логичным будет ожидать начало широкой кампании «чистки» силовых и государственных структур страны от «засланных казачков», что потеплению в двухсторонних отношениях тоже не будет способствовать».
На основании всего сказанного, можно предположить, что проект под условным названием «Движение Гюлен» намного глубже, шире и сложнее «простого» пантюркистского варианта. И рекрутирование российской молодежи в движение, и провоцирование сепаратистских настроений в регионах бывшего СССР – все это вписывается в проект не только по переформатированию Большого Ближнего Востока, но в дальнейшем – переконфигурации всей мировой политической карты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.