Минфин РФ меняет порядок расщепления водочных акцизов: федеральный центр будет возвращать в регионы не 40% акцизов от производства крепкого алкоголя, а на 10% больше Минфин РФ меняет порядок расщепления водочных акцизов: федеральный центр будет возвращать в регионы не 40% акцизов от производства крепкого алкоголя, а на 10% больше Фото: kremlin.ru

ВМЕСТО «ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ» В МИНФИНЕ РЕШИЛИ ДОБАВИТЬ. НО...

Минфин РФ все-таки меняет порядок расщепления водочных акцизов. С 2017 года федеральный центр будет возвращать в регионы не 40% акцизов от производства крепкого алкоголя (свыше 9 градусов, за исключением пива, вин и винных напитков), а на 10% больше. Эти 10% от всех собранных акцизов (или 20% от подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ) разделятся между регионами пропорционально объему розничных продаж, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собеседника в минфине. А 40% по-прежнему будут распределены в зависимости от объемов производства в регионах.

При этом ведомство установило «потолок», выше которого привязанные к объему производства 40% акцизов возвращаться в регион не будут. Этот потолок равен сумме поступивших в каждый регион-производитель акцизных доходов за период с 1 сентября 2015 года по 1 сентября 2016 года. «Поступления акцизов в превышение этой суммы будут также распределяться исходя из объемов розничных продаж»,— цитирует «Коммерсантъ» директора департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексея Сазанова. Эта схема будет установлена на ближайшие три года — с 2017 по 2019-й годы.

Для Татарстана этот «потолок» — 8,84 млрд. рублей. Он примерно соответствует и плану по сборам на 2016 год. Для сравнения: в 2015 году объем поступлений по этой статье составлял лишь 6 млрд. рублей, то есть произошел рост примерно в 1,5 раза. Дело в том, что команде Ирека Миннахметова удалось сделать «Татспиртпром» лидером производства водки в России. Только с января по июль ТСП нарастил объемы отгрузки водки на 45% до 5,8 млн. декалитров, то есть 17% рынка в России. «За 9 месяцев наша компания направила в виде акциза 9,8 миллиарда рублей в федеральный бюджет и 6,5 миллиардов в консолидированный бюджет республики», — уточнил «БИЗНЕС Online» гендиректор «Татспиртпрома» Миннахметов.

Получается, эти успехи не остались в Москве незамеченными — крылья решили подрезать. Теперь, сколько бы ни увеличивала компания свое производство в перспективе, бюджету Татарстана слаще уже не будет. «Позолотит ручку» разве что рост легальных продаж спиртного на территории РТ, но как раз тут резервы роста у республики гораздо ниже, чем у других регионов — с контрафактной водкой борьба идет весьма активно. Недавно на скамье подсудимых оказались члены крупнейшей подпольной группировки Татарстана, контролировавшей 40% теневого оборота спиртного в РТ, чему посвящен и фильм-расследование на телеканале «Россия». А доля нелегального алкоголя в Татарстане оценивается в 30%, или 1,5 млн. декалитров, говорил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» руководитель Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко. По России же в целом ситуация куда более аховая: в 2014 году, до введения ЕГАИС, в России официально произвели 66,5 млн. декалитров водки, а продали — 100, и это только через легальную розницу, без учета серого рынка.

ПЕРВЫЙ ШАГ К 100-ПРОЦЕНТНОМУ ИЗЪЯТИЮ АКЦИЗОВ?

Предполагается, что новый порядок будет стимулировать борьбу с бутлегерами и продажи мимо ЕГАИС и в других регионах России. Можно сказать, что федеральный минфин решил испробовать стратегию win-win — «жертва» в виде 10% акциза, отдаваемого в регионы, должна окупиться за счет роста общего объема сборов.

Ранее публично озвучивался гораздо более жесткий вариант реформы — полностью изъять у регионов-производителей алкоголя все 100% акцизов, распределив их между субъектами РФ пропорционально продажам спиртного. Об этом заявлял, в частности, вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий водочную отрасль. Причем Хлопонин дал понять, что решение принято и осталось лишь уточнить детали.

Для Татарстана это решение Хлопонина было бы сравнимо с топором, занесенным над головой золотой курицы: доля акцизов в бюджете РТ превышает 10%, за последние пять лет их объем вырос втрое. Сейчас с каждой бутылки водки, разлитой в Татарстане, местная казна имеет 40 рублей, так что наращивание производства «Татспиртпрома» играло на руку бюджету РТ. Каждый процент акцизов на алкоголь — это две-три новые школы и с десяток детских садов, подсчитывал ранее Марченко. При этом выпивают в Татарстане всего 3,5 млн. дал спиртного — это менее трети объемов производства «Татспиртпрома». Зато такие идеи были бы очень на руку Москве: столица нашей Родины выпивает 17,5 млн. дал водки, а производит лишь 700 тыс. декалитров.

Но пока — на ближайшие три года — топор, похоже, отложили, хотя и не факт, что на совсем. Сейчас регионам, где не производят спиртное, покажут эту бюджетную «морковку» — и они будут требовать увеличить ее размеры, после чего правительству останется лишь удовлетворить эти просьбы. Пока же бюджет республики ждет утешительный «долив». По экспертным оценкам, к перераспределению на все 90 регионов образуется примерно 19,2 млрд. рублей акцизных денег. Татарстан может рассчитывать примерно на 2 - 3% от этой суммы, то есть примерно на полмиллиарда рублей.

«Решение носит компромиссный характер, — сказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор АО „Татспиртпром“ Миннахметов. — И для Татарстана это позитивный момент, так как ранее активно обсуждалась схема, которая предусматривала уплату 100 процентов акциза в федеральный бюджет. Новая система принципиально не изменит ситуацию для регионов, где имеется производство алкогольной продукции. Скорее, это более важно для тех регионов РФ, где такого производства нет: они теперь тоже смогут получать средства в бюджет от реализации алкоголя. Судя по озвученным данным, с переходом на новую систему „Татспиртпром“, как и прежде, будет вторым налогоплательщиком в Татарстане».

Каждый процент акцизов на алкоголь — это 2-3 новых школы и с десяток детских садов Каждый процент акцизов на алкоголь — это две-три новые школы и с десяток детских садов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОТ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕПАРАТИЗМА ЭТИ ПОЛУМЕРЫ НЕ ПОМОГУТ»

Оценить это пополнение для региональных бюджетов «БИЗНЕС Online» попросил экспертов. По мнению директора центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, эти полумеры не дадут главного — избавления от регионального «алкосепаратизма». То есть от того, что регион-производитель ставит заслон водке из других регионов и максимально требует продавать «свою», что когда-то было характерно и для Татарстана.

«Изначально планировали 100 процентов акцизов забирать в федеральный бюджет, а потом их распределять исходя из учета продаж и всего остального. Почему это логично? По одной простой причине: многие регионы лишились производства алкоголя за 2010 - 2012 годы. „Татспиртпрому“ и Татарстану повезло, вы молодцы, сохранили, а в целом по стране заводов-производителей водки стало в 2,5 раза меньше, производителей вина — в 2,5 раза, спирта — в 4 раза, коньяка — в 2,5 раза. Регионы реально лишились производства. И если взять все получаемые регионом акцизы, которые идут в бюджет, и разделить на количество населения каждого региона, то в некоторых регионах получится по 50 рублей, а в некоторых — по 10 тысяч рублей на человека. Социально неправильно, согласитесь», — считает Дробиз.

Поэтому равномерное распределение акцизов социально оправданно, считает он. А 10% никакого социального равенства не несут. «Если перераспределять 10% акцизов, то они не спасут от регионального сепаратизма, регионы не бросят насыщать свой рынок», — отмечает эксперт. Справедливой же он считает распределение по схеме 80% на 20% — большую часть раздавать пропорционально потреблению, а меньшую оставлять регионам-производителям.

Сейчас с каждой бутылки водки, разлитой в Татарстане, местная казна имеет 40 рублей Сейчас с каждой бутылки водки, разлитой в Татарстане, местная казна имеет 40 рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЦЕЛЬ — УБРАТЬ ГИПЕРЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РЕГИОНОВ В СОЗДАНИИ АЛКОГОЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ»

Руководитель центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин полагает, что цель новой схемы расщепления акцизов — не только стимулирование регионов усиливать контроль за алкогольной розницей. Есть и вторая цель: лишить регионы заинтересованности в производстве на своей территории как можно большего объема алкоголя, лишить мотивации для открытия собственных производств ликеро-водочной продукции.

«Дело в том, что сегодняшняя схема сборов акцизов стимулирует регионы на открытие все большего числа заводов по производству водки и на то, чтобы как можно больше ее продавать, — пояснил эксперт. — Но это противоречит целям государственной алкогольной политики. Цель — перейти от существующих пропорций к новым пропорциям. Регионы должны следить за легальными продажами, быть заинтересованными в легальности розничных продаж алкоголя вне зависимости от того — находится ли завод на их территории или на другой».

На новый принцип перераспределения акцизов от производства ликеро-водочной продукции предполагается к 2020 году. Цель — заинтересовать регионы в получении акцизов от продаж, а бюджет РФ будет получать акцизы от производителей (то есть то самое 100-процентное изъятие акцизов, которое лоббирует Хлопонинприм. авт.). «Это уже старая идея, которую и наш центр выдвигал в свое время, — перевести перераспределение этих акцизов на федеральный уровень. Но мы, вообще-то, хотели акцизы от всей алкогольной продукции, включая пиво и вино, передать на федеральный уровень. Мы за то, чтобы регионы не были заинтересованы в создании таких новых предприятий», — заключил Шапкин.

Однако заметим, что и эта логика не лишена изъяна: если сейчас регионы заинтересованы в увеличении производства на своей территории, то при новой схеме их доходы завязаны на потребление. Значит, будут спаивать?