. С момента смерти создателя Вселенского храма Ильдара Ханова в феврале 2013 года комплекс находится в подвешенном состоянии / Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО ВСЕЛЕНСКОМУ ХРАМУ ДАСТ СТАТУС АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА?

На финишную прямую выходит вопрос признания Храма всех религий (известного также как Вселенский храмприм. ред.) архитектурным памятником. Процесс развития проекта комплекса зданий в поселке Старое Аракчино забуксовал на несколько лет после смерти его создателя — скульптора Ильдара Ханова, но вновь вошел в колею и получил ускорение после визита на его территорию госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. На состоявшемся накануне совещании по поводу будущего Вселенского храма была определена дата окончания экспертизы архитектурного сооружения. Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник управления государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры Казани Фарида Забирова, 5 ноября экспертная комиссия представит свое заключение. «Мы предлагаем признать комплекс зданий памятником регионального значения», — добавила Забирова.

По информации «БИЗНЕС Online», в совещании помимо Забировой и художника-иконописца Ильгиза Ханова (брат строителя храма) участвовали два эксперта от министерства культуры РФ — искусствовед Наталья Проскина и архитектор Ольга Рыжко. Предполагается, что экспертная комиссия, в которую они входят, даст ответ, достоин Храм всех религий стать архитектурным памятником или канет в забвение беститульным комплексом зданий сомнительной ценности.

Рыжко подтвердила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сейчас на официальном уровне происходит экспертная оценка этого объекта. «В соответствии с федеральным законом №73-ФЗ „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, объект может быть признан памятником архитектуры только по истечении 40 лет от момента его создания, — заметила архитектор. — В случае со Вселенским храмом возможно отнесение этого здания к категории мемориальных домов, к которым могут быть отнесены и мастерские творческих личностей. В соответствии с действующим законодательством, такие объекты, в которых жили известные в городе, регионе или стране личности, могут быть отнесены к различным категориям — федерального, регионального или местного значения — независимо от времени их создания».

Как подчеркнула Рыжко, экспертиза является только первым этапом в долгом пути постановки таких зданий под государственную охрану, окончательное решение по которой зависит от органов власти, а также от отношения самих граждан к этому вопросу. В случае положительного решения храм получит государственную охрану в виде государственного контроля за тем, чтобы здание (или его часть) сохранялось в неизменном виде, а работы на объекте велись в соответствии с законодательством. «Инспекции будут следить за тем, чтобы на объекте по мере необходимости проводились работы по сохранению, чтобы не было незаконных перестроек и так далее, — пояснила архитектор. — Причем бремя содержания такого здания по закону будет нести его собственник или пользователь, однако работы по сохранению наследия могут финансироваться из иных источников».

Предварительные результаты экспертизы собеседница издания рассказать отказалась, однако заметила, что Вселенский храм очень важен как для Казани, так и для всей республики, поскольку он уже стал объектом туристического показа. «Мы оценили личность Ильдара Ханова, он скульптор-монументалист высокого уровня, к сожалению, многие из его работ, которые находились в Казани и в Набережных Челнах, были утрачены»

Источник, знакомый с работой комиссии, поддержал идею выдвинуть храм на, казалось бы, невысокое место памятника регионального значения. «В России очень много объектов культурного наследия федерального уровня, раз в год их финансируют по федеральной целевой программе, задумайтесь, когда очередь распределения средств дойдет до Казани, — заметил собеседник издания. — Деньги будут распределяться гораздо оперативнее, если их источник будет здесь, в республике, и состояние здания будет лучше, если он приобретет республиканский, а не российский статус».

. Во время посещения комплекса Минтимер Шаймиев (слева) отметил, что в последнее время представители культуры и общественности выражают обеспокоенность судьбой храма, который после смерти творца нуждается во внимании / Фото: shaimiev.tatarstan.ru

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ХРАМА НА 10 МИЛЛИАРДОВ

Пока решается вопрос об уровне архитектурной ценности Вселенского храма, Ханов готовит архитектурный проект строительства комплекса зданий на земельном участке напротив храма и свои предложения по благоустройству территории. Он передал на ознакомление «БИЗНЕС Online» подготовленный общественным фондом «КПЦ И. Ханова» инвестиционный проект реконструкции и строительства культурно-просветительского центра (Вселенского храма). Самый интригующий момент — в один из эскизов на удивление гармонично вписалась скандальная статуя «Хранительницы» работы Даши Намдакова, которую, напомним, не удалось установить в Болгаре из-за протестов общественности и религиозных деятелей. Пока это лишь одно из предложений, но весьма многообещающее.

«Идея установить там эту скульптуру принадлежит Минтимеру Шариповичу, — пояснил „БИЗНЕС Online“ сам Ханов. — Он уже видел проект и одобрил его». Впрочем, решение о размещении напротив Вселенского храма «Хранительницы» еще не окончательное, проект предусматривает варианты установки и других монументальных скульптур.

По замыслу брата создателя храма, проект предполагает строительство «необыкновенно красивой современной архитектуры». Он включает в себя завершение незаконченного детища скульптора в виде создания дома-музея Ильдара Ханова, концертного и выставочного залов для жителей и гостей столицы, художественных и ремесленных мастерских. В планах также открытие детской художественной студии, гончарной и витражной мастерских, а основной вход в комплекс предполагается сделать со стороны железнодорожных путей, на которые выходит Вселенский храм.

В один из эскизов на удивление гармонично вписалась скандальная статуя «Хранительницы» работы Даши Намдакова, которую так и не удалось установить в Болгаре из-за протестов

«Реконструкция недостроенной части предполагает изготовление новой кровли, проведение фасадных работ, благоустройство территории со стороны ж/д путей брусчаткой, изготовление куполов и внутреннюю отделку помещений на площади 1700 квадратных метров — концертного зала, туалетов, галереи, гримерки, гардероба, фойе, а также здания дома-музея Ханова», — говорится в проекте.

Кроме того, Ильгиз намерен реализовать планы брата по возведению на территории внутреннего двора со стороны ж/д путей комплекса, состоящего из синагоги и православной церкви, и благоустройства этого пространства.

В проекте обозначены и ожидаемые результаты реконструкции. «На сегодняшний момент максимальная нагрузка на помещения культурного центра во время проведения концертов и выставок составляет 140 человек, включая зрителей (100 человек), задействованных артистов (до 30 человек), обслуживающий персонал (до 10 человек). После проведения вышеописанных строительных мероприятий планируется использовать комплекс для проведения туристических экскурсий с предполагаемым потоком туристов — 1000 человек в день», — планирует автор проекта.


Нажмите, чтобы увеличить

Достроенная часть здания также требует дополнительных работ. Так, планируются реконструкция и косметический ремонт внутренних помещений площадью 1030 кв. м, косметический ремонт фасада здания — 450 кв. м, ремонт покрытия куполов и символов — 280 кв. м, благоустройство прилегающей территории со стороны улицы Староаракчинской, устройство брусчатки — 1300 кв. м, а также организация дорожного перехода с созданием парковки для гостей площадью 800 кв. метров.

Для большего удобства и привлечения потока туристов и посетителей разрабатываются проект благоустройства набережной, устройство парковочных мест и строительство причальных пирсов для речных судов возле культурного центра. Планируется установка скульптурной композиции в центре этого пространства.

Помимо реконструкции территории храма Ильгиз намерен воплотить еще одну идею брата — создать реабилитационный центр во Вселенском храме. Проект международного оздоровительного комплекса планируется реализовать на участке площадью около 10 га напротив храма, через ж/д пути.

По словам Ильгиза Ханова, поручение подготовить проект поступило ему лично от Шаймиева. Ханов добавил, что вскоре он намерен презентовать свои идеи президенту РТ Рустаму Минниханову. «Когда Рустам Нургалиевич прилетит [из отпуска], я ему его презентую, 30 октября, — пообещал он.

По просьбе «БИЗНЕС Online» директор строительной компании ООО «Фарус» Рустем Юнусов ознакомился с проектом и назвал его «грандиозным, судя по эскизам». «Корректную оценку по стоимости его реализации на данном этапе дать сложно, но я не ошибусь, если скажу, что на это потребуется несколько миллиардов рублей, если не десяток», — заметил собеседник издания.

Местоположение для реализации масштабной задумки Ханова Юнусов охарактеризовал как не самое удачное: «Трасса там очень небольшая и узкая, но надо учитывать и то, что храм — место популярное и знакомое очень многим — может привлечь определенную категорию людей». Строитель согласен с Хановым, что комплекс уникален. «Это штучный товар, а не типичные офисы или торговые центры, такие здания не производятся в промышленных масштабах», — добавил он.

Юнусов предполагает, что если к проекту проявил интерес Шаймиев, то с деньгами для его реализации проблем не будет. «В Болгаре они (республиканский фонд „Возрождение“ прим. ред.) практически закончили, в Свияжске — тоже. Видимо, Минтимер Шарипович видит новую сферу для приложения своих возможностей в этом храме», — заключил эксперт.

Рузия Султанова: «Ни о каком согласовании проекта речи не шло, а музей — это поток людей и повышенные требования по строительным нормам»Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ВСЕЛЕНСКОГО ХРАМА

Вместе с тем туман на будущее Вселенского храма нагоняет ряд нерешенных вопросов. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» источник, знакомый с ситуацией, у храма нет соответствующих разрешительных документов по земле — фактически там оформлен лишь сам дом. Кроме того, при строительстве, вероятно, не выдерживались строительные нормы — так или нет, без экспертизы точно никто сказать не может. Но если храм получит какой-либо статус, подразумевающий его общественное использование, то для безопасности посетителей там необходимо многое переделывать.

На подводные камни в части соблюдения строительных норм и правил указывает и бывшая гражданская жена Ханова, Рузия Султанова. По ее словам, весь комплекс зданий — это фактически самострой, который по закону подлежит сносу. «Ни о каком согласовании проекта речи не шло, а музей — это поток людей и повышенные требования по строительным нормам», — сказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Но все же главный вопрос, который должен быть решен в ближайшее время, — права собственности на храм и прилегающую к нему территорию. Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Центр реставрации «Арт-Вид», председатель центра поддержки творческих дарований имени Ильдара Ханова Анатолий Борисов, правами на храм обладают всего два человека.

1/5 доли храма была передана старшей сестре Ханова — Флюре ГалеевойФото: архив «БИЗНЕС Online»

«В соответствии с единственным завещанием Ильдара, 1/5 доли храма была передана его старшей сестре — Флюре Галеевой, которая сейчас живет в Казани, — пояснил Борисов. — А по закону правопреемником являются его дочь Юлия, у нее 4/5 доли, сейчас она живет в Москве. На данный момент и Флюра, и Юлия собирают документы для передачи своих долей брату Ильдара, Ильгизу».

По словам юриста, Султанова, которая 20 лет была гражданской супругой Ильдара, не имеет права на долю в храме, поскольку «по закону Ильдар так и не был разведен» с прежней супругой.

Еще один претендент на культурное наследие — бывший прораб Ильдара Ханова, Мансур, который принимал участие в строительстве. По словам Борисова, три года назад Мансур «провел самозахват здания и с тех пор никого туда не пускает», и вдобавок «ведет самочинное строительство, которое ни с кем из наследников Ильдара не согласовано». Впрочем, как говорит юрист, после вступления Ильгиза Ханова в законные права этот вопрос будет решен.

При этом источник «БИЗНЕС Online» в министерстве культуры, знакомый с ситуацией, поясняет, что с владельцы продолжают переговоры с тем, чтобы объект перешел в собственность государства. Чтобы создать там музей, нужно решить вопросы с правообладателями. Они готовы уступить свои права, но речь идет о немалых суммах, которые вдобавок «гуляют».

Благодаря своему храму Ильдар Ханов хотел объединить религииФото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СОЗДАТЕЛЯ ВСЕЛЕНСКОГО ХРАМА

Напомним, российский художник, архитектор, скульптор, общественный деятель Ильдар Ханов родился 3 ноября 1940 года в поселке Старое Аракчино. Во время военного голода он перенес клиническую смерть, после которой, по его мнению, открыл в себе дар ясновидения и целительства. В 1960 году окончил Казанское художественное училище, а в 1968 году — Московский государственный институт им. Сурикова, тогда же был принят в союз художников СССР. В 1975 году в Набережных Челнах открывается его первая скульптура — «Родина-мать», посвященная 30-летию великой Победы. И вплоть до 1991 года его монументальные композиции появлялись в автограде.

Ханов посещал Тибет, Индию, изучал искусство восточных стран, буддизм, йогу, тибетскую и китайскую медицину, стал практиковать целительство. В 1994 году он начинает строительство главного своего детища — Храма всех религий, которому отведена роль архитектурного символа религий, культур и цивилизаций. Службы и обряды в храме не проводятся. В архитектурном ансамбле соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. Храм он строил в том числе на деньги, которые получал от работы экстрасенсом: Ханов известен тем, что лечил людей от наркомании и алкоголизма.

По словам Рамиля хазрата из мечети Аль-Марджани, благодаря своему храму Ханов хотел объединить религии. «Чтобы в республике было спокойствие в религиозных вопросах между людьми разной национальности и разной веры, ведь родина у нас все-таки одна и все мы поклоняемся одному Господу, — рассказал Рамиль хазрат корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Он к этому стремился и советовался с хазратами, с православными священниками, когда строил этот храм. Он был человеком, который хотел, чтобы у каждого жителя республики было спокойствие в душе. И теперь мы понимаем, как нам всем нужны такие люди, как Ильдар Ханов. Сейчас мы молимся о том, чтобы его благие дела были оценены и в вечном мире, а родственникам всевышний дал терпения...»

С момента смерти создателя Вселенского храма Ханова в феврале 2013 года сам комплекс находится в подвешенном состоянии, у него было пять собственников. Вокруг наследия художника разгорелся конфликт: часть наследников за то, чтобы международный центр культурного единения оказался под контролем государства, часть была против. Общественность Татарстана отправила президенту РТ Рустаму Минниханову и госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву письмо за подписью 208 деятелей науки и культуры с просьбой сохранить уникальный комплекс в Старом Аракчино.

«ТУРИСТОВ ПРИВЛЕКАЕТ ТО, ЧТО ТАКИХ СТРОЕНИЙ НЕТ НИ В ОДНОЙ СТРАНЕ МИРА»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», признают заслуги Ханова, но в культурной ценности зданий сомневаются, несмотря на интерес к нему туристов.

Сергей Саначин — архитектор:

— В Храме всех религий нет эстетики, в нем есть оригинальность. Тут в одном сооружении совмещена сакральная архитектура разных религий. Но это еще ничего не значит, у нас есть много церквей и костелов, которые не являются памятниками истории и архитектуры. Для того, чтобы быть памятником, надо иметь эстетическую ценность, я ее там просто не вижу. Это не значит, что я считаю сооружение плохим. Симпатичное, оригинальное сооружение.

Для туристов все равно, является оно памятником или нет. Их привлекает то, что таких строений нет ни в одной стране мира. А как оно будет отмечено в министерских бумагах, будет ли носить какой-нибудь регистрационный номер, это никого не волнует. Туристы будут просить экскурсоводов свозить их ко Храму всех религий потому, что они слышали про этот объект, а не за то, что это будет записано в талмудах министерских, что это памятник архитектурного наследия.

Но этот статус строению не помешает, на самом деле. Это региональный престиж. В Татарстане есть многие объекты архитектуры, скульптуры, живописи, но мы завышаем их качества. В мировом масштабе они не тянут на какие-то шедевры. Но в региональном значении это вызывает интерес. Сами посудите. Можем ли мы сравнивать всеми любимый Всесвятский собор в Свияжске или Троицкую церковь в Лаишево с морским собором в Кронштадте. Хотя мы считаем, что эти два сооружения одни из лучших в Поволжье. Поэтому это вопрос философский. И получение статуса не значит, что объект получит финансирование из регионального бюджета. Содержание и сохранность его так же останется на плечах собственника здания.

Рамиль Мифтахов — председатель ассоциации туристических агентств Татарстана:

— Этот статус наконец-то откроет доступ к этому объекту. Потенциал у него большой, и сегодня туристы могут любоваться им только внешне. Внутри его можно сделать прекрасный музей религий, разместить культовые предметы, которые позволят рассказать об этих религиях, об истории. Объекты религии всегда интересны туристам, а тем более в нашей республике, поэтому потребность со стороны гостей Казани в экскурсии на данное сооружение очень большой.

У собственника объекта после присвоения статуса памятника появятся обязательства по содержанию. Скорее всего, будет создан фонд Храма всех религий, а продажа билетов позволит потратить заработанные деньги на содержание сооружения.

Юлия Таланова — директор туристической компании «Трэвэл-эндвок»:

— Конечно, это не является памятником, и Храмом всех религий это строение называть неправильно. Это просто интересное сооружение с точки зрения архитектуры. Статус памятника не даст объекту дополнительных туристов, учитывая, что инфраструктуры для его посещения сегодня нет. Там нет парковки, нет нормальной остановки для больших туристических автобусов, они съезжают на грунтовку и высаживают пассажиров. Храм вплотную прилегает к оживленной трассе, а это не безопасно. Можно было бы открыть объект, тем более что многие гости просят заглянуть внутрь, однако, насколько я знаю, там пока и показывать то нечего...

Борис Гришанин — краевед:

— Мне хочется понять, кто сейчас содержит Храм всех религий? Если это не государственное, а частное владение, то надо разговаривать об этом с сегодняшним владельцем. Конечно, можно признать его памятником культуры, я с этим согласен. По моим наблюдениям, это очень популярный объект, которым многие люди приезжают полюбоваться. И я своих родственников туда привозил. Все смотрят, фотографируют... Значит это должно быть место с организованным просмотром. А сейчас там ни машину толком негде поставить, ни условий для просмотра нет — частник может пустить на территорию, а может и не пустить. Здесь, мне кажется, нужно обговорить эти вопросы, но не давить при этом на владельца. Надо все оговаривать с частником. Если этот объект признают памятником истории или культуры и тут же выяснится, что частник не может его содержать надлежащим образом, то у владельца этот храм отнимут, что ли? Мне этот аспект непонятен.

Анатолий Елдашев — краевед, доцент Казанской православной духовной семинарии:

— Я, в принципе, крайне отрицательно отношусь к этой идее. Я там ни разу не был, да и желания там побывать у меня никогда не возникало. Я вообще не испытывал желания этим объектом любоваться, да и вообще в эту сторону смотреть. Я считаю, что все это строительство в принципе пустая затея. Это мнение у меня утвердилось не вчера и не сегодня, а с тех самых пор, как это сооружение стало возводиться. Я иногда там ездил мимо на машине и с тех пор своего мнения не переменил. Я считаю, в какой религии ты воспитался, сформировался, в ней и нужно оставаться. Если ты русский — то это православие, если татарин — ислам. А соединить несоединимое невозможно. Я знаю, что единоверчество было, но оно не получило распространение. Да, я тоже провожу экскурсии, но на этот объект я не буду заводить людей. Я показываю туристам то, что мне близко, и то, что мне дорого.

Галина Айдарова — доктор архитектуры, профессор КГАСУ:

— Первоначально это сооружение рассматривалось как некий художественно-архитектурный казус. Ведь с точки зрения архитектуры, архитектурной типологии и даже художественной ценности это скульптура. Это не архитектурное произведение ни с точки зрения архитектурного пространства, ни с точки зрения религиозной типологии, поскольку там не выдержаны никакие каноны современных требований, ни даже с точки зрения исторического подхода. Там нет намека на какую-либо определенную конфессию. Поэтому это, безусловно, творческий подход Ханова, его авторское понимание. Поэтому с точки зрения оценки этого произведения это скульптура. И внешние качества этого объекта более значимы, чем внутренние. Я посещала этот объект, и внутри он с точки зрения архитектурного решения не соответствует пространственно, функционально художественным критериям рационального, правильного пространства. Вместе с тем в истории есть прецеденты создания странных скульптурных элементов — творения испанца Антонио Гауди, в которых был некий парадокс и некое противоречие между архитектурной формой и содержанием.

Поэтому этот объект, без сомнения, имеет туристическую ценность и привлекательность. Его надо позиционировать с точки зрения его посещения туристами и так его и использовать. Но если это произведение необычное, связанное с таким уважаемым человеком, то министерство культуры РТ, наверное, может придать этому объекту статус памятника. Все-таки в этом храме воплощены гуманистические идеи Ильдара Ханова.