Мнир Соколов Мнир Соколов Фото из личного архива Мнира Соколова

«ТАТАРСКАЯ ПЕСНЯ МНЕ ТАК И НЕ ДАЛАСЬ»

Сегодня много пишут об эстрадной песне в Татарстане. Я и сам прошел через все это. Считаясь русскоязычным вокалистом, мне, естественно, хотелось петь и на родном языке, ведь я и приехал в Казань из-за того, что считаю татарскую песню родной, своей и очень ее люблю. Я начал с подражания Ильгаму Шакирову и никогда не думал, что буду знаком с ним и впоследствии он мне подарит календарь со своим портретом, напишет мне слова дружбы и признательности. Вот этому гиганту я и пытался подражать: что-то получалось, что-то нет. Но потом бросил это бесполезное дело, Ильгам Шакиров может быть только один.

Я искал новые формы, но ни тембр, ни голосовые данные меня не спасали — зритель не воспринимал меня как татарского певца. Я ничего не понимал: Бог одарил меня всем — и музыкальностью, и внешними данными, и силой голоса, и тембром, я получил хорошую вокальную школу у лучшего педагога консерватории, но татарская песня мне не давалась.

Хотя когда я записал романс Рустема Яхина, он сам лично позвонил мне и сказал, что это лучшая запись из тех, что он слышал. Я, конечно, был польщен, продолжал работать, но успеха у зрителя и слушателя завоевать так и не удалось. Я пробовал новые аранжировки, которые были оригинальны и в музыкальном отношении безупречны, но зрителю это оказалось ненужным. Ни новых созвучий, ни моих экспериментов зритель не понимал, и все мои поиски были ему чужды. Я стал осознавать, что в татарской песенной эстраде чем примитивнее, чем несовершеннее звучание, тем лучше. Чем хуже, тем лучше — с горловыми призвуками или неточной интонацией, которая очень часто бывает у татарских исполнителей. Все это меня успокоило, и, в конце концов, я бросил это безнадежное дело.

Так я и превратился в русскоязычного вокалиста, татарская песня так мне и не далась.

Да, ради успеха можно было пойти на компромисс, да и материальная заинтересованность для артиста многое значит. Вспоминаю один случай: как-то случайно попал на сольный концерт известного и очень популярного эстрадного певца Татарстана, любимца публики. Мне стало любопытно, и я решил посмотреть. Полный зал народа. Многие с цветами. И вот начинается концерт... Выходит звезда непонятной, семенящей походкой, невзрачный, в помятом костюме и нечищеной обуви, глаза в пол, весь какой-то растерянный, руки висят, как плети. Глаза так в пол и уставились. Музыканты, видимо собранные перед концертом за неделю, переговариваются, заиграли вступление, звезда начинает петь, а глаза на протяжении всей песни так и не поднял. Я сижу, ничего не понимаю, думаю про себя: это же полный провал. И вот заканчивается песня, и зал словно взорвало от аплодисментов. И очередь, очередь бабушек в платочках с цветами. Я сижу растерянный, ничего не понимаю. Оглядываюсь по сторонам — сияющие, благодарные лица. За что? За что? Ничего не понимаю. Ни голоса, ни харизмы, ни внешности, ни артистизма — за что? Так ничего и не поняв, разрушенный этой загадкой, я больше не занимался татарской песней. Правда, утешает то обстоятельство, что и Рината Ибрагимова не поняли в родном Татарстане, хотя голос и тембр голоса у него мирового значения и уровня.

«ТАТАРСКУЮ ПЕСНЮ НАДО БЫЛО СОХРАНИТЬ ВО ВСЕЙ ЕЕ ЧИСТОТЕ И КРАСОТЕ»

Мне нравится, что началась полемика по поводу проблем в эстрадном исполнительстве именно татарской песни. Эти проблемы назрели уже давно. Правда, в этом застое была своя логика и свое положительное начало. Татарскую песню, так же как и татарский язык, надо было сохранить во всей ее чистоте, во всей ее незамутненности и красоте, без примесей и ненужных соединений. Как родник с чистой водой. Поэтому народ, во многом бессознательно, на интуитивном уровне не допускал никаких новшеств и изменений, и это было хорошо для определенного времени!

Время стремительно меняется, и вот уже Татарстан из национальной окраины превращается в мощную республику со своим президентом, со своим парламентом и правительством, с красивейшей столицей, которую по праву можно назвать третьей столицей России, с нашей прекрасной Казанью — жемчужиной Татарстана. По-хорошему тщеславное руководство Татарстана думает о дальнейшем развитии республики, о дальнейшем развитии общества, татарского языка, культуры вообще и, в частности, о татарской эстраде и татарской эстрадной песне. Эти проблемы обсуждаются на самом высоком уровне и выносятся на суд общества. И значение этого обсуждения трудно переоценить, ведь проблем действительно много.

Читая комментарии, убеждаешься, что и простые люди заинтересованы в том, чтобы наша эстрада занимала самое почетное место. Но в пылу полемики просматривается еще одна проблема, о которой еще не было сказано.

Прежде чем говорить о том, что нужно делать, нужно определиться с понятием, что же такое эстрадная песня, что это за явление, точно определиться и разделить ее по жанрам.

Проблема в том, что многие не знают и не понимают, что же такое эстрадное исполнительское искусство вообще и песенное в частности, что это за исполнители песен, которые выходят на эстраду, в чем их особенность и различие? Даже так называемые профессиональные исполнители все время путаются в этих «трех соснах».

Допустим, с классической, академической манерой исполнения или народной (фольклорной) манерой исполнения пения, и, наконец, эстрадные исполнители песен, где специфика эстрадного исполнителя очень важна, многообразна и во многом зависит от интеллекта, от качества звука, стиля, манеры и индивидуальных особенностей.

Если с академической манерой пения все ясно, и многие понимают, что это такое (а в советское время только такое пение считалось профессиональным и достойным, все остальное вычеркивалось и считалось самодеятельностью, сейчас же все изменилось, и эстрадная песня по праву занимает свое место), то с эстрадой не все так просто и однозначно, как мы видим, она рождает множество проблем.

«Я НЕ ГОВОРЮ, ЧТО САЛАВАТ — ЭТО ПЛОХО...»

В принципе, в России вся эстрадная песня отстала от западной лет на 50. В Татарстане эта отсталость более заметна, особенно если это касается национальных особенностей, о которых я говорил выше. У нас, к сожалению, все свалено в кучу — оперные исполнители с академической манерой пения почему-то считаются эстрадными певцами, певцы явно фольклорного народного направления также зачастую считаются эстрадными вокалистами. Так, к примеру, Хайдар Бигичев, о котором говорят много хорошего, никогда не был эстрадным певцом. Под словом «эстрадный» я подразумеваю манеру и стиль исполнения. Бигичев — это оперный вокалист, с оперной манерой и школой исполнения, ну в крайнем случае его можно было бы назвать с натяжкой фольклорным, талантливый исполнитель, который с блеском пел народные песни в своей полуклассической манере.

Другой полюс — Хамдуна Тимергалеева. Она не может входить в разряд эстрадных певцов, она хорошая фольклорная певица с народной манерой и харизмой исполнения. И какие бы наряды и ботфорты, присущие эстрадной певице, она ни надевала, выходя на сцену, она останется фольклорной певицей с присущей ей народной манерой. Так же как Ильгам Шакиров, Рафаэль Ильясов и другие. То же самое происходит и с певцами сегодняшнего дня. Салават со своим неповторимым лицом на татарской сцене тоже не эстрадный вокалист, в специфическом смысле этого слова, он все же ближе к фольклорной манере исполнения.

Но я не говорю, что это плохо, очень хорошо, что есть такой певец, талантливый и со своей харизмой, довольно своеобразный. Плохо то, что каждый второй сегодня — это Салават, и таких Салаватов сотни. Это говорит о том, что манера такого исполнения проста и легко повторима. А я говорю о неповторимости и оригинальности эстрадного исполнения.

Вот и современные новоиспеченные вокалисты — Филюс Кагиров, Илюса Хузина, Гульнора Гатина, Артур Исламов — могут выходить на сцену, обладая красивыми голосами, но эстрадными вокалистами их называть нельзя или можно, но только с большой натяжкой. Границы в искусстве, как правило, часто бывают размыты, но как бы то ни было эстрадная песня — это нечто другое, в этом и есть ее сложная специфика. Они не должны мелькать среди эстрадных вокалистов, это оперные исполнители с академической манерой пения. И несмотря на то, что они могут петь и поют эстрадные песни, это еще не говорит о том, что они эстрадные певцы. В широком и основном смысле этого слова. А речь, как я понимаю, идет как раз о татарской эстрадной песне. Такая путаница повсюду. Не знаю, хорошо ли это для искусства.

Не нужно валить все в одну кучу, нужно четко представлять, что есть татарская песня, что есть фольклор, что такое манера и стиль исполнения. Конечно же, все это довольно условно и границы размыты, но не до такой степени, как мы это видим у нас.

Вся эта неразбериха в жанрах, в голосовом материале говорит о неразберихе и слабом представлении людей о тембре, стиле и жанрах, то есть об общей музыкальной культуре населения и его восприятия такого загадочного эстрадно-певческого жанра и его исполнителей. И вот это стремление к чистоте истоков языка и татарской песни уже играет злую шутку в развитии эстрадного исполнительства, его высокого мастерства на татарской сцене. Консерватизм так проник во все поры нашей жизни, что новое, креативное сегодня воспринимается в штыки, что является настоящим тормозом для развития.

Сегодня само население не готово воспринимать новшества в татарской эстрадной песне, но при этом я не говорю, что всю татарскую песню надо превращать в модерн. Есть фольклор, который нужно ценить и развивать как направление, создавая для него условия, сохраняя истоки. Есть люди, поющие в академической манере, а их достаточно много (так сложилось исторически), это тоже надо ценить и развивать.

Я говорю сейчас только о том, что в татарской эстрадной песне назрели перемены. Надо понимать, что есть мировой уровень эстрады, к которой нужно и возможно тянуться. Есть настоящая песенная эстрада, образцы которой нам показывает «дикий запад». Это Селин Дион, Том Джонс, Азнавур, Мирей Матье, Элтон Джон, Фреди Меркьюри, Джо Дасен, Стинг, Майкл Джексон и т. д.

«ОСНОВНАЯ МАССА ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ — ЭТО СТРАШНОЕ, УБОГОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ОДНООБРАЗИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ТИПА»

Что же такое эстрадная песня? Это вид сценического искусства малых форм, включающий направления по жанрам и направлениям, это вид зрелищного искусства, в котором сконцентрированы короткие концертные номера одного или нескольких артистов. Эстрадному искусству пения свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрадная песня всегда стремилась к необычности и разнообразию. Ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т. д.

Эстрадный вокалист должен иметь свое лицо во всем, начиная от репертуара, манеры держаться на сцене со своей пластикой, со своим костюмом, только присущей ему изюминкой и, конечно же, работать в своем жанре.

В татарстанской эстрадной песне редко встретишь высокопрофессионального вокалиста со своей эстрадной манерой, понимающего, что он делает на сцене, о чем поет и что хочет сказать своим пением, где сердце и душа находятся в непрерывном единстве.

Эстрадный вокалист — это еще его музыканты и песня. И песня не просто спетая, а песня-спектакль, сыгранный убедительно и органично, с понимаем того, о чем поешь. Глаза, руки — все твое существо должно потрясать.

Среди исполнителей в Татарстане есть те, которые соответствуют моим понятиям и критериям эстрадного вокалиста. Одна из самых ярких представительниц современной эстрадной песни — это татарская певица Зуля Камалова. У нее есть свое неповторимое лицо и манера исполнения. И еще, наверное, Алина Шарипжанова. Они по праву могут называться эстрадными вокалистами татарской песни, у которых есть свое лицо и индивидуальность, своя манера и свое отношение к песне.

А основная масса — это страшное, убогое исполнительское однообразие фольклорного типа, убогое поведения на сцене, примитивность аранжировок и т. д. Татарская эстрада сегодня — это вечная попытка оправдания, что татарская песня особенная и не всем доступна, не все ее понимают, надо быть обязательно татарином, чтобы понимать ее. Без моң в эстраде делать нечего. Но, как правило, никто не может объяснить, что это такое. А вот Боба Дилана понимают и любят во всем мире, даже если он поет на непонятном языке, как и Майкла Джексона. Правда, у них, по всей видимости, нет своего моң.

Какие пути и выход для преодоления такого отставания, как убедить людей, что нужен другой уровень татарской эстрады? Это очень непросто, здесь нужна напряженная, вдумчивая, кропотливая работа. В Татарстане, к сожалению, многие люди, слушатели, особенно люди среднего возраста, резко консервативны (я об этом уже говорил) по отношению ко всему новому. В татарской песне они обычно любят только то, что им прививалось многие годы. О пользе этого я уже говорил выше, но времена меняются, и это становится почти непреодолимым тормозом в развитии эстрадной песни.

Телевидение пропагандирует музыку согласно своему воспитанию, крутит то, что хочет слышать народ. А народ хочет слышать только то, к чему его приучали многие годы. И, главное, они нетерпимы к креативу, к эксперименту вплоть до ругани и проклятий. Это является огромной проблемой для движения вперед.

Здесь нужны высокие профессионалы и воля тех, кому суждено развивать это непростое искусство. Существует множество преград и недопонимания. Даже такие инструменты, как саксофон, тромбон, акустическая гитара, инструменты, отличные от баяна или гармошки, с другими тембрами и ритмами, я уже не говорю о жанрах, с трудом воспринимаются массами людей и считаются чуждыми татарским песням и даже наносящими вред, и зачастую воспринимаются как не татарские. А если вдруг певец поет песню на татарском языке, но не в лад пентатоники, то это вообще преступление. Попробуй переубеди!

Требуется довести до татарского исполнителя, что существует множество жанров в эстрадной песне, что татарская песня и татарский исполнитель должен быть мастером своего дела, обладать обаянием и харизмой, замечательными вокальными данными, артистизмом, пластикой, актерским мастерством, музыкальностью, новаторством и творческим отношением к своему делу. Татарскому исполнителю требуется изучить жанры эстрадной песни, без которого нет движения вперед.

«МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ НА ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ В ЭСТРАДНОЙ ПЕСНЕ: АКАДЕМИЧЕСКОЙ МАНЕРЕ ПЕНИЯ И ФОЛЬКЛОРЕ»

Сосуществуют множество стилей, манер и направлений — от сентиментального китча и городского романса до панк-рока и рэпа. Таким образом, сегодняшняя песня — это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до прививок афро-американской, европейской и азиатских культур.

Мы сегодня существуем и остановились только на двух направлениях в эстрадной песне — это академическая манера пения и фольклор. И все! Ритмическое многообразие нам чуждо, есть множество направлений жанров стилей, но...

Следует, однако, иметь в виду, что такое деление весьма условно и границы этих музыкальных стилей сильно размыты — баллада, блюз, джаз, кантри, шансон, романс, авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, ска, рокстеди, регги, поп-рэп (хип- хоп), панк-рок, фолк и другие. Если татарский вокалист хочет хотя бы немного приблизиться к миру эстрадной песни, он должен свою национальную специфику переплавить в эти жанры эстрадного искусства, чем-то дополнить, что-то отвергнуть, чтобы все звучало очень органично и не было вычурным китчем. Задача сложнейшая и трудновыполнимая. Но игра стоит свеч — татарский язык, татарская песня достойны нового уровня. Молодые композиторы, понимая эти задачи, должны действовать, молодые исполнители должны осознать, на каком уровне они сегодня находятся, и идти вперед.

А дело государственных структур — поддержать их всеми силами. В Татарстане сегодня нет даже настоящего концертного зала мирового уровня! Ни по архитектуре, ни по оснащенности технологиями, все на уровне домов культуры.

Если татарский эстрадный певец заявил о себе сегодня как талантливый и самобытный вокалист эстрадной песни, то должен быть поддержан грантами, он должен иметь свою команду, продюсера, который понимает современные задачи и формирует музыкантов именно под этого исполнителя, его стиль и манеру. Такой вокалист должен иметь своего композитора и стилиста, он должен выработать манеру, присущую только ему, и ни на кого не похожие аранжировки, состав музыкантов. И никаких фонограмм! Только тогда можно будет говорить о татарской эстрадной песне и татарских эстрадных исполнителях.

Уже сегодня такому певцу немного надо пошевелиться, и это будет сделано, можно будет говорить о мировом уровне.

Я знаю одного вокалиста и хочу привести его в качестве хорошего примера самобытности и исключительного таланта, который, к сожалению, прозябает невостребованным уже многие годы. Он уже в возрасте, но даже сегодня, создав ему условия, можно объехать весь мир, и мир будет аплодировать ему стоя. Я бы назвал его фольклорным этновокалистом с академической манерой пения, он сам умеет играть на курае и владеет искусством горлового пения, его самобытность, умение управлять и владеть своим голосом и мощь поражают. Если бы нашлись заинтересованные люди, те, кто догадался создать ему условия, сформировать для него группу из высокопрофессиональных музыкантов, сделать продуманную программу и выстроить все это с режиссером, то певец мирового плана готов! Речь идет о Рустеме Маликове. Он вынужден работать от случая к случаю на корпоративах и иногда быть приглашенным на юбилей или официоз. Что мешает это сделать? Для этого требуется заинтересованность должностных лиц.

Все это требует определенной культуры и инфраструктуры, программы развития. Система конкурсов и поощрений, грантовая система ротации на телевидении и радио. Если это государственное телевидение, то там в первую очередь должны быть только самые талантливые и бесплатно.

Должна быть умная режиссура концертов — не мелькание на экранах бесконечных кадров и глаз в полэкрана, пальцев рук и ног, не бесконечные, бессмысленные подтанцовки, которые только отвлекают от исполнителя, а осмысленная работа, направленная на песню, на ее сущность, на эстетику эстрадного пения, где высвечивается душа и сердце, а не экран.

Известно, что режиссура эстрады подразделяется на режиссуру эстрадного представления и режиссуру эстрадного номера. Хочется еще раз подчеркнуть, что художественная структура эстрадного номера сложна, разнообразна, зачастую конгломеративна. Поэтому постановка эстрадного номера — один из самых сложных видов деятельности режиссера. «Сделать хороший номер, даже если он идет всего несколько минут, очень трудно. И мне кажется, что эти трудности недооцениваются. Может быть, поэтому я так уважаю и ценю искусство тех, кого иногда несколько пренебрежительно кличут эстрадниками, отводя им не очень почетное место в неписаной шкале профессий» — эти слова Сергея Юткевича еще раз подтверждают важность анализа художественной структуры эстрадного номера с конечным выходом на исследование основ методологии его создания, особенно в части режиссерско- постановочной работы.

Композитор творит музыкальный образ, художник-постановщик — его внешний образ.

В последние годы резко возросла роль продюсера как творческой единицы. Задача продюсера — организация постановочного процесса и нередко прокат готовой постановки.

Кроме того, над постановкой под руководством этого постановочного штаба работает еще немалое количество разного рода административных, технических и художественных групп и цехов, выполняющих непосредственно работы по обеспечению реализации творческого замысла. И хотя эта коллективность является своего рода проклятием профессии режиссера, вынужденного постоянно преодолевать сопротивление среды, косность мышления, иной раз просто нежелание работать, вынужденного постоянно подчинять себе эту разношерстную толпу и объединять ее в творческий коллектив, несмотря на все это, именно коллективность позволяет создавать произведения синтетические, поскольку драматическое искусство есть искусство синтетическое.

Вот при выполнении этих сложнейших задач мы увидим качественное изменение в татарской эстрадной песне. Главное — работать и быть заинтересованным в качестве. Сегодня, к сожалению, другая заинтересованность — делание денег из воздуха — превалирует, поэтому и результат — сотрясение воздуха пшиком.

Мнир Соколов