Победителем конкурса на лучший вопрос главе издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирине Прохоровой стал эксперт по развитию велоинфраструктуры Фарид Ахметов. Он спросил: «Как прокомментируете официальную версию «национальной идеи» России — «Патриотизм», какой вариант национальной идеи вы могли бы предложить к обсуждению?» Победителю вручен приз — фирменные часы «БИЗНЕС Online».
Фарид Ахметов
«ПРОВОДИЛ СОРЕВНОВАНИЯ ПО ВЕЛОСПОРТУ И ПОЛУЧИЛ СТАТУС СУДЬИ»
— Фарид, расскажите о себе.
— Родился и вырос в Казани, окончил физический факультет КГУ и получил специальность «инженер-радиофизик». Три месяца проработал по специальности в издательстве «Идель-Пресс» и понял, что это такая немаленькая нагрузка — первая смена начиналась в пять часов утра, а по деньгам мотивация вообще не вязалась с нагрузкой и режимом работы. Оборудование там довольно сложное и разнообразное, а поломку надо устранять срочно. И я понял, что до электронщика-профессионала с соответствующей зарплатой надо расти не менее трех лет.
— А по молодости лет ждать не хотелось...
— Да. И я, как и многие молодые люди в конце 90-х - начале 2000-х годов, был привлечен растущим потребительским рынком — конкретно в магазин спортивного снаряжения, потому что спорт меня всегда привлекал. Хотелось профессионального роста — стать менеджером по закупке спортинвентаря, но не сложилось. И я ушел в свободные продажи, какое-то время поработал на рынке B2B — продавал услуги ремонта вентиляционных систем, потом — строительные материалы. Хотелось какого-то конструктива, ведь в душе я все-таки инженер, и я перешел на работу в компанию «Теплант», производящую сэндвич-панели. Но, честно говоря, было какое-то неудовлетворение...
— В чем же нашли удовлетворение?
— Параллельно с работой я занимался устройством спортивных мероприятий. Войдя в велосообщество Казани, увидел, что эту культуру надо поддерживать. В команде энтузиастов я участвовал в организации велосипедных соревнований: мы проводили гонки, трассировали велосипедные маршруты для маунтинбайка. В течение нескольких лет я проводил соревнования по велоспорту и получил статус судьи соревнований, а в прошлом году выполнял функции главного судьи в рамках чемпионата Татарстана. В парках Казани нами были разработаны трассы и открыты интересные участки рельефа, где можно и тренироваться, и проводить соревнования. В этом году тоже планирую проводить соревнования.
«В КАЗАНИ НЕ РАЗВИТА ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА»
— Любителей велоспорта в Казани много?
— Относительно много. Из форума велолюбителей выросла НКО «Велоклуб «Негонки», представителем которой я являюсь по вопросам развития велоинфраструктуры. Вокруг НКО образовалось несколько команд общественных активистов. Каждая команда ведет свой проект: «Открытие велосезона», «Кубок Шурале», «Введенский марафон», детские велогонки «Обгоняйка». К сожалению, в Казани не развита инфраструктура для велоспорта и велосипедистов, доказательство этому — слабый спрос на рынке велоснаряжения, что, в свою очередь, является маркером невысокой развитости массового спорта в регионе. И нашей задачей стало развивать велокультуру, лоббировать развитие велоинфраструктуры и организовывать велособытия.
На соревнования к нам приезжают спортсмены и велолюбители из соседних городов — Набережных Челнов, Йошкар-Олы, Чебоксар, Волжска, Самары. А мы, в свою очередь, ездим к ним. И даже сложилась такая велоспортивная межгородская культура. Но, к сожалению, в определенной мере спортивный рост ограничен тем, что детско-юношеская школа по велоспорту в Казани закрылась в 90-е и до сих пор так и не открылась. Это при том, что маунтинбайк, кросс-кантри и BMX являются олимпийскими видами спорта. Более того, это популярные массовые виды спорта, что ставит их в приоритет. Здесь у нас просто провал.
— Республика тратит деньги на футбол и хоккей...
— Да, но по сравнению с бегом, лыжным спортом и велоспортом хоккей не является массовым видом спорта! Он дорогой и требует специальной инфраструктуры. А целью развития является все-таки массовый спорт, потому что он доступнее и полезнее для человека, особенно если проходит на свежем воздухе — в парках и на рекреационных территориях. Здоровый человек выгоден государству, потому что меньше надо тратиться на здравоохранение и больничные, у здорового человека чище в голове, он лучше работает.
— Вы сказали, что группа энтузиастов строит инфраструктуру для велоспорта в парках. Кто-то вас спонсирует? Или своими руками все делаете?
— Соревнования традиционно поддерживаются несколькими спонсорами. Сами же трассы для маунтинбайкинга и кросс-кантри делаются просто на рельефе. И мы действительно все делаем своими руками. Команда Наталии Фишман сейчас тоже планирует делать объекты спортивной инфраструктуры для велоспорта. Мы сотрудничаем с ней с самого начала ее приезда в Казань.
— Считаете, что той инфраструктуры для велоспорта, которая есть сегодня в Казани, недостаточно?
— Конечно! В первую очередь надо говорить даже не о спортивной инфраструктуре, а о транспортной и социальной велоинфраструктуре на улицах города: о велопарковках, о развитии комплексной сети велодорожек (безопасных, экологичных, удобных), о полноценной навигации. Того маленького кольца велодорожки в 3 километра, который сейчас построен, явно недостаточно.
Основываясь на опыте трассировки велотрасс, я пришел к пониманию того, что, вопреки сложившемуся мнению, реализовать удобную и безопасную велоинфраструктуру в Казани вполне реально: недорого, эффективно и достижимо в горизонте трех-пяти лет. В центре города это можно спроектировать и построить за один-два года. Сейчас я активно добиваюсь реализации этих проектов и наработок. Кстати, это происходит и через вашу газету. Я все-таки рассчитываю, что мэр Казани пойдет нам навстречу. Можно получить ощутимые результаты, если с умом подойти к этому делу.
— Велоспорт — это для души, а чем вы сегодня зарабатываете себе на жизнь?
— Я зарабатываю деньги в одном направлении, а общественной работой занимаюсь в другом. Хотелось бы, конечно, это соединить... В одно время я работал торговым представителем завода, потом — менеджером объекта в строительно-монтажной организации. Сегодня я курирую административную деятельность в казанском ротари-клубе и сотрудничаю с командой талантливого архитектора Эрика Терегулова. Но все-таки душа зовет профессионально заниматься проектированием велоинфраструктуры.
«У НАС КАЖДЫЙ ГРЕБЕТ ПОД СЕБЯ»
— Книгоиздателю Ирине Прохоровой вы задали вопрос о национальной идее России. Чем он вызван?
— В своем вопросе я оттолкнулся от философов Древней Греции в том, что есть материальный мир и мир идей. Мир идей — это форма, она наполняется материальным содержанием. Идея, безусловно, преобладает над материальным. На данный момент, к сожалению, в нашем обществе нет конструктивных массовых идей, которые способны объединить людей. У нас преобладает потребительский тренд — каждый гребет под себя.
Предложенная президентом РФ идея патриотизма в качестве национальной идеи какая-то нерабочая и утилитарная. Ведь и пигмеи тоже патриоты своего племени, и волки — патриоты своей стаи... Для России с ее богатой историей и культурой из этой версии ничего продуктивного не следует. Мне кажется, что это был просто ответ на запрос общества на национальную идею. Покопались в кармане и вытащили первое попавшееся...
Кроме того, слова и термины, в том числе и слово «патриотизм», разными группами людей трактуются по-разному, и это тоже может создать конфликтную ситуацию в обществе. Одни понимают патриотизм так: мы всех сильнее, мы всех победили. Это некая гордость за общность. А кто-то копает глубже: патриотизм — это любовь к культуре страны в широком смысле этого слова — к культурным и научным достояниям, к богатству традиций, к разнообразию природы. И когда это заменяется утилитарным «Мы сильнее других», это, конечно же, не национальная идея для страны.
Если честно, я изначально рассчитывал с большой долей вероятности, что стану победителем в вашем конкурсе, потому что национальная идея — это очень актуальная тема на сегодняшний день.
«„БИЗНЕС ONLINE“ НАДО ЧАЩЕ РАСКРЫВАТЬ ТЕМУ ЭКОЛОГИИ»
— Как давно и как часто читаете «БИЗНЕС Online»? Что думаете о нашей работе?
— Вашу газету читаю на протяжении четырех лет. У вас встречаются интересные аналитические статьи по экономике, социологии. «БИЗНЕС Online» — это весьма влиятельная и крупная газета в Поволжье, тот спектр информации, который вы выводите, очень интересен для широкой аудитории. Лично мне интересно читать материалы по экономике и социологии, по городской среде. Меня устраивает в газете все, что есть.
— Какие-то предложения редакции есть?
— Мне кажется, что вам надо чаще раскрывать тему экологии, потому что она является базовой для всех людей разных интересов и социальных групп. Казань обладает уникальными экологическими характеристиками, которые нужно ценить, — это близость воды, набережные, лесопарки, рекреационные ресурсы, богатый рельеф. Считаю, у нас не хватает средств массовой информации, которые регулярно акцентировали бы внимание на вопросах экологии и призывали бы людей к бережному отношению к природе. Эту культуру надо взращивать. Искренне желаю, чтобы Казань начала позиционироваться как экологически чистый город — это выгодно для всех.
— Фарид, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.