«ТАТАРСКИЙ ПИПЛ МОСКВЫ ТОЖЕ СХАВАЕТ»

То ли с подачи президента Татарстана Рустама Минниханова, то ли объективно настало время (лично я склоняюсь к первой версии), но почти весь татарский народ заговорил о стремлении «менять эстраду». Стали требовать: «Менять! Менять! Надоело». При этом те, кто требует перемен в нацтатэстраде, попутно слушают вечную «салаватчину» и «галимовщину».

«БИЗНЕС Online» предоставил площадку для экспертов из Казани, Питера. А вот мое мнение — среднего татарина из Москвы, со средним достатком, знающего родной чуть выше среднего уровня. Выскажу мнение о национальной эстраде нашего народа в столице РФ. Как сноб и как почти москвич.

Лет пять назад я строго-настрого запретил всем родным и близким посещать концерты татарских звезд эстрады в киноконцертных залах Москвы по причине того, что эти выступления ничего нового ни в музыке, ни в духовном плане не несут. Одни расходы на билеты. С тех пор не ходим. Ни на Ханию Фархи, ни тем более на Салавата Фатхетдинова. На Айдара Галимова тоже не ходим.

Татарская жизнь столицы нашей Родины вообще живет по своим далеко не «татарским» законам. Это мегаполис. Правила большого города. Вот пример: мою старую «японку» на шоссе Энтузиастов «боднули» бравые альметьевские ребята. Они мне: «Брат, салям! Син татарин же, за „Ак Барс“ и „Рубин“ болеешь? Ну давай договоримся инде! Татарский знаешь же». Я ответил: «Знаю. Чакыр милицияне» («Вызывай милицию»). И они ничего не поняли: как, татарин, свой, а «чакыр милицияне»?

Сегодня под «бум-бум-бум» нацтатэстрады пропагандируется все, что душе татарской угодно, только не наше наследие. Причем говорится: «Но ты татарин и должен сходить!» Какого Лешего или, лучше сказать, какого Шурале я должен сдуру мчаться на этот так упорно рекламируемый концерт татарской попсы?! Эта попса что, мое личное татарское пространство расширит и углубит? Да никогда бездарно одетые и так же поющие под фонограмму малайки и девочки не дадут мне душевного баланса сил, как родная классика — Зифа Басырова, Сара Садыкова или Хайдар Бигичев.

Лично у меня складывается ощущение того, что в гастрольные туры «татарских звезд» из Казани в Москву отправляют артистов по принципу «Вот тебе, столица России, то, что столице Татарстана негоже» или по принципу «Татарский пипл Москвы тоже схавает».

«ЕЖЕГОДНО В МОСКВЕ ДЛЯ ТАТАР В КУЛЬТУРНОМ ПЛАНЕ ПРОВОДЯТСЯ ДВА ВАЖНЫХ СОБЫТИЯ»

Ежегодно в Москве для татар в культурном плане проводятся два важных события. Первое — Сабантуй (про это мы умолчим, ибо тоже грустно). Второе — декабрьские концерты Салавата Фатхетдинова. Думаю, через месяц московские афиши запестрят очередным убийственным слоганом: «27 (или сколько там?) ел бергэ!» Каждый раз меняются только года выступлений.

За ним, вероятно, по традиции на столичной сцене неожиданно объявится Айдар Галимов. С тем же тембром, с той же музыкой и почти похожими текстами четвертьвековой давности собственного исполнения. Прям как Юрий Антонов (сравните его «Море» и «Крыша дома своего») и Вячеслав Добрынин («Не сыпь мне соль на рану» и «Синий туман» — все почти одинаково).

Помимо афиш скоро на мою почту, в том числе корпоративную, хлынет спам. Телефон забьется СМС-сообщениями от распространителей: «Билеты! Легенда татарской эстрады Салават с очередным юбилейным концертом. Если татарин приходи не забывай свои корни и Казань не будь манкуртом. Эй-гей лалалей татарин должен жить веселей» (орфография и пунктуация первоисточника сохраненыприм. ред.).

После таких сообщений вы таки купите билеты на Салавата?! Да ни в жись! Именно не хочу быть манкуртом!

«КАЖДОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МУБАЯ ИЛИ ЗУЛИ — ЭТО ГРАНДИОЗНОЕ СОБЫТИЕ»

Чем живет интеллектуальная татарская Москва? Концертами Мубая и Зули Камаловой. Увы и ах — очень и очень редкими. Чаще на столичной сцене присутствует великолепный Айдар Гайнуллин. Именно эти три кита (они, конечно, не эстрада!) современной качественной, если так можно сказать, нашей музыки воплощают в себе именно ту культуру, к которой тянется мыслящая татарская Москва. Каждое выступление Мубая или Зули — это грандиозное событие, это повод поговорить о состоянии народного наследия, это событие поистине московского масштаба — качественного, дозированного, умного. На концертах Зули и Мубая вы не увидите сотни или тысячи зрителей. Пожалуй, пару сотен. Только и всего.

Но они, эти зрители, и есть ум, честь и совесть нашей современной эпохи здесь, в Москве. Конечно, Гайнуллин собирает многотысячные залы, он тоже будет всегда востребован, ибо не каждый «из наших» способен высоко держать планку. А планка эта — Вырыпаев, Ростропович, Люк Бессон, с которыми сотрудничал Айдар. И лично я уверен: он будет работать именно с профессионалами мирового уровня не в ущерб творчеству (и своему народу), а только развивая и обогащая это самое наследие народа неуемным трудолюбием и стремлением завоевывать музыкальные вершины на татарском национальном инструменте — баяне.

На концертах Зули, Айдара и Мубая не обсуждают сплетни (кто во что одет, кто на какой машине подъехал, личная жизнь кого-либо тоже табу), а говорят и умело сравнивают прошлые выступления артистов. Только тексты. Только музыка. Только подача. Только то, что касается концерта. Это те выступления, на которые я веду своих друзей — русских, украинцев, евреев, удмуртов, осетин или цыган. И мои друзья в один голос говорят: «Если такая музыка жива, значит, жива и сама культура татарского народа. Жив и народ». Я их за язык не дергаю — это они мне говорят! И я горд, что наша музыка не умерла, придавленная попсой, а, наоборот, развивается, обогащается благодаря именно этим «трем китам». Мне не стыдно за культуру, музыкальное наследие и современное звучание, если оно исходит благодаря творчеству этих трех имен. Горжусь, что общаюсь с Зулей и Айдаром. А вот с Мубаем не знаком. Извините за упущение.

«ПЕСНЯ «УРСАЛ ТАУ» САЛАВАТА ФАТХЕТДИНОВА, ДАТИРУЕМАЯ 1993 ГОДОМ, И ЕСТЬ САМА КЛАССИКА ЭСТРАДЫ!»

Московская попса убивает еще и тем, что часто мне приходится слышать: на этом концерте был сам Ильхам Шакиров, там видели Рината Дасаева, другой почтила своим присутствием еще какая-то «наша звезда». Я спрашиваю: а что было на самом концерте — фанера или живой звук? При чем тут Дасаев? При чем Ильхам? При чем Алибасов? «Ну как же, — отвечают мне. — Это же показатель уровня». Уровня чего?! Концерта?! Тогда, говорю я, лучше пригласите Джигурду, ибо присутствующий лучший вратарь мира тридцатилетней давности не является предметом сохранения культуры моего народа.

Еще хлеще, когда пытаются утверждать, что Алсу — татарская певица. И опять зовут на концерт: она же наша, пойти надо...

А вот не надо! И исполненные ею на родном песни — это лишь татарская дань своему же народу за то, что она сама — этот народ. Земфира с ее перепевкой песни «Кайда» / «Күз нурым» (да, на башкирском!) ближе, понятнее, яснее показывает нам наши корни, нежели Алсу.

И вот еще что: московская эстрада оставила островок надежды на то, что народное исполнение и сама эстрада остаются на достойном уровне благодаря Розе Хабибуллиной, Наиле Фатеховой и ансамблю «Изге ай» с Халидой Бигичевой. Ее песня, например, «Күзләремнең төсе үзгәрмәде» — это прекрасный уровень именно московской татарской эстрады. Своей, не казанской. Прекрасные проекты Фатеховой, например, с Маратом Башаровым тоже вселяют надежду на оптимизацию эстрады. Но опять же только на локальном московском уровне с заездом во многие регионы, но не в Казань — там этот уровень просто не пустят...

Резюме. Чтобы ни говорили, а песня «Урсал тау» Салавата Фатхетдинова, выложенная на YouTube и датируемая 1993 годом, и есть сама классика эстрады! Чего только стоят пышные усы гармонистов, чего стоит сам Салават тех времен! За искренность, чистое исполнение, саму игру и честность — за все это можно отдать все остальные годы выступления Фатхетдинова и ни разу не пожалеть!

Поэтому, дамы и господа, сегодня я предпочитаю слушать «Да, теперь решено без возврата» в исполнении той самой Земфиры. Вот точно — это без возврата.

Радик Амиров