«МНЕ КАЖЕТСЯ, ВЫ ЗАГНУЛИ ЦЕНУ. ЭТО ВЫГЛЯДИТ БЕЗНРАВСТВЕННО»

«Иди на звук и на кран», — лаконично, но невероятно точно объясняет мне наш фотограф Ирина Ерохина путь до сельскохозяйственной ярмарки на Казанской набережной. Спускаюсь от входа со стороны шлагбаума, прохожу десяток метров и нахожу белые шапочки палаток.

Осенний фестиваль урожая, если выражаться так, как называют ярмарку сами организаторы, проходит в «богемном» (как бы звонко это ни звучало) месте впервые. И, надо признать, этот фестиваль не привлек бы к себе никакого внимания, если бы не Мурат Сиразин, колумнист, постоянный комментатор материалов «БИЗНЕС Online», советник еще главы татарстанского минсельхоза Марата Ахметова. Еще в июльской публикации «БИЗНЕС Online» Сиразин предлагал: «Я был в Германии, и меня поразило, что в Гамбурге, а это крупнейший город на Эльбе, 300 лет проводится фиш-маркет, то есть вся набережная в воскресенье утром, с пяти до десяти часов, отдается торговцам. Там где-то 30 процентов рыбы, а еще колбаса, фрукты, овощи, одежда, трусы, часы — все что угодно. Там главные контролеры — покупатели, они приходят уже к пяти и внимательно смотрят: свежая рыбка, свежая колбаска? Нам рассказали, что примерно с пяти до семи на рынок приходят люди, которые хотят себе сделать вкусный воскресный завтрак. В семь подъезжают автобусы со всего города, со всей страны, даже из нашего Калининграда, — наши туристы едут закупать продукты, потому что на этом рынке цены в два-три раза ниже, чем в супермаркетах. На этой набережной есть и магазины, и кафе. В половине десятого ударяет колокол — это традиция, напоминание, что в десять надо идти молиться. И тут цены падают в пять-десять раз!.. Хочу напомнить, что шикарная набережная теперь есть и в Казани. И утром там никого нет. Поэтому утром в воскресенье вполне можно организовать ярмарку, создать свою казанскую традицию...» — распространился Сиразин объемным комментарием.

Мурат Сиразин Мурат Сиразин

Но градус оптимизма Мурата Галиевича значительно спал, когда он получил приглашение на первую ярмарку на Кремлевской набережной в Казани с припиской о том, что стоимость участия — от 3 до 5 тысяч рублей. Организаторам Сиразин отправил гневное письмо: «Мне кажется, вы загнули цену в 3 тысячи рублей с крестьян! Эта цифра выглядит безнравственно... Тем более нас, фермеров, приглашают на ярмарки [в Казани] бесплатно, предоставляют место, оплачивают транспортные расходы, ветобслуживание тоже бесплатное на время ярмарок. И очень просят, чтобы мы участвовали в ярмарке! Я не понял, кто там у вас такой умный, решил грабить крестьян и пытается сорвать такое важное начинание, причем с первого раза! Я как советник вице-премьера — министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана очень возмущен вашим рэкетирским поведением и как фермер отказываюсь на ваши грабительские условия! Только на бесплатное участие в ярмарке я согласен, и никак не иначе! Жду достойного ответа от вашего алчного руководства! Посмотрите, как извратили мою идею организовать фермерскую ярмарку на Кремлевской набережной! Организаторы, видимо, решили подзаработать на ней. Но у фермеров нет таких денег, чтобы платить по 3−5 тысяч рублей, никто из них на эту ярмарку не приедет».

5 ТЫС. РУБЛЕЙ ЗА ТОРГОВУЮ ТОЧКУ

Вероятно, мнение нашего постоянного колумниста разделили большинство фермеров. К слову, и сам Сиразин еще в субботу заявил «БИЗНЕС Online», что на ярмарку не приедет, потому что, в отличие от ахметовских сельхозярмарок выходного дня, тут не возмещают стоимость ГСМ, не предоставляют бесплатных площадок.

Так что на казанском фестивале урожая — уж очень похожем на День благодарения в США и Канаде, не хватало лишь традиционной индейки и пары перьев, — не набралось и 5 торговых площадок. Если точнее, их было четыре. В одной лавке торговали сладостями, в другой — овощами. Третья вообще предлагала кофе (надо сказать, именно эта лавка пользовалась популярностью). У четвертной в ассортименте были маринованные помидоры и огурцы, а завлекала всех табличка «Тыква — 59 рублей».

«Красиво у вас все оформлено», — льстиво говорю продавцу. В отличие от стандартного рыночного прилавка его продукция оформлена ценниками в одной стилистической категории.

«Я вообще-то дизайнер», — отвечает мне продавец и, как оказывается, фермер-собственник. Молодой (лет 30 на вид) парень, со стильной щетиной, в соломенной шляпе. Если бы не скандинавского орнамента вязаный свитер (такие носила добрая половина Советского Союза; не хватает лишь бегущих оленей на мужественной груди) и отсутствие джинсовых бридж (все же погода не позволяет), был бы среднестатистический представитель гавайской вечеринки одного из еврейских клубов Гарварда, как в фильме «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Тот же интеллектуальный взгляд, та же бессмысленная манера одеваться. Причем, признаю, на фоне остальных продавцов он не особенно выделяется. Что-то хипстерское присутствует в каждом, что одновременно радует и пугает.

«МЫ НЕ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕМАХ ВЫРАЩИВАЕМ — ТАК ЗА КАЧЕСТВОМ НЕ УСЛЕДИШЬ»

Знакомлюсь с фермером ближе, когда он протягивает визитку. Вижу, что доставка его продуктов подразумевает наличие интернета.

«Продукты все свои, но мы не в промышленных объемах выращиваем овощи, так за качеством не уследишь, — говорит Алексей (так он представляется) и высчитывает мне сдачу в 11 рублей со 100 — за полулитровую бутылочку натурального подсолнечного масла. — На это не проживешь. У меня своя рекламная фирма».

Пытаюсь углубить наш диалог, узнаю, что парень (вероятно, приехал в Казань он с супругой, она в данный момент объясняет что-то покупателям) из Пестречинского района, но подозрительный взгляд моего собеседника все сводит на нет. На вопрос «А не дороговато ли за 5 тысяч стоять на набережной?» отвечает уклончиво: «Ну клиенты есть». Спрашиваю: «Неужели хотя бы больше 20?» «Да, конечно!» — уверенно говорит он. Хочется верить.

Тем временем на соседней площадке (фестиваль урожая подразумевает, что вы придете на него всей семьей) аниматор и ведущий шоу-программы в одном лице устраивает игры для детей. На что-то, похожее на удочки, нацепляются бублики, детишкам нужно их съесть, не касаясь руками. «Хочу обрадовать родителей, которым не придется кормить своих детей обедом в ресторане», — необдуманно цинично произносит аниматор. Его спич разносят огромные колонки, звук которых наверняка долетает до тех, что в паре десятков метров — на той же набережной — принимаются на завтрак (а может, обед или ужин): тайский суп с морепродуктами за 950 рублей и медальон из лосося на 30 рублей дороже.

Те же, кто не может позволить себе ланч за пару тысяч рублей, фотографируются на «сеновале»: искусственно и искусно покрытых сеном скамейках с табличкой «Фестиваль урожая-2016»... Делают снимки и уходят дальше вдоль по набережной.