В числе множества определений бренда есть и такое - бренд является совокупностью идентификаторов, используемых для информирования потребителей об уникальном торговом предложении, подробнее на http://www.artpatent.ru. К таким идентификаторам относятся: название продукта или компании, логотип, слоган, домен, этикетка, упаковка.
В распоряжении юриста компании есть целый ряд инструментов защиты бренда компании: товарный знак, фирменное наименование и коммерческое обозначение. Частый вопрос - в чем отличие и что лучше для защиты.
Как известно, для получения правовой охраны товарного знака (знака обслуживания) необходима его регистрация в Роспатенте. При положительной экспертизе через полтора года вы получаете свидетельство на товарный знак. Конечно, важно проверить чистоту и охраноспособность знака перед подачей заявки в Роспатент. Но это - пол дела. Юридическая сила товарного знака зависит от объема прав его владельца, на что именно распространяется исключительное право. Речь о правильной и полноценной классификации товаров и услуг, включаемых в заявку на товарный знак при подаче заявки в ФИПС.
Второй инструмент - фирменное наименование - также является объектом исключительного права, которое вы приобретаете вместе с регистрацией юридического лица.
Используя полученное право на фирменное наименование, вы можете не только защитить себя от фирм-клонов со схожим названием, но и, например, забрать через суд доменное имя нарушителя. Что юристыагентства «Артпатент» делали не раз для своих клиентов. Важно знать, что здесь также применяются те же правила сходства до степени смешения, что и для товарных знаков. Для защиты прав правообладатель фирменного наименования должен иметь более раннюю регистрацию юридического лица, чем нарушитель и, что важно, реальную (не по ЕГРЮЛ) общую сферу фактической деятельности. И конечно, для эффективной защиты своего бренда не стоит увлекаться частой сменой юридических лиц.
Инструмент третий - коммерческое обозначение.
Согласно ГК РФ под коммерческим обозначением понимается средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, которое не является фирменным наименованием и не подлежит государственной регистрации. Исключительно право на коммерческое обозначение возникает с момента начала фактического использования такого обозначения, оно должно обладать различительной способностью и быть известным определенному кругу лиц.
Что важно - для возникновения права здесь не требуется никакой официальной регистрации. Активное использование выбранного названия (обозначения) в сети Интернет, в рекламе, на документах компании - всё это служит доказательствами возникновения и наличия у вас исключительного права на коммерческое обозначение, используя которое вы также можете защитить свой бренд от недобросовестных конкурентов. Все что вам нужно - фиксировать и сохранять доказательства использования (разработка логотипа, реклама, продвижение сайта и т.д.) вашего коммерческого обозначения с первых дней.
И важно ответить на самый главный вопрос: какое из вышеперечисленных средств индивидуализации компании наиболее предпочтительнее использовать?
Ответ простой, прав тот, кто раньше получил исключительное право на свой объект: товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначение.
Например, владелец коммерческого обозначения может не только ответить достойно на иск владельца схожего товарного знака с более поздней датой регистрации, но и попросту аннулировать регистрацию данного товарного знака в палате по патентным спорам.
Автор: Григорий Бусарев, Патентный поверенный РФ, руководитель агентства «Артпатент»
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.