ГЛАВА РОССИЙСКОГО СЕНАТА ОБСУДИТ В КАЗАНИ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА. В ТОМ ЧИСЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО 

Сегодня в Казань прилетает Сергей Миронов - председатель Совета Федерации РФ. Третье лицо страны впервые ступает на землю Казани. Это явная сенсация: еще недавно Миронов и руководство Татарстана находились в жестких противоречиях. Но вот теперь, похоже, с приходом в казанский Кремль президента– прагматика наступила оттепель… 

КРЕМЛЬ, ГОССОВЕТ, УНИВЕРСИАДА, ТЕАТР 

Для начала несколько слов о том, какой будет официальная часть визита Сергея Миронова. Прилетает он сегодня вечером, в казанском аэропорту его встретит президент РТ Рустам Минниханов, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и сенатор от Татарстана -*  

Завтра после традиционной для vip-гостей экскурсии по спортивным объектам Универсиады и Казанскому кремлю, Миронов выступит перед депутатами Госсовета РТ, депутатами Казгордумы, представителями партий, не попавших в парламент РТ.  Под «не попавшими» в первую очередь следует понимать, конечно же, «Справедливую Росиию», лидером которой, как известно, является Миронов.   

Вечером со студентами и преподавателями КПФУ председатель СФ обсудит проблемы изменения климата (по первой профессии Миронов – инженер-геофизик), а затем встретится с творческой интеллигенцией Татарстана в театре им Джалиля.

Это что касается внешней стороны визита. 

ОЦЕНКА РАБОТЫ 

Обратимся к истории взаимоотношений Миронова с казанским Кремлем. На протяжении практически целого десятилетия они заключали в себе неоднократные эпизоды противостояния. Напомним о наиболее важных из них.    

После того как Миронов возглавил Партию жизни, которая впоследствии была преобразована в «Справедливую Россию», отделение этой партии в РТ осенью 2002 года создал и курировал опальный экс-мэр Набережных Челнов (в 1991 - 1999-м), сенатор от Татарстана Рафгат Алтынбаев. Тот самый, который в мае 1998 года был одним из организаторов «бунта глав» в Госсовете РТ. Утратив пост мэра Челнов, Алтынбаев уехал из Татарстана в Москву. Впрочем, в качестве компромисса, в 2001 году он стал представлять Татарстан в Совете Федерации, возглавил в нем комитет по вопросам местного самоуправления. 

После того, как Алтынбаев стал сопредседателем новой партии, он довольно быстро создал в Татарстане самое крупное партийное отделение в России, – резко оппозиционное к действующей власти и, в первую очередь, к Минтимеру Шаймиеву. 

В казанском Кремле, безусловно, оценили работу новой партии: 11 апреля 2003 года Госсовет РТ освободил Алтынбаева от обязанностей члена Совета Федерации.

После чего взаимоотношения Миронова и Татарстана оказались на новом витке, остром, словно лезвие бритвы. Миронов, явно в пику Шаймиеву, добился возвращения Алтынбаева в сенат (в сентябре 2005 года), уже от Рязанской областной думы. Причем тот снова возглавил комитет – на этот раз по делам Федерации и региональной(!) политике… 

По удивительному совпадению, в это же время в мироновской партии (уже «Справедливая Россия») в Татарстане произошел раскол: в республике даже образовались два конфликтующих между собой региональных отделения эсеров: алтынбаевское и лояльное к казанскому Кремлю… 

Пик противостояния Миронова и казанского Кремля пришелся на февраль 2007 года. Госдума России 9 февраля ратифицировала столь важный для Татарстана новый договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РТ и РФ. Но Совет Федерации 21 февраля договор отклонил: за его утверждение проголосовали всего 13 человек, против – 93, воздержались – 15. Что и не удивительно, ведь Миронов открыто высказался против договора и еще утром, перед заседанием СФ, заявил, что будет голосовать «против»: «Это опасно – утверждать данный договор. Я считаю, что федерализм должен оставаться главным принципом для всех субъектов Федерации и не должно быть исключений». 

Интересно, что договор на суд Совета Федерации представлял все тот же Алтынбаев. В одном из своих интервью он заметил, что некоторые положения договора (скажем, обязательное знание кандидатом в президенты РТ двух государственных языков республики: русского и татарского) противоречат закону «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов субъектов Федерации». Алтынбаев даже сказал: «У меня возникает вопрос, почему такие договоры появляются именно сейчас? Мы собирали Россию, а теперь опять хотим развалить».

Спасти договор на заседании СФ тогда пытался присутствовавший здесь Фарид Мухаметшин, но – безуспешно. Впрочем, было понятно, что сенаторы вряд ли сами по себе проявили столь необычную для них строптивость. Скорее всего, они просто выражали скрытую позицию московского Кремля. 

Только в июне 2007 года президент РФ Владимир Путин еще раз внес в Федеральное Собрание договор между Москвой и Казанью. Госдума вторично приняла его, а затем спокойно одобрил и Совет Федерации. Договор был подписан на 10 лет. 

ДРУГОЕ ВРЕМЯ – ДРУГИЕ РАЗГОВОРЫ 

С тех пор ситуация заметно изменилась. В отделении Справедливой России за два года произошел ряд трансформаций, в результате которых  тон в этой партии стали задавать уже не люди Алтынбаева (он, кстати, вообще перестал проявлять активность в Татарстане), а ряд предпринимателей. Причем в большинстве вполне лояльных к действующей в РТ власти. Впрочем, это не как не сказалось на их представительстве в Госсовете РТ. На прошлогодних выборах они туда не попали. Для этого было две причины. Первая – их реальный рейтинг никак не дотягивал до 7%, которые дают право войти в парламент. Вторая – Шаймиев в последний момент, поколебавшись, так и не дал команду втягивать их туда, как говорится, «за уши». 

Все изменилось только с уходом Шаймиева. Прагматик Рустам Минниханов не стал препятствовать тому, чтобы на последних муниципальных выборах в РТ (октябрь 2010 года) «народ проголосовал» за Справедливую России». И это принесло свои результаты. Справедливая Росси» в РТ на муниципальных выборах 10 октября 2010 года добилась просто впечатляющих успехов: эсеры провели всего 79 (!) своих депутатов в гордуму Казани, горсоветы Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги, в советы других  населенных пунктов. Среди них такие, например, известные в деловой среде фигуры как Ильдус Янышев (вошел в Казгордуму). СР пока не удается попасть в Госсовет РТ, но, по нашим данным, партия активно ведет работу среди ряда беспартийных депутатов, пытаясь усилить свои позиции с их помощью.

Одним словом, тем для диалога в Казани у Миронова более чем достаточно…  

Елена Чернобровкина
Владимир Казанцев

 

ЯРКИЙ ЛИДЕР ИЗБАВИЛСЯ БЫ ОТ ШЛЕЙФА АЛТЫНБАЕВА

Рафаэль Хакимов – экс -советник президента РТ, директор института истории академии наук РТ: 

- Миронов - это официальное лицо, представляющий Совет Федерации, и мало ли, какие могут быть недовольства. Понятно, что память об Алтынбаеве висит неким грузом, но, мне кажется, все это уже в прошлом. Шаймиев - не президент и у Алтынбаева уже нет никаких претензий на этой почве. Нельзя оценивать влияние Справедливой России как негативное. Свое место она нашла, общий язык в республике, по-моему, тоже найден. 

Поэтому Миронов приедет, скорее всего, выяснить общую обстановку, посмотреть, что и как происходит. От общей российской линии он никуда не отходит, его позиция достаточно прозрачна. Будет укреплять свою партию – она сейчас слабая. Пока из тех, кто ее представляет, особо сильной команды в Татарстане не видно. Их фамилии сейчас даже вспомнить трудно – и это уже плохо в политике. Нет особого лица. 

Хороший представитель партии урегулирует все неудовольствия, которые были в прошлом, избавится от шлейфа Алтынбаева. При конструктивном подходе общий язык с другими партиями всегда можно найти. Тем более, такие намерения, как я понимаю, существуют.