УЛИЦЫ, ПЕРЕКРЫТЫЕ «КАМАЗАМИ», И «ИЖЕ ХЕРУВИМЫ» НА КРЯШЕНСКОМ ЯЗЫКЕ

Такого нашествия паломников Казань не видела давно, а Благовещенский собор Казанского кремля и подавно. Сегодня в день иконы Казанской Божией Матери здесь прошла праздничная литургия, которую возглавил находящийся в столице РТ Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Служба была назначена на 9:30, поэтому с самого утра попасть на кремлевскую территорию можно было, только преодолев двойной контроль с металлоискателями. Но, к чести правоохранителей, очередь двигалась довольно интенсивно. Машины приходилось бросать еще на подъезде: автомобильное движение, как и обещали, было перекрыто металлическими ограждениями, за сохранностью которых следили бдительные полицейские. Улица Большая Красная даже оказалась перегорожена «КАМАЗами», наглухо поставленными поперек (уроки Ниццы?).

С такой настойчивостью холм, возвышающийся на пересечении двух рек, Казанки и Волги, не штурмовали, пожалуй, со времен Ивана Грозного или как минимум фестиваля «Сотворение мира». Литургия уже началась, а верующие все шли и шли. Их счет по головам вели силовики, но и те сбивались: по разным данным, к полудню Кремль и окрестности с трудом вмещали от 8 до 10 тыс. человек. Тех, кто поднимался к памятнику Мусе Джалилю от метро, на лестницах встречали женщины, облаченные в черные монашеские одежды, — они просили подаяния, которое, если верить их словам, предназначалось на различные нужды церкви. Удивляла лишь «рассадка»: «монашки» сосредоточились на равном расстоянии друг от друга. Однако, когда количество православных стало возрастать, полицейские попросили женщин свернуть свою деятельность, и те организованно покинули лестницу. Зато на территории Кремля количество просящих милостыню уже стало зашкаливать, и тут никакой организованности уже не было, они возникали стихийно. Просили в основном на свое здоровье или на здоровье детей. Какие только внешние дефекты тут не встречались. Однако люди охотно делились своими «золотыми». Праздник все-таки. Да и какой крестный ход без юродивых и увечных…

Как и ожидалось, большинство попасть в собор так и не смогли, поэтому людей собрал огромный видеоэкран, который был установлен аккурат перед церковью. Экран так же был установлен на перекрестке улиц Миславского и Карла Маркса. Настроение, несмотря на толкучку, было праздничным, хотя многих, конечно, огорчало, что нет возможности воочию взглянуть на патриаршую службу.

Сюрпризом стало то, что на богослужении с участием Кирилла зазвучали песнопения на церковно-кряшенском языке, в частности, молитва «Иже Херувимы». Публика была пестрой. Складывалось ощущение, что некоторые девушки надели самые яркие свои платья. Можно было встретить и казаков (в основном Оренбургского казачьего войска, как об этом свидетельствовали нашивки), и кряшен в национальных нарядах, и детей из фольклорных ансамблей, для которых тут же было организовано причастие. Среди прихожан оказалась и уполномоченная по правам ребенка в РТ Гузель Удачина, а также советник мэра Казани по вопросам культуры и религии Дмитрий Хафизов. Он, кстати, и сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в татарстанскую столицу приехал известный московский журналист Аркадий Мамонтов, который собирается снимать фильм о казанской иконе Божией Матери.

«СМОТРИ, У ТЕБЯ СЕЙЧАС ОРАРЬ УПАДЕТ»

Перед патриаршей проповедью (которая по традиции венчает богослужение), что называется, «на разогреве» выступил первый проректор Казанской духовной семинарии, игумен Евфимий, который рассказал о важности иконы Казанской Божией матери. После этого над древним Кремлем зазвучал хорошо поставленный голос патриарха. Люди с волнением слушали, особенно казанцы, ведь первосвятитель говорил об их республике.

«Сегодня Татарстан являет пример добрых отношений, — декларировал патриарх. — Вот почему те, кто стремится разрушить Россию, прежде всего стремятся разрушить местный религиозный мир и согласие на земле Татарстана. Но я верю, что этого не произойдет. Потому что Казань — это город явления пресвятой Богородицы. Она молится о народе... Она покровом своим покрывает всех тех, кто здесь. И, несомненно, ограждает нас от всякой междоусобной брани».

Далее глава РПЦ неожиданно присоединился к ранее высказанной экспертами версии, что чудотворная казанская икона, хотя и утрачена, но не навсегда, и еще может быть найдена. «Хотя в какой-то момент подлинный, чудотворный образ Казанской Божией матери исчез, мы верим, что он не уничтожен, — уверенно заявил патриарх. — Не пришло еще время его видеть. Но мы имеем чудотворный эскиз…» В заключение проповеди Кирилл выразил «сердечную благодарность владыке Феофану, пресвященным владыкам, трудящимся в митрополии татарстанской, и, конечно же, приходскому активу».

Неожиданный сюрприз ожидал прихожан во время крестного хода. Среди тех, кто нес над толпой чудотворную икону Казанской Божией Матери, оказались руководитель исполкома Казани Денис Калинкин и федеральный уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Известно, что Астахов, сейчас находится в отпуске, что и позволило ему, по всей видимости, навестить Казань. По окончании отпуска, как об этом ранее заявлял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, омбудсмен должен покинуть свою должность, и один Бог ведает, какое кресло он займет после этого.

К слову, «дрессировке» во время крестного хода подвергали не только простых прихожан, но и священнослужителей: их, и без того обремененных хоругвями или хотя бы облачениями, призывали идти ровно парами и держать строй. То и дело от старших наставников доносилось: «Отцы, держим строй». Отцы, кстати, с удовольствием подкалывали друг друга: «Смотри, у тебя сейчас орарь упадет (длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани, используемая в священном облачении,прим. ред.), — обратился к своему товарищу настоятель Свияжского монастыря игумен Силуан.

По пути следования колонны стояли волонтеры и предлагали участникам воду. Однако, чтобы не создавать давку в узких местах, группа добровольцев в ярко зеленых жилетках или же футболках (уже знакомые корреспондентам «БИЗНЕС Online» по визиту патриарха в Свияжск «зеленые человечки» из числа «православной молодежи), по сути, выполняла функции полиции. На этот раз, судя по лейблу на спине «Православная молодежь Татарстана», преобладали местные активисты, в то время как днем ранее парадом командовали марийские. «Зеленые человечки» вставали по пути следования колонны, сцеплялись за руки и таким образом разделяли священнослужителей и мирян живой цепочкой, иногда притормаживая ход. Случайные прохожие, которые оказались в это время на улице Батурина и не знали, что происходит в городе, были поражены увиденным. По проезжей части идет огромное количество священников, по бокам их сопровождают полицейские, а за всей этой процессией движется огромная живая стена в зеленых футболках. Венчает же крестный ход «народ божий». «Вот где она, оказывается, милиция с народом», — произнес кто-то из невольных наблюдателей.

Между тем так и осталось неясным, прошел ли весь маршрут следования крестного хода патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Рядом с теми, кто непосредственно нес в колонне легендарный образ, Святейшего не оказалось — корреспонденты «БИЗНЕС Online» видели это своими глазами. В то же время наблюдатели уверяют, что видели, как вскоре после окончания литургии патриарх садился в автобус. Впрочем, даже если это так, первосвятителя, только что отстоявшего в 30-градусную жару трехчасовую службу, можно понять: силы ему были еще нужны для главного — закладки собора.

ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ И ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ С МАСТЕРКОМ В РУКАХ

Точки кульминации сегодняшних торжеств — Богородицкого монастыря — крестный ход достиг с незначительным опозданием. К часу дня здесь все уже было подготовлено и ранжировано к появлению патриарха, свиты и «народа божьего». Журналистов распределили по двум «загончикам»: один в точке закладки капсулы — для снимающих, другой с перспективой похуже — для пишущих. Зато невдалеке отсюда был установлен шатер, рядом с которым виднелись клобуки духовенства. На ближайшие полтора-два часа этот небольшой пятачок земли обещал превратиться если не в центр мира, то в центр православной России.

Корреспондент «БИЗНЕС Online», который на второй день патриаршего визита свыкся со всеми строгими мерами безопасности, стоял, облокотившись на перила «загончика» и с умилением смотрел, как по полю, взявшись за руки, к нему приближались улыбающиеся «зеленые человечки» из числа православной молодежи. За их спинами колыхалось народное море, которое, достигнув перил, тотчас же хлынуло на площадку для прессы, посчитав ее вакантной. Десяток размещенных здесь журналистов был бы немедленно смят 10-тысячным крестным ходом, если бы не полиция и не распорядители мероприятия. Они мягко начали теснить людей обратно, но на короткое время в «загончике» воцарилась атмосфера осажденной крепости. «Народ божий» настойчиво лез через металлическое ограждение и искренне не понимал, почему он должен уступать возвышение каким-то непонятным личностям с такими же, как у всех фотоаппаратами. Парнишка лет 12, залезший едва ли не на плечи корреспондента «БИЗНЕС Online», мечтал, оказывается, живьем увидеть патриарха, но и его ссадили обратно. Порядок с некоторым трудом водворился.

Тут-то по красной дорожке, протянувшейся от Крестовоздвиженской церкви к месту обретения чудотворной казанской иконы, и прошествовала рать митрополитов во главе патриархом Кириллом и митрополитом Феофаном. Подоспел торжественный момент закладки капсулы в фундамент возрождаемого храма Казанской Божией Матери. Капсула в патриарших руках сверкала золотом на июльском солнце, и именно в нее первосвятитель заложил послание потомкам «лета 2016-го от рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа». После чего сопровождаемый магниевыми вспышками и объективами видеокамер патриарх неспешно опустил «письмо в будущее» в крошечную нишу, приготовленную специально для этого в бывшей алтарной части, и замазал сверху мастерком. После этого мастерок перешел в руки спикера российской Госдумы Сергея Нарышкина и далее по эстафете — к представителю президента РФ в ПФО Михаилу Бабичу, президенту Татарстана Рустаму Минниханову, госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву. Завершил символическую закладку митрополит Феофан: пошлепав мастерком по густо размазанному предшественниками раствору, рукояткой мастерка он забил в нишу кирпич. Это и стало «первым камнем в основание храма». С чувством выполненного долга «вольные каменщики» двинулись в сторону приготовленной сцены. Снова настало время проповедей и речей.

МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ: «90-Е ГОДЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ, НО ЭТО ЖЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ»

На сцене двумя стройными рядами выстроились практически все герои дня: от патриарха Кирилла до спикера ГД Нарышкина, мэра Казани Ильсура Метшина и многочисленных митрополитов. Обращали на себя внимание фигуры в мусульманских одеяниях, никаких речей не произносившие, но самим своим присутствием свидетельствовавшие о том религиозном согласии, о котором за час до этого говорил Святейший. Это были верховный муфтий РФ Талгат хазрат Таджуддин, муфтий республики Камиль хазрат Самигуллин и первый зам главы СМР Гайнутдина Дамир хазрат Гизатуллин.

Первым выступил Нарышкин, который сразу же пообещал сосредоточенной поблизости республиканской элите, что «в Татарстане воссоздание и восстановление церковных святынь — это не одноразовое событие, это целенаправленная работа, рассчитанная на годы и даже десятилетия». По словам думского председателя, в РТ «не только хорошо знают и сочувствуют нуждам верующих, но и оказывают крепкую поддержку всем добрым начинаниям представителей традиционных религиозных общин. Во многом благодаря этому многонациональный Татарстан и Казань отличают межнациональный и межконфессиональный мир и согласие».

Президент РТ Минниханов начал с того, что поздравил всех православных верующих с днем явления Казанской иконы Богородицы и охарактеризовал случившееся сегодня как «историческое событие». «Святейший патриарх Кирилл сказал прекрасные слова о духовном значении Казанской иконы Богородицы для России и всего православного мира, — заметил Минниханов. — Безусловно, чудотворный образ Богоматери, обретенный в Казани в 1579 году, — величайшая общероссийская святыня, бесценное мировое достояние. Как гласит библейская мудрость, есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни. Сегодня, восстанавливая историческую справедливость, мы фактически собираем камни нашей духовности, возрождая этот всемирно известный собор». Не забыл татарстанский лидер упомянуть и о том, что «одновременно с воссозданием собора мы начинаем строительство Болгарской исламской академии».

Особенно велеречив оказался экс-президент РТ Шаймиев, предложивший вспомнить казанский миллениум. «К тысячелетию Казани был возрожден исторический Благовещенский собор, — освежил память татарстанцев Шаймиев (напомним, открывать его в 2005 году, также 21 июля, приезжал предшественник Кирилла Алексий II). — Много было споров, много было суждений, но вы сказали свое твердое слово (полуобернувшись к Минниханову). Мы построили историческую мечеть «Кул Шариф», и ей сегодня все любуются, и она ложится счастливым чувством в душе каждого из нас. Это было сделано одним указом президента Республики Татарстан…»

Припомнил нынешний госсоветник РТ и лихие 90-е, причем, что бывает теперь крайне редко, со знаком плюс. «Вообще, если подумать, что дает перестройка, вот эти процессы, начатые в 1990-е годы, они противоречивые, но это же возрождение духовности. Мы становимся другими… Мы обретаем, мы лучше становимся. И только духовное общество, люди духовные могут быть и терпимы друг к другу, и по-другому смотрят на жизнь, и обустраивают жизнь по-другому, и передают это содержание детям — будущему поколению».

«МЫ САМИ СВОИМИ РУКАМИ РАЗРУШИЛИ ЭТУ КРАСОТУ»

Точку в сиятельных монологах по обыкновению поставил патриарх Кирилл. «Мы вместе собрались вокруг этих руин, — обратился он к пастве, которая сразу начала старательно вытягивать шеи, чтобы узреть первосвятителя. — Руины всегда производят тяжелое впечатление. Руины — это результат разрушения. И обычно руины появляются после того, как по земле прошел враг. Враг уничтожает дома, храмы, заводы, фабрики. Потому что он хочет ослабить тот народ, который он завоевал. Но вот те руины, которые мы сегодня здесь, в центре Казани, видим, эти руины появились на свет не потому, что иноземные захватчики пришли в Казань, а потому что мы сами своими руками разрушили вот эту красоту. И сегодня, по прошествии десятилетий, можем сказать, что это было варварство, потому что эта красота помимо религиозного назначения является прекрасным художественным и архитектурным произведением.

А теперь давайте зададим вопрос: как же получилось, что православный народ, верующие мусульмане, как они допустили, чтобы в стране разрушались храмы и мечети? Потому что им внушили, что если вы это будете делать — вы будете счастливы. И если у вас что-то в жизни плохо, то только потому, что это старое, отжившее мировоззрение мешает вам. Снесите это с лица земли. Постройте новый мир, и в этом мире вы будете счастливы. Мы сегодня действительно воспринимаем весь этот бред как некое безумие. Мы понимаем, что нельзя поднимать руку на прошлое, на историю. Нельзя поднимать руку на произведения культуры. Нельзя поднимать руку на святые места, в которых концентрированно присутствует духовная сила народа. Ведь в наших храмах люди молились богу, они передавали свою энергию небу и получали ответ. И даже если человек не верит ни в небо, ни в душу, ни в молитву, если у него что-то остается в сердце, то, войдя в храм, он понимает, что это помещение отличается от любого другого помещения. Здесь есть некая энергетика, некая сила. А мы знаем, что это за сила.

…Мы должны дать себе слово никогда больше не соблазняться ни на какие безумные идеи, которые требуют отказа от веры, от истории, от национальной жизни и от культуры. Сейчас это непросто, потому что мы все живем в условиях глобализации. Стираются границы. Интернет, телевидение — все это способствует тому, что человек, где бы он ни был, он присутствует в едином мирском информационном пространстве, а в этом пространстве много того, что повторяет страшные заблуждения прошлого. И иным образом, под иными идеями, через иную фразеологию нас преследуют те же самые цели — разрушение духовного начала в жизни человека. Разрушение веры. Так вот мы, народ, прошедший через эту трагедию разрушения наших святынь, должны иметь такую сильную веру, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах мы не повторили прежних ошибок».

Фото: prav.tatarstan.ru

Обернувшись в сторону муфтиев, стоявших от патриарха по правую руку, Кирилл заключил: «Это не памятник только прошлому. Мы направляем свой взгляд в будущее. И мы верим, что, сочетая веру, знание, умение, образование, трудолюбие, крепкую семейную жизнь, мы сумеем мобилизовать духовные и интеллектуальные силы народа, преодолеть трудности, которые еще существуют, и построить мирную, благополучную и по-человечески счастливую жизнь, где бок о бок живут православные и мусульмане. Ведь люди, принадлежащие к исламской традиции, с такой готовностью поддержали идею воссоздания собора». По окончании патриаршей проповеди верующим, как это уже было накануне в Свияжске, предложили получить в подарок бумажные иконки с благословением первосвятителя и приложиться к святой чудотворной иконе.

СЛАВА ОБ ЭТОЙ ОБИТЕЛИ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ»

Между тем сам патриарх Кирилл направился в Раифскую обитель, посещение которой возникло в его графике спонтанно — о своем желании осмотреть монастырь он сообщил накануне уже из самолета.

«Конечно, зная, что патриарх приедет в Казань, мы ждали его, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» наместник монастыря отец Всеволод. — Его молитва очень важна для нас. Поверьте, монаху очень трудно». Священнослужитель признался, что узнал о визите Кирилла буквально за день. «Это в Казани к визиту патриарха три месяца готовились. Но у нас всегда чисто и аккуратно. Нам сложно не было показать, как мы живем, что было сделано».

Несмотря на вечер буднего дня, паломников в Раифе было предостаточно, автостоянка была забита практически до отказа. Прибыв в Раифу в сопровождении Минниханова, патриарх Кирилл сразу отправился в собор Грузинской иконы Божией Матери.

Отец Всеволод довольно эмоционально обратился к владыке: «Я понимаю, что купола сделать, храмы поднять можно очень быстро. Внутренний храм намного сложнее возвести. Как сказал один мудрец, «чтобы зажечь свечу — надо ее создать». Мы создали. И теперь хотим, чтобы здесь была полнота монашества. Это сложно. Благодаря вашим молитвам, тому, что вы человек, который заботится о монашестве, народе, Отечестве, мы хотим быть достойными послушниками вашими».

Дабы подкрепить свои чаяния, Всеволод протянул Кириллу икону Воскресенье Христово, изготовленную местным церковным иконописцем. Патриарх подарок принял, отметив ту внешнюю работу, которая была проведена, и согласился, что физически проще построить и внешне обустроить церковную жизнь, чем создать храм своей собственной души.

«Здесь самая тяжелая работа, наибольшее количество соблазнов, препятствий. И каждый, кто встает на путь создания внутреннего духовного храма, знает, с каким огромным количеством трудностей он сталкивается. Для этого обители и создаются, чтобы человек, уйдя в монастырь, мог создать внешние благоприятные условия для своего внутреннего духовного возрастания».

Кирилл отметил, что отличает Раифскую обитель: «Многие люди сюда приезжают и, приехав один раз, возвращаются снова и снова. И слава об этой обители распространяется по всей нашей земле».

Благословив, патриарх подарил монастырю икону святого Тихона Радонежского и пошел осматривать окрестности, но уже без объектива телекамер. Зашел в Троицкий собор, заглянул в то место, где прихожане литрами развозят святую воду из источника, и пошел в гости в детский корпус при Раифском монастыре. Правда, все дети уехали в «Артек», осталось только двое подростков. Один заболел и не смог отправиться с остальными, у другого обнаружились проблемы с документами. Тем не менее ребятам повезло. Кирилл подарил корпусу огромный телевизор и благословения. После чего кортеж из двух микроавтобусов и полицейского джипа сопровождения покинули монастырь, на чем визит патриарха в Татарстан и завершился.