«РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КОЛОНИЗАЦИЮ СИБИРИ ВСЕ ЭТИ 400 С ЛИШНИМ ЛЕТ ПРЕПОДНОСИЛА В ОПРЕДЕЛЕННОМ КЛЮЧЕ»

К истории татар Ермак имеет прямое отношение, потому что это связано с историей татар, проживающих в Сибири, с Сибирским ханством. Какую роль играет присоединение огромной Сибири к Московскому царству, я думаю, тоже понятно. Что касается якобы татарского происхождения Ермака, то это не до конца изученный вопрос. Есть версия, что татарский князь Едигер, который сбежал из Сибирского ханства, когда туда пришел Кучум, якобы и есть Ермак, вернувшийся отвоевать ханство. Но я думаю, что это просто версия, которая не имеет отношения именно к реалиям истории. Но по поводу татарского происхождения не могу однозначно сказать нет. Мы знаем, что казаки изначально были тюркского происхождения.

Конечно, о Ермаке не так много правдоподобных сведений, его появление на исторической сцене случилось незадолго до событий 1582 года, когда он пришел со своим сравнительно небольшим отрядом и направился покорять Сибирское ханство. Эти события более или менее описаны в сибирских летописях. Что касается его происхождения и того, кем он был до описанных событий и чем занимался, то таких достоверных сведений немного. Он стал известен после того, как на Волге напал на караван богатого ногайца. За это он и его сподвижники были наказаны Иваном Грозным, потому что взаимоотношение с Ногайской Ордой имело большое значение. Это было большим превышением со стороны Ермака. За это он был приговорен к смертной казни. Возможно, его уход к купцу Строганову связан с этими событиями и бегством от такого наказания.

Почему его не любят сибирские татары? Здесь тоже момент такой неоднозначный. Российская историография колонизацию Сибири все эти 400 с лишним лет преподносила в определенном ключе. Естественно, Ермак расписывается как герой, подвижник и так далее. Что касается татар в Сибири, то было одно из государств татар — Сибирское ханство, и последним его правителем был знаменитый хан Кучум.

Когда Ермак пришел на эти земли, то, естественно, как и любой завоеватель, он присоединял данные территории при помощи меча. Хотя сейчас пытаются объяснить завоевание как добровольное присоединение, но на самом деле это не так. Поэтому многие народы, в том числе сибирские татары, оказали сопротивление Ермаку. Но хан Кучум потерпел поражение. Надо сказать, что в легендах сибирских татар Ермак не предстает однозначно отрицательным героем, потому что политика Кучума некоторыми беками и мурзами воспринималась тоже как завоевательская.

Уже на протяжение многих лет идет волна разговоров — ставить памятники Ермаку или нет. Вопрос поднимается и в Тобольске, и в Тюмени, и теперь уже в Омске. Совершенна согласна с мнением всемирного конгресса татар о том, что необходимо ставить памятники не тем людям, которые не столь однозначны, как Ермак, а тем людям, которые сделали много дел на благо общего нашего многонационального российского народа. Туда входят и русские, и татары, и так далее. Генетическая память о тех событиях передается из поколения в поколение. Это вызовет боль, это вызовет некий негатив. Ставить памятники людям, которые могут будоражить память о не самом лучшем моменте, вызывающем неприятие, раздор и так далее, не стоит. Нам сейчас необходимо проводить акции, которые направлены на то, чтобы объединить народ, а не на то, чтобы разъединить его.

Зайтуна Тычинских, к.и.н., доцент Тобольского педагогического института им. Менделеева,
руководитель центра по изучению историко-культурного наследия сибирских татар

Фатих Сибагатуллин Фатих Сибагатуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕРМАК БЫЛ, ГОВОРЯ ПО-СОВРЕМЕННОМУ, БАНДИТОМ»

Я изучал Ермака. Он казак, татарин по происхождению. Его называют Ермак Тимофеевич. Тимофеевич — отчество. Я спрашиваю у людей, которые его русским считают: а какая у него была фамилия? Его фамилия была Җапый. В моей деревне до сих пор есть люди по прозвищу Жупый. А по-русски Ермака называли неприличным словом на букву Ж. Я читал это в источниках. Он был, говоря по-современному, бандитом. Был в охране Строгановых. Они тоже были татарами. Осваивали Урал, искали полезные ископаемые, добывали соль. Есть же у нас сейчас службы безопасности, ЧОПы разные, так вот выполнял такую роль. Был главой охраны. Казак, татарин, православный Ермак Тимофеевич. Работать охранником ему надоело — и, собрав всех крутых, они пошли за Урал. А это было непросто сделать, ведь реки кругом. Его шайка несла на руках лодки.

Что касается установки памятника, я считаю, что в Омске он не должен стоять. Если и ставить его, то в районе Тюмени. Оттуда ведь Кучум-хан сбежал, как пишут русские летописи. Ермак не смог до конца добить Кучум-хана. Мне бы и в голову не пришло ставить памятник в Омске. Где Тюмень и где Омск? Новосибирск еще куда ни шло.

Я считаю, что не надо ему устанавливать памятники. А уж если ставят, то должны знать — они ставят памятник татарину. Хотя перед татарами у него нет никаких заслуг. Он воевал против них. Хоть Ермак и кряшен, даже имя его взято от татарского слова «иярмәк», то есть «идущий следом», но у него нет заслуг перед татарами. Я думаю, что решение установить памятник носит цель посеять вражду между русскими и татарами. В этих вопросах я бы посоветовал быть осторожнее. Пусть берут пример с Татарстана. Недавно приезжал к нам патриарх. У нас равенство православия и ислама. Никого не обижают, не сопоставляют друг с другом. Кто хочет стравить народы? Не знаю, не думаю, что это рука Москвы. Кому-то из местных выгодно, чтобы был скандал.

Поставить рядом с Ермаком памятник Кучуму? Ни за что! Он же сбежал, потом, конечно, вернулся, но было уже поздно. Я бы ни за что не поставил памятники и Николаю II, и Горбачеву — они все потеряли страну.

Фатих Сибагатуллин, депутат Госдумы