Была ли кабалой для отечественной экономики система тотального планирования или это было в свое время ее плюсом? Чем помогла она республике в лихие 90-е? Актуально ли планирование сегодня? На эти и другие вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» отвечает экс-советник по социально-экономическим вопросам президента Республики Татарстан Фильза Хамидуллин.
«СТРАНА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ КАК ФАБРИКА»
— Оглядываясь на историю вопроса, оправдано ли было само существование такого института — планирование всего и вся в нашей экономике?
— Конечно! Потому что планирование было введено в целом по стране. Я не знаю, слышали ли вы, что, по-моему, Ленин еще говорил: «Экономика всей страны будет действовать как экономика единой фабрики, единого предприятия». И действительно, составлялись пятилетние планы, которые были расписаны по годам, и они доходили до каждой территории, до каждой организации. Это тогда надо было так, потому что другого пути не было. Потому что была единая общенародная собственность. А вот когда в начале 90-х пошли преобразования, нам пришлось принять первую программу стабилизации экономики республики, потому что экономика во время перехода к рыночным отношениям стала падать. Эта программа долго обсуждалась, ученые в этой дискуссии участвовали, практики и прочие. Причем ряд депутатов Верховного Совета (сейчас — Госсовет) с первого раза не принял эту программу. Пришлось с каждым из них побеседовать и опубликовать в газете «Республика Татарстан» ее основные положения. Кстати, народ отнесся к ней очень спокойно, нормально, и месяца через два сами депутаты изменили свое мнение. И вот в начале 1991-го программа стабилизации была принята и действовала до 1995 года, а планы уже были все ликвидированы.
Потом мы начали действовать дальше. Следующая пятилетняя программа (с 1996 по 2000 год) — это уже была программа экономического и социального развития республики. Руководителем тогда был Муратов (Муратов Равиль Фатыхович, в 1991 — 1995 годах — заместитель премьер-министра Республики Татарстан, с 1995 по 2013 год — первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан — прим. ред.), я тогда тоже в этих делах активно поучаствовал. Эта программа была уже следующим этапом, но основы ее были заложены еще в первой программе: газификация республики, ликвидация ветхого жилья и прочее. Но программу социального развития мы приняли первыми среди субъектов России. Потому что населению, народу-то тяжело тогда было! Цены росли, Гайдар наседал: давайте их дальше отпустим, пятое-десятое... Мы говорим: «Нет! Мы пойдем своим путем». И нам это удалось: если в России цены поднялись в 15 - 20 раз, то мы их подняли только раза в два-три. И на совещании в Приволжском федеральном округе я выступал и говорил, что мы идем вот по такому пути. Мы даже карточки тогда еще ввели на хлеб и некоторые прочие продукты, чтобы из соседних регионов по дешевке не скупали наш товар.
МИЛЛИОН ПРОБЛЕМ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Еще одна трудность была переходного периода к новой экономике, потому что, видите, весь мир переходил потихоньку от феодализма к капитализму, к рыночной экономике. А у нас, в Советском Союзе, случилось наоборот — мы перешли от капитализма быстренько к плановому хозяйству, а потом пошли обратно к капитализму. А ведь такого до сих пор нигде и никогда не было! Тут и американцы приезжали, и прочие — и они тоже ничего не могли подсказать. Но это, так сказать, общие дела... И что было делать? И мы пошли оп пути программирования развития. То есть планирование совсем уж не было отброшено. И в сегодняшних условиях оно тоже есть. Вместо плановых показателей, обязательных к выполнению плановых заданий, появились индикаторы. Но, понимаете, тут все дело в собственности. Раньше была общенародная собственность, а мы потихоньку в связи с переходом к рынку начали от нее отходить. У нас теперь есть собственность и государственная, и частная. Причем и крупные предприятия стали на нее переходить, появились акционерные общества. Малый бизнес образовался как самостоятельный сектор экономики. Правда, он не очень высокий процент в общей картине занимает — в мире он составляет где-то 65 - 70 процентов, а мы подходим порядка к 25 - 30 процентам. Миллион проблем! Потому что как правильно себя вести в этой ситуации, пока еще никто не знает. Опыта у России нет в этом деле, очень трудно все идет. Экспериментировать-то можно: давайте, ребята, все попробуем! В начале 90-х годов по развитию малого бизнеса мы специальный фонд поддержки малого бизнеса создали, люди начали-начали-начали, но несильно мы вперед шагнули, к сожалению, потому что правила очень глубоко и хорошо должны быть отработаны, а ведь это дело государства! Да, наряду со всем прочим у нас пока еще слабая законодательная база в этой области.
— А кто в первую очередь должен постараться — местные или федеральные парламентарии?
— И те, и те. Потому что целый ряд предложений по законодательству — это инициатива с мест. Татарстан здесь выглядит в целом неплохо, но мы могли бы быть еще активнее в этом деле.
«РЫНОК ВСЕ РЕШИТ? НИЧЕГО ПОДОБНОГО»
— Давайте вернемся непосредственно к планированию. Эта система выглядит вроде бы привлекательно, когда знаешь у себя в хозяйстве все до последней гайки. Но даже если машина управления будет работать идеально, есть еще вопрос: а на ту ли кнопку и те ли люди могут ее нажать? Председатель Госплана СССР Николай Байбаков, например, был самым ярым противником сооружения комплекса заводов по производству большегрузов у нас на Каме. Если бы Табееву не удалось повлиять на брежневское решение, то «КАМАЗы» выпускали бы сейчас в Красноярске. И сибирские реки мы чуть не повернули вспять... Какова роль личности в планировании экономикой?
— С Байбаковым я ведь виделся, когда был членом Совета Федерации. А Табеев у нас в конце 50-х читал лекции — он ведь до партийных постов был преподавателем в университете. Оба очень достойные люди... Да, личностные дела всегда присутствуют. Этот фактор был все время. Он был, есть и будет всегда. И не только у нас.
— И «у них» утверждают, что, в отличие о нас, рынок все отрегулирует.
— У нас тоже так говорили в начале 90-х годов: «Что там ваши планы! Это уходит, это пережиток прошлого. Рынок сам все решит». Ничего подобного! Я тут встречался с людьми, говорил... Вот, например, риелторы — это ведь же бизнес. В деревне, скажем, продают участок. Сколько-то там соток за 30 тысяч рублей. Бабуля так договорилась. Риелтор эти 30 тысяч ей дал, а сам перепродал участок за 200 тысяч. Вот вам и рынок! И такие вещи у нас подряд друг за другом идут, к сожалению. То есть рынок не должен быть диким, нужен и общественный контроль, и государство за этим делом очень сильно должно присматривать. Я, да и не только я, не раз говорил, что налог на доход физических лиц — на зарплату там, прочее — должен быть дифференцированным, как это делается в других странах. А у нас со всех поголовно берут 13 процентов, что с миллиардера, что с рабочего. Да неправильно это!
— Что касается бабушки, которую надули деляги-риелторы, то ведь к каждой из них не поставишь своего экономиста-соглядатая, чтобы оградить от мошенничества. Что может предложить в этом случае система планирования в качестве альтернативы?
— Это так. Да что там бабушка — у нас все пятилетние планы в масштабах страны не были выполнены до конца по всем позициям. Такие данные есть, анализ показывал. Какие-то позиции там не выполнялись, они тяжело шли. Особенно в последние годы — с 80-х до конца 90-х. И до Горбачева, и при нем, потому что невозможно было охватить всю огромную страну.
— Ну и локальный человеческий фактор ведь влиял на четкость планирования и его соблюдение? Не секрет, что местные директора или их эмиссары носились по московским министерствам и главкам, пробивая новое оборудование с помощью норковых шапок. Или какой-нибудь мелкий служащий Госплана по ошибке росчерком пера отправлял то же оборудование вместо Сибири в Калининград...
— Все бывало, неидеально было. Но тем не менее если взять 30-е годы, когда порядка было больше, благодаря жесткой экономической политике стране удалось поднять оборонку и подготовить страну к войне, понимаете? А ведь у нас сначала в основном сельскохозяйственное производство было, промышленность была развита слабо в Советском Союзе, и за 15 лет удалось очень мощно поднять экономику.
— Вы говорите сейчас как чисто экономист? Не секрет, что промышленные успехи достигались в СССР не без помощи бесплатной рабочей силы и прочих политических нюансов сталинизма.
— Да, конечно. Но ведь в истории не бывает ничего идеального, в чистом виде.
— Что бы вы с точки зрения вашего опыта могли сегодня пожелать нашему министерству экономики как преемнику советских плановых органов?
— Первое. В прошлом году мы впервые в России приняли программу и социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. О ней заговорили в федеральном правительстве, о том, чтобы создать группу специалистов... Нам, кстати говоря, с этой программой ребята Кудрина помогали, это очень хорошая программа. Вот ее надо выполнять, активно работать, несмотря на всякие трудности. Далее. Нам надо работать в таком направлении, как можно активнее участвовать в различного рода федеральных программах. Я помню по 2006 году, по Совету Федерации, что там начал примерно с этого времени работать центр по разработке федеральных и республиканских целевых программ. И вот мы тогда, анализируя состояние, заметили, что во многих федеральных программах Республика Татарстан слабо участвует. А ведь участие в этих программах означает получение дополнительных федеральных средств. Это очень важный момент, и за этим надо постоянно следить — тогда мы еще активнее двинемся вперед. Сейчас у нас экономика неплохая, вчера, по-моему, в газетах было: уже за первое полугодие этого года показатели неплохие идут, несмотря на кризисную ситуацию в целом по стране. Понимаете, какая вещь: к началу 90-х годов, когда мы были в системе плановой экономики, у нас примерно 83 - 85 процентов продукции промышленности была группы А, то есть производство средств производства, и только 15 - 17 процентов составляло производство предметов потребления. И мы все это дело вынуждены были покупать со стороны — своего-то почти ничего не было! Потихоньку мы это дело стали выравнивать: зачем нам столько товаров «со стороны», понимаете? Надо свое производить — у нас возможностей полно, людей полно. Ну и третья проблема, которая в республике есть, на которую мы все должны обращать внимание, — это заработная плата, прежде всего бюджетников. И вообще, уровень средней заработной платы — это очень важная проблема. Мы ведь без этого не можем. Вроде бы мы занимаем ведущие места в России по многим показателям, а по уровню зарплаты мы выглядим, так скажем, не очень. Поддерживать надо людей! И вообще, что касается утраченного названия «Госплан» и пришедшего ему на смену министерству экономики. Какое бы название ни носили эти организации, в какой бы период истории они ни действовали, их задачи, цели, функции и полномочия должны сводиться к одному — создавать условия для нормального, сбалансированного, гармоничного развития экономики республики, чтобы народ в ней жил хорошо.
Хамидуллин Фильза Гарифович
Директор Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Республики Татарстан.
Родился 3 января 1936 года. Окончил с отличием Казанский финансово-экономический институт в 1958 году и аспирантуру при Московском технологическом институте мясной и молочной промышленности в 1966 году.
Работал в Казанском финансово-экономическом институте им. Куйбышева (КФЭИ) ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой отраслевых экономик.
1980 - 1990 — ректор КФЭИ.
1990 - 1995 — работал заместителем председателя совета министров ТАССР, заместителем премьер-министра — председателем государственного комитета по экономике и прогнозированию Республики Татарстан.
С 1995 года — госсоветник при президенте Республики Татарстан по социально-экономическим вопросам.
С апреля 2003 по апрель 2005 года занимал должность представителя исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан в Совете Федерации ФС РФ. До назначения — советник по социально-экономическим вопросам президента РТ Минтимера Шаймиева. В Совете Федерации входил в состав комитета по бюджетной политике, работал заместителем председателя комитета.
С 2006 года является членом Общественной палаты Республики Татарстан, председателем комиссии по вопросам экономической политики и реализации приоритетных программ Республики Татарстан.
Доктор экономических наук (1981), профессор, действительный член Академии наук Республики Татарстан (2010). Заслуженный экономист Республики Татарстан. Советник президиума Академии наук Республики Татарстан.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.