НА ТОМ ЖЕ МЕСТЕ В ТОТ ЖЕ ЧАС

Фестивальное пространство заняло четыре городских сада, расположенных в шаговой доступности друг от друга: «Эрмитаж», Лядской, сквер Баки Урманче и Фуксовский. Два жарких утра публике, болтающейся по тропинкам Лядского сада, было предложено озирать локации опутанных цветным скотчем деревьев, настеленные для детей-ясельников коврики с подушками и висящие на деревьях картонные рыбки.

За столом с акварельными красками старательно малюют первые посетители, чей мастер-класс предположительно должен завершиться у четырех-пяти мольбертов, заготовленных через садовую дорожку. Портретистам-взрослым к мольбертам не подойти, поэтому они идут к фонтану, где, спустив в воду ноги, сидит рыбак с удочкой и плакатом «Рыбы нет».

— Не могли бы поймать устриц?

— Это как Бог приведет.

— А когда Бог приведет?

Рыбак растерянно жмет плечами.

В ближайших кустах — школьник с рукодельным плакатом «3-в». На вопрос «А где 3-а?» школьник молча поворачивает плакат тыльной надписью: «Я участвую в квесте». Поскольку вблизи никаких примет чего-то бродячего, странствующего, путешествующего нет, вопрос приходится изменить: «Ну а где, скажите, 3-б?» Школьник резко сгибает правую руку и указательным пальцем шлет вас в противоположную сторону. Там в высокой развилке спиленных стволов верещит примотанная скотчем русалка с красным капроновым флагом. Наверное, потому что ее никто не слушает, русалка оттуда слезает и минут через 10 уже беседует с подругой, успев сдать красный флаг в реквизит. Ну а вас влекут громкие звуки музыки.

.
Фото: Анастасия Шагабутдинова

Седовласый петербуржец Владимир Нахимов, черной кепочкой отдаленно напоминающий Михаила Шемякина, на лужайке проводит карабас-барабасовский шоу-аттракцион. Его куклы в образах Тины Тернер, Аллы Баяновой, солиста группы «Ногу свело» и прочих телесубъектов отчаянно тешат детей, а также их родителей громогласными хитами с непонятным малышне конферансом. Помнится, увиденный на Карловом мосту в Праге четырехручный джаз-дуэт скелетов на ниточках музицировал куда виртуознее. Возможно, из-за бессловесности он и запоминается каждому шастающему там туристу.

Следом за Нахимовым другой петербуржец — Леонид Кондаков — выкладывает перед детьми чемодан с пищалками, трещотками и прочей утварью, а потом играет на гитаре с укрепленными на грифе губными инструментами. Дети — кто увлеченно, а кто отрешенно — в такт стучат, колотят, долбают, тогда как их более взрослые родственники щелкают понятно чем, на века запечатлевая дебютный опыт малолетних оркестрантов. Родоначальнику погремушечно-музыкального младенческого образования Карлу Орфу понравилось бы.

.
Фото: Анастасия Шагабутдинова

И УЛЫБКА, БЕЗ СОМНЕНЬЯ...

Тем временем перед камерами на банджо, ведрофоне и стиральной доске лихо играют три человека из петербургской группы Eazy Winners Ragtime Band. Основной их концерт, случившийся вечером, был лучшим в музыкальной программе фестиваля. Ребята профессионально и не без юмора исполнили много приятных ретровещиц, под которые по сумеркам к сцене стекались подтанцовывающие горожане с горожанками разных возрастов. Девочка лет семи не покидала пятачка под носом у исполнителей. В спонтанном танце она добивалась движений, каким позавидовала бы сама Джинджер Робертс, первая партнерша Фреда Астера (фильм Федерико Феллини «Джинджер и Фред» ни при чем). Музыку ансамбля, именуемого оркестром, не испортило даже криминальное звукоусиление Master Schow — фирмы, которая обслуживает все Сабантуи и чуть ли не все городские и прочие мероприятия, включая Огонь Универсиады и Кремль онлайн.

.
Фото: Любовь Симонова

В дневном блоке фестивальных событий гости-штучники представляли выставку достижений уличного искусства один за другим. Если качество вибрафонных чардашей Монти в семейном исполнении отца и сына Алексея и Павла Чижиков дилетантской уличной нише не противоречило, то пожилой хиппи, он же гитарист-эзотерик Сергей Садов, скрестивший любимый инструмент подъездного молодняка с индийским ситаром, как и бывший бас-гитарист «Аквариума» Андрей Светлов, предстали музыкантами, скажем так, клубного уровня, то есть посерьезнее иных. Услышать французскую аккордеонистку Изабель Базэн, к сожалению, не удалось: как настоящая француженка на свои выступления она умеет опаздывать. А вот выступление Сергея Заславского на терменвоксе выглядело унылым и скучным. Кстати, разглядывать, как изобретенная в 1920-е Львом Терменом радиоантенна бесконтактным путем производит звук от движений человеческой руки, вообще лучше на большом экране. Но экрана не было.

Попытка флешмоба от группы «Пакеттеатр» обернулась почти неловкостью. Представление «В розовом», разыгранное на четырех скамейках вокруг фонтана перемещающимися с одними и теми же вербатим-текстами актерами, цели не достигла. Зрители вяло прослушали исповеди кондукторши о несчастной любви с проходимцем (исполнительница слишком театрально старалась быть настоящей), работницы агентства по утешению несчастных (эта чересчур постаралась слиться с средой) и парня, которому нахамили, вот он и обижен (слишком много пауз к его монологу не привлекли). Буклетное обещание, что «каждый может стать участником действия», не сработало.

Из трех камерных опер повезло лишь последней — «Бастьен и Бастьенна» Моцарта: красивым, хоть и не очень пока техничным радиомикрофонным голоском отличилась прелестная пастушка Бастьенна — Айсылу Нуруллина. Опере-страшилке «Береника» по Эдгару По на музыку Ляйсан Абдуллиной повезло меньше — как с авторским мастерством, так и с исполнителями. Ну а опере-шутке «Телефон, или Любовь втроем» американца Джанкарло Менотти банально помешал кукольник Нахимов, своим звукоусилением вмешавшийся в акустические границы почти актуальной love story образца 1947 года. Тогда влюбленным мешал телефон, тогда как нынче любовным отношениям мешают соцсети. Точнее, зависимость от них.

ПРОФАННОЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Первые в Казани Дни уличных искусств делали очень хорошие и очень знающие люди. На спинах их черных футболок были написаны соответствующие их рабочим функциям слова: «Наставник» (худрук Олег Лоевский), «Идеолог» (Артем Силкин), «Звезда» (Диана Сафарова), «Богиня» (Инна Яркова). Только очень умные люди понимают, что лучшее в искусстве — самое нелепое и дурацкое, на что они способны. В данном случае устроители оказались способны вспомнить многое, что возвращается во взрослую жизнь из детства, из увлечений юности, из недавних и даже нынешних пожеланий и амбиций.

«Богиня» Инна Яркова и «Наставник» Олег Лоевский «Богиня» Инна Яркова и «Наставник» Олег Лоевский Фото: Анастасия Шагабутдинова

Амбициями устроителей фестиваля, судя по их интервью, выглядит попытка объяснить данный опыт уличных искусств актуализацией другого регионального опыта — «Пермь — культурная столица» (хотя бюджет пермских уличных гуляний в сфере современного искусства был не в разы, а в десятки раз больше реализованного в Казани бюджета в 4 млн. рублей). Желание — это попытка примериться к категории городского развлекательного кластера. Ностальгия с клубным оттенком в данном случае видится легко преодолимой болезнью роста. А подражательство — хоть Праге, а хоть и Нью-Йорку — все равно отличным способом вписать Казань в актуальный мировой опыт под названием strееt-art. Просто в мире этот опыт означает, кроме нас самих, еще и многое другое: культуру граффити, рэперство всех видов и направлений плюс еще воз и маленькую тележку.

Идеи городского досуга, что называется, носятся в воздухе не только в Казани. Другое дело, что, заполняя эти идеи тем или иным адекватным содержанием, люди вправе теряться под натиском настигающих их жизненных впечатлений. Были в Праге — запомнилось то-то. Насмотрелись разного в нью-йоркском Гринвич-виллидж и подумали: «И у нас может быть не хуже». История, связанная с местным genius loci (гением места), в Казани пока только формируется. Пока она удалась на выставке плаката, с которой и начинался фестивальный проект в Лядском саду.

«Идеолог» Артем Силкин и «Звезда» Диана Сафарова «Идеолог» Артем Силкин и «Звезда» Диана Сафарова Фото: Анастасия Шагабутдинова

Вот плакат-коллаж на стихи Тукая об озере Кабан. Вот плакат, анонсирующий, увы, убитую хулиганами в саду Эрмитаж инсталляцию Ильгизара Хасанова «Птицы» с нанизанной меж деревьев на ниточки словесной «чушью» из орнитологических текстов футуриста Велимира Хлебникова. Но символом первого фестиваля уличных искусств, похоже, стоит признать комикс-плакат Тимофея Зверко «Эчпочмак». Из сердцевины схематичного треугольника извивающимся дымком выплывает белый зигзаг с многократно повторенным «ворлд ворлд ворлд ворлд», что на языке уличных искусств может читаться следующим образом: «Чем народнее — тем ароматнее и вкуснее».