ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГИЕ ГОДЫ У БИЗНЕСМЕНОВ ПОЯВИЛСЯ ПОВОД КОНСОЛИДИРОВАТЬСЯ И ЗАНЯТЬ АКТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ. ЭТО, ПОХОЖЕ, ГЛАВНЫЙ ПЛЮС РЕФОРМЫ ЕСН
Сегодня в Татарстане началась и продлится ближайшие три дня масштабная акция протеста «Нет реформе ЕСН!» – в рамках одноименной всероссийской акции. В Казани утром прошел пикет у здания Госсовета РТ, а затем состоялось довольно бурное собрание предпринимателей, в том числе руководителей различных республиканских бизнес-объединений, отраслевых союзов… «БИЗНЕС Online» стал информационным партнером акции, так как также не разделяет увеличение налоговой нагрузки на бизнес.
БИЗНЕС МОЖНО ХОРОНИТЬ?
«Подарок» федеральных властей российским предпринимателям к Новому году – резкий рост налоговой нагрузки – заставил бизнес-сообщество прибегнуть к нетипичным методам протеста. Все-таки в пикете у Госсовета РТ стоят обычно отнюдь не бизнесмены, а обманутые дольщики или социально незащищенные группы населения. А сегодня утром именно они держали большой плакат: «НЕТ реформе ЕСН!»
Эти же слова стали рефреном выступлений на сегодняшнем собрании татарстанских предпринимателей в Казани. Народу в зале было много, и это не случайно: реформа ЕСН задевает практически все малые и средние фирмы. А если в доме горит крыша, надо проснуться и выскочить из кровати, – заметил с трибуны собрания председатель Татарстанского отделения «Опоры России», член правления «Опоры России» Азат Газизов.
Он также сообщил, что было довольно много вопросов от татарстанских предпринимателей: есть ли смысл протестовать, кто нас услышит?.. «Услышат!» – уверенно заявил лидер татарстанской «Опоры». – Малейшее общественное движение (например, решение начать всероссийскую акцию протеста) уже привело к тому, что Медведев немножко заворочался, и во вчерашнем послании президента РФ нам несколько снизили ставку…»
Впрочем, это снижение – с 34 до 26% – не вызвало ни малейшего энтузиазма у пришедших на собрание. Общее мнение выразил Газизов: «Да, это то, чего мы добивались. Но черт кроется в деталях. 26 процентов – очень хорошо. Но для кого оставляют эти 26 процентов? Для производственного сектора и для социальной сферы… Это хорошо, конечно, так как для легкой промышленности 34 процента вообще была бы смерть… Но у нас до 70 процентов малых фирм – торговля и сфера услуг… То есть суть вопроса не изменилась. Подавляющее большинство предпринимателей 1 января воспримут как черный день»...
Газизов напомнил, что, помимо реформы ЕСН, предпринимателей в новом году ждут и такие «радости», как повышение цен на бензин, введение акцизов, свободный рынок электроэнергии… При такой нагрузки, сказал Азат Халилович, «бизнес можно хоронить».
УДАР БУДЕТ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ
На собрании выступил Павел Сигал, вице-президент «Опоры России» по региональному развитию и, как его представили, один из отцов-вдохновителей акции протеста на территории всей страны. Павел Абрамович, по его собственным словам, уже объехал в рамках акции полтора десятка регионов, общался с губернаторами, с предпринимателями…
Сначала Сигал поблагодарил собравшихся: «Спасибо, что пришли!» Потом добавил: «Хотя смешно говорить «спасибо». Когда в январе вам бухгалтер покажет цифры платежа страховых взносов, а по итогам квартала вы увидите квартальную сумму, – я думаю, «спасибо» будете говорить уже вы, – тем людям, которые в течение многих месяцев пытаются вести диалог с правительством и убедить его в несвоевременности реформы ЕСН».
Сигал говорил и о том, что еще в 2009 году федеральные и региональные организации предпринимателей, в том числе «Опора России», «Деловая Россия», ТПП, выступили с разными инициативами, суть которых была одна: или вообще отменить реформу ЕСН, или, по крайней мере, заморозить. Предприниматели «убедительно показывали на цифрах, что для многих отраслей это будет смертельно. Например, для легкой промышленности, для потребкооперации… Вообще, для всех отраслей, где затраты на зарплату составляют существенную часть, удар будет очень сильный».
Но самое страшное, с точки зрения вице-президента «Опоры России», даже не в самом повышении налогов. Он сказал: «Упрощенная система налогообложения была введена в 2001 году… Если до введения этой нормы, по данным «Опоры России», 70 – 80 процентов предпринимателей платили зарплату в конвертах, то, по сведениям на 2010 год¸ уже 80 – 85 процентов платят зарплату своим работникам в белую. То есть была проведена колоссальная работа по цивилизации малого и среднего бизнеса, по выведению его из тени… И вдруг оказалось, что можно одним росчерком пера налоговую нагрузку для системы упрощенного налогообложения увеличить в 2,4 раза. В 2,4 раза! Лично я таких прецедентов не знаю – ни в России, ни в мире. Идет скачкообразный, лавинообразный рост налогов… Нам будет очень больно, а бюджет особого выигрыша не получит».
Говорил Павел Сигал и о том, что теперь очень многое будет зависеть от того, «как мы проведем акцию протеста, сколько людей будет в ней задействовано, какое количество подписей соберем… Вопрос касается каждого из нас, касается всех…».
НЕМИНУЕМОЕ СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
Владимир Жуйков, заместитель председателя правления ТПП РТ, про реформу ЕСН сказал коротко: «Рубим сук, на котором сидим». И перечислил ожидаемые плачевные результаты: «Первое, что мы получим, – увеличение себестоимости, а это значит, раскрутку инфляции. Второе – будет самоликвидация части фирм, для которых бизнес становится нерентабельным или вообще убыточным. Кроме того, многие начнут сомневаться, открывать ли новый бизнес, – тем самым мы ухудшаем динамику развития малого бизнеса в республике и в России в целом. Третье – это неминуемое сокращение рабочих мест – за счет самоликвидации фирм, неоткрытия новых и сокращения штатов для того, чтобы сократить фонд оплаты труда. А высокая безработица – это всегда это социальная напряженность. И самое больное – это, конечно, возвращение того, с чем мы боролись на протяжении последних десяти лет, и уже вышли на приемлемые цифры. А теперь снова будут серые схемы и конвертная форма оплата труда».
Все выступавшие говорили о том же: как реформа ЕСН ударит по их бизнесу. Акцию протеста поддержали оценщики, топливный союз, рестораторы, от имени Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ – ее президент Хайдар Халиуллин, а также депутат Казанской гордумы от «Справедливой России», председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР» Ильдус Янышев. Он говорил, что многое зависит от того, насколько предприниматели структурированы, представлены в законодательном корпусе…
Порой в зале было горячо. Здесь дважды спрашивали, далеко ли стране до революции, а один из выступавших предложил перепроверить расчеты по реформе ЕСН Совету безопасности России и ФСБ(!), явно намекая на намеренное вредительство российскому бизнесу…
В ближайшие три дня любой предприниматель и любой работник частного предприятия может поставить свою подпись в поддержку акции «Нет реформе ЕСН!» – либо в офисных центрах, либо прямо по Интернету, на сайте Татарстанского отделения «Опоры России».
В Татарстане по итогам собраний предпринимателей и «подписной кампании» будет подготовлено обращение к президенту Рустаму Минниханову.
ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ – БИЗНЕСМЕН НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ
Реформу ЕСН для «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты – руководители аудиторских и консалтинговых компаний РТ.
Сергей Купцов – гендиректор Независимой консалтинговой компании СЭНК:
- Как руководитель консалтинговой фирмы, могу сказать: реформа ЕСН по нам ударит. В нашей области не ожидалось в последнее время никакого повышения стоимости услуг. А если стоимость услуг останется неизменной, и зарплата останется на том же уровне – высокие страховые взносы окажутся нагрузкой в виде налогов на бизнес. То есть, раз никаких изменений в ценообразовании не будет, в первую очередь повышение налога отразится на сотрудниках. Это сильная нагрузка для сотрудников и нашего консалтингового бизнеса.
Думаю, что высокие страховые взносы приведут еще и к тому, что бизнес не сильно будет стремиться повышать зарплату своим сотрудникам. Если работник, грубо говоря, получает 30 тысяч рублей, он столько же и будет получать в следующем году, но налоги-то будут выше. Но если договоры останутся неизменными, тогда предприятие может вообще остаться без прибыли. А чтобы прибыль осталась на том же уровне – компаниям придется понижать зарплату сотрудникам. Или искать другие формы оплаты труда.
Скорее всего, бизнес может вшить налоговую нагрузку в стоимость услуг, и за страховые взносы будут платить потребители, что просто-напросто вызовет рост цен. Вообще же, предстоящее повышение взносов очень хороший повод, увы, чтобы бизнесмен задумался, по какой схеме – серой или белой – ему работать. За два года щадящего режима компании вроде бы должны создать какой-то фонд. Какие-то средства должны генерироваться, чтобы потом сделать из них прослойку и за счет нее существовать. Но что, эту прослойку на всю жизнь составлять теперь?
Ильдар Хуснутдинов – замдиректора «Аудиторско-консалтинговой компании «АУДЭКС»:
- То, что Дмитрий Медведев снизил ставку на два года с 34 до 26 процентов, – это, конечно, хорошо. Но что он сказал – это же пока просто заявление. Должен был принят закон.
Вообще, повышение налога сильно ударит по бизнесу. Если платили 14 процентов, а будут платить 34, – вы представляете, какая разница? Хотя известно о повышении было давно, оно ни в коем случае не является неожиданностью. Может быть, просто люди предполагали – все равно что-то изменится? Как обычно у нас бывает: начинают беспокоиться после того, когда что-то случится.
Бизнес в принципе не может подготовиться к предстоящему повышению ставки. Как к этому можно подготовиться – это же фактически увеличит нагрузку на фонд оплаты труда. И если предприятие платит легально зарплату, в белую, получится, что нагрузка сразу возрастает. Тем более что многие в последние годы перешли из серых схем оплаты труда в белые. Этому способствовала невысокая ставка НДФЛ – у нас она достаточно давно 13 процентов всего лишь – и сильное налоговое администрирование. Отчасти повышение страховых взносов может спровоцировать обратный переход предприятий на серые схемы оплаты труда. Я думаю, сам двухгодичный щадящий период может позволить компаниям нарастить прибыль, организовать какие-то фонды. Чтобы, когда через два года нагрузка возрастет, и рентабельность была выше, и прибыль – иными словами, чтобы было чем платить по страховым взносам. Это, конечно, необходимо, чтобы бизнес встал на ноги, но трудно сказать, сколько времени для этого нужно.
Рашид Галямов – генеральный директор ИД «Парадигма»:
- Повышение социальных налогов с нового года, скорее всего, неминуемо. В течении года Владимир Путин неоднократно и очень определенно заявлял, что власти не свернут с пути реформирования социальных фондов. Следовательно, каков прогноз? Он следующий. Не думаю, что кто-то разорится, будет хуже…
Я не сомневаюсь, что многие бизнесы уйдут в тень. Я и сейчас с удивлением узнаю, что многие знакомые бизнесмены (минимум половина) налогов с зарплаты не платят. Свои фирмы перерегистрируют ежегодно и т.д. Чем плоха тень? Это неуверенность бизнесмена, зависимость от схем, налоговой, властей и т.д. Стратегически это плохо, так как мы теряем возможность появления гражданского общества, которое может состоять только из свободных и уверенных в себе людей. Какая тут уверенность, когда у бизнесмена будут глаза бегать от страха…
Есть еще один аспект, и он связан с персоналом. Ему будет трудно объяснять, почему с нового года не повышается зарплата. Ведь наши люди и так до конца не осознают, что расписываясь в ведомости, допустим, за 25-30 тысяч рублей, реально ему платится 30-38 тысяч рублей. А сейчас будет еще больше…
Леонид Иванов – генеральный директор ООО «НКЦ «Аудитор-Ч», член фракции КПРФ в Госсовете РТ:
- Повышение налога оправдывали нехваткой денег для пенсионеров. Но увеличение взносов с малого и среднего бизнеса никак не повлияет на размер пенсии. Посмотрите, какая основная причина нехватки денег в Пенсионном фонде? Денег не хватает не на рядовые пенсии, а на повышенные, на те социальные обязательства, которые недавно объявило государство в ряде законов и постановлений. Можно сказать, что это «бонусы» определенной части населения. Они занимают больше половины выплат в Пенсионному фонде и именно на них не хватает денег, а не на пенсии рядовому пенсионеру.
Я уж не говорю о том, сколько денег там воруется, сколько строится шикарных зданий практически в каждом районе. Если убрать эти «статьи расходов», уже будет большой резерв.
То, что нагрузка на малый и средний бизнес со вступлением закона в силу существенно увеличится, знали давно. Но, как у нас бывает в России, начали поднимать шум и гам, когда закон уже вступает в силу. Митинги и прочие протесты надо было проводить сразу после принятия закона, почти год назад.
Сколько предпринимателей с повышением налога уйдет в тень, – я таких прогнозов не делал. Но поскольку сам нахожусь на такой системе налогообложения, как директор аудиторской фирмы, могу сказать, что наиболее сильно повышение скажется на тех предприятиях, где большой фонд оплаты труда. Например, консалтинг, услуги. Если взять сферы, где Медведев обещал оставить налог на уровне 26 процентов, – а это в основном производство, – у них фонд оплаты труда меньше в общем объеме, и для них реформа ЕСН не так болезненна. Более того, представители минфина России заявили, что отсрочка коснется лишь 5 процентов предприятий, которые работают по данной системе налогообложения.
Сергей Афанасьева
Владимир Казанцев
Елена Чернобровкина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.