Сегодня в Казани стартует форум «Авиакосмические технологии». Профессионалы в очередной раз будут рассказывать о том, как России строить авиацию. Однако, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», большое авиастроение невозможно, пока зарастают травой оставшиеся от СССР сотни небольших аэродромов, и нереально без массового низового увлечения авиацией малой. Шаг в этом направлении сделали казанские частные пилоты и администрация Арского района, вместе возрождающие забытую посадочную площадку.
Дамир Гатин (слева): «Почему-то все думают, что владелец самолета — это обязательно олигарх»
СКОЛЬКО СТОИТ САМОЛЕТ
Началось все с того, что несколько пилотов-любителей решили купить самолет, ведь арендовать дорого. «Почему-то все думают, что владелец самолета — это обязательно олигарх, — говорит исполнительный директор казанского аэроклуба «Авиатор» Дамир Гатин. — На самом деле мы обычные люди. Подержанную „Цессну“ можно купить за 1,5 - 2 миллиона рублей, а владение ей обойдется примерно в 100 тысяч рублей в год». Сказано — сделано: поехали в США, купили, привезли в Россию, прошли все круги ада по таможенному оформлению, регистрации, сертификации и так далее. Поняв, как все крутится и делается, создали фирму по приобретению в Штатах самолетов, запчастей и доставке их в РФ и уже поставили 5 самолетов, в том числе экзотический для наших мест пилотажный биплан Steen Skybolt.
Потом организовали аэроклуб — вместе легче решать пилотские проблемы. Но встал вопрос: где базироваться? Как ни крути, а лучшим местом в свое время был аэродром ДОСААФ «Куркачи»: полный порядок со всеми документами. Проблема лишь одна: это аэродром государственной авиации совместного базирования для отдельных организаций, а частные пилоты — лишь «побочный фактор». Летом, в самый летный сезон, безостановочно летают местные Як-52, тренируются парашютисты, и есть основания полагать, что скоро в небе станет еще теснее — систему ДОСААФ на самом высоком уровне решено развивать. «И для ДОСААФ, и для нас такое соседство не очень комфортно, — рассказывает Гатин, — так мы дозрели до мысли о собственном аэродроме. Почему нет? Ведь многие еще помнят, что при СССР в Татарстане действовала развитая сеть площадок сельхозавиации. Это была фундаментальная инфраструктура: грунтовые и асфальтовые полосы 400 на 20 метров, стоянки, заправки, емкости для хранения удобрений, ангары и многое другое. Колхозы скидывались и строили такие площадки. Ведь опыт показывает, что угодья размером более 4 тысяч гектаров выгоднее обрабатывать с воздуха. Но все это кануло в небытие, площадки зарастают, разрушаются и исчезают».
Решили возродить одну из таких площадок. Написали письма в администрации нескольких районов республики — безрезультатно. Интерес проявили только в Арске. «Причем умолять не пришлось, — рассказывает член аэроклуба Тимур Умаров. — От нас не требовали писать письма по каждому вопросу: глава дал понять — это нужно району. Там ведь до нас настоящая свалка была, место для распития». «Ребята изначально поставили перед собой цель, соответствующую нашему видению, — бизнес с социальным лицом, — объясняет «БИЗНЕС Online» первый заместитель руководителя исполкома Арского района Олег Спичкин. — Они сразу сказали: параллельно с коммерческой деятельностью будем участвовать в жизни района. Мы ответили: хорошо».
Еще недавно на месте Казанбаша была свалка
«РАНЬШЕ ЗДЕСЬ ВОВСЮ ЛЕТАЛИ, А ТЕПЕРЬ ГАДЯТ И ВОДКУ ПЬЮТ»
Заключили договор долгосрочной аренды участка, легализовали воздушное пространство, привели в порядок взлетно-посадочную полосу, установили входные призмы, ветроуказатель и конусы, купили бытовку, бензогенератор, запаслись дровами. И к аэродрому, который по имени соседней деревни назвали Казанбаш, потянулось местное население: посмотреть на самолеты, полетать. «Нам сосед-фермер говорит: „Я маленьким был, здесь вовсю летали, а сейчас тут водку пьют, загадили все, слава богу, вы появились, — рассказывает Гатин. — Зимой он нам полосу чистит от снега, денег принципиально не берет. Но мы так не можем и периодически покупаем ему бочку дизеля. Если к кому из местных обращаешься с просьбой, все охотно помогают. В Арском районе замечательные люди! Поначалу мы были чужаками здесь, а сейчас тут наш родной дом». В ближайшем будущем ребята построят параллельно нынешней ВПП еще одну — грунтовую, на 800 м, а потом и третью — перпендикулярно. Появятся ангары и все, что нужно для развития аэродрома.
Для чего все это? На что надеются авиаторы? Конечно, у них есть коммерческий интерес: продажа, восстановление, обслуживание воздушных судов, их легализация, поставка запчастей, организация долевого владения бортами. То есть работа по принципу «самолет под ключ». Но этот интерес находится в рамках главной цели: «Хотим, чтобы Казанбаш стал одним из базовых для авиации общего назначения Татарстана, а вообще, чем больше аэродромов, тем лучше», — говорят в аэроклубе.
Девиз «Авиатора» — «Жить, чтобы летать!» Но речь, конечно, не идет только о потребности в ощущении полета отдельной группы людей. «Тема малой авиации общероссийская, но она незаслуженно запущена, в свое время была отдана на откуп только коммерсантам, — констатирует Спичкин. — Здесь же инициатива построена не столько на коммерческих интересах, сколько на принципах сотрудничества и создания клуба единомышленников. Бизнес с человеческим лицом, преобладающе человеческим. Надо понять, что авиационная тема не может развиваться только за счет коммерции: как только она переходит на коммерческие рельсы, все разваливается. Людей, которые создают такие вещи по собственной инициативе, за свои деньги, очень мало, и игнорировать их идеи — без пафоса — преступно».
Собственно, аэродром Казанбаш, можно назвать (тоже без пафоса) частью большого делания. «Россия — авиационная держава, у нас есть определенные амбиции, — говорит член аэроклуба Сергей Борзенков. — Но их реализация невозможна без массовости малой авиации. А ей пока занимаются только фанаты, общей доступности нет». «Развитие авиастроения невозможно без таких аэродромов, — поддерживает начинание генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН» Виктор Ермоленко. — Это создание основания для большой авиации. Если мы хотим получить качественный сдвиг в авиастроении, надо, чтобы в основании пирамиды отрасли было много людей. Раньше страна заботилась о том, чтобы авиация стала доступной, а сейчас стоит только какой-то массовости зародиться, ее убивают на корню. Именно так происходит с кружками авиамоделистов, так было с федерацией любителей авиации, которая стала готовить летчиков-инструкторов, а они, в свою очередь, могли аттестовывать других. Ведь пошло воспроизводство — клубы по всей стране росли как на дрожжах! Но прошло несколько лет, и, использовав аргумент, что разбился самолет, федерацию уничтожили. По сути, запретили заниматься массовой подготовкой пилотов. А, вспомните, все успешные авиаконструкторы летали. Сейчас у молодежи такой возможности нет, поэтому институты работают вхолостую».
Сергей Борзенков объясняет ребятам азы пилотирования
«ДЕТИ УЕЗЖАЛИ — ЧУТЬ НЕ ПЛАКАЛИ»
Для аэроклуба базирование в Арском районе, как было сказано, это и социальная нагрузка. «Как-то раз глава района спрашивает: „Могли бы с нашими детьми поработать?“ — рассказывает Гатин. — Конечно. Один из наших пилотов Сергей Юрьевич Борзенков — директор центрального детского дома творчества имени Чкалова, по собственным программам 30 лет ведет кружок „Пилот-Конструктор“. Он давно искал место, где может спокойно обучать детей. И в этом году на базе Дома школьников Арского района открыли кружок „Юный пилот“. А летом провели выездной лагерь. Отдельное спасибо за это управлению образования Арского района. Желающих участвовать в лагере было очень много, но пока взяли только два десятка ребят от 16 лет. Они жили в палаточном лагере, изучали матчасть, обслуживали самолеты, летали. А уезжали — чуть не плакали. По итогам нам рекомендовано углублять этот проект. Вот реальная работа с детьми. У ребят глаза горят!»
«Возрождение таких площадок и привлечение в авиацию молодежи — благородное дело, — рассказал «БИЗНЕС Online» советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Радует, что такие аэродромы потихоньку появляются в районах Татарстана. И люди здесь все равно будут летать, как в Московской области, где очень много площадок, как во всем мире».
Кстати, Казанбаш уже на практике стал частью авиационной инфраструктуры. В один из ноябрьских дней там совершил вынужденную посадку обледеневший транзитный самолет, которому попросту было некуда деваться. «Пилоты знали, что мы возрождаем аэродром и наугад пошли в нашу сторону, — рассказывает Гатин. — Мы очистили машину ото льда, пилотов отогрели и напоили чаем. Теперь транзитники постоянно прилетают на дозаправку, отдых, ночевку. То есть аэродром по факту уже встроен в транспортную систему республики, а все потому, что мы прошли весь путь легализации, внесены в карты и реестры. В ближайшее время будет собственная радиочастота, сможем полноценно управлять воздушным движением в районе аэродрома».
Гатин вспоминает, как такие вещи сделаны в США: «Как-то у нас в Штатах в полете отказал двигатель. Нашли на карте в 10 километрах посадочную площадку, подходим — людей не видно, а уже наступили сумерки. Читаем информацию о площадке: чтобы включить посадочные огни, на такой-то частоте нажмите 7 раз кнопку на штурвале. И — о чудо! — огни зажглись! Трудно было в это поверить! Спокойно сели. Асфальт и разметка просто идеальные, самостоятельно заправились по банковской по карточке. И в Татарстане инициативные люди могут сделать немало таких аэродромов и посадочных площадок. Это, прежде всего, безопасность полетов».
Член аэроклуба Айдар Гафуров купил «Цессн» 1977 года выпуска и уверен в машине
«ВСЕ РАВНО БУДУТ ЛЕТАТЬ. ВОПРОС ТОЛЬКО В ТОМ, ПОДПОЛЬНО ИЛИ ЛЕГАЛЬНО»
Но одна лишь частная инициатива такие капитальные вещи не потянет. «Пока это не вопрос денег, пока это наши сбережения. Но что дальше?» — задается вопросом Гатин. «Понятно, что район не все может, но помогаем, например, с щебенкой, ПГС, организуем на площадке различные мероприятия, и, несомненно, будем помогать дальше, — рассказывает Спичкин. — Пытаемся помочь с созданием инфраструктуры, но тема тяжелая, без республиканской помощи это трудно сделать. Нужно ли это Татарстану? Если задуматься — под рукой почти идеальная площадка для инженерно-технической и практической авиационной подготовки молодежи и начинающих пилотов. Таких навыков, особенно предоставляемых опытными инструкторами и пилотами, не получить в кабинетах. Помимо моделистов, пара- и просто планеристов, владельцев коптеров, частных пилотов и просто сочувствующих авиации, площадка как стажировочная и испытательная может быть небезынтересна техническим вузам, КБ, промышленным авиапредприятиям».
Нужна, прежде всего, законодательная и, если угодно, идеологическая поддержка. «Хотя бы просто не мешайте, — категоричен Борзенков. — Автомобилисты платят транспортный налог, и с дорогами что-то делают. Владельцы воздушных судов платят такой же налог, и государство должно создавать авиационную транспортную инфраструктуру в регионе. Но где она? И смотрите, в Ульяновской области транспортный налог на воздушное судно — 0 рублей за лошадиную силу, в Марий Эл — 25 рублей, а в Татарстане — 125! Я написал письмо на сайт президента республики: можно ли снизить налоги? Мне ответили: все нормально, так и плати... Тем не менее наш опыт показывает, что можно сделать многое, и для этого не нужны глобальные финансовые вливания. Мы готовы участвовать в процессе».
Казанбаш у истока Казанки
«Одна лишь частная инициатива такое дело точно не потянет, — поддерживает коллег-авиаторов Закаржаев. — Ведь даже элементарная аренда земли превращается в огромную проблему. Нужна республиканская программа по развитию малой авиации». Делать что-то подобное все равно рано или поздно придется, уверен председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким: «Есть люди, влюбленные в небо. И, несмотря на препоны, которые в России есть, они все равно будут летать. Вопрос только в том, подпольно или легально. Надо создать механизмы — экономические, административные. Убери тот же транспортный налог на воздушные суда — сразу будет толчок к развитию авиации. Денег не надо, ничего не надо, только создайте правовые и экономические механизмы, и все само начнет работать, потому что желающих летать много».
Он отметил, что в Татарстане уже есть положительный опыт: «В Мензелинске любители при поддержке главы вообще чудо сотворили: прекрасный аэродром, даже российские парашютные чемпионаты проводят. И деньги-то небольшие вложили». А Гатин указывает на опыт соседнего региона: «В Башкортостане есть известный всем частным пилотам аэродром „Первушино“. Буквально в поле ребята его организовали. И президент Рустэм Хамитов считает своей обязанностью помогать этому делу. Сейчас там огромный комплекс, который проводит всероссийские слеты малой авиации — живой праздник, на который не загоняют палками. И мы можем к этому прийти. Хорошее дело в копилку Татарстана».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.