В экопарке «Дубрава» города Казани с нового учебного года начнет работу школа «Бала-Сити»

«МЫ РАСТИМ ЛЮДЕЙ-СОЗИДАТЕЛЕЙ»

— Альбина Мунировна, чем уникальна ваша школа?

— Наша школа действительно не имеет аналогов в Татарстане. Конечно же, есть школы, где практикуются и современные методы обучения, и изучение языков. Но наш подход к организации образовательного процесса основывается на синтезе разных педагогических и психологических законов (теорий и практик), так как главная цель — вырастить не только успешную личность, но и свободного, раскрепощенного, уверенного в себе, созидательного, счастливого человека.

Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу говорил, что такого уровня самоактуализации может достичь только 1 процент населения. Современные социологи говорят о 3 процентах. Мы растим людей, которые к любому процессу подходят созидательно и исходя из этого строят свою жизнь.

— В чем особенность процесса обучения детей в вашей школе?

— Несмотря на то, что любовь к родному краю лежит в основе нашего воспитательного процесса, мы прекрасно осознаем, что современный мир открыт и огромные возможности лежат и за пределами России.

Благодаря технологиям сейчас можно с легкостью общаться с любой мировой компанией. Но здесь также важен нетворкинг: налаживание контактов, связей, выстраивание взаимоотношений. Плюс необходимо свободное владение иностранными языками, знание культурной среды и традиций других стран. Если в этом свободно ориентироваться, то даже в интернете можно добыть много полезной информации. Но для того чтобы успешно преодолевать все эти барьеры, современный человек должен иметь большой багаж знаний, а потому очень важно, чтобы с раннего детства были созданы все условия для интеллектуального развития ребенка.

Альбина Насырова: «В первую очередь школа задумана как общеобразовательная организация, в которой могут продолжить свое обучения выпускники детсада «Бала-Сити». Просто мы хотим, чтобы эти дети имели возможность и дальше развиваться в рамках нашей образовательной системы. Для них мы разработали свою учебную программу»

— Какие педагогические системы легли в основу образовательной парадигмы школы?

— Наша концепция обучения базируется на принципах следующих педагогических систем.

Во-первых, это принципы развивающего обучения, предполагающего ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Учитель здесь выступает как мудрый наставник, психолог, умеющий распознать творческие возможности ученика.

Во-вторых, это осознание того, что каждый ребенок рождается талантливым. Взрослые же должны выявить эти таланты и развить. При этом очень важно, чтобы ребенок развивался не только в пределах одного таланта, иначе он начинает ограниченно мыслить. Такие люди уже не смогут решиться сделать что-то, не выходя за доступные им рамки и понятия. Ведь в мире есть люди, которые изобретают и делают что-то нестандартное. Они живут с ощущением, что нет ничего невозможного. Задача наших учителей — сформировать именно такую личность, способную проявить себя в разных областях, главное — это не преувеличить возможности ребенка и не сформировать у него ложную систему ценностей.

И третий подход — это реализация принципа сотворчества и сотрудничества. Главное в данном случае — осознать, что не только учитель может научить ребенка, но и ребенок может многому научить педагога.


«ДЕТИ СРАЗУ ПОПАДАЮТ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ»

— Как ваша методика развития мультилингвального мышления влияет на процесс обучения?

— Мы опираемся на научно обоснованное положение, что до 3 лет ребенок легко усваивает несколько языков сразу и, общаясь в этом возрасте с носителем языка хотя бы в течение нескольких месяцев, он успевает запомнить звуки, фонемы, перенимает акцент носителя. Причем так основательно, что даже в будущем язык не забывается и восстанавливается очень быстро при необходимости.

С детского садика наши дети изучают четыре основных языка: русский, татарский, английский, китайский. И выбраны эти языки именно по причине того, что они составляют четыре основные группы языков с точки зрения фонем и с точки зрения модели мышления.

Эта же мультилингвальная система лежит и в основе нашей школьной программы. Но еще раз подчеркну: язык для нас не просто учебный предмет. Это инструмент и способ мышления.

— Почему решили открыть школу?

— Конечно же, в первую очередь школа задумана как общеобразовательная организация, в которой могут продолжить свое обучения выпускники детсада «Бала-Сити». Просто мы хотим, чтобы эти дети имели возможность и дальше развиваться в рамках нашей образовательной системы. Для них мы разработали свою учебную программу.

Но также мы готовы обучать и других детей. Однако, к большому сожалению, мы не можем принять в школу всех желающих. Двери «Бала-Сити» открыты для тех, кто получил хорошую предшкольную подготовку и приобрел первоначальные навыки владения английским языком. Поэтому при поступлении мы проводим собеседование, и отбор детей происходит очень серьезно. А будущим первоклассникам мы можем рекомендовать прохождение предшкольной подготовки в нулевых классах школы «Бала-Сити», которые начнут работу с начала учебного года.

— Как складывался педагогический коллектив новой школы?

— Команда людей, которые здесь собрались, — это наша большая гордость. Для нас было очень важно создать коллектив единомышленников и профессионалов. Мы считаем, учитель должен быть личностью сам. Он должен быть гибким, быстро адаптироваться к новым современным методикам обучения, любить свою профессию и детей, чтобы ученики ходили в школу с большим желанием и интересом и не испытывали страха задавать вопросы, не боялись совершить ошибку.


ШКОЛА — ОФИЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

— Расскажите подробнее о вашей программе обучения.

— Наша программа — это уникальный проект, над которым работали талантливые методисты, ученые и практикующие учителя. Мы являемся инновационной площадкой министерства образования и науки РТ, наши партнеры — Казанский федеральный университет, Пекинский университет международных отношений (Китай), департамент образования города Бостона (США).

Уникальность программы заключается в объединении российской и новой инновационной американской методик обучения. В основе обучения, конечно же, лежит российский стандарт. Но в изучении некоторых предметов и английского языка мы следуем инновационной американской программе. Например, такие предметы, как математика, окружающий мир, английская литература будут полностью проходить на английском языке в условиях внеурочной деятельности, что позволит расширить возможности стандарта образования. В школе по-особому будет организовано и образовательное пространство: зона LEGO, настольный теннис и хоккей, шведская стенка и многое другое. Мы предлагаем большой выбор кружков и дополнительных занятий. А предмет Mind Games* — это вообще новое направление, которое есть в нашей школе. Это настольные игры на развитие логики и мышления.

— Наверное, не все дети, которые могут учиться в вашей школе, имеют одинаковые способности? Как в таком случае решить вопрос равного развития детей?

— Действительно, наша программа непростая, и были родители, которым мы сразу объяснили, что не всем детям она подходит. Поэтому мы сегодня говорим о серьезной предшкольной подготовке детей, позволяющей реализовать преемственность в обучении.


— Расскажите о том, что еще важно для вас в обучении и воспитании детей?

— Например, с детского сада мы учим детей читать осмысленно. Они понимают, что читают, отличают гласные, согласные. Это основа основ, которую мы даем в детском саду, чтобы не было потом проблем в первом классе. И этим должен заниматься не воспитатель, а квалифицированный педагог, профессионал.

Также важно развивать речь. Этому нужно уделять особое внимание. Сейчас такое поколение, и об этом постоянно говорят учителя, что дети очень мало читают, мало говорят, практикуют стиль sms**, используют простые речевые конструкции, мало пересказывают. Поэтому мы хотим практиковать литературные гостиные, прививать любовь к чтению, к отечественной и зарубежной классике. В школе будет очень интересная библиотека, куда мы будем приглашать писателей, поэтов, будем организовывать коллективные чтения, когда старшие дети читают младшим, вместе обсуждают и инсценируют произведения.

Все хотят, чтобы их дети были эрудированны во многих областях, чтобы могли разбираться в музыке, искусстве, литературе.

Важно научить ребенка видеть и понимать картину, слышать и слушать музыку, прививать устойчивый интерес к посещению выставки, картинной галереи, концертного зала консерватории.

Например, каждое четвертое занятие по рисованию мы планируем проводить в музее изобразительных искусств Республики Татарстан, чтобы дети узнавали работы великих художников и смотрели на произведения искусства с точки зрения компетентного человека, а на самих уроках рисования дети через игровые формы смогут постичь удивительный мир искусства.


«НАШИМ УЧЕНИКАМ ЖИТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ»

— А в чем проявляется креативность?

— Безусловно, в умении мыслить разносторонне. Для этого необходимо развитие абстрактного мышления. Поэтому сейчас везде говорят о том, что образование должно быть междисциплинарным, нацеленным на метапредметный результат. Человеку жить будет интересней, если он сможет много понимать, чувствовать и получать удовольствие от науки, культуры, искусства. Будет разносторонней личностью.

Кроме того, важно дать ребенку свободу и возможность выбора. У нас есть такие предметы-кружки, которые, может быть, будут посещать единицы, но мы делаем это для того, чтобы у ребенка была возможность проявить себя в разных направлениях. И все это в рамках школы, в одном здании, и это очень удобно. Пение, фехтование, биология, робототехника, проектирование, рисование — выбор у нас огромный.

Например, сейчас появилось ноу-хау — швейцарский проект по развитию 3D-мышления: логического, абстрактного, креативного. Ребенок должен научиться одновременно строить, сочинять и проектировать. Или уроки финансовой грамотности, где ребенок начинает понимать, откуда берутся деньги и как ими можно распорядиться, для чего нужны банки, какие профессии связаны с этим.

Все эти направления очень интересные, актуальные, и их надо реализовывать в начальной школе, потому что дети сейчас очень развитые, открытые, у них много интересов и вопросов, на которые нужно отвечать просто и содержательно.

В школе мы уделяем и особое внимание творческому росту педагогов. Учителей и наставников отправляем на стажировку за границу для обучения и обмена опытом.

— Что является для вас приоритетным в воспитании?

— Воспитательному аспекту мы уделяем особое внимание. В каждом классе будет свой вожатый, друг. Это молодые ребята, которые будут курировать класс и вести воспитательную работу: проводить мероприятия, организовывать квесты, разрабатывать социальные проекты, например, как помочь бездомным животным, концерты для детей-инвалидов. Это и есть гуманистическая психология. Ребенок не должен расти эгоцентричным и делать только то, что ему нравится, но и то, что нужно другим, чувствовать желание помогать, быть нужным своей семье, людям, обществу.

Известно, что дети учатся через подражание, им нужны живые примеры.Наши наставники выполняют еще и эту миссию. Также они поддерживают обратную связь с ребенком, ведь психологических проблем у детей всегда достаточно, и им необходимо иметь рядом взрослого друга, которому можно доверять. Очень важно ребенка выслушать и услышать, успокоить, помирить, что-то объяснить. И поскольку наши преподаватели и наставники будут целый день с учеником, они смогут с ним плодотворно общаться.

Также мы учим детей принимать решения. У них будет организация, где каждый ребенок будет отвечать за ту или иную область: спорт, медицину и так далее. На общих собраниях класса будет проходить голосование. Например, обсуждаться, нужен ли нам попугай. Или какое мероприятие мы хотим провести? Или что вам понравилось в меню, какое меню вы хотели бы составить на неделю, какие вы хотели бы внести изменения?

— Есть какие-то особенности в проведении занятий в начальной школе?

— Конечно. В нашей школе ребенок не будет изучать все предметы, сидя за столом в одном классе, в течение дня он будет перемещаться. Кроме того, у нас есть специальные парты, за которыми можно писать стоя, есть зона, где дети работают за круглыми столами, объединяясь в команды, или просто отдыхают на ковре. Есть специализированные кабинеты, конференц-зал, где будут подводиться итоги недели. Все 2 тысячи квадратных метров в распоряжении учеников.

С первого класса у нас применяется предметное обучение, то есть каждый предмет ведет отдельный педагог. Все учителя с глубоким знанием своего предмета. В каникулы мы планируем возить детей в Америку, Канаду, Англию, погружать в языковую среду, посещать школы, которые работают по такой же инновационной программе.

Мы убеждены, что в нашей школе дети получат уникальные знания.

И если вы хотите присоединиться к нашей команде, добро пожаловать в «Бала-Сити»!

6+

*Mind Games (умные игры)
sms** (смс)