По мнению известного экономиста Евгения Гонтмахера, кроме повышения налогов и урезания расходов, у правительства другой программы спасения от кризиса нет. При этом доходы населения будут падать. Расчет только на то, что люди адаптируются. Гонтмахер рад лишь тому, что идея печатания денег по Столыпинскому клубу, кажется, похоронена...
НИКТО НЕ ЛЮБИТ ПЛАТИТЬ
Небывалое прежде число мест в парламенте, которое «Единая Россия» завоевала на выборах в Госдуму, явно трактуется властью как доказательство безграничного доверия к ней населения. Теперь правительство РФ, которое возглавляет лидер ЕР Дмитрий Медведев, формально получило карт-бланш на любые действия, в том числе и на непопулярные меры по преодолению экономического кризиса, в котором пребывает страна. И хотя глава государства поспешил упокоить россиян, опровергнув информацию о грядущем повышении налогов (по словам Путина, этот вопрос отложен на три года), у властей есть и другие способы залезть в карман гражданам. В частности, тот же Владимир Путин уже поручил правительству ввести курортный сбор. О том, чего ждать от власти после выборов и насколько эффективными могут оказаться ее действия, в интервью «Росбалту» рассказал заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН), профессор Евгений Гонтмахер.
— Мы слышим, что идея повысить ряд налогов не отменена, а лишь отложена до 2019 года, так что все же стоит обсудить ее возможные последствия. Как вы оцениваете влияние на экономику увеличения фискальной нагрузки на организации и граждан?
— Естественно, негативно. Потому что, во-первых, это не даст никакого фискального эффекта, если уж даже смотреть так узко на этот вопрос. Потому что и бизнес, и население, при том, что они очень любят «Единую Россию», как показывают результаты выборов, не любят платить за это.
Я думаю, что от этих мер усилится «уход в тень». Это классика. Повышение налогов целесообразно, когда люди верят в то, что хотя бы частично эти дополнительные деньги пойдут на дело. Если же люди видят по телевизору полковника МВД Захарченко с его миллиардами, читают и слышат слова о коррупции с самых высоких трибун, то тут деньги отдавать не будут. Если начнутся преследования со стороны налоговой службы, то люди предпочтут скорее закрыть свое дело, чем его развивать.
Поэтому если и будет какой-то прирост налоговых поступлений от подобных инициатив, то очень небольшой, а эффект от разрушения экономики, даже той, которая есть, получится намного больше.
Вообще, в кризис в нормальной стране с нормальными институтами налоги снижают. Кстати, Путин ведь сказал, что самозанятых надо освободить от налогов. Это правильно. Но если ты хочешь оживить экономику, как иначе?
— Много ли у нас осталось самозанятого населения? В Москве так, например, киоски и другую мелкую торговлю и услуги как корова языком слизала...
— Это уже другой вопрос. Но мы знаем, что самозанятые обычно работают в тени, «в кэше», поэтому освобождать или не освобождать их от налогов — большого значения не имеет. Хотя звучит красиво. И вот на этом фоне мы слышим разговоры о повышении НДС, налога на прибыль, подоходного налога.
Поэтому надо определиться: либо «А», либо «Б». В нормальной экономике, повторю, в кризис налоги снижают, чтобы люди занялись самоспасением.
Цель идеи повышения налогов понятна — собрать больше денег, залатать дыры в бюджете, траты на оборону, на безопасность и содержание самого государства. Но не соберут. Это бесполезно, зато вызовет определенную волну недовольства. На улицу, конечно, не будут выходить, промолчат, но люди просто откажутся в это играть, будут уходить в тень. Махинаций в этом смысле можно придумать много. Наш народ в этом смысле очень изобретателен. Так что будет нагромождение проблем, а не их решение.
ПОЧЕМУ ЭТО ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ, ДОЛЖЕН БОЛЬШЕ ПЛАТИТЬ?
— Одна из идей, которые сейчас всплывали — повысить подоходный налог, сделать его дифференцированным. Как вы к этому относитесь?
— Тоже отрицательно. Получается, что какие-то люди должны платить больше. Это, между прочим, не самые большие неудачники. Это те, кто более-менее как-то зарабатывают, кто более успешен. Получается, они за прегрешения непонятно кого должны в пользу этого государства сдавать больше денег. Эффект от такой меры будет тот же, о котором я уже говорил — уход от налогообложения и прочее.
Второй момент здесь состоит в вопросе администрирования. Это будет означать возврат к налоговым декларациям для физических лиц. Сейчас это тоже есть, но за редким исключением, под это подпадает небольшое число людей — индивидуальные предприниматели, те же самозанятые.
Сегодня основная часть работающих — это те, у кого автоматически вычитается 13% от дохода. А тут, если вы, допустим, работаете в разных местах, придется писать отдельные декларации о доходе на каждом месте работы, придется платить по одной шкале налогов, а потом еще доплачивать по итогам. Это создаст большие сложности. Мы просто к этому не готовы. У нас нет этой культуры — массового написания таких деклараций, нет культуры работы с ними. Там же возникает вопрос о льготах. Так что это целое большое дело, и я считаю, что оно ни к чему не приведет.
«НАМ ПРЕДСТОИТ ДЛИННЫЙ ПЕРИОД СНИЖЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ НА МЕДИЦИНУ И ОБРАЗОВАНИЕ»
— Ходят слухи и о грядущей эмиссии и ослаблении рубля в целях наполнения бюджета. Что вы поэтому поводу думаете?
— Ну, Дмитрий Медведев в своей последней статье эту идею отверг, написал, что нельзя печатать пустые деньги. Идея эмиссии, вроде той, что предлагается Столыпинским клубом, похоронена.
— Хорошо, эмиссии не будет, но цены на нефть ниже, чем запланировано в бюджете. Что тогда?
— Урезание расходов. Фигурально говоря, отрезание кошкиного хвоста по частям, а кошка — мы с вами, это же понятно. Нам предстоит еще достаточно длинный период снижения реальных доходов, расходов на медицину и образование. Расчет делается на то, что люди привыкнут, адаптируются. Другого варианта пока не просматривается. Вот видите, российским пенсионерам, которые живут за границей, обещанную единовременную выплату в 5 тысяч рублей платить не будут. Ну что это такое? Минтруд сэкономил на этом какие-то копейки...
— А что будет с курсом рубля?
— Он будет поддерживаться для того, чтобы не было резких падений, а в целом, мне кажется, он будет ослабляться, но тоже очень медленно. Вообще, нас ждет эпоха медленного понижения.
— На ваш взгляд, что действенного могло бы предпринять правительство по выходу из кризиса?
— Ну, видите, Путин же сказал, что нам даже признаки шоковой терапии не нужны. Если все эти намеченные повышения налогов введут разом, то это действительно будет напоминать шоковую терапию. Но, думаю, этого не будет. Я думаю, что все будет делаться в этом русле, но на протяжении ряда лет. Других вариантов нет — снижение расходов бюджета и повышение налогов. Это, собственно, и есть программа экономического развития России на ближайшие пять-семь лет.
Александр Желенин
«Росбалт», 23.09.2016
Евгений Шлемович Гонтмахер — доктор экономических наук, профессор, руководитель центра социальной политики Института экономики РАН, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, член правления Института современного развития, член президиума российского еврейского конгресса, член комитета гражданских инициатив.
Родился во Львове в 1953 году.
Окончил географический факультет МГУ.
Работал в Центральном экономическом научно-исследовательском институте (ЦЭНИИ) при госплане РСФСР. Был начальником управления министерства труда России, заместителем министра социальной защиты населения РФ, начальником отдела в администрации Бориса Ельцина, начальником департамента социального развития аппарата правительства РФ.
В 2003–2006 годах был вице-президентом российского союза промышленников и предпринимателей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.