.
Фото: prav.tatarstan.ru

ИНТЕРЕС К НЕБУ ОГРОМНЫЙ, НО ЛЕТАТЬ НЕ ДАЮТ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ

Как раз когда гости собирались на заседание, которое прошло в ангаре ОАО «Казанское авиапредприятие», раздался рев двигателей: на Куркачи сделал заход стратегический бомбардировщик Ту-160 — начинался традиционный праздник «Я выбираю небо!». Впрочем, главные участники — вовсе не «большие» боевые и магистральные самолеты, а «малые» — авиация общего назначения (АОН). Ее-то проблемы и должны были обсудить на совещании.

По словам помощника президента РФ, председателя комиссии при президенте РФ по вопросам развития АОН Игоря Левитина, совещание было решено провести потому, что в Татарстане активно развивается малая авиация. Однако ей надо помочь, констатировал он, например, уменьшением административных барьеров, «чтобы люди, которые хотят летать, получили доступ к небу».

В общем, опять двадцать пять. Обо всем этом говорят уже минимум лет 10. Однако за прошедшие годы изменилось немногое, если вообще что-то изменилось. Собравшиеся в ангаре авиаторы Татарстана вновь обратились к Левитину почти с мольбой. Интерес к небу у людей огромный, но летать они по-прежнему не могут. И сделать-то надо элементарные вещи, например, снизить налог на воздушные суда, упростить процедуру регистрации самолетов. И оградить от произвола. «У нас очень больной вопрос — аэродром Вишневка, — обратился к Левитину и премьер-министру РТ Ильдару Халикову один автор и куратор республиканской программы «Страна авиация» Иван Лямин. — Единственный аэродром малой авиации в городе. Махинаторы от земли пытаются отжать участок».

«С Вишневкой надо разобраться, в чем проблема, — отреагировал премьер. — Большое спасибо, все предложения включим в протокол». Левитин же ограничился констатацией того, что по налогам каждый регион сам принимает решения.

.

МОЖНО ЛИ ВОЗОБНОВИТЬ ОБРАБОТКУ ЗЕМЛИ С ВОЗДУХА?

Тему продолжил исполнительный директор казанского аэроклуба «Авиатор» Дамир Гатин. Он рассказал о том, что аэроклуб возродил заброшенную площадку сельскохозяйственной авиации — теперь это аэродром Казанбаш. Но есть ли возможность на государственном уровне поддержать такие начинания? Ведь это база для развития авиации в целом. Халиков в ответ пообещал, что поднимет тему на встрече президента РТ Рустама Минниханова с Левитиным. «Не могу сказать, что решение с ходу будет принято, но, конечно, в этом направлении будем двигаться». В целом Халиков выразил изумление по поводу того, что в республике, оказывается, есть АОН: «Откровенно скажу: многое из того, что услышал, даже для меня стало новостью. Не мог предположить, что в Татарстане аж 15 аэродромов малой авиации».

Также Гатин рассказал, что соседствующие с Казанбашем аграрии интересуются у авиаторов, можно ли возобновить обработку земель с воздуха, как это было во времена Советского Союза. «Есть идея на базе нашей площадки создать некий легальный сервис», — рассказал исполнительный директор. Но для этого надо помочь с ввозом самолетов — снизить таможенную пошлину. О пошлинах Левитин ничего конкретного не ответил, а по сельхозавиации ответ был несколько неожиданным: «Минсельхоз выходит с предложением об использовании не только АОН, но и беспилотников, и мне кажется, что эти ваши площадки могут быть базой, где будут располагаться такие системы». И это говорится в то время, когда авиаторы не могут решить элементарных проблем...

В этот день беспилотная тема, видимо, серьезно занимала помощника президента РФ. Да, ведь и возглавляемая им комиссия будет преобразована — станет рассматривать вопросы информационно-навигационных технологий на основе ГЛОНАСС, а также авиационных беспилотных систем. Левитин даже прочел небольшую лекцию о том, что, «по сути, это будущее». Может быть, это будет не так быстро, как развивались пилотируемые аппараты, предупредил помощник президента РФ, но скоро беспилотники станут такими же обычными вещами, как автомобиль. Это сегодня развивается в мире очень активно. Беспилотники сегодня могут быть эффективны для решения задач мониторинга, охраны территории, кадастровой работы, лесоохраны, работы с экстренными службами, объяснил министр и предложил: «Если у вас есть какие-то разработки, предложения, готовы выслушать».

Представлявший беспилотчиков гендиректор — главный конструктор АО «ОКБ им. Симонова» Александр Гомзин никаких предложений делать не стал. Молчали и другие присутствовавшие на совещании руководители промышленных предприятий.

.

РАВИЛЬ ЗАРИПОВ БРОСАЕТ КЛИЧ АВИАТОРАМ

Но Левитин все же сумел внести некоторую конкретику в беседу, хотя и не совсем по теме «малых» авиаторов. По его словам, во время вчерашнего визита в Казань гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова было объявлено о том, что госкорпорация будет продвигать медицинскую версию вертолета «Ансат». «Нам показали вариант для спасения людей, — рассказал Левитин. — Посмотрите: в ДТП на дорогах ежегодно погибают 25 тысяч человек, 250 тысяч раненых. Ситуация такова: если человек в течение 20 минут не получил первую помощь, болезнь усугубляется настолько, что он может стать инвалидом. Дорога каждая минута... Поэтому договорились с «Ростехом» и руководством Татарстана, что эта машина могла бы использоваться для таких служб». «И это был бы хороший заказ для предприятия», — видимо, намекнул Левитин на поднимавшуюся на совещании тему загрузки КВЗ.

Пожалуй, наиболее здравую организационную идею на заседании предложил помощник президента РТ по авиакомпалексу Равиль Зарипов: «Крупная авиация у нас представлена — объединенная авиастроительная корпорация, „Вертолеты России“, а вот по малой авиации ничего нет. Пытался я раза два-три сделать, чтобы мы собрались, но... Я к вам обращаюсь, коллеги... Надо объединиться, создать ассоциацию или еще что-то, чтобы все эти вопросы обсудить и выносить их не по одному, а подготовить. Думаю, Ленар готов где-то собраться», — полувопросительно обратился он к министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину, который утвердительно кивнул. «Очень правильно, — отреагировал Халиков и напомнил, что когда случилась трагедия с «Булгарией», частные авиаторы одними из первых пришли на помощь тревожным службам. — Это не просто пропагандистская работа, а важная государственная задача».