Тем, кто вложился в нежилые помещения, в конце пути, как оказалось «светит» лишь шиш с маслом в тех случаях, когда застройщик входит в процедуру банкротства Тем, кто вложился в нежилые помещения, в конце пути, как оказалось, «светит» лишь шиш с маслом в тех случаях, когда застройщик входит в процедуру банкротства

В КОНКУРСНУЮ МАССУ — И ПЕРЕПРОДАТЬ

В широком сообществе обманутых дольщиков, испивающих чашу страдания в Татарстане, обнаружилась новая подкатегория — еще более несчастная и пораженная в правах. Покупателям долевого жилья, по крайней мере, обещан свет в конце тоннеля после достройки их дома, а тем, кто вложился в нежилые помещения, в конце пути, как оказалось, «светит» лишь шиш с маслом. Речь, правда, о тех случаях, когда застройщик входит в процедуру банкротства. Надо заметить, что в Татарстане до сих пор таких примеров почти не было. Практически всех застройщиков, находившихся в предбанкротном состоянии, власти брали на поруки и под лозунгом «Ведь это наши люди» достраивали проблемные дома. До процедуры финансовой несостоятельности дело при этом не доводили.

Однако на этот раз процесс пошел. В сентябре этого года Арбитражный суд РТ признал банкротом компанию «Маг-Строй», аффилированную с Рашидом Аитовым. И теперь Библией для его дольщиков и кредиторов становится параграф №7 закона о банкротстве, описывающий особенности финансового оздоровления застройщиков.

Первыми жертвами рискуют стать около 30 предпринимателей, купивших нежилые площади в строящемся ЖК «Миллениум сити» на пересечении проспекта Амирхана и улицы Чистопольской. Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» владельцы офисов, представители «Тимер Банка» (бывший «БТА-Казань»), который выступал инвестором проекта еще до санации, недавно огорошили их пренеприятным известием. Всю их нежилую недвижимость планируется включить в конкурсную массу, потом повторно продать, а вырученные средства пустить на завершение строительства. И это при том, что у покупателей есть соответствующие договоры долевого участия, свидетельства о регистрации прав требования в Росреестре.

«Маг-строй» никак не может завершить строительство ЖК «Миллениум сити» на перекрестке улицы Чистопольская и проспекта Амирхана, срок сдачи истек в 2014 году «Маг-Строй» никак не может завершить строительство ЖК «Миллениум сити» на перекрестке улицы Чистопольской и проспекта Амирхана, срок сдачи истек в 2014 году

КУРБАН БЕРДЫЕВ И ЕГО ТОВАРИЩИ ПО НЕСЧАСТЬЮ

ЖК «Миллениум сити» начали возводить в 2007 году, срок сдачи истек в 2014-м. Комплекс состоит из двух частей: две башни в 18 и 24 этажа стоят на перекрестке со стороны 68-го квартала, точно такие же — с другой, со стороны 66-го квартала. Первая часть введена в эксплуатацию, а второй с адресом Чистопольская, 65 не повезло — «Маг-Строй» никак не может завершить строительство. В доме, согласно декларации, 320 квартир и еще 3,7 тыс. кв. м нежилых площадей, отведенных под офисы и магазины. Под них в доме были отведены нижние два этажа. Первый этаж был поделен на большие помещения, что подразумевало заход крупных ретейлеров.

Интересно, что, по данным дольщиков, в эти площади вложился, например, Курбан Бердыев, бывший главный тренер «Рубина», а ныне вице-президент «Ростова». Второй же этаж был разделен на довольно небольшие площади в расчете на представителей малого бизнеса.

Именно они обратились в «БИЗНЕС Online» со своими горестными рассказами. Предприниматели, которые собрались у дома обсудить, как дальше быть, покупали самые разные метражи: одни — небольшую комнатку в пять «квадратов», другие взяли побольше — «квадратов» двадцать. Одни предприниматели на площадях хотели расширить свой бизнес, другие — впервые начать свое дело.

По данным дольщиков, в нежилые площади вложился, например, экс-главный тренер «Рубина» Курбан Бердыев По данным дольщиков, в нежилые площади «Миллениум сити» вложился, например, бывший главный тренер «Рубина» Курбан Бердыев

Так, попробовать свои силы в предпринимательстве хотел Рамиль Исмагилов, который зарегистрировался как ИП и приобрел 25 кв. м для открытия массажного кабинета. За площади внес 2 млн. рублей, из которых половину заплатил наличными, а еще на 1 млн. рублей взял ипотечный кредит в том же «Тимер Банке». С тех пор три года платил ипотеку, а теперь этот же банк грозится площади забрать, возмущается Исмагилов.

Сергей Гараничев, наоборот, предприниматель со стажем — арендует площади в расположенном неподалеку «Бахетле», его компания занимается строительством бассейнов. Чтобы не платить аренду (16 - 17 тыс. в месяц) и немного сэкономить, решил приобрести 15 «квадратов» в собственность. Теперь 1,2 млн. рублей так и «зависли».

Расширить свое дело хотел Владислав Максимов из туристической компании «Мега-тур» и на новых площадях в 26 кв. м открыть второй офис. «Хотелось бы, чтобы власти или банк прислушались к нам, мы же создаем новые рабочие места. Я, к примеру, еще трех новых сотрудников планировал к себе взять», — говорит он.

Артур Харитонов приобрел площади, пока не рассматривая вариант с бизнесом. После смерти отца ему досталась квартира, он ее продал и приобрел недвижимость в доме. Даже мебель туда перевез из родительского дома...

В не менее сложной ситуации оказалась Ольга Фомина, которая для приобретения недвижимости в 90 кв. м продала две квартиры — в Нижнекамске и Казани, заплатив 7 млн. рублей. На новом месте она хотела разместить художественную студию, кстати, тоже как память об отце, который хорошо рисовал... «И мы остались на улице! А тогда, в марте 2014 года, тут полным ходом шли работы, стояли башенные краны, днем и ночью свет горел. Работа шла, поэтому мы и вложились».

Предприниматели покупали самые разные метражи — одни небольшую комнатку в пять квадратов, другие взяли побольше, квадратов двадцать Предприниматели покупали самые разные метражи: одни взяли небольшую комнатку в пять «квадратов», другие — побольше, «квадратов» двадцать

Предприниматели говорят, что доверились банку: ведь если кредитная организация берет дом под свой контроль, то априори с деньгами проблем быть не должно. Да и местные власти не раз приезжали на стройплощадку и заверяли, что дом будет готов...

САМЫЕ БЕСПРАВНЫЕ ИЗ ДОЛЬЩИКОВ

Поясним, что «Тимер Банк» (тогда еще «БТА-Казань») в бытность у руля команды Мудариса Идрисова действительно выступал инвестором нескольких проектов «Свея» и «Маг-Строя». Однако дольщики приобретали площади не у самого «БТА-Казани» и даже не у «Маг-Строя», а у компании-прокладки ООО «Ресейлер», которая была зарегистрирована на неформально аффилированных с банком физлиц. Эта фирма сама приобретала площади у застройщика по цене в 20 тыс. рублей за «квадрат», а предпринимателям перепродавала по рыночной стоимости — порядка 70 тыс. рублей за квадратный метр.

Тем не менее участие в схеме банка покупатели рассматривали как гарантию достройки объекта. «Мы могли бы купить площади в других строящихся домах, но решили не рисковать и довериться банку. А получилось наоборот!» — с горечью говорят они.

Банк тем не менее рухнул и в результате запущенной процедуры санации перешел в руки группы ТФБ Роберта Мусина, который немедленно затеял тяжбу со структурами Аитова, неоднократно описанную «БИЗНЕС Online». В мае 2015 года банк обратился в Арбитражный суд Москвы с требованием о банкротстве «Маг-Строя», который был прописан в столице. В марте этого года судом сначала была введена процедура наблюдения, а недавно, как уже было сказано, Арбитражный суд РТ признал компанию банкротом и назначил конкурсным управляющим Алмаза Сабитова, члена НП «Объединение арбитражных управляющих «Авангард». Ранее, еще 1 июня 2016 года, аналогичная участь постигла и ООО «Ресейлер» — конкурсным управляющим назначен член того же объединения Марат Шарипов.

Теперь все имущество застройщика действительно должно быть включено в конкурсную массу и распродано для погашения долгов. Однако закон о банкротстве особо защищает дольщиков, которые купили жилые помещения. Во-первых, какая бы судьба ни ждала застройщика-банкрота, за ними сохраняется право на их квартиры. Во-вторых, согласно статье 201.9, они ставятся на ступень выше прочих кредиторов в очередности удовлетворения их требований.

В доме, согласно декларации, 320 квартир и еще 3,7 тыс. кв. метров нежилых площадей, отведенных под офисы и магазины В доме, согласно декларации, 320 квартир и еще 3,7 тыс. кв. м нежилых площадей, отведенных под офисы и магазины

На тех же, кто купил в строящемся доме нежилые помещения, эти льготы не распространяются. Они могут требовать только денежную компенсацию от застройщика-банкрота в составе общей очереди, наравне с тем же «Тимер Банком». Однако предприниматели понимают: шансы получить хоть что-то в этом случае равны нулю.

Аналогичная ситуация возникала не только в Казани — очаги банкротства застройщиков приводили к скандальным пожарам по всей России. Как правило, предприниматели-физлица через суды требовали включения в реестр требования о передаче нежилых помещений. Но судебная практика по России складывается не в пользу бизнеса, поскольку «закон на требования по нежилым помещениям не распространяется».

В то же время ФЗ-214 и закон о защите прав потребителей не разделяют дольщиков по специфике объекта, то есть законотворцы предполагали, что владельцы хоть квартир, хоть офисов должны быть защищены. В 2015 году по инициативе группы сенаторов в Госдуму был даже внесен законопроект, призванный ввести в вышеупомянутый параграф №7 закона о банкротстве понятие «нежилое помещение». Однако документ получил отрицательное заключение профильного комитета и правительства РФ. Одним из главных аргументов стало то, что внимательное отношение к покупателям квартир связано с «особой заботой государства о реализации гарантированного Конституцией права на жилище». Также такая защита связана с тем, что они непрофессиональные инвесторы. Те же, кто покупает нежилые помещения, должны, по логике законодателей, нести коммерческие риски наравне со всеми остальными инвесторами, включая банки. В итоге Госдума законопроект отклонила.

Логика понятна, но в случае с «Миллениум сити» она явно противоречит жизни: частные предприниматели покупали площади не для инвестиций, а для себя. А вот каков процент реальных покупателей среди владельцев квартир, еще надо разобраться.

Айрат Камалов: «У Тимер Банка нет полномочий для принятия решений о продаже или непродаже помещений в ЖК «Миллениум Сити», это вопрос конкурсного управляющего ООО «Маг Строй» Айрат Камалов: «У „Тимер Банка“ нет полномочий для принятия решений о продаже или непродаже помещений в ЖК „Миллениум сити“, это вопрос конкурсного управляющего ООО „Маг-Строй“»

ВСЯ НАДЕЖДА НА МИННИХАНОВА?

В банке, комментируя ситуацию «БИЗНЕС Online», предпочли от нее дистанцироваться. «У „Тимер Банка“ нет полномочий для принятия решений о продаже или непродаже помещений в ЖК „Миллениум сити“, это вопрос конкурсного управляющего ООО „Маг-Строй“. Он должен выявить конкурсную массу и направить ее на завершение строительства и по возможности на удовлетворение требований кредиторов», — рассказал председатель правления Айрат Камалов. Связаться с Сабитовым «БИЗНЕС Online» не удалось.

Дольщики, впрочем, разницы между банком и назначенным по его инициативе управляющим не видят и призывают кредитную организацию проявить добрую волю и найти компромисс. Тем более что перепродажа их площадей не принесет ощутимой выгодны в масштабе стройки — дом все равно не удастся достроить на полученные от продажи 20 - 30 млн. рублей. Встреча предпринимателей с представителем банка должна была пройти во вторник, но так и не состоялась.

Предприниматели рассказали, что обращались к бизнес-омбудсмену России Борису Титову в Москву, но в его аппарате посоветовали сначала решить вопрос вместе с республиканским защитником прав МСБ Тимуром Нагумановым, и тот даже взял проблему в разработку. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к Нагуманову с запросом, пока ответа получено не было. Также предприниматели надеются, что поможет главный защитник дольщиков — президент РТ Рустам Минниханов. По их мнению, в этой ситуации малый бизнес, с которого и так дерут три шкуры, оказался незащищенным.

Предприниматели рассказали, что обращались к бизнес-омбудсмену России Борису Титову. Но его аппарате посоветовали сначала решить вопрос вместе с республиканским защитником прав МСБ Тимуром Нагумановым Предприниматели рассказали, что обращались к бизнес-омбудсмену России Борису Титову, но в его аппарате посоветовали сначала решить вопрос вместе с республиканским защитником прав МСБ Тимуром Нагумановым

Между тем данный прецедент может приобрести характер эпидемии. У того же «Маг-Строя» остались невведенными не только ЖК «Миллениум сити», но также ЖК «Акварель», ЖК «Золотая середина» и дома на улице Достоевского, 54а. Если в «Акварели» помещения не продавались, то в двух последних ЖК история будет та же.

Более того, ни с чем могут остаться и покупатели коммерческих площадей ГК «Фон», одна из компаний которой («Фон-Ривьера», которая строила ЖК «Симфония») на днях вошла в процедуру банкротства. Ну а у всех, кто планирует вложиться в нежилые помещения в других новостройках, есть повод крепко задуматься.