Исполком Казани и комитет земельных и имущественных отношений через арбитраж требуют признать возведенный на месте существовавшего с 1935 года туалета объект самовольной постройкой и привести его в первоначальное состояние, а землю вернуть городу Исполком Казани и комитет земимущества требуют снести туалет, а землю вернуть городу

ТРЕХЛЕТНЯЯ ТУАЛЕТНАЯ ВОЙНА

Сразу два иска в Арбитражном суде РТ получил собственник единственной постройки внутри Ленинского садика, предприниматель Зуфар Гибадуллин. Исполком Казани и комитет земельных и имущественных отношений через арбитраж требуют признать возведенный на месте существовавшего с 1935 года туалета объект самовольной постройкой и привести его в первоначальное состояние, а землю вернуть городу.

Земельный участок площадью 148 кв. метров в углу Ленинского садика (напротив театра оперы и балета им. Джалиля) с расположенным на нем непримечательным строением 1935 года бизнесмен выкупил у города на аукционе еще в 2009 году. На этой базе Гибадуллин решил построить целый комплекс, включающий в себя в качестве дополнения к туалету кафе-бар и цветочный магазин. В 2012 году предприниматель под видом реконструкции имеющейся постройки начал активное строительство (подрядчиком работ выступало ООО «СтройИнвест»), завершить которое он планировал в мае 2013 года — к Универсиаде. Довольно скоро на этом месте возникло белоснежное двухэтажное здание с небольшими колоннами, довольно гармонично вписавшееся в окружающий парковый массив.

В 2013 году Гибадуллин купил еще один земельный участок в 195 кв. м по соседству — под благоустройство территории. Тут-то и появился некий гражданин М. Казаков, который подал жалобу в УФАС, заявив, что второй участок достался предпринимателю в собственность без проведения торгов. Антимонопольное ведомство начало проверку и установило еще одно нарушение: на деле, по мнению ведомства, Гибадуллин провел не благоустройство территории, а благодаря новой территории увеличил площадь здания, поскольку новое строение в 343 кв. м на одном участке не уместилось, а это уже расценивается как новое строительство. В результате в конце 2013 года комиссия татарстанского УФАС РФ признала исполком Казани, управление архитектуры и градостроительства и КЗИО нарушившими ст. 15 федерального закона «О защите конкуренции». Отмечалось, что индивидуальный предприниматель получил данный земельный участок под благоустройство без «необходимых конкурентных процедур», а также значительно увеличил его площадь. «Предоставление земельных участков под благоустройство исключает там какое-либо строительство», — подчеркивали в антимонопольном ведомстве. УФАС выдало предписание демонтировать самовольную постройку (то есть вернуть туалету вид 1935 года) и возвратить земельный участок в собственность города.

ОДОБРЕНИЕ МИННИХАНОВА НЕ СПАСЛО

Предприниматель однако не стал сдаваться и обжаловал решение УФАС в судах, а в ноябре 2014 года в управлении архитектуры Казани прошли публичные слушания, где представитель Гибадуллина Семен Рафаилов презентовал общественности концепцию реконструкции объекта, заявив, что реализация проекта одобрена межведомственной комиссией по сохранению и развитию исторического центра города Казани, а протокол по этому поводу подписан президентом РТ Рустамом Миннихановым. Тогда же Рафаилов заверил газету «БИЗНЕС Online», что все судебные претензии и вопросы сняты.

Тем не менее после претензий УФАС реализация проекта заглохла — «туалет-ресторан» по-прежнему считается объектом незавершенного строительства и не проработал ни дня. Суды тем временем продолжались: три инстанции одна за другой встали на сторону владельца здания. Однако зимой 2016 года позицию татарстанского УФАС неожиданно поддержал Верховный суд РФ. Дело вернули на новое рассмотрение, по итогам которого 24 марта 2016 года Арбитражный суд Поволжского округа поддержал позицию УФАС — вернуть землю городу.

После решения Верховного и Арбитражного судов КЗИО и исполком Казани были вынуждены заявить иск о возврате участка и признании объекта самовольной постройкой. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в мэрии пояснили, что городские власти ни при чем: Гибадуллин самостоятельно объединил участок, выделенный ему для благоустройства, с участком, на котором расположено здание туалета. В результате получился участок с новым кадастровым номером. Кроме того, он самостоятельно установил для него вид разрешенного использования «объекты общественного питания: туалеты общественные». «Какие-либо нормативно-правовые акты по смене вида разрешенного использования земельных участков и их образованию исполнительный комитет Казани не принимал», — говорится в ответе исполкома.

...

Получить комментарий самого Гибадуллина «БИЗНЕС Online» не удалось, но несколько лет назад в интервью газете «События» жалобу в УФАС он называл происками конкурентов. «За этот старый ужасный туалет 1935 года постройки, который мне потом пришлось снести, с меня содрали около 3 миллионов!.. А соседний участок я получил как частное лицо под благоустройство. По закону частное лицо имеет право приобретать участки земли без аукциона. Я сам за проект нового здания заплатил, сам строил...» — пояснял он.

Отметим, что предприниматель не так уж и прост. Согласно данным базы «Контур-Фокус», он является владельцем ООО «Мечта» (деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания), которое с 2010 года выиграло 10 госконтрактов на 243 млн. рублей на поставку продуктов питания в больницы города. Последний тендер — на 41 млн. рублей на приготовление и доставку питания в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу им. Бехтерева. Кроме того, предпринимателю принадлежит 49% в ООО «Серебряный створ» (торговля розничная пиломатериалами в специализированных магазинах), 25% — в ООО «Техмашсервис» (лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность), 33% — в ООО «Техноальянс» (торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами).

...

УЧАСТОК И ПАВИЛЬОН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПЕРЕДАРИЛ ... СЫНУ

На суде дело приняло неожиданный оборот. Представитель Гибадуллина Марат Фетюхин сообщил, что ответчик фактически перестал владеть павильоном — теперь собственником стал некий Амин Зуфарович Гибадуллин, то есть сын прежнего владельца. Статусом индивидуального предпринимателя он не обладает, а значит, дело не может рассматриваться в арбитраже. Представитель исполкома Альберт Садриев ожидаемо заявил ответное ходатайство — о привлечении Амина Гибадуллина в качестве соответчика. Кроме того, он попросил изменить предмет исковых требований, а именно — признать здание реконструированного общественного туалета самовольной постройкой и обязать привести здание в первоначальное состояние.

В суде возник интересный спор о том, может ли дело быть прекращено в связи с тем, что теперь владеет зданием не предприниматель, а физлицо. «Зуфар Гибадуллин утратил владение объектом, и возложить на него ответственность по этому иску будет затруднительно. Не обладая правами собственника, не владея имуществом, он вряд ли сможет привести его в первоначальное состояние», — считает ответчик.

«Иск о признании объекта самовольной постройкой как раз и предъявляется к лицу, которое фактически возвело объект недвижимого имущества. А иск о сносе объекта недвижимого — лицу, в чьем фактическом владении это имущество находится. Исходя из этого, вопрос в отношении Зуфара Исмагиловича у суда остается открытым», — ответил судья. Постановив привлечь к участию в деле сына предпринимателя, суд объявил в заседании перерыв до начала августа.

Правда, неясно, что делать предпринимателю, если он проиграет суд. По его же словам, здание туалета он снес — значит ли это, что теперь ему придется восстанавливать его по старым фотографиям и чертежам?

ГОРДОСТЬ ОТЦА АКСЕНОВА

Интересно, что туалет, возведенный в Ленинском садике в 1935 году, претендует на звание первого общественного туалета в городе. Построили его по указанию Павла Аксенова, отца известного писателя Василия Аксенова, работавшего председателем исполкома Казанского горсовета. После того как сад в 1935 году закрепили за Домом Красной Армии, здесь сделали множество преобразований — появилось освещение, радиорубка, кинотеатр, волейбольные площадки, тир. Эту информацию нашему изданию подтвердил краевед Георгий Мюллер. «Это известный факт. Построенный туалет вписывался в ту концепцию сада, которая была действительна на 1937 год. Объект функционировал, кажется, вплоть до 90-х годов и был очень удобным. Потом его почему-то сломали, и он был закрыт. Затем была какая-то темная история — кто-то положил глаз на это место, чтобы поставить там свою точку... — рассказал он. — Функционально этот туалет, конечно, был нужен. Для общественных нужд. Отец Аксенова до последних дней говорил, что это его заслуга и достижение — строительство туалета. Я сам это от него слышал. А туалет в парке и сейчас нужен».

В 1937 году на Аксенова составили донос. Его арестовали и даже собирались расстрелять, однако затем расстрел заменили сроком в 15 лет, и в январе 1956-го отец писателя был реабилитирован. Существует расхожая версия, что поводом к доносу послужило строительство того самого туалета — якобы строительство отхожего места в саду, носящем имя Ленина, было истолковано как оскорбление памяти вождя. Впрочем, историки легенду не подтверждают: «Там шла внутрипартийная борьба, были плановые репрессии. Шли ковровые чистки партийных работников, так что туалет ни при чем», — считает Мюллер.