Еще месяц назад против депутата Нижнекамского городского совета, секретаря нижнекамского отделения «Коммунистов России» Николая Максимова было возбуждено уголовное дело по факту вымогательства Еще месяц назад против депутата Нижнекамского городского совета, секретаря нижнекамского отделения «Коммунистов России» Николая Максимова было возбуждено уголовное дело по факту вымогательства Фото: chelny-biz.ru

«МАКСИМОВА ЕЩЕ СУРАЙКИН УБРАЛ»

В цепкие руки следствия попал секретарь нижнекамского отделения «Коммунистов России» Николай Максимов. Как выяснил «БИЗНЕС Online», дело против него было возбуждено еще месяц назад — Максимов подозревается в вымогательстве. По словам информированного источника, еще 16 сентября (то есть за два дня до выборов) депутат Нижнекамского городского совета оказался в СИЗО в Казани. Сотовый телефон депутата замолчал незадолго до единого дня голосования и недоступен по сей день. «Максимова закрыли прямо перед выборами за крупный шантаж. Официально не сообщали, потому что не хотели поднимать шумихи накануне выборов», — поделился собеседник «БИЗНЕС Online».

И вот сегодня стали известны подробности дела. Как сообщил портал Life.ru, сотрудники спецслужб задержали Максимова в момент продажи депутату Госдумы из Татарстана Айрату Хайруллину июньского номера партийной газеты «Ленинская правда в НК», содержащего нелицеприятный материал о нем. Коммунист якобы предложил единороссу выкупить тираж за 1,5 млн. рублей после того, как партийные чины «Коммунистов России» в столице Татарстана «прокатили» кандидатуру Максимова на выборах в Госдуму.

Между тем соратники по партии поспешили быстро откреститься от своего коллеги, не объясняя сути дела, и «ушли» его задним числом. «Максимов уже давно не является секретарем в Нижнекамске. Его еще Сурайкин убрал, когда приезжал к нам 18 июля. Тогда же он был исключен из партии. Почему решено было его убрать? Это внутрипартийные процессы. Этот процесс был связан с выборами. Знаете, у всех же амбиции по выборам — хочу быть первым, хочу вторым [в списке] — вот в связи с этим. В выборах Максимов не участвовал. Но это внутрипартийные дела, я не могу вам всего сказать. Но с этим (с тем, что Максимов находится в СИЗО за вымогательство прим. ред.) ни в коем случае не связано. Так что связь с Максимовым у нас порвана еще с июля. Поэтому что он там после этого делал, я ничего вам сказать не могу. Мы этой темы не касаемся, исключен был, и все тут, за свои меркантильные интересы», — рассказал «БИЗНЕС Online» первый секретарь комитета татарстанского республиканского отделения партии «Коммунисты России» Альфред Валиев. Теперь руководит нижнекамским отделением «Коммунистов России» сам Валиев, а в качестве кандидата на этот пост выдвигается некая крановщица с 20-летним стажем в партии.

Не внесла ясности в ситуацию и единомышленница Максимова первый секретарь Набережночелнинского горкома «Коммунистов России» Татьяна Гурьева. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» она пояснила, что «что-то слышала про это, но подробностей не знает».

Альфред Валиев: «Мы этой темы не касаемся, исключен был, и все тут, за свои меркантильные интересы» Альфред Валиев: «Мы этой темы не касаемся, исключен был, и все тут, за свои меркантильные интересы» Фото: «БИЗНЕС Online»

МАСКИ-ШОУ ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ СДЕЛКА?

За разъяснением ситуации мы обратились к ближайшему соратнику Максимова — его помощнице Розе Ведерниковой. И вот что она нам рассказала. «Предыстория такая: наша партийная верхушка не утвердила кандидатуру Максимова в Госдуму, потому что он мог составить очень серьезную конкуренцию Хайруллину. Валиев имеет павильон на рынке „Уныш“ и является директором рынка. У него с октября прошлого года должны были пролонгировать аренду, он находится в полной зависимости от власти. Гурьева, первый секретарь челнинского горкома, тоже пошла против Максимова. По сути, на предательство, так как Валиев ей пообещал, что она будет шестой по федеральному списку „Коммунистов России“, и сулил ей финансовую поддержку», — поделилась Ведерникова с «БИЗНЕС Online».

По ее мнению, сыграло тут роль и выступление Максимова 16 февраля на отчетной сессии, где присутствовал президент РТ Рустам Минниханов. Всем запомнилась реакция президента и сказанная им мэру Нижнекамска Айдару Метшину фраза о том, что если он не хочет слушать людей — пусть идет в бизнес .

«Максимов тогда поднял вопросы социальные — по экологии, ЖКХ и чистой воде в Борках. Но Метшин, похоже, об этом не забыл, и было давление на нашего первого секретаря, который после выступления Максимова сказал: ты кандидатом не будешь», — считает Ведерникова.

А дальше события, по словам помощницы депутата, развивались следующим образом. Максимов, рассчитывая, что политбюро в конце июня рассмотрит его кандидатуру и все-таки утвердит, выпустил предвыборный номер газеты, на первой странице которого позиционировал себя уже как кандидат в депутаты.

«На второй странице газеты была негативная, но достоверная статья о Хайруллине, кандидате от «Единой России». Все факты были из открытых источников — „Коммерсантъ“, „Вечерняя Казань“, „Новая газета“ и так далее. На политбюро в Москве Константин Жуков должен был доложить о ситуации в Татарстане и предложить Максимова как достойного кандидата. Но его не было на заседании, его вызвали как будто бы на 8-часовой допрос в органы МВД. В итоге два человека были за Максимова, трое — против. Сам Сурайкин и остальные члены бюро воздержались, мотивируя тем, что они не знают сути ситуации, которая сложилась в Татарстане», — рассказала Ведерникова.

После этого Максимов, поскольку он уже не стал кандидатом в депутаты Госдумы, решил эти газеты предложить купить представителям Хайруллина. Они якобы согласились, и Максимов направил им договор купли-продажи. Недели две стороны обменивались по телефонам сообщениями и звонками.

«Как я понимаю, копили доказательную базу под уголовное дело, — считает Ведерникова. — 28 июля, во время встречи Максимова и представителей Хайруллина в Казани, в момент коммерческой, как считал сам Максимов, сделки, устроили маски-шоу. И он был задержан. Затем следственный комитет Советского района Казани возбудил уголовное дело. Адвокат, которого привела его дочь, на допрос допущен не был. Вызвали дежурного адвоката, который не реагировал на допрос никак».

Она пояснила, зачем Максимов решил продать тираж номера: «Он хотел потратить деньги на наблюдателей и выборную кампанию вообще, поскольку на выборную кампанию партии у нас не было денег, и средств было ждать неоткуда». Что же касается прошедшего кандидата, который «был назначен от нашей верхушки партии», это, по мнению Ведерниковой, пожилой предприниматель, который «был назначен просто для галочки, он не потратил ни копейки на агитацию».

Нажмите, чтобы увеличить

«ЛЕНИНСКАЯ ПРАВДА» О ХАЙРУЛЛИНЕ

Содержание пресловутой статьи в газете коммунистов «Ленинская правда в НК» сводится к 9 постулатам о том, «кто такой миллиардер Хайруллин и нужен ли он нам». В материале, занимающем целую газетную полосу, Максимов припомнил депутату Госдумы все мыслимые и немыслимые грехи — начиная от непрокисающего молока (мол, ненатуральное оно теперь и неполезное!) до «непатриотичной» продажи пивоваренного завода «Красный Восток» туркам. Еще коммунисты не могут простить единороссу, что он вместе с братом Ильшатом «путем махинаций прибрал к рукам около 60% акций пивоваренного завода «Красный Восток» (сами Хайруллины не раз и не два объяснялись по этому поводу публично). Братьям также приписывают «рейдерский захват» земель в 2004 году, когда только создался агрохолдинг «Красный Восток Агро». «Суд встал на сторону Хайруллина», — уточняет, впрочем, сама же газета.

В вину «думскому говоруну», как назван в издании Хайруллин, коммунисты вменили даже недостаточное обеспечение Татарстана говядиной и «уничтожение» нижнекамского пивного завода, производившего «вкусный лимонад и качественное пиво». А также непонятно откуда взявшийся скандал в Балтасях, где якобы для производства «голландского» сыра использовали отходы пальмового масла и кормили им детей в детсадах...

Один из последних тезисов «Ленинской правды» — сокрытие Хайруллиным своих реальных доходов. Со ссылкой на некие СМИ коммунисты подсчитали, что А.Н. Хайруллин — участник (по данным ЕГРЮЛ) «нелегких долей» в 99 предприятиях (хотя в декларации указал 43), из них 24 учреждены в период исполнения депутатских полномочий, что, по мнению коммунистов, запрещено законом. Далее в материале перечисляются «антинародные законы», за которые имел неосторожность проголосовать единоросс Хайруллин, — за «Лесной Кодекс» которым одномоментно было уволено 180 тыс. лесников, за закон «Об образовании», который ввел «дебилирующую „Угадайку“ — ЕГЭ», за закон, позволивший внедрить платную рыбалку и т. д.

Стоит ли такой сборник баек 1,5 млн. — вопрос философский. Но получить ответ на него «БИЗНЕС Online» не удалось — к сожалению, Айрат Хайруллин, до которого дозвонилась корреспондент «БИЗНЕС Online», говорить по телефону не мог. Однако в пресс-службе «Красного Востока» опровергли сам факт каких бы то ни было встреч Хайруллина с Максимовым.

. В вину «думскому говоруну», как назван в издании Хайруллин, коммунисты вменили даже недостаточное обеспечение РТ говядиной и «уничтожение» нижнекамского пивного завода Фото: «БИЗНЕС Online

«ТАМ СИДЯТ ШАКАЛЫ...»

Теперь верные Максимову помощники собирают подписи в защиту своего вождя. Первоначально коммунист сам собирал отзывы от депутатов, общественных организаций и просто граждан, которым когда-то оказал существенную помощь. Но происходило это в момент его домашнего ареста, который Максимов нарушил и поэтому был помещен под стражу.

«За две недели мы собрали 1,5 тысячи подписей с просьбой остановить это политическое заказное дело», — говорит Ведерникова. Подписали призыв в том числе жители деревень, которым в свое время Максимов помог с ремонтом дорог, Дом ветеранов, садоводы. Сбор подписей продолжается. 11 депутатов Нижнекамского горсовета написали свой отзыв о деятельности Максимова. В одной из соцсетей размещено обращение Ведерниковой с пометкой «Не предвыборная агитация. На выборы не идет». В обращении, в частности, говорится, что Максимов попал в неприятную ситуацию и необходимо срочно написать отзывы об оказанной помощи или проделанной работе и принести их в офис местного отделения партии «Коммунисты России». Суть «ситуации» при этом не раскрывалась.

Кстати, о том, что Максимов уже не член партии, как уверяет Ведерникова, она впервые услышала от корреспондента «БИЗНЕС Online». Их с депутатом якобы никто об этом не уведомил. «Ожидать от предательской верхушки и Валиева такого можно было, потому что человек работает на свои личные интересы, прикрываясь коммунистической риторикой и идеологий. Он сам сказал, что рынок „Уныш“ ему важнее Максимова», — категорична Ведерникова.

Она призналась в том, что как помощник депутата пыталась отговорить Максимова от предстоящей сделки, хотя сам депутат был уверен, что это не преступление. «А там сидят шакалы, которые только и ждут, чтобы посадить. Есть тонкая грань между преступлением и коммерческой сделкой. Это дело суд может перевести в разряд гражданских дел», — рассматривает этот сценарий как один из вариантов решения проблемы Ведерникова.

В предстоящие пятницу, субботу и воскресенье в Казани планируется провести пикеты в защиту Максимова «с просьбой остановить заказное дело».

МАКСИМОВА ПРЕДЛАГАЛИ НА ПОСТ МЭРА НИЖНЕКАМСКА

Представитель партии «Коммунисты России» Максимов и сам не чужд бизнесу. Он руководит ООО «Премьер-С», которое занимается оптовой торговлей продуктами нефтехимии. В 2014 он году баллотировался в депутаты Госсовета Татарстана по Студенческому округу в Нижнекамске, но выбыл из предвыборной гонки досрочно: ему было отказано в регистрации из-за недостоверности собранных подписей. Правда, сам кандидат с этим не согласился, написав открытое письмо президенту республики. А еще раньше, в октябре 2010 года, нижнекамские коммунисты предложили его кандидатуру на пост мэра города.

Тогда Максимов возглавлял Нижнекамский горком КПРФ. В конце 2012 года он был отстранен от этих обязанностей. Официальная причина исключения Максимова из коммунистических рядов — нарушение устава партии. Кроме этого, было отмечено, что Максимов «нанес огромный ущерб авторитету партии», попытавшись создать параллельную партию в виде рескома. Сейчас оргкомитет партии КПРФ в Нижнекамске возглавляет Альберт Ягудин. А сам Максимов вместе с частью единомышленников вступил в партию «Коммунисты России» и в конце 2014 года на пленуме ЦК был избран членом центрального комитета партии.

Максимов — депутат горсовета с 2010 года, в 2010 году он прошел по списку, а в 2015-м выиграл в одномандатном Западном округе у кандидата от «Единой России» Ильгиза Гафиятова, который до этого был депутатом два срока подряд. Причем Гафиятов, набрав на выборах 40%, уступил Максимову 7% голосов.

Максимов бывший военный — окончил Казанское высшее командно-инженерное училище и почти 20 лет служил в Вооруженных Силах СССР-РФ. Окончил также Военную артиллерийскую академию имени Калинина. Воинское звание — подполковник. За безупречную службу награжден 8 медалями, говорится на сайте ПО «Коммунисты России».

Там же перечисляются заслуги возглавляемой Максимовым местной ячейки — добились быстрого окончания строительства завода по очистке воды, не допустили строительства региональной психбольницы в Нижнекамске, сохранили Бызовский рынок, не дали уничтожить сосновый бор на берегу Пионерского озера, не дали закрыть центр для лечения детей «Надежда», не пустили в город 5000 китайцев на строительство ТАНЕКО, собрали более 10 тыс. подписей и добились отмены платной рыбалки, выявили и опубликовали наименование 32 офшорных предприятий, разоблачили земельные аферы нижнекамских чиновников с последующим заведением уголовных дел, не допустили ликвидации татарской детской музыкальной школы, сорвали коррупционные планы чиновников по строительству в центре Нижнекамска торгового комплекса «Мегастрой».

Напомним также, что «Коммунисты России» по итогам последних выборов в Госдуму 18 сентября оказались на четвертом месте: за них проголосовали 3,57% жителей Нижнекамска.