130 пассажиров теплохода «Некрасов» не смогли насладиться красотами Нижнекамска в день его юбилея — с берега пришел запрет на заранее согласованную стоянку. Произошло это как раз в тот момент, когда на новой набережной ждали Рустама Минниханова. В ответ туроператор снял город со всех своих маршрутов 2017 года, а это четверть всех приплывающих сюда круизных судов. Мэрия уже принесла извинения, а отдавший приказ начальник местного ОСВОДа уволен.
«МЫ СТАЛИ ЛЮДЬМИ ВТОРОГО СОРТА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧИНОВНИКАМ»
Поспешное управленческое решение лишило Нижнекамск на будущий год четверти всего объема речного туризма — 10 из примерно 40 круизных судов не пристанут к только что реконструированному причалу города, а их пассажиры не поделятся впечатлениями от обновленной набережной у себя в регионах. Такова доля круизов группы компаний «Инфофлот» — лидера на российском рынке продаж речных туров, который снял из своего графика 2017 года стоянки в Нижнекамске. Так компания отреагировала на инцидент, случившийся 20 августа — в знаменательный для столицы нефтехимии день празднования 50-летнего юбилея. Как выяснил «БИЗНЕС Online», конфликт федерального оператора с МБУ «ОСВОД», которое управляет местным причалом, косвенно связан с визитом в город президента РТ Рустама Минниханова, о чем ни он сам, ни его окружение, по всей вероятности, не могли и подумать.
Казус до обидного банален. Когда город готовился к открытию новой набережной и на берегу ждали делегацию во главе с президентом, к причалу Нижнекамска должен был по согласованному графику подойти трехпалубный теплоход «Некрасов». На борту круизного судна в радостном предвкушении ждали схода на берег около 130 туристов из Москвы и других городов. «Некрасов» завершил необходимые для причаливания маневры и уже готовился остановить двигатели, когда с берега пришел внезапный запрет на стоянку. Теплоход вынужден был дать задний ход и продолжить путь без остановки, ну а пассажиры по итогам круиза написали в анкетах: «Мы стали людьми второго сорта по отношению к чиновникам».
Казус случился в связи с визитом в город президента РТ, в программе которого было посещение новой набережной, где расположен причал
Председатель совета директоров группы Александр Соснин решил просто так этого не оставлять и объявил, что в 2017 году суда «Инфофлота» увеличат время стоянки в Елабуге вместо того, чтобы посещать Нижнекамск. Позавчера статья с изложением этой ситуации и заявлением Соснина появилась на специализированном портале круизного информационного агентства Cruiseinform.ru. В ней автор намекнул, что причиной действий обслуживающего причал МБУ «Спасательный отряд на воде «ОСВОД», с которым у «Инфофлота» был заключен договор, могло стать неформальное распоряжение службы безопасности президента, однако никаких подтверждений этой версии нет.
«В ПЕТЕРБУРГЕ ВО ВРЕМЯ САММИТА G20 ХОТЕЛИ ЗАКРЫТЬ ПРИЧАЛЫ, НО ДО ДЕЛА НИ РАЗУ НЕ ДОХОДИЛО...»
Группа «Инфофлот» была основана в Санкт-Петербурге в 2003 году, начав работу с агентских продаж чужих круизов и постепенно создавая собственный флот, а также принимая под свою опеку теплоходы без экипажей. Сегодня в группу входит полтора десятка компаний, занятых на рынке речного туризма. Основные собственники — Соснин и Александр Сахаров, выступающий также гендиректором холдинга. В нескольких компаниях большую долю имеет третий партнер Виктор Лайхтман — в частности, 50% у него в ООО «Ава», на балансе которого, собственно, и числится «Некрасов». В общей сложности «Инфофлот» располагает 7 своими теплоходами, создает собственные продукты — к примеру, в 2013 году компания первой ввела в число туристических рек Вятку. Однако лидером речного туризма в России группа остается все-таки благодаря продажам чужих туров. Сейчас у компании более 3,5 тыс. агентов во всех доступных речникам регионах, отдельные офисы в Москве (ООО «Инфофлот Москва»), Санкт-Петербурге (ООО «Инфофлот-С»), Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и Ростове-на-Дону. С этого года собственные теплоходы и круизы компания начала запускать под дочерним брендом «Созвездие Инфофлота», титульный же бренд теперь используется для продаж круизов других операторов. Кроме внутреннего туризма компания продает зарубежные как речные, так и морские туры.
Совладелец группы Сахаров в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил отмену заходов в Нижнекамск в будущем году как свершившийся факт. По его словам, пожертвовать этой маршрутной точкой для компании было непросто, однако репутационные риски перевешивают. «Для нас любой город — значимая точка, а по 10 заходов в сезон имеют, безусловно, интересные объекты посещения, — рассказал Сахаров. — Нижнекамск интересен в первую очередь источником Святой ключ — это то, чего нет в других местах. Я неоднократно был там сам, и мне очень нравится — необычное место с особой энергетикой, всегда хочется там задержаться, и туристы его любят. Если мы идем в этих водах, мы обязательно ставим город в маршрут».
По приблизительной оценке Сахарова, за сезон компания осуществляет не менее 150 круизов внутри России, соответственно, 10 из них — это порядка 6,7% всех маршрутов. В «Инфофлоте» понимают, что «бешеных денег» от туристов промышленные города вроде Нижнекамска не получают, но, как правило, любой город заявляет радушие туристам, понимая важность продвижения своей территории.
Не только Нижнекамск, но и Татарстан в принципе является важным для операторов речного туризма регионом. «Мы и в Казань обязательно заходим, сейчас появилась новая стоянка в Тетюшах, в Болгаре недавно, наконец, открылся хороший причал, — напомнил Сахаров. — На мой взгляд, инцидент в Нижнекамске очень странный, потому что в целом мы видим, что власти региона развивают туризм. Думаю, сбой произошел на уровне исполнителей. Когда в городах проводятся мероприятия государственного уровня, периодически возникают угрозы такого рода — например, во время саммита G20 в Петербурге шли разговоры о закрытии причалов, но до дела ни разу не доходило. Вообще, если по каким-либо причинам город не в состоянии нас принять, это заранее известно, и мы имеем возможность для маневра — можем предупредить туристов, предложить альтернативу».
«МЫ ОЧЕНЬ СИЛЬНО КРАСНЕЛИ ЗА ЭТУ ИСТОРИЮ...»
Как выяснилось из разговора с Сахаровым, полноценной экскурсии в Нижнекамске не планировалось — короткий заход с прогулкой по новой набережной и посещением Святого ключа. Возможно, поэтому формальных рекламаций со стороны пассажиров «Некрасова» к «Инфофлоту» пока не было, хотя срок для подачи требований о компенсации еще не истек.
«Дело ведь не в формальной претензии — понятно, что на борту мы постарались максимально отвлечь людей от этой неприятной истории, сделать от себя какие-то подарки, сгладить ситуацию, — поясняет совладелец группы. — Слава богу, в целом рейс прошел замечательно — люди остались довольны и экскурсионной программой, и круизной. Мы даже не пытались просчитать экономические потери от инцидента в Нижнекамске, они несущественны сами по себе, важен факт: полный теплоход туристов проходит мимо. Видимо, в связи с развитием внутреннего туризма? Мы очень сильно краснели за эту историю, ведь недоверие прежде всего возникает к нам».
130 пассажиров теплохода не смогли оценить красот новой набережной в Нижнекамске, почувствовав себя «людьми второго сорта по отношению к чиновникам»
По оценке Сахарова, найти компромиссный выход из ситуации на месте было невозможно — во-первых, теплоход идет по графику и не может стоять на реке в ожидании конца мероприятия. Во-вторых, такого предложения «Некрасов» и не получал. «Если бы нас предупредили, что именно в согласованное время не получится причалить, подойдите через час, мы бы что-нибудь придумали, но оперативно сделать что-либо было нельзя. После круиза мы официально направили в ОСВОД запрос: объясните, почему мы, согласовав заранее заход, идя с туристами, не имели возможности зайти в город? Ответ получили неформальный: мол, ситуация такая, не обижайтесь. Официального ответа не было».
Добавим, что в этом году у «Инфофлота» по графику остался еще один заход в Нижнекамск и, поскольку путевки на круизы-2016 уже забронированы, последний рейс пока не подпал под «санкции». Руководство компании решило, что вопрос с этой стоянкой будет определяться в зависимости от того, придет ли официальный ответ из Нижнекамска и каким он будет.
«МЫ УЖЕ ПОДГОТОВИЛИ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО ОТ ИМЕНИ ГЛАВЫ РАЙОНА АЙДАРА МЕТШИНА»
Между тем официальной реакции со стороны обслуживающей причал организации «Инфофлоту» ждать не стоит, поскольку, узнав о конфликте с федеральным оператором, оперативно отреагировал на инцидент учредитель ОСВОДа — исполком Нижнекамского района. Как подтвердил редакции управляющий делами совета Нижнекамского района Виталий Серебряков, в администрации ничего не знали о случае с «Некрасовым» до того, как в ситуации начал разбираться «БИЗНЕС Online».
По версии нижнекамских властей, конфликт с «Инфофлотом» стал неприятным подарком на День города, который преподнес весьма опытный специалист — начальник ОСВОДа Иван Куляев. Уже на следующий день после заявления Соснина исполком подготовил дружественное письмо федеральному оператору.
«Нам бы хотелось принести извинения за тот неприятный инцидент, связанный с теплоходом „Некрасов“, который произошел на причале Нижнекамска 20 августа, — сообщил в комментарии „БИЗНЕС Online“ Серебряков. — Мы уже подготовили официальное письмо от имени главы района Айдара Метшина в адрес председателя совета директоров компании „Инфофлот“ Александра Соснина. Конечно, извинения не умаляют нашей ответственности и ответственности начальника МБУ „Спасательный отряд на воде „ОСВОД“ Ивана Куляева, который единолично принял решение в отношении данного судна, чем и спровоцировал это недоразумение. С руководством администрации исполкома района он данный вопрос не согласовал. Ситуация нами тщательным образом проанализирована, и сегодня мы приняли соответствующие меры в отношении руководителя — он уволен с должности».
Нет худа без добра — оказалось, что болезненная ситуация подтолкнула исполком и к тому, чтобы задуматься о развитии речного туризма, благо время для этого настало именно с открытием современной набережной, ожидаемым в 2017 году обновлением гостиничного комплекса, общим преображением города, презентованным 20 августа. По иронии судьбы четверть речного турпотока город потерял именно в тот день, с которого и должен был начаться отсчет его «новой туристической истории», и в исполкоме этот факт оценили.
Исполком Нижнекамского района подготовил письмо с извинениями руководству «Инфофлота» от имени Айдара Метшина
«Мы обсудили возможные формы расширения водного туризма в нашем городе, — сообщил Серебряков. — Нижнекамск в этом плане обладает большим потенциалом, и водный туризм может стать драйвером его развития, если брать пример других городов. Раньше одной из основных проблем, тормозивших эту деятельность, была неразвитость инфраструктуры. Теперь к услугам наших гостей мы можем предложить прекрасный причал с гостиницей, различные достопримечательности. Все кардинально изменилось, мы намерены работать в этом важном для нас направлении и будем рады сотрудничать с компанией «Инфофлот». С огромным удовольствием встретим гостей нашего города. Мы развиваем концепцию, туристические маршруты — в первую очередь с турфирмой «Сафар».
Сам же начальник (теперь уже бывший) ОСВОДа Куляев комментировать свое «единоличное» решение о недопуске теплохода к причалу отказался. «Без комментариев. Я ведь уже уволен», — кратко ответил он на обращение «БИЗНЕС Online».
«ЭТО, БЕЗУСЛОВНО, ЗНАЧИМО ДЛЯ ИМИДЖА ГОРОДА — ЭТО ЖЕ ОГРОМНЫЕ СУДА»
По оценке Серебрякова, в этом году нижнекамский причал принял 30 - 35 судов по состоянию на сегодняшний день. Возможно, актуальная цифра не точно отражает традиционную, поскольку причал в этом году реконструировался вместе с набережной, однако примерно такое же значение назвала и гендиректор упомянутой турфирмы «Сафар» Светлана Муллина — едва ли не единственный оператор городских экскурсий для гостей Нижнекамска, прибывающих по реке.
«Около 5 тысяч речных туристов мы обслужим в этом году, это порядка 40 судов, — сообщила Муллина. — „Инфофлот“ у нас не стоит на первом месте, больше всего у „Сафара“ общих клиентов с компанией „Водоход“, но не все суда, заходящие в Нижнекамск, берут у нас экскурсии. В самом Нижнекамске спрос на речные круизы в этом году поменьше, поскольку и удовольствие недешевое, и клиенты переориентировались на южные направления».
Владелица «Сафара» тоже сожалеет об инциденте и его последствиях. «Это, безусловно, значимо для имиджа города — это же огромные суда, по 200 - 250 человек из разных городов, которые будут разносить впечатления от Нижнекамска, — отметила Муллина. — Город у нас интересный во всех отношениях — и история, и сегодняшний день. Тем более в этом году очень много сделано в связи с юбилеем. Хотя в финансовом отношении что могут оставить речные туристы? Могут купить сувениры, использовать карманные расходы, а городские пешеходные экскурсии для них дешевы — рублей по 100 на человека, и питание им не нужно».
Посещаемость городов РТ речными туристами по данным госкомитета РТ по туризму
Напомним, в целом по Татарстану в этом году спрос на круизный отдых вырос на 20% по сравнению с прошлым годом — об этом в июне на пресс-конференции в Казани рассказывала как раз региональный руководитель «Инфофлота» Оксана Орехова. По оценке председателя госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, озвученной на той же пресс-конференции, ежегодно в круизы ездят 10 - 15 тыс. татарстанцев. Прогноза по итогам текущего года в госкомитете, к сожалению, дать не смогли, пояснив, что к подсчетам приступают по окончании сезона навигации. В предоставленной же сравнительной статистике посещений речных туристов по итогам первых полугодий 2015 и 2016 годов Нижнекамск не значится, хотя в списке из 6 городов он занял бы не последнее место по посещаемости. Согласно предложенной учреждением таблице, в первом полугодии 2016 года прирост гостей составил 12,8%.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 146
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.