Судебные приставы, которые, по версии челнинского предпринимателя, явились с группой посторонних лиц, сломали ему ногу  Судебные приставы, которые, по версии челнинского предпринимателя, явились с группой посторонних лиц, сломали ему ногу Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК РИЕЛТОРЫ ВЫКУПАЮТ ЗАЛОГОВЫЕ КВАРТИРЫ

Челнинский предприниматель Петр Иванов (персональные данные изменены по просьбе героя публикации) расплатился за просроченную ипотеку не только квартирой, но и здоровьем. Выселяя должника из квартиры, судебные приставы, которые, по его версии, явились с группой посторонних лиц, сломали ему ногу и после этого даже не отпустили с врачами скорой помощи в больницу. При этом Иванов считает, что его залоговая квартира была продана с молотка незаконно — благодаря сговору организатора торгов ООО «Спецпоставка НЧ» и покупателя — риелторской фирмы «Инвесткапитал+». Любопытно, что владелец «Спецпоставки НЧ» Рафаиль Хамидуллин в этом году уже был осужден за подобный факт. Заявление Иванова на этой неделе передано в УВД Набережных Челнов из следственного отдела, куда оно поступило неделю назад.

В 2010 году предприниматель купил трехкомнатную квартиру в ипотеку, взяв у банка «Камский горизонт» 2,5 млн. рублей на 5 лет под 17% годовых. К началу 2014 года он выплатил с учетом процентов 2,2 млн. рублей, оставался долг в 1,4 млн. рублей. Ежемесячный платеж составлял 50 тыс. рублей. Видимо, весьма жесткие для ипотечного кредита условия займа не беспокоили Иванова первые пару лет — согласно системе «Контур-Фокус», бизнес был на подъеме. Иванов открывал фирмы разного профиля одну за другой. В 2011 году он вошел в третью фирму, оказывающую бухгалтерские услуги. В 2012 году зарегистрировал турагентство, год спустя начал торговать пластиковыми окнами, открыв соответствующее ООО, одновременно предложил рынку финансовые услуги, напополам с партнером основав еще одно общество. К 2014 году ситуация изменилась, и Иванов не смог платить по кредиту. К настоящему времени как на фирме по торговле окнами, так и на турфирме, и на предприятии, оказывающему услуги по финансовому консалтингу, висят долги по исполнительным производствам — в совокупности свыше 3,8 млн. рублей.

«У меня была тяжелая ситуация — в свое время я взял деньги у человека под расписку и передал их в работу другому человеку. В какой-то момент получатель не смог возвращать деньги, нагрузка легла на меня. Мне пришлось брать коммерческий кредит и возвращать долги, один кредит закрывать другими — вот и получилась каша. Сейчас я пытаюсь выкарабкаться, занимаюсь строительно-отделочными работами, — рассказал Иванов „БИЗНЕС Online“. — Когда я не смог в полной мере закрывать платежи, я стал отдавать банку меньше. Сначала 20 тысяч заплатил, потом — 10, потом — ничего. Кажется, три месяца это продолжалось, у меня накопился долг — около 160 тысяч рублей вместе с пенями к апрелю 2014 года. Банк слал мне письма, я потихоньку погашал, они выставляли требования и по основному долгу, и по просрочке. Я пытался с банком объясниться, один раз письменно попросил отсрочку. Потом у меня случилась семейная трагедия, и я упустил возможность исправить ситуацию».

В апреле 2014 года «Камский горизонт» подал на Иванова в суд, и в июне подоспело заочное решение — взыскать с должника имуществом, однако ответчик не согласился с оценкой. Как рассказывает сам Иванов, он заказал независимую экспертизу и спустя месяц обжаловал решение суда. В сентябре суд стартовал второй раз, судья снова встал на сторону истца, не учитывая несогласия Иванова с оценкой. «Судья почему-то сообщил, что я ни разу не заявлял о своем несогласии с оценкой, — говорит Иванов. — Я и это решение обжаловал и выиграл. В 2015 году суды начались заново, но я упустил момент, не мог заняться этим вплотную, и все решили без меня. На руки я ничего не получал — никаких решений. Пока самостоятельно все выяснял, в июне 2015-го они квартиру продали».

Как указано в последнем апелляционном определении от августа 2016 года, квартира Иванова была продана организатором торгов ООО «Спецпоставка НЧ» за 2,4 млн. рублей — чуть выше начальной цены в 2,38 млн. рублей. Подавая эту апелляцию, Иванов указал цену как один из доводов за отмену решения челнинского суда — слишком низка. В 2011 году квартира была оценена в сумму 2,8 млн. рублей, затем организатор снизил цену лота на 15% из-за несостоявшихся первых торгов, как того требует регламент. Оценка же, заказанная самим Ивановым, дала сумму вдвое большую — 5,1 млн. рублей. Как бы то ни было, два месяца назад апелляцию Иванов проиграл. Отметим, что мониторинг лотов на официальном сайте ФССП показывает, что в 2015 году было предложено к торгам 37 арестованных квартир в Набережных Челнах. Квартиры уходили по цене от 2 до 3 млн. рублей, включая трех- и даже четырехкомнатные. Реализацией занималась исключительно «Спецпоставка НЧ».

Непосредственно в день торгов вырученные средства были перечислены в отдел судебных приставов №1, а новым собственником квартиры стало юрлицо, ООО «Инвесткапитал+», занятое на рынке недвижимости. Иванов между тем утверждает, что у него на руках было постановление суда о запрете исполнительных действий с квартирой, хотя предоставить документ редакции он отказался. Кроме того, Иванов уверен, что в торгах участвовал лишь один покупатель, а второй — физлицо, некий Галимов, был подставным участником.

«Я пытаюсь сейчас через следственные органы выяснить, вносил ли этот Галимов задаток, — обосновывает Иванов незаконность торгов. — Кроме того, собственница „Инвесткапитала+“ Оксана Сулейманова передала „Спецпоставке НЧ“ неполный перечень документов, да и в тексте объявления о торгах указан несуществующий адрес — я специально взял справку в градостроительной службе. Плюс на копиях договора о продаже подписи разные. Мне в руки чудом попали оба комплекта договора, это сразу бросается в глаза». Последние доводы Верховный суд РТ в августе отверг.

МАСКИ-ШОУ: «МЕНЯ ПОВАЛИЛИ, СЛОМАЛИ НОГУ, И СКОРУЮ НЕ ПУСТИЛИ»

В течение полугода риелторы из «Инвесткапитала+» пытались продать квартиру, но безуспешно — очевидно, мешал жилец, который отказывался съезжать. По его собственным словам, жил он в квартире один.

26 сентября с 8 утра в дверь Иванову стали требовательно стучать. Он позвонил в полицию, ему рекомендовали не открывать дверь. Однако Иванов не послушался — он попытался объясниться с осаждавшими приставами и риелторами, показав им кассацию о приостановлении выселения из квартиры, которую, согласно его рассказу, должен рассмотреть Верховный суд РТ. Кассацию Иванов подал по вновь открывшимся обстоятельствам, собираясь доказать незаконность прошедших торгов.

«Я им пытался бумагу показать, но они сразу ввалились толпой, мне не удалось их остановить», — реконструирует Иванов события 26 сентября «Я им пытался бумагу показать, но они сразу ввалились толпой, мне не удалось их остановить», — реконструирует Иванов события 26 сентября Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я им пытался бумагу показать, но они сразу ввалились толпой, мне не удалось их остановить, — реконструирует Иванов события 26 сентября. — Пришли пять человек: новая собственница Сулейманова со своим мужем и приставы: мужчина и две женщины. Удостоверений они не показывали, но одну из них я знаю — Бочтанова Мария Сергеевна, она вела все мои дела. Затем подъехали еще человек пять. Кажется, один пристав, а остальные, видимо, со стороны нового владельца. Примерно в 8:35 муж Сулеймановой наступил мне на тапок, и они вместе с одним из приставов повалили меня на пол — один одну руку скрутил, другой — другую. При падении правая нога сломалась, закрытый перелом. Когда я упал, муж Сулеймановой стал коленом давить на ребра и заламывать руку. И приставы, и все остальные видели, что нога вывернута наружу и просто висит на мышцах, но первую помощь не оказали, вообще ноль эмоций. Я сам вызвал скорую, она приехала, врачи пытались меня забрать, а они говорят: «Нет, не отпустим». Врач говорит: «Видите какое состояние у человека, что вы творите?» Им наплевать. В итоге друг меня уже вечером в БСМП отвез, сделали снимок, наложили гипс».

Интересно, что, несмотря на продажу квартиры, «Камский горизонт», по словам Иванова, до сих пор продолжает начислять ему проценты. «У меня остались непогашенные проценты, и они проценты на проценты уже начислили, — рассказывает потерпевший. — У меня оставалось 160 тысяч рублей — я не помню, когда в последний раз они прислали мне смс, но сумма была уже 260 тысяч рублей — 100 тысяч мне уже накрутили. Кредитный договор не закрыт. Получается, приставы не погасили долг по квартире с момента продажи». Сейчас Иванов живет у родителей, на залоговой квартире новые собственники сменили замки. Предприниматель по-прежнему надеется отсудить «трешку» — с помощью правоохранителей он рассчитывает найти второго участника торгов Галимова и доказать, что тот не вносил задаток за торги, следовательно, не мог в них участвовать.

«По вновь открывшимся обстоятельствам я заново подам в суд, и тогда торги признают недействительными. Что касается ноги, то к заявлению в следственный комитет я приложил результаты судмедэкспертизы и сообщил, что у меня есть два свидетеля — соседи по лестничной площадке, которые все видели», — рассказал Иванов.

ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВ УЖЕ ПРИВЛЕКАЛСЯ ЗА ПОПЫТКУ МОШЕННИЧЕСТВА

Участники сентябрьского рейда в квартиру должника предоставили «БИЗНЕС Online» свою версию относительно произошедшего, правда очень сухо изложенную. Факт сломанной ноги служба судебных приставов по РТ, куда с запросом обратилось издание, пояснила очень просто: должник препятствовал проведению исполнительных действий, в связи с чем к нему и была применена физическая сила. Какие именно препятствия встретились на пути приставов — не поясняется. Кроме того, как выяснилось, представители взыскателя имеют право присутствовать при процедуре выселения, а помимо них, по версии приставов, в тот злополучный день в квартире были также понятые и работники ЖЭУ. Пока сотрудники отдела судебных приставов №1, которые приходили к Петрову, на допросы не вызывались. Что касается судебных тяжб должника, в ФССП пояснили: квартира была реализована на торгах, а исполнительное производство окончено в ноябре 2015 года. По поводу проведения самих торгов и их «чистоты» в ФССП порекомендовали обратиться в Росимущество, которое контролирует эти вопросы.

Собственница риелторской конторы Сулейманова, которую Иванов подозревает в сговоре с руководством «Спецпоставки НЧ», отказалась отвечать на любые вопросы. «Все вопросы к приставу. Я никакой информации давать не собираюсь, это все конфиденциально», — заявила Сулейманова. Она является единственным учредителем и директором ООО «Инвесткапитал+», образованного в октябре 2014 года. Также Сулейманова — директор и соучредитель (20%) ООО «Интранс-дом», расположенного по одному адресу с «Инвесткапитал+».

В сентябре семья экс-мэра Челнов Рафгата Алтынбаева (на фото) продала 79,7% акций «Камского горизонта» бывшему совладельцу недавно лишившегося лицензии «Айманибанка» Сергею Вострикову В сентябре семья экс-мэра Челнов Рафгата Алтынбаева (на фото) продала 79,7% акций «Камского горизонта» бывшему совладельцу недавно лишившегося лицензии Айманибанка Сергею Вострикову Фото: «БИЗНЕС Online»

Со стороны федеральной службы судебных приставов пояснения тоже пока не поступили — в частности, о том, почему после поступления выручки от продажи квартиры в ФССП «Камский горизонт» не закрыли договор с Ивановым. Отметим, что в прошлом году банк переживал некоторые пертурбации, но после торгов, в сентябре, «Камский горизонт» сменил собственника. Семья экс-мэра Челнов Рафгата Алтынбаева продала 79,7% акций бывшему совладельцу недавно лишившегося лицензии Айманибанка Сергею Вострикову. На прошлой неделе в московских офисах «Камского горизонта» завершилась внеплановая проверка со стороны Центробанка. За 8 месяцев 2016 года убытки банка составили около 19 млн. рублей, капитал на 1 сентября — 380 млн. рублей, кредитный портфель — 690 млн. рублей, обязательства перед населением — 470 млн. рублей.

Отдельного внимания заслуживает еще один участник истории — организатор торгов «Спецпоставка НЧ». Фирма принадлежит президенту набережночелнинской федерации дзюдо Хамидуллину, который вымарал свою фамилию из состава учредителей летом этого года. Теперь, по данным «Контур-Фокуса», 99% в ООО «Спецпоставка НЧ» принадлежит самому обществу, 1% владеет ООО «Даймонд». Управляет деятельностью компании ООО «Детал». Бремя оперативного управления, по данным системы, Хамидуллин снял с себя несколько раньше — в начале 2014 года. Директор и 100-процентный учредитель «Детал» Олег Герасимов, судя по всему, является постоянным партнером Хамидуллина — он же владеет и управляет «Даймондом». Кроме того, «Детал» управляет и другим бизнесом Хамидуллина — ООО «Явара сервис», состав учредителей в котором аналогичен «Спецпоставке НЧ».

Отметим, что и эти и другие фирмы Хамидуллина проходят по ОКВЭД как торговцы автозапчастями. Деталями автомобилей Хамидуллин торгует и через ООО «Рид-Сервис», где является единственным учредителем и директором. Среди других активов Хамидуллина — ООО «Спецпоставка А» в Тукаевском районе, доля в 48% в ООО «Резван» Анатолия Резванова (производство электрооборудования), паритетное с Рамилем Зариповым ООО «Динамо-Сервис», занятое техобслуживанием автомобилей. В общей сложности действующих и закрытых предприятий у Хамидуллина набирается за стаж предпринимательской деятельности 25 штук.

Весной этого года Хамидуллин получил условный срок за покушение на мошенничество и был исключен из правления ТПП Закамья. Суд установил, что в декабре 2015 года, занимаясь реализацией арестованного имущества через «Спецпоставку НЧ», Хамидуллин получил взятку в размере 300 тыс. рублей за положительный протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества. В аналогичной афере подозревает продавца залогов и Иванов.

«Этот человек пытался признать торги недействительными, но суд отказал ему в этом, и Верховный суд оставил решение в силе. Торги признаны законными, — отметил Хамидуллин, и в качестве подтверждения предоставил „БИЗНЕС Online“ оба решения. — Также он обратился в УФАС, откуда жалоба тоже была ему возвращена. Мы организовали торги, продали квартиру в соответствии с законом. А что было дальше — уже не наша ответственность».

Как сообщил «БИЗНЕС Online» Хамидуллин, в этом году его компания уже не является реализатором залогового имущества — очевидно, это последствия апрельского решения суда в отношении «Спецпоставки НЧ». Относительно «Инвесткапитала+» организатор торгов сообщил, что компания не является постоянным участником аукционов на залоговое имущество. «По-моему, они один раз только участвовали, во всяком случае, у нас, в «Спецпоставке НЧ», — сообщил Хамидуллин.

КАЖДЫЙ 43-Й ИПОТЕЧНИК В РТ ПРОСРОЧИЛ ВЫПЛАТЫ БОЛЬШЕ ЧЕМ НА МЕСЯЦ

Согласно данным, предоставленным «БИЗНЕС Online» национальным бюро кредитных историй, в третьем квартале этого года ипотечные кредиты в Татарстане получили 3,9 тыс. граждан. Татарстанский ипотечник берет кредит в среднем на 1,6 млн. рублей. 2,3% ипотечников в РТ имеют просрочку по кредиту свыше 30 дней. По автокредитам должников с просрочкой больше месяца значительно больше — 6,5%. По кредитам, полученным с помощью кредитной карты, не платит вовремя практически каждый пятый. Таковых, согласно данным НБКИ, 19%. Должников по потребительским кредитам в Татарстане 16,6%.

Тем не менее динамика месячных просрочек по всем видам кредитов в РТ медленно, но планомерно снижается. По сравнению с прошлогодними данными НБКИ просрочки по ипотечным и автомобильным кредитам снизились на 0,2%, по потребительским и полученным с помощью карточек картина еще чуть позитивнее — снижение на 1 и 1,9% соответственно.

Негативная тенденция на этом фоне заключается в том, что количество ипотечных кредитов, просроченных на 3 месяца, за год к 1 октября выросло с 540 до 602 случаев. При этом самих кредитов выдано меньше, хоть и на символические 0,7%. Аналогичная картина складывается и по выданным в Татарстане потребительским и автокредитам — увеличение доли просрочки на 12% и 14% соответственно. Лишь по кредитам с карточек наметилась позитивная динамика: если на 1 октября 2015 года просрочек по ним было почти 57 тыс., то на 1 октября этого года их число снизилось до 49,6 тысячи. Видимо, народ, пообжигавшись на «халявных» кредитах, научился использовать предлагаемые банками карты осторожнее.