Экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов анализирует инициативы на высшем уровне, которые были высказаны во время первой поствыборной недели в России. Особого оптимизма этот набор, по мнению нашего автора, не вызывает.
— Кузьмич, ты каким номером палил?
— Пятеркой.
— Кучно пошла, аккурат между нами.
Из к/ф «Особенности национальной охоты»
«Выборы выборами, но жизнь продолжается в любом случае, равно как и реакция на происходящее»
ДАЙДЖЕСТ ПЛАНОВ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО
«Кучно пошла». Именно данное словосочетание является, на мой взгляд, ключевым по отношению ко всем событиям истекшей недели. Первой, отметим, поствыборной недели. Вполне вероятно, что эта кучность (о ее деталях речь будет ниже) была запланирована и реализована по принципу «перевалить выборы, а затем вывалить все сразу, пока он (социум) все еще заторможенный». Что ж, кому как — выборы выборами, но жизнь продолжается в любом случае, равно как и реакция на происходящее.
Во-первых, сами выборы. Как всем известно, на них «Единая Россия» потерпела сокрушительную... эээ... победу, выраженную, говоря конкретно, в новообретенном конституционном большинстве. Этот статус дает ЕР возможность вести гораздо более активную законотворческую деятельность и позволит данной фракции принимать конституционные законы и вносить изменения в Конституцию РФ, невзирая на позиции коллег-депутатов; иными словами, смысл их присутствия в ГД теперь достаточно условен. Понятное дело, инфополе пестрит сообщениями о фальсификациях и вбросах, были опубликованы графики, наглядно показывающие, скажем так, определенные странности относительно явки и процентов голосования за ЕР. Это все, конечно же, весьма познавательно, но по сути своей не имеет никакого смысла.
Причина этому проста и понятна — из предположения о фальсифицированных выборах не следует в реальности ничего кроме малозаметного глухого ворчания. Причины такого поведения совершенно не важны, не имеет смысла гадать, чем обусловлено отсутствие заметной реакции: околонулевой ли социальной поддержкой оппозиции, закрученными ли гайками и сроками за репосты в соцсетях, тотальным ли счастьем и довольством податного электората или же тем, что ленивые жадные поставщики вовремя не подвезли Госдепу печеньки (да еще и сожрали половину в дороге, негодяи, притом списав потери на внезапный набег специально обученных боевых хомяков). Важно одно: сами выборы, результат и реакция де-факто говорят о том, что текущая власть получила совершенно однозначный карт-бланш на решение вопросов — и, понятно, решаться они будут без особой оглядки на социум, высказавший такое вот доверие партии власти и, судя по предвыборному позиционированию, «партии президента».
Ну и нехай. Ситуация такая, какая она есть, она будет развиваться своим путём. И начальные участки этого пути уже, на мой взгляд, вполне можно наметить, поскольку набор инициатив, предъявленный властями на этой неделе, дает для этого все основания.
Итак, что было предложено:
— кардинально перетрясти силовые структуры, реформировав их;
— дешифровывать весь интернет-трафик страны — разумеется, в рамках борьбы с терроризмом, экстремизмом и прочими врагами народа. Напомню, что в начале сентября минпромторг предложил поручить реализацию «закона Яровой» национальному центру информатизации, одной из структур госкорпорации «Ростех», а деньги на это взять из ПФР, куда отчисления делают граждане — видимо, в полном соответствии с максимой «козу вешают за ее же ногу»;
— выдвинуть Вячеслава Володина на пост спикера новой Думы, сняв его с поста замглавы АП, ответственного за внутреннюю политику, — на его место прочат Сергея Кириенко, гендиректора «Росатома», бывшего премьер-министра, при котором произошел дефолт 1998 года;
— присмотреться (видимо, для начала) к введению прогрессивной шкалы налогообложения;
— повысить НДС с 18% до 20% (напомню, что этот налог дает порядка трети бюджета, вдвое больше, чем НДПИ);
— увеличить размер социальных отчислений с зарплат, слегка снизив ее с низких заработков, но существенно повысив с более высоких;
— вообще не платить пенсии тем пенсионерам, чей доход превышает 500 тыс. рублей в год (в более мягком варианте миллиона в год) — это в дополнение к замене положенной по закону индексации разовой выплатой и очередному, четвертому по счету, отжиму пенсионных накоплений граждан;
— как-то перераспределять ресурсы от богатых регионов к бедным;
— реформировать (в очередной раз) пенсионную систему — вновь перекрутив правила игры в этой сфере.
Регулярное реформирование всей пенсионной системы слабо сочетается с чаемой эффективностью призывов министра финансов Антона Силуанова думать о пенсии с самого начала карьеры
«БЫЛО БЫ НЕПЛОХО НАЛОЖИТЬ ЛАПУ НА ВСЮ «ГАРАЖНУЮ ЭКОНОМИКУ» СТРАНЫ»
Что тут можно сказать? Вопроса перетряски силовиков я касаться не буду, поскольку он находится за пределом моей компетенции. Комментировать политические расклады тоже, пожалуй, рановато, недостаточно данных, хотя нельзя не отметить все более и более проявляющуюся линию «выборы президента будут в 2017 году»; впрочем, об этом мы как-нибудь поговорим отдельно. Экономические же меры все укладываются в канву необходимости как-то поправить бюджетную ситуацию (в широком смысле понимания ее) за счет граждан. Опять же, все вполне логично — граждане курс одобрили, процесс пошел. Пенсионных же вопросов я уже неоднократно касался, здесь отмечу лишь, что регулярное реформирование всей системы, наводящее на мысли о получении неиллюзорного удовольствия от этого процесса, слабо сочетается с чаемой эффективностью призывов министра финансов Антона Силуанова думать о пенсии с самого начала карьеры.
Далее все это «планов громадье» дополнилось еще несколькими вещами.
Во-первых, в журнале «Вопросы экономики» вышла фундаментальная статья Дмитрия Медведева «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики». Статья очень большая, готовилась не один день, сделана в привычной схеме «перечисляем достижения и выступаем за все хорошее против всего плохого», однако ценна признанием, что «действия по преодолению кризиса и восстановлению роста не могут пока компенсировать главного проявления кризиса — падения благосостояния россиян».
Во-вторых, минэкономразвития подготовило и представило обновленные варианты прогнозируемых сценариев развития российской экономики на ближайшую трехлетку, с 2017 по 2019 год, и очевидно, что эта часть истории перекликается с предыдущим пунктом. Сам же прогноз, по сути, являет собой очередную надежду на скорое достижение дна (напомню, что глава МЭР Алексей Улюкаев находил дно спада экономики уже около десятка раз) и скорый переход к росту, так, на следующий год предполагается рост в 0,6% (предыдущая оценка, из апрельского прогноза, была 0,8%). Также в прогнозе высказывается надежда на то, что уже в следующем году нас ждет рост доходов населения (на 0,5%), инвестиций в основной капитал (на 0,3%) и оборота розницы (на 1,1%). Что ж, будем надеяться вместе с МЭР, хотя значимых оснований для такого исхода я не вижу.
В-третьих, минфин осуществил внешние заимствования, разместив еврооблигации на сумму в $1,25 миллиарда. При этом было заявлено, что этот займ не является заменой приватизации, и это вполне понятно, поскольку в рублях это примерно 80 млрд., а приватизация в этом году предполагалась размером в триллион. Бумаги разлетелись как горячие пирожки, они продавались дороже номинала, в итоге ставка по ним составила порядка 3,9%, что на самом деле весьма щедро на фоне нулевых кредитных ставок ЕЦБ и отрицательных депозитных. Самым забавным, впрочем, является то, что в проспекте размещения было прямо указано, что схема его не нарушает режим санкций ЕС и США: полученные средства будут направлены только в бюджет РФ или в резервы Банка России. Понятно, что резон этому простой, минфин не хотел распугать потенциальных инвесторов, дабы те не имели бы проблем с регуляторами Европы и США, но выглядит это так, словно Москва присоединилась к антироссийским санкциям.
Наконец, финальную черту под всем спектром околоэкономических предложений подвел лично Владимир Путин, который, как сообщают, принял решение не повышать налоговую нагрузку до 2019 года, что, по идее, ставит крест на всех налоговых инициативах. С другой стороны, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг даже сам факт совещания, на котором оно якобы было принято. Кроме того, Путин предложил освободить от налогов самозанятых граждан, то есть тех, которые действуют в рамках эксполярной экономики, не вступая ни в какие отношения с государством. Опять же, идея видна несложная — пересчитать этих хитрецов, дабы в случае чего иметь возможность доить налогами и их, да и вообще было бы неплохо наложить лапу на всю «гаражную экономику» страны.
Вот такие вот итоги недели. И, думается, это только начало.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.