Практически все взрослое население Зеленодольска вскоре добровольно «обилетят» картами жителя Татарстана, которые станут пропуском в мир электронных услуг — от поездки в автобусе до записи к врачу. Если дело пойдет, пилотный в масштабах страны проект распространится на всю республику. За тем, как воодушевляли друг друга федеральные и республиканские VIP'ы, а Роман Шайхутдинов одарил Германа Грефа билетом на пьесу «Американская шлюха», наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
ПО БЕЗНАЛУ: «НАМ НАДО СДЕЛАТЬ ХОТЯ БЫ 90 ПРОЦЕНТОВ»
Визит статусной московской и татарстанской делегации во главе с предправления Сбербанка Германом Грефом наделал много шума в тихом Зеленодольске — по крайней мере, приземление вертолета на футбольном поле городского стадиона «Авангард». Греф в сопровождении президента РТ Рустама Минниханова, предправления банка «АК БАРС» Зуфара Гараева и главы MasterСard в России Алексея Малиновского отправился к небезызвестному отделению Сбербанка на ул. Ленина, 70, ограбленному в январе 2015 года инкассатором Игорем Богаченко. Это было, если вдуматься, очень даже символично.
Карта жителя позволяет пользоваться транспортом, электронными услугами (в нее вшито стандартное банковское приложение), есть система лояльностей клиентов (скидку при оплате можно получить в 100 торговых точках города), пластик работает с системой здравоохранения как идентификатор врача и пациента. Всего 16 сервисов, для работы которых используется сеть обмена между банками, городскими, региональными и федеральными организациями. По данным минсвязи РТ, бесконтактные карты в Зеленодольске принимают 800 торговых предприятий, или 80% от общего количества. В инфраструктуру вошли также 10 терминалов записи на прием в поликлиниках, 25 инфоматов по оказанию госуслуг, 266 организаций, которые выдадут эти карты своим сотрудникам, а также 90 автобусов (с предоставлением скидки при оплате картой). Таким образом, власти РТ намерены повысить прозрачность, адресность соцподдержки и исключить злоупротребления.
Презентацию для VIP'ов вел глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов. По его словам, карту получат 75,2 тыс. жителей (в целом в городе проживает около 100 тыс. жителей). Потенциальная аудитория — студенты, работающие, пенсионеры и льготники. Греф даже удивился, что в таком маленьком городе есть и студенты. Глава города и района Александр Тыгин пояснил, что есть филиалы вузов, учреждения среднего профессионального образования.
«Проект — это начало нашего движения, — сказал Греф. — Татарстан — один из самых наличных регионов [большую часть покупок жители РТ совершают наличными деньгами] в стране. Это говорит о том, что у нас неудобные сервисы, у нас не очень хорошо построена ситуация с финансовым образованием у людей, инфраструктура не готова. Как следствие бюджет недополучает денег, люди тратят больше времени на то, чтобы получать услуги. В результате теряют все стороны. Пилот начат в таком компактном месте, в Зеленодольске, для отработки всех технологий на троих».
По факту получается «на четверых» — проект разрабатывается совместно с властями республики, банком «АК БАРС», Сбербанком и MasterСard. Ожидалось, что в проекте примет участие и национальная система платежных карт (НСПК) — оператор национальной платежной системы «Мир», но во время презентации об этом никто не вспоминал.
По словам Грефа, по мере реализации проекта его распространят на другие города Татарстана, назвав следующим шагом Казань — работа по ней начнется уже через месяц. По данным минсвязи РТ, второй этап проекта намечено реализовать уже через год — он включает распространение карты по всей территории РТ и внедрение дополнительных функций сервиса в Зеленодольске.
«Наша задача — 100 процентов безналичной оплаты», — с уверенность в голосе сказал Греф. Задача амбициозная — по данным управляющего «Банка Татарстан» Сбербанка Рушана Сахбиева, сейчас безналично в городе оплачивают покупки 16% населения. «То есть это точка старта, нам надо сделать хотя бы 90 процентов», — сбавил обороты, услышав об этом, Греф.
МИННИХАНОВ ЗА СНИЖЕНИЕ БЮРОКРАТИИ
Говоря о всей республике, Шайхутдинов пояснил, что в РТ 1,7 млн. получателей мер соцподдержки, ежемесячно в органы соцзащиты обращаются 120 тыс. человек. Глава минсвязи рассчитывает, что с масштабированием система позволит сэкономить бюджетные средства за счет снижения на 10 - 13% обращений за информированием и сокращения на 40% обращений за мерами соцподдержки. Речь идет об оптимизации услуг в сфере соцзащиты: если раньше для получения компенсации нужно было получить бегунок, то теперь в отдельно взятом городе заявление можно подать через сеть инфоматов и сразу получить компенсацию — ходить в орган власти не придется.
Глава минтруда и соцзащиты РТ Эльмира Зарипова уточнила свои планы по сокращению обращений: если сейчас в электронном виде услуги соцзащиты по РТ получают 30% граждан, то к концу 2018 года таковых будет 70%. Если лично в соцзащиту в 2015 году обращались 1,4 млн. граждан, то их количество к 2018 году должно сократиться до 1 млн. человек.
«Будет исключено офлайн-взаимодействие, будет переход на онлайн», — сказал Шайхутдинов, уточнив, что специально под проект подогнали всю нормативно-правовую базу РТ — на федеральном уровне это никак не регулируется.
«Это снижает бюрократию. Я уверен, что результаты будут совершенно другие», — резюмировал поток похвал новой системе Минниханов.
БИЛЕТ ДЛЯ ГРЕФА НА «АМЕРИКАНСКУЮ ШЛЮХУ» И ПЕРСПЕКТИВА ЗАМЕНЫ ПАСПОРТА КАРТОЙ ЖИТЕЛЯ
Получить карту можно добровольно во всех отделениях банков или социальной защиты (всего таких мест в городе 7) при предъявлении паспорта. Карта именная, на нее наносится фотография, имя держателя, номер страхового полиса. На защищенном чипе также находится информация о дате рождения, данные паспорта и номер медицинского полиса. Заявлялось, что карту можно получить за 10 минут, но первому получателю, Тыгину, ее оформили гораздо быстрее — в течение 7 минут.
«Что-то на фотографии лицо больше получилось», — шутил вице-премьер РТ Шамиль Гафаров по итогам создания фотокарточки главы. А вот когда главу района попросили вбить пароль, Греф закрыл клавиатуру от журналистов. «Теперь я под вашей защитой», — сказал Тыгин с улыбкой. А вот корреспондент нашего издания, как житель Зеленодольска, получить карту не смог — официально массовая раздача карт начинается лишь сегодня, 14 октября.
По словам Татьяны Жарковой, заместителя председателя правления банка «АК БАРС», отвечающего за розничный блок, клиенту не нужно будет вносить ежегодную плату за обслуживание карты, есть банковское приложение, которое работает по тарифам кредитной организации. У «АК БАРСа» в городе четыре точки присутствия. Все 24 тыс. карточек в банке планируют выдать уже в течение 4 месяцев, остальные распределит Сбербанк.
«В нашем случае во всех банкоматах снятие наличных бесплатно, можно использовать интернет-банкинг, в социальных приложениях нет никаких комиссий, — сказала Жаркова „БИЗНЕС Online“. — В настоящий момент карта не подразумевает кредитного лимита, но big data позволит нам в дальнейшем управлять и кредитной составляющей». Жаркова затруднилась назвать сумму, затраченную банком на проект, так как отдельного бюджета под проект в Зеленодольске не выделялось.
«Аналогов таким проектам в мире нет, со временем это может стать и удостоверением личности», — сказал Шайхутдинов, который потом приобрел Грефу с помощью своей карты жителя (карта главы района все-таки оказалась не совсем первой) билет в театр им. Качалова на пьесу «Американская шлюха».
«Мы пришли сюда не на пустое место, если бы у нас сервисов не было, билет мы не смогли бы купить, то, что за 7 минут выдали карту, это говорит о том, что система работает», — сказал Минниханов.
Как оказалось, сам Сбербанк пока не хочет масштабировать пилотный проект в большом количестве регионов. «Мы обкатаем эту технологию здесь, в Татарстане, потому что обычно она требует улучшения, до конца не интегрированы платежные приложения и приложения по предоставлению услуг, — самокритично сказал Греф. — Люди не хотят безналично покупать, потому что нужно очень много кнопочек нажать, нужно сделать так, чтобы никакого справочника к этим услугам не было, барьера для 80-, 90-летних жителей Зеленодольска. Нужно, чтобы с помощью крупного шрифта можно было нажать кнопки».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.