Москвичам досталось солидное хозяйство: двухэтажное здание нижнекамского автовокзала на 32 тыс. кв. м с кассами, справочной и двумя залами ожидания, 5,5 тыс. кв. м территории посадки и 18 тыс. «квадратов» зоны отдыха

СПАСЕНИЕ ОТ КРАХА

Нижнекамский автовокзал не сегодня-завтра перейдет в новые руки — об этом стало известно в понедельник на пресс-конференции, которую провел гендиректор ПАТП-1 Марат Галиахметов. Арендатором автовокзала, а в скором будущем и его собственником станет московская компания «Евроэкспресс», обещающая поднять качество услуг на новый уровень. Москвичам досталось солидное хозяйство: двухэтажное здание на 32 тыс. кв. м с кассами, справочной и двумя залами ожидания (на 200 и 100 человек), 5,5 тыс. кв. м территории посадки и 18 тыс. «квадратов» зоны отдыха.

Гендиректор компании Артем Бадалян объяснил интерес к Нижнекамску тремя факторами. Первая: «Транспортная система города не развалена. Мы работаем в 22 регионах, во многих городах трамвайные пути спиливаются, троллейбусные сети демонтируется в угоду частным мелким перевозчикам». Во-вторых, сыграла роль достаточная численность населения. Третья причина, скорее всего, стала главной. Компания в перспективе намерена создать в Нижнекамске по примеру крупных городов транспортный пересадочный узел (ТПУ) для всех видов транспорта, и руководство города одобрило идею. А вот к железнодорожному вокзалу, находящемуся в этом же здании, москвичи интереса не проявили.

Артем Бадалян (слева) и Марат Галиахметов (второй справа)

Любопытно, что еще в июне 2015 года в интервью «Нижнекамской правде» Галиахметов заверял, что не заинтересован продавать автовокзал. Нынешнее решение он объяснил требованиями законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и пассажирских перевозок, а также огромными убытками от обслуживания объектов. АО «Нижнекамское ПАТП-1», в 1993 году учрежденная минземимуществом РТ, сегодня принадлежит физлицам, как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Галиахметов, не называя имен. В 2014 году, по данным «Контур-Фокуса», компания показала убыток в 15,1 млн. рублей, ныне ежегодный убыток сам гендиректор ПАТП-1 оценивает в 4 млн. рублей. По его словам, договор с МАВ «Нижнекамск» был подписан исключительно из соображений бизнеса, однако социальную ответственность варягов, видимо, проконтролирует город — в администрации у инвесторов тоже было несколько предварительных встреч.

НА АВТОБУСЕ ВМЕСТЕ СО СТЮАРДОМ

Работники ПАТП-1 переходят в новую компанию: в штатном расписании — 57 сотрудников. Время работы вокзала продлят до 23 часов, поскольку уже ко Дню города планируется открытие 5 дальних маршрутов — в Москву, Волгоград, Тюмень, Сургут, Сыктывкар с промежуточными заездами в Челны, Елабугу, Казань. План-максимум — организовать маршруты еще и в Нижний Новгород с Чебоксарами. Позже запустят международные маршруты — в Актюбинск, Астану и Алма-Ату.

Компания «Евроэкспресс» обещала поднять качество услуг на новый уровень

Реконструкция вокзала уже началась — потрачено примерно 6,5 млн. рублей: установили новую навигацию, системы видеонаблюдения и голосового оповещения, обустроили кассы, заменили коммуникации. Планируется создать зоны, как в аэропортах, чтобы разделить потоки приезжающих и уезжающих. Обязателен Wi-Fi — уже подписан договор с одной из компаний. Пассажиры будут на новых автобусах с биотуалетами и стюардессами. Рассматриваются два варианта: машины от испанской Beulas и китайской Higer. Китайский автобус на 52 места обойдется в 15 млн. рублей, испанский с 93 местами — в 27 миллионов. «Это перевозки на другом качественном уровне, и мы просто уверены, что хотя бы этим качеством своего пассажира найдем», — сказал гендиректор «Евроэкспресса». Стоимость билета в Москву — на уровне 2 тыс. рублей. По словам Бадаляна, автобусные компании всегда привязывают стоимости билета на дальние расстояния к цене плацкарта. «До Москвы 1100 километров: если разделить стоимость билета на эту цифру, и двух рублей за километр не выходит, а по Татарстану перевозчики работают уже по 2,2 - 2,5 рубля за километр пробега», — подсчитал он.

Сейчас «Евроэкспресс» ведет переговоры с перевозчиками, в частности с четырьмя филиалами «Башавтотранса». Их пригласили, чтобы они начали разрабатывать маршруты либо с конечной точкой в Нижнекамске, либо с включением его в свою карту маршрутов. По поводу возможного удорожания билетов новое руководство успокоило: ни на один рубль стоимость поднимать не будут. Правда, Бадалян оговорился: «Если только сам перевозчик не повысит ставку. Если вы услышите или увидите, что произошло подорожание билета, это точно не к нам, это к перевозчикам. Мы к подорожанию никакого отношения не имеем!»

Реконструкция вокзала уже началась — потрачено примерно 6,5 млн. рублей

БАДАЛЯН И КОМПАНИЯ — НОВИЧКИ НА РЫНКЕ

Работа москвичей в Нижнекамске началась с регистрации в июне нового юридического лица — компании «Международный автовокзал города Нижнекамска», директором которого стал совладелец «Евроэкспресса» и партнер Бадаляна Эдвин Аванесов. По данным системы «Контур-Фокус», Бадалян также учредитель еще 9 компаний, среди которых два международных автовокзала (МАВ) — в Ангарске и Череповце. ООО «Медиаком» с неопределенным видом деятельности принесло Бадаляну в последнем отраженном документально году — 2013-м — 8 тыс. рублей. В железнодорожном транспорте интересы инвестора представлены ООО «Евразийская Грузовая Компания», которое тоже работает без видимой рентабельности. Система свидетельствует, что локомотивы и вагоны для перевозок Бадалян производит сам — с таким ОКВЭДом работает его ООО «МосМашХолдинг», финансовые результаты те же — 23 тыс. рублей положительного баланса за 2013 год. Через ООО «ТД Вагонторг» предприниматель реализует железнодорожный транспорт и комплектующие, однако выручка компании за 2013-й составила 24,1 млн. рублей — видимо, Бадаляну удалось продать за год 1 - 2 вагона.

Идею создания сети автовокзалов Бадалян и компания начали активно продвигать от лица его ООО «ЕвроЭкспресс» в прошлом году. По словам предпринимателя, «Евроэкспресс» сейчас занимается строительством автовокзала в Ангарске и Иркутске, где планируется построить аж четыре вокзала. Кроме того, «Евроэкспресс» представил на рассмотрение в Ханты-Мансийский округ проект по строительству вокзала в Сургуте. В апреле 2015-го Бадалян, судя по офиицальным базам данных, искал соинвестора для строительства автовокзала в городе с населением 300 тыс. человек. Ангарск, Череповец и Нижнекамск попадают под этот параметр, можно заключить, что такие города среднего размера инвестор считает оптимальными для входа на рынок междугородних перевозок.

Артем Бадалян: «Если вы услышите или увидите, что произошло подорожание билета, это точно не к нам, это к перевозчикам. Мы к подорожанию никакого отношения не имеем»

В своем прошлогоднем обращении Бадалян предлагал потенциальному инвестору вложиться на сумму от 60 до 100 млн. рублей: на 60 млн. он обещал построить двухэтажный вокзал, на 100 млн. — трехэтажный с гостиницей и подземной парковкой. При этом в предложении он отмечал, что здание старого автовокзала планируется выкупить без торгов и тендеров по прямому договору, снести его и за полгода построить новый. Возврат инвестиций потенциальному партнеру Бадалян сулил в течение года со дня открытия, обеспечив удвоение пассажиропотока (с 3 - 7 тыс. человек в сутки до 6 - 14 тыс. в зависимости от сезона). При наличии ресурсов у соинвестора автор идеи предлагал построить параллельно и второй автовокзал — в областном центре той же области, с перспективой монополии на междугородние перевозки по основному маршруту. При этом инвестиции он готов был делить напополам. Судя по всему, инвесторы нашлись, хотя и не паритетные, как хотелось Бадаляну. В МАВ «Нижнекамск» инициатор вложился на 60%, еще по 20% взяли на себя Эдвин Аванесов и Дмитрий Близнюк. С ними же и на тех же условиях Бадалян учредил в июле ООО «Автофлот АК-1601» под основным ОКВЭДом «деятельность прочего сухопутного транспорта». Отметим, что и все три международных автовокзала были зарегистрированы в течение полугода.

ВАРЯГИ ПОСУЛИЛИ ПЕРЕВОЗЧИКАМ САМЫЙ НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ ЗА СВОИ УСЛУГИ

Как рассказал Бадалян, у него в Нижнекамске до знакомства с Галиахметовыми не было друзей. По словам гендиректора нижнекамского ПАТП Юрия Иванова, инвесторы появились в городе всего два месяца назад, сказать о них совершенно нечего. «Деньги они уже вкладывают, посмотрим, что будет дальше, планы у них большие, а других междугородних перевозчиков в городе нет», — отказался от оценки ситуации Иванов. «Мне о них ничего неизвестно, кроме того, что они сами рассказали, — сообщил Галиахметов. — У нас договорные отношения, никаких рисков для нас нет, никаких сомнений пока нет. Город мы информировали, одобрение от руководства получено. Все встречные предложения и намерения известны, в том числе рассматривались предварительные эскизные проекты. Администрация считает, что в Нижнекамске должен быть единый транспортный узел. Пока мы передаем автовокзал просто в аренду, в дальнейшем выкуп предполагается, но окончательного решения нет. Сумму назвать не могу. В реконструкцию комплекса они готовы инвестировать до 150 миллионов. Средств, которые автовокзал выручал, не хватало для самодостаточного существования. Это связано и с содержанием, и с развитием сети, на что нужны инвестиции. Мы как перевозчики к таким инвестициям готовы не были, наша основная задача — развитие и модернизация автопарка. Мы работаем не только на межгороде, большой объем перевозок у нас в промышленную зону, и операционная деятельность вокзала была чрезмерной нагрузкой». Галиахметов подтвердил, что конкурентов у Бадаляна в Нижнекамске не будет. Сам ПАТП-1 останется работать на своих маршрутах, пользуясь услугами МАВ: «Они будут работать и с нами, и других перевозчиков привлекать, и сами будут заниматься перевозками. В Нижнекамске без развития маршрутной сети реализовать рентабельный проект невозможно, поэтому их главная задача — это расширение сети и рост пассажиропотока».

Время работы вокзала продлят до 23 часов, поскольку уже ко Дню города планируется открытие пяти дальних маршрутов — в Москву, Волгоград, Тюмень, Сургут, Сыктывкар с промежуточными заездами в Челны, Елабугу, Казань

Напомним, подобный проект развития межрегиональной сети автобусных перевозок заявляли РЖД. Бадалян таким образом пытается сегодня перехватить инициативу у федерального гиганта, который в лице ООО «РЖД-Трансфер» заходил и в Нижнекамск, и в Набережные Челны с громкими заявлениями, но чересчур замешкался на старте. По словам Галиахметова, «РЖД-Трансфер» — уже отыгранная фишка: «С „РЖД-Трансфер“ мы познакомились несколько лет назад, но они не смогли ничего представить. Возможно, структура РЖД слишком громоздкая, а МАВ „Нижнекамск“ — компания самостоятельная и независимая в своих действиях и ресурсах. Шанс у них есть».

Любопытно, что будущий оператор автовокзала пообещал перевозчикам самый низкий в республике, если не в России, процент за свои услуги. «По договору для всех перевозчиков установлен 15-процентный комиссионный сбор, — подтвердил Галиахметов. — Не скажу за всю Россию, но ни на одном вокзале Татарстана я такого процента не встречал. Закамская зона работала и работает на 18 процентах. Мы сами как оператор брали 18 процентов. Казань и другие регионы работают на 20 процентах. А сейчас категорично было заявлено 15 — на таком проценте мы работали примерно лет 13 назад. Я думаю, поднимать процент впоследствии они не станут, у меня нет поводов для таких сомнений». Сам Бадалян был категоричен: «Хочу подтвердить еще и перед телекамерами, что никогда, ни при каких обстоятельствах, ни при каких форс-мажорах, инфляции мы процент выше 15 повышать не будем!»

Работники ПАТП-1 переходят в новую компанию: в штатном расписании — 57 сотрудников

«ЭТИ МОСКВИЧИ НЕ ЗНАЮТ, КУДА ДЕНЬГИ ДЕВАТЬ»

Перевозчики относятся к новоприобретателям вокзала настороженно. Председатель ассоциации некоммерческого партнерства «Союз камских перевозчиков» Николай Тятюшкин по поводу перспектив нижнекамского автовокзала высказался весьма скептически: «Наверное, этому Бадаляну не хватило места в Москве. Эти москвичи не знают, куда деньги девать. Но так как ни в Нижнекамске, ни в Челнах большими деньгами не пахнет, то будет, скорее всего, такой сценарий: Бадалян вложится, но когда увидит, что отдачи нет, и у наших последнее отберет, то сам слиняет. Ну нет такого оборота в этой сфере в нашем регионе. А у них же менталитет московский. В свое время казанцы хотели в Челны прийти в городские перевозки. Узнали, какой на пазике план, и у них сразу аппетит пропал».

Деньги — не единственная проблема. Тятюшкин высказался и об отсутствии бытовой культуры, приведя в пример собственную практику. Когда-то предприниматель взял для городских перевозок туристические автобусы с мягкими сидениями, но на следующий же день чехлы изрезали, стены исписали. Нижнекамск может вспомнить и другой аналогичный случай — нижнекамские вандалы вырвали накладки на десятке сидений новых трамваев.

Если Бадалян выкупит вокзал, у ПАТП-1 убытков будет еще больше, уверен Тятюшкин. На содержание вокзала деньги будут брать с перевозчика, а они — с пассажира: «Весь бизнес у вокзала — 15 - 20 процентов от стоимости билета. Если они весь серый бизнес, даже велосипедистов, которые между городами возят, загонят на вокзал и возьмут с них процентов 25, а перевозчик поднимет цену проезда, тогда, может, и пойдет дело у них. Так что за все будет расплачиваться пассажир. Но, скорее всего, пассажиры просто разбегутся, уйдут на поезда или на такси».

Фото: e-nkama.ru