КЛУБ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ОТ ВЕСЕЛОГО И НАХОДЧИВОГО

По наблюдениям газеты «БИЗНЕС Online», летом деловая жизнь кипела в такой отрасли, как развлечения и общепит. Несмотря на мнения экспертов о том, что в кризисное время люди первым делом отказывают себе в удовольствиях и всяческих излишествах, в Казани появилось с десяток новых заведений.

Самый ожидаемый этой осенью проект — новый ночной клуб Idol. В соцсетях будущее заведение уже активно рекламируется, однако детали не раскрываются. В аккаунтах клуба содержатся записи вроде такой: «Формат беззаботного отдыха и танцев», а также объявления о наборе персонала. Наша газета выяснила, что клуб в одном из заметных зданий на ул. Пушкина (недалеко от «Колизея») откроет в конце сентября гендиректор почившего легендарного клуба Doctor Club, а ныне учредитель популярного у студентов ночного клуба «Люксор» Ильдар Фатхутдинов. В республике он также известен как основатель и капитан первого состава (1998 - 2001 годы) команды КВН «Четыре татарина». Помимо этого, Фатхутдинов также владеет рестораном «Бивень» на той же ул. Пушкина. Он является владельцем одного из соучредителей Idol — ООО «Республика». Генеральным директором клуба стал приглашенный из Альметьевска и известный в музыкальных кругах DJ Артур Галиев, а арт-директором — основатель лейбла Metro music и одновременно арт-директор клуба «Люксор» Антон Бакунин (Dj Ozz). Он также в разные годы сотрудничал с уже закрытыми клубными проектами — «Шамбалой» и обоими «Эрмитажами» (на Парина и на Амирхана).

По нашей информации, созданием нового проекта полностью занимается команда «Люксора» — видимо, Фатхутдинов решил переключиться со студентов на более взрослую аудиторию.

Бакунин, назвавший себя идейным вдохновителем и соучредителем проекта Idol, рассказал «БИЗНЕС Online», что клуб — собственный бренд, а не филиал какого-либо проекта. На вопрос о фишках он ответил, что помимо качественного интерьера будет очень хороший звук. Звучать будет хаус. «Мы очень капитально подготавливали помещение. Самое главное — в клубе удобное планирование, — рассказал он и о главном. — Фишка в том, что это именно ночной клуб, а не ресторан-клуб, не бар-клуб. В нашем клубе будет полноценный танцпол с большой вместимостью — до 700 человек. Клуб ориентирован на более взрослую, так сказать, презентабельную публику». Отметим, что в Казани всего лишь три заведения, которые могут именоваться настоящими клубами: «Люксор», The Legend и «Арена».

В Idol будет два входа — обычный и VIP, будет два разных гардероба. Кстати, клуб уже начал доставку своим «особо важным» клиентам фирменной шкатулки по 15 тыс. рублей за штуку (в шкатулке лежат карта VIP-гостя на двоих, скидка от 15% в барах заведения, кожаный брелок и флешка с музыкой).

По словам Бакунина, конкуренты — все развлекательные заведения Казани. «Конкурировать придется со всеми, и хотя аудитории могут быть разными, часть все равно будет пересекаться», — рассказал он. С мнением экспертов о том, что в сложные экономические времена люди отказываются в первую очередь от развлечений, он не согласился. «Люди очень даже ходят в клубы. Вы, видимо, давно там не были, — попытался он пошутить над корреспондентом газеты. — И ходили, и ходят. Развлечения — это последнее, от чего люди откажутся в любой ситуации, будь то кризис или не кризис. Жизнь-то продолжается, что теперь, останавливаться? Кальянные не считаем конкурентами, это препатийные заведения».

Объем инвестиций и другие детали не раскрываются. По нашей информации, клуб расположится на цокольном этаже на площади 600 - 700 кв. метров. Для сравнения: например, у The Legend площадь — 2 тыс. кв. м, а вместимость — 1,5 тыс. человек. По словам экспертов по недвижимости, вложения в запуск клубного проекта стартуют от 15 тыс. рублей на квадратный метр и могут доходить до 100 тыс. на «квадрат» в зависимости от особенностей света и звука. Но даже при минимальных инвестициях Фатхутдинов должен был вложить в свой новый проект от 10 млн. рублей.

Совладелец продюсерской компании Ozone Pro Шамиль Ибрагимов, реализовавший ряд успешных клубных проектов, в открытии нового заведения видит только плюсы. «Мое мнение по поводу открытия новых ночных клубов неизменно, я считаю, что количество непременно рождает качество. Открытие новых заведений для молодежи и для людей постарше — это хорошо, потому что каждый проект старается стать лучше, чем остальные и предыдущие, или добавляет какую-то изюминку, дает возможность соревноваться другим заведениям в качестве, менеджменте, шоу-программе», — говорит он. По его словам, ул. Пушкина традиционно считается клубной улицей еще со времен «Арены».

Однако Ибрагимов не согласен с Бакуниным в том, что люди тратят на развлечения столько же денег, сколько раньше. «Если раньше человек сразу шел в клуб, потому что было мало заведений, то сейчас их достаточно. Не думаю, что сегодня у людей стало больше денег в связи с экономической ситуацией. Соответственно, карман человека теперь делится на несколько точек по маршруту отдыха: сначала это может быть кафе, потом кальянная, потом клуб и затем снова кальянная, — сказал он. — Количество посетителей клубов остается прежним, но денег они стопроцентно оставляют меньше».

НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ТАТАРСКОГО МЕНЮ

Осенью на ул. Московской откроется новый ресто-бар под названием «Кама». До него на этом же месте почти два года проработал бар Thirteen и был закрыт в середине лета. Теперь соучредитель бара Юлия Самодурова вместе с экс-шеф-поваром гастробара «Квартира 63» Булатом Ибрагимовым решила переосмыслить национальную татарскую кухню.

«В нашем заведении не будет перекоса в сторону национальных орнаментов, тюбетеек и обилия эчпочмаков. У нас будет современное заведение, в котором шеф-повар будет делать упор на татарскую кулинарию, местную еду, местные продукты — все то, к чему привыкли казанцы и туристы, но подано это все будет иначе. Будут использоваться классические рецепты», — говорит наша собеседница. Заведение рассчитано на 30 - 35 посадочных мест. Что касается конкурентов, то Самодурова не знает в Казани заведений с такой же специализацией.

На вопрос о том, почему бар стал еще и рестораном, Самодурова рассказала, что задумки запустить кухню в Thirteen были давно и так совпало, что летом Ибрагимов смог присоединиться к проекту. В итоге было решено запустить формат ресто-бара. Название «Кама» было выбрано, так как основатели проекта искали «слово, связанное с Татарстаном, звучное, емко отражающее концепцию заведения».

Объем инвестиций не раскрывается. Средний чек составит порядка 1 тыс. рублей, а ждут, по ее словам, всех — ресторан для любой аудитории. «Днем рассчитаны в основном на обеды, а вечером упор у нас будет сделан на бар», — сказала Самодурова. Интересен и режим работы: с 12 до 16 часов в заведении будет действовать обеденное меню, с 16 до 18 часов оно закрыто и готовится к вечерней работе, а с 18 и до последнего гостя — вечернее меню.

Отметим, что новый ресторан, несмотря на не самое очевидное расположение, может стать новым излюбленным местом гурманов, каким была когда-то «Квартира 63». По информации «БИЗНЕС Online», уход шефа из гастробара был не совсем гладким — вместе с ним ушла и часть персонала. Летом в заведении был сделан косметический ремонт. Впрочем, гораздо важнее в заведении хорошее обслуживание, чем «Квартира» никогда не отличалась.

.
Фото: «БИЗНЕС Online»

КЛАССИЧЕСКИЙ ГОРОДСКОЙ РЕСТОРАН ЗА 20 МИЛЛИОНОВ

Закрытий заметных ресторанов летом в Казани было мало — пожалуй, можно вспомнить только «Купеческое собрание», приказавшее долго жить в июле. Как сообщил «БИЗНЕС Online» совладелец сети ресторанов «Танго Груп» Михаил Горшенин («Купеческое собрание» входило в эту в ресторанную группу), ликвидация заведения связана с тем, что собственник продал здание. По его словам, планов перенести проект в другое здание или открыть аналогичный в другом месте у «Танго Груп» пока нет.

Напомним, двухэтажный кирпичный особняк с цокольным этажом и мансардой на улице Петербургской, 80, в котором был расположен ресторан «Купеческое собрание», продавался как минимум с 2015 года. Само здание, несмотря на вполне исторический облик, было построено в 2008 году, его общая площадь — 899 кв. метров. Владелец помещения — ООО «СКДК».

А вот открытий в течение лета было предостаточно. Самое интересное — ресторан-веранда «Марусовка» в Лядском саду, прилегающем к Дому актера. В конце сентября уже в самом здании должен открыться еще один зал. Веранда будет убрана осенью, когда серьезно похолодает. Само заведение довольно обычное — дизайн в зеленых тонах, европейская кухня (есть, правда, авторские предложения от шеф-повара), а вот владельцы заведения заслуживают отдельного упоминания.

Согласно базе данных «Контур-Фокус», генеральный директор ООО «Театральное кафе» (юрлицо «Марусовки») — Руслан Садыков, известный как ресторатор, управляющий рядом заведений в Казани. Это рестораны «Хумо» и «Пир», а также комплекс бань «Пар» на берегу Кабана. Кроме того, Садыков — генеральный директор компании ООО «Парадигма», которая, как стало известно в середине июня этого года, стала инвестором реконструкции парка «Черное озеро». В этом году в первый этап работ в парке компания вложит 70 млн. рублей.

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с Садыковым, который рассказал, что ресторан открыт в Лядском саду, потому что это хорошее расположение для летней террасы. «К нам даже приходили с проверками и спрашивали, мол, почему на территории парка построили веранду, ни с кем это не согласовав. Но эта земля принадлежит Дому актера, который передал нам ее в аренду, как и внутреннее помещение. В первую очередь мы сделали веранду, потому что хотели успеть в сезон. А 25 сентября планируем открыть основной зал ресторана», — рассказал он. Сегмент заведения — «средний и чуть выше среднего». «Это классический городской ресторанчик», — говорит ресторатор. Общий объем инвестиций в проект должен составить 20 млн. рублей. Инвестиции владельцы заведения планируют окупить в течение 3 - 4 лет, что, по словам Садыкова, подтверждают летние месяцы. И это действительно так, попасть вечером на веранду «Марусовки» просто невозможно — все места забронированы с утра или по крайней мере с обеда.

Прокомментировал Садыков и общее положение дел на рынке общепита и ночных развлечений Казани: по его словам, по сравнению с летом прошлого года люди оставляют в кафе, ресторанах и клубах меньше денег. «Я не скажу, что это какой-то кризис и это значительно повлияло на рынок, но в целом тратить стали меньше. Определенный сегмент (потребителей — прим. ред.) отвалился», — сказал он.

НА ЛЮБОЙ ВКУС И КОШЕЛЕК — ЛАПША, ПИВО И ХИНКАЛИ

В самом начале лета на месте знаменитого студенческого кафе «Кафедра» на ул. Пушкина открылась лапшичная «Лапшон» — проект основателей баров Relab и Mr Williard. Через панорамные окна заведения любой может наблюдать (корреспондент газеты делает это почти каждый день в разное время дня) непопулярность формата в Казани — в редкие часы в лапшичной можно увидеть несколько посетителей, а в остальное время она пустует. Основатели проекта не захотели комментировать концепцию заведения и объем инвестиций.

В середине июля на месте легендарной «Пиццы для всех» на площади Свободы рядом с кабмином РТ открылось новое кафе — «Кабинет». Как написал городской интернет-журнал «Инде», его совладелица, управляющая и шеф-повар Юлия Москвина, до открытия собственного заведения работала шеф-поваром в кафе «Ночной город», «Пражский лев», «Молоко и мед». Связаться с ней не удалось. Газета «БИЗНЕС Online» поговорила с владелицей предыдущего кафе — «Пиццей», просуществовавшей более 15 лет, гендиректором ООО «Майдан» Марией Горшуновой. На вопрос о причинах закрытия заведения она ответила, что пиццерия ушла в минус по причине небольшого трафика. «Когда „Пицца для всех“ открывалась, было очень живым здание КАИ на площади Свободы, было много народу, потому что была разрешена парковка. Когда все эти возможности исчезли и часть КАИ переехала отсюда, поток людей в этом районе — а у меня там еще „Кабачок под абажуром“ (на ул. Большой Красной) — иссяк. Там сейчас всегда пусто, — рассказала собеседница. — Машины транзитом идут по этой улице. Останавливаться там негде. Муниципальные парковки — это не для всех. Там не оставишь машину и не позволишь себе пообедать».

По словам Горшуновой, в целом туристический поток в Казани вырос и стабилизировался на определенном уровне и те заведения, которые работают в популярных у туристов местах, могут выживать. «Что касается рынка, есть новые, открывающиеся интересные заведения, и они заполняются. Понятно, что так будет не всегда, а только первое время. А из долго существующих заведений отток ощущают абсолютно все, — говорит Горшунова. — В принципе, есть отток людей, которые раньше позволяли себе ходить в кафе и рестораны, а сейчас, видимо, не могут».

В конце июля в Старо-Татарской слободе, на ул. Каюма Насыри, 3 открылось заведение московской сети — «Генацвале». Как понятно из названия, в нем представлена традиционная грузинская кухня. Управляющая ресторана Нестан Геловани рассказала нам, что он рассчитан на 150 посадочных мест, а в случае банкетов — 200. «У нас нет конкурентов. По аудитории мы ориентированы на всех. Цены у нас средние», — сообщила она. На вопрос о причинах выбора слободы, она ответила, что это историческое место идеально подошло для грузинского ресторана.

В начале августа в самом центре Казани — на ул. Баумана, в здании ГУМа — открылось аутентичное бельгийское кафе-брассерия Leuven В начале августа в самом центре Казани — на ул. Баумана, в здании ГУМа — открылось аутентичное бельгийское кафе-брассерия Leuven Фото: «БИЗНЕС Online»

Наконец, в начале августа в самом центре Казани — на ул. Баумана, в здании ГУМа, — открылось аутентичное бельгийское кафе-брассерия Leuven. Оно уже успело попасть и в наш обзор «Ресторанной критики». Это еще один проект ресторатора Айрата Гарипова, известного принадлежащими ему заведениями «Бирпоинт», «Пирушка», баром Top Hop. Последний открылся в этом году — в конце марта. Однако новое заведение Гарипова полностью отличается от всех остальных.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» управляющий партнер Leuven Артем Тяжелов, это традиционная бельгийская брассерия, а не обычный ресторан. «В отличие от ресторана, это демократичный формат, на каждый день, с хорошими ценами и большим выбором пива, — говорит он. — Большая часть — это бельгийское разливное пиво. Также есть пиво в бутылках в холодильнике. Кроме того, представлена фламандская кухня — это понятные всем блюда. Интерьер классический, такой можно увидеть в Бельгии. Мы уже получили лестные отзывы от туристов из Бельгии, которые заходили к нам». В будущем заведение планирует сделать упор на сетах из нескольких сортов пива и подходящих закусок к ним.

По словам Тяжелова, сейчас работает один зал, а через несколько месяцев заработает второй. На летней веранде еще около 60 посадочных мест. Управляющий считает, что в городе в такой концепции это первое заведение и подобные концепции можно встретить в Санкт-Петербурге. Место на ул. Баумана Тяжелов считает отличным — рядом метро, самый центр города, толпы туристов.

Несмотря на большое число новых клубов, ресторанов и кафе, в целом эксперты ждут сокращения рынка общепита и развлечений в этом году. По словам финансового аналитика ГК «Финам» Тимура Нигматуллина, ситуация на рынке выглядит неутешительно. «Так, если совокупный объем рынка общественного питания в России в 2015 году составил около 0,9 трлн. рублей, то из-за снижения реальных зарплат населения и изменения структуры потребления в 2016 году можно ожидать сокращения общероссийского рынка примерно на 5 - 10 процентов в денежном выражении. В Татарстане я ожидаю схожей динамики показателей, — говорит он и называет конкретные суммы, которые тратит население. — В июле среднестатистический ужин в ресторане (включая спиртные напитки) на одного человека в целом по России подорожал на 1,7 процента по сравнению с прошлым годом до 2371 рублей. Между тем в Татарстане средний чек снизился на 6,3 процента до 2264 рублей из-за жесткой конкуренции и перенасыщенного рынка ввиду избытка вакантных площадей на рынке коммерческой недвижимости». По словам Нигматуллина, рынок будет сокращаться неравномерно. «Так, я жду закрытия до 10 процентов ресторанов, кафе, баров среднего сегмента. Низкий ценовой сегмент, напротив, потеряет в марже, но, скорее всего, выиграет за счет роста трафика. Скорее всего, с рынка так или иначе уйдут слабые игроки, которые не смогут перестроиться под новые реалии», — считает эксперт.

Возможно, именно за счет снижения среднего чека и открытия новых заведений владельцам ресторанов и клубов республики пока удается сохранять общие объемы продаж на прошлогоднем уровне. По данным Татарстанстата, в январе-июле оборот республиканского рынка общественного питания составил 21 млрд. 182 млн. рублей, что лишь на 0,1% меньше, чем за тот же период 2015 года.