Масла в огонь наметившейся конфронтации между КГМУ и КФУ подлило накануне на пресс-конференции руководство казанского меда. Если коротко, то его позицию можно сформулировать так: «Почему классическому университету — все, а нам — ничего?» Как узнала корреспондент «БИЗНЕС Online», безуспешны пока и попытки вернуть в лоно КГМУ три казанские клиники — казанский мед получает отпор из федерального ведомства здравоохранения.
Алексей Созинов: «Возвращение клиник в собственность медицинского университета — не столько требование технологическое, сколько стремление сохранить некие исторические приоритеты и справедливость»
«КОНКУРЕНЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЕСТНОЙ И В ФИНАНСОВЫХ ПОДХОДАХ, И В ПОДДЕРЖКЕ»
На пресс-конференции руководства КГМУ, которая, по задумке, должна была быть посвящена исключительно приемной кампании, всплыла история о том, как прославленный мед добивается возвращения под свое крыло так называемого комплекса клиник КГМУ. Ректор вуза Алексей Созинов упомянул возникшую между КГМУ и Институтом фундаментальной медицины и биологии КФУ «здоровую конкуренцию» (это выражение использует, характеризуя отношения с КГМУ, ректор КФУ Ильшат Гафуров). И все бы ничего (ведь вопрос, казалось бы, уже рассмотрен со всех сторон), однако тут слово взял декан лечебного факультета Андрей Зефиров: «Это отлично! Конкуренция — двигатель, который позволит нам двигаться вперед. Но! Конкуренция должна быть честной! И в финансовых подходах, и в поддержке». Далее он рассказал о малоизвестных неудачах КГМУ: «Вот мы, например, не можем никак получить клиники, которые ранее были нашими. Конечно, если бы наше руководство республиканское, министерство здравоохранения помогли бы ускорить этот процесс, мы смогли бы значительно продвинуться вперед».
В речи Зефирова был явный намек на идущую полным ходом медицинскую экспансию КФУ, который присоединил к своему медподразделению целый конгломерат профильных республиканских и городских учреждений. Напомним, в апреле 2015 года выяснилось, что КФУ станет «хозяином» РКБ-2, известной в народе как «обкомовская» больница. Было заявлено, что РБК-2 будет университетской клиникой. Немаловажным аргументом в пользу реформы была возможность получить миллиарды рублей на модернизацию из федерального бюджета — уже по линии минобразования, а не минздрава. По данным «БИЗНЕС Online», речь шла о 5 - 7 млрд. рублей. Полноценную работу университетская клиника начала 1 января 2016 года, причем к РКБ добавились поликлиника №2 и БСМП-2. Частью медицинского кластера КФУ в ближайшее время станет и здание бывшего военного госпиталя. В мае этого года в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Гафуров сообщил, что текущий бюджет университетской клиники — 1 - 1,2 млрд. рублей без учета дополнительного оборудования.
В классическом университете, судя по тональности высказываний его руководства, уверены, что с появлением клиники получили серьезное превосходство над КГМУ: «Мы имеем собственную клинику, которой нет у медицинского университета, — говорил буквально неделю назад Гафуров. — У нас единичный университет, имеющий собственные клиники, где студенты могут практиковаться. Клинику мы рассматриваем в том числе как базу для подготовки специалистов и как базу для трансфера совершенно новых медицинских технологий. Это единственная федерального уровня клиника на территории нашей республики».
Видимо, такое положение дел все же задевает коллектив КГМУ.
ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Руководство меда давно не скрывает, что для него медицинские устремления КФУ — «эмоционально окрашенный вопрос». Это проявилось и на пресс-конференции. Когда журналисты попросили уточнить, о возврате каких клиник идет речь, Зефиров ответил весьма экспрессивно: «Нам всем очень обидно, что уже десяток лет не решается вопрос даже не о том, чтобы нам заново дали клиники, а о том, чтобы вернули те, которые некогда забрали». Созинов уточнил, что возврату препятствует юридическая проблема. Он напомнил, что клиники, которые расположены на улицах Толстого, Бутлерова и Горького, построены на деньги мецената Ивана Алафузова. Впоследствии они были завещаны медицинскому факультету Казанского императорского университета (получается, Гафуров вполне может предъявит претензии и на эти здания? — прим. авт.), а при советской власти переданы министерству здравоохранения татарской автономной ССР как РКБ. «И с тех пор они развиваются, сохраняя название Клиники медицинского университета, при том это государственное учреждение здравоохранения, которое полностью принадлежит Татарстану», — подчеркнул Созинов. Речь идет о Детской клинике им. Меньшикова, Урологической клинике им. Вишневского и Роддоме №3 им. Груздева. В каждой из них действуют кафедры медуниверситета.
В 2011 году КГМУ при поддержке президента РТ Рустама Минниханова сформулировал предложение о возвращении клиник в федеральную собственность с оперативным управлением медуниверситета. «Речь шла о возможности передачи собственности Татарстана, имущественного комплекса с государственным заказом минздраву России, но уже тогда — а сейчас тем более — эта передача воспринималась минздравом России как дополнительное финансовое бремя, — грустно заметил ректор. — При этом подчеркну, что возвращение клиник в собственность медицинского университета — не столько требование технологическое, сколько стремление сохранить некие исторические приоритеты и справедливость».
Напомним, что в мае 2016 года президент РТ, осматривая исторический центр города, обратил внимание на состояние комплекса данных клиник и поручил отремонтировать эти здания. Сегодня Созинов сообщил, что особого продвижения в вопросе нет: «Разрабатывается проектно-сметная документация — это довольно длительный процесс, а с мая прошло всего два месяца. Когда она будет готова, появятся график, порядок ремонта и те объемы, которые потребуются. Я думаю, это произойдет в конце текущего года с возможным включением в бюджет 2017-го».
И ВРАЧ, И ДОБРЕЙШЕЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК
Учебную тему все-таки не обошли. Созинов рассказал, что принес первый приказ о зачислении-2016. Счастливчиками стали 15 победителей всероссийских олимпиад, которые прошли без конкурса. А в целом, как и ранее, — все тот же высокий конкурс, все те же абитуриенты с высокими баллами. Однако ректор рассказал об интересном новшестве. В этом году на базе казанского меда создается кафедра медицинской биоэтики ЮНЕСКО. «Чаще всего жалобы на здравоохранение связаны с нарушением этических норм, с коммуникациями между врачом и пациентом, — объяснил Созинов. — С этой точки зрения появление у нас первой в России кафедры ЮНЕСКО — очень важный шаг. Мы заслужили это право, проведя большую работу как публичную, принимая международные и российские крупные мероприятия, так и путем внедрения программ ЮНЕСКО в преподавание». Отметим, что таких кафедр в мире всего 12, и напомним, что Созинов еще с 2003 года — председатель этического комитета при министерстве здравоохранения РТ. Добавим, что появление кафедры биоэтики выглядит символично и своевременно на фоне сотрясавших в последние годы медицинскую отрасль РТ скандалов из разряда «врач vs пациент».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.