КОММУНИСТЫ «УДАРИЛИ» ПО ПРОМПЛОЩАДКАМ: «ГДЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ?»

В Госсовете РТ депутаты накануне приступили к дележу «бюджетного пирога» 2017 года и наметили параметры бюджета РТ на 2018 - 2019 годы. Выступления основных докладчиков мало чем отличались от их речей на заседаниях комитетов, о которых «БИЗНЕС Online» писал ранее. Поэтому лишь напомним, что бюджет Татарстана-2017 был сформирован исходя из следующих сценарных условий: цена нефти — $40 за баррель, стоимость доллара — 65 рублей. Экономика Татарстана частично адаптировалась к изменившимся условиям мирового рынка, считает министр экономики РТ Артем Здунов, так что 2017 год был спрогнозирован им в позитивном ключе. Рост валового регионального продукта (ВРП) ожидается на уровне 3,1%, рост индекса промышленного производства — на 5,1%, рост фонда заработной платы — на 4,7%.

Депутатов, однако, волновала не средняя температура по больнице, а вполне конкретные вещи. К примеру, Хафиз Миргалимов поинтересовался, для чего были потрачены 300 млн. рублей на строительство промплощадки в Чистополе, если возвели ее далеко от города, а про дороги и вовсе забыли. «Есть там котельная и одно помещение — и все. Какова эффективность?» — недоумевал лидер фракции КПРФ. Здунов критики не испугался и заметил, что на строительство промплощадки были привлечены средства российского бюджета, что, видимо, заранее снимает все вопросы к эффективности освоения средств. «Да, у нас есть площадки, в которых есть такие вопросы», — признал министр, но добавил, что верит в светлое будущее этой площадки, потому что инвесторы худо-бедно, но привлекаются.

Еще один депутат-коммунист Александр Комисаров интересовался зоной ТОСЭР в Челнах. По его мнению, количество резидентов в ней, несмотря на весьма шоколадные налоговые преференции, подозрительно мало. «Сегодня там пять резидентов. Как вы можете объяснить такую низкую активность?» — вопрошал депутат. Однако министр экономики вовсе не считает такой улов резидентов слабым. «Объем инвестиций — 9 миллиардов, уже создано 1200 рабочих мест, а по итогам этих проектов будет 2400», — убаюкивал он. Мол, главное — это обеспечить качество самих резидентов, а не нагнать число примитивной перерегистрацией фирм в «налоговый рай».

Председатель общества инвалидов РТ, депутат Рифат Ганибаев поинтересовался, не слишком ли позитивен прогноз — $40 за баррель, ведь, помнится, еще недавно было снижение до $25. Здунов, понятно, ответил в том смысле, что расчет основан на мнении мировых экспертов. Да и вообще такой курс — почти что рекомендация минфина РФ.

ДЕПУТАТЫ ГОССОВЕТА: «КУДА ПОТЕРЯЛИСЬ 2 МИЛЛИАРДА?»

С параметрами бюджета депутатов ознакомил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. По его прикидкам, казна РТ соберет в 2017 году 166,8 млрд. рублей, а потратит 174,4 млрд. рулей. Конечно, это существенно меньше, чем бюджет-2016 года: только за 9 месяцев этого года в консолидированный бюджет РТ с учетом федеральных средств поступило 183,9 млрд. рублей. Министр в очередной раз подчеркнул, что в бюджете на будущий год пока не заложены федеральные средства (этих цифр пока просто нет). Так что ко второму чтению документ должен существенно подрасти в части доходов. Жировать, конечно, не приходится — как ожидается, поток федеральной милости оскудеет примерно на 2 миллиарда. Дефицит составит 7,6 млрд. рублей. Государственный долг Республики Татарстан в 2017 году составит 95,1 млрд. рублей.

«Первоочередные и социально значимые расходы в 2017 году составят 70,1 процента от общего числа расходов, в 2019 году они достигнут 72,2 процента», — сообщил Гайзатуллин депутатам. Ему вторил и председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин. По его словам, принимаемый бюджет будет «жестким, но все-таки социально направленным».

Депутатов предупредили, что до 12 ноября у них есть время сформировать свои поправки, но напомнили, что, прибавляя расходы на что-то важное и нужное, необходимо не забывать о том, за счет чего будет увеличена доходная часть. На этот счет эмоционально высказался коммунист Миргалимов: мол, у него во фракции нет своего министра финансов, чтобы филигранно кроить и резать бюджет...

Депутат Николай Рыбушкин вспомнил, что в последние годы в республике не индексировались зарплаты муниципальных и госслужащих. Есть ли радостная весточка для них? «Да, с 1 октября заложено повышение на 4,9 процента, то есть на меру инфляции», — отметил министр.

Глава ТНВ Ильшат Аминов попытался сам разобраться в многостраничном документе, но запутался. «Средства здравоохранения частично переходят в социальную политику, между тем цифры это не подтверждают. По здравоохранению — минус 10 миллиардов рублей, а по социальной политике — плюс 8 миллиардов. Куда-то потерялись 2 миллиарда», — заявил депутат. Гайзатуллин объяснил секрет пропавших миллиардов тем, что часть программ завершает свой срок действия, но успокоил, что с приходом федеральных денег бюджетные строчки все же подрастут.

Президент Академии наук РТ Мякзюм Салахов попросил разгадать другую задачку: «Мы увидели, что финансирование социально значимых мероприятий снижается, но при этом вы сказали, что ежегодно растут расходы и доходы бюджета. Как это можно объяснить?» — интересовался он, но получил примерно такой же ответ, что и Аминов: ждите денег от Москвы, и все сойдется.

СКРОМНЫЕ МЕЧТЫ КОММУНИСТА: «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ВМЕСТО ПУТИНА...»

Депутат Рифнур Сулейманов затронул тему распределения акцизов. Как на их поступление скажется запрет пива в ПЭТ-упаковке? Напомним, что закон подразумевает запрет производства и оборота алкоголя в ПЭТ-таре емкостью свыше 1,5 л с 1 января 2017 года. Гайзатуллин сообщил, что по «Эфесу» снижения платежей не ожидается (они разливают в основном в стекло и алюминий), а вот «Булгар-пиво» вынуждено будет сократить производство на 1 млн. декалитров, «порадовал» министр.

Комисаров тоже взялся за калькулятор. И удивился: как так, прибыль предприятий растет, а налог на прибыль организаций падает? «Есть факторы, которые снижают налогооблагаемую прибыль, на это влияют убытки прошлых лет. Исходя их этого, возможно, балансовая прибыль будет не равна с налогооблагаемой», — еще больше запутал депутатов главный финансист РТ.

Старший товарищ Комисарова по партии КПРФ Миргалимов неожиданно выступил не с критикой, а с пламенным призывом.

«У субъектов почти 3 триллиона долгов. Если бы я был вместо Путина, я бы списал эти долги и сказал: работайте как Татарстан! Инвестиции, технологии, развитие. А так — уравниловка, никакого стимула нет! Долги Татарстана надо списать!» — заявил Миргалимов. Неизвестно, что на это ответил бы собственно президент РФ Владимир Путин, а Гайзатуллин лишь рассказал, что за ближайшую трехлетку РТ должна будет отдать 17,9 млрд. рублей. Но сейчас ведется работа над тем, чтобы рефинансировать и эти суммы. Так что, кто знает, может, и сбудется хотя бы часть мечты коммуниста — если не оказаться на месте Путина, то хотя бы получить списание долгов?

В заключительном слове спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин попросил «не судить строго», имея в виду, что с поступлением федеральных средств дела подправятся. «Бюджет будет готовиться ко второму чтению, мы ожидаем много изменений и верим, что в ожидаемую нами сторону», — заключил он и настроил «депутатов на целевое бережное расходование каждой копейки, которая зарабатывается на территории республики».

Депутаты проголосовали относительно проекта бюджета весьма дружно: 79 человек за, только 1 против. Неожиданно депутат от КПРФ Артем Прокофьев попросил переголосовать проект, потому что, как выяснилось, два депутата его фракции ошиблись кнопочкой. Даже после длительных препирательств спикер все же остался непреклонен, но обещал учесть результат в протоколе. Тем не менее Прокофьев все же может отпраздновать сегодня свою личную победу — свое выступление по бюджету он частично озвучил на языке Тукая.

ДИСПРОПОРЦИЯ БОЛЬНЫХ: ПОЧЕМУ ТАТАРЫ ЕДУТ РОЖАТЬ В МОСКВУ?

Любопытным выдалось обсуждение традиционно очень «скучного» для журналистов бюджета фонда ОМС на 2017 год. Его глава — очаровательная Алсу Мифтахова, украсившая себя по случаю сессии милыми кудряшками, — тем не менее очертила ряд весьма сложных проблем, стоящий перед ее ведомством. По данным докладчицы, бюджет фонда в 2017 году увеличивается на 6,3% по сравнению с текущим годом и составит 40,8 млрд. рублей. Основная доля этих средств — 33,7 млрд. рублей — поступит в виде субвенции из бюджета федерального фонда ОМС. При этом в 2016 году субвенция будет увеличена на 6,8%, или на 2,1 млрд. рублей. Однако все эти деньги пойдут на увеличение зарплаты. «В такой ситуации говорить о дальнейшем укреплении материально-технической базы учреждений здравоохранения не приходится», — выписала приговор Мифтахова.

Руководителя фонда ОМС также волнует отрицательная динамика по «транспорту больных» — татарстанцы стали чаще лечиться за пределами своей малой родины, а такого же притока желающих поправить свое здоровье в РТ пока не наблюдается. «Теперь мы отдаем больше денег другим территориальным фондам взамен помощи, которую они платят нам. За 10 месяцев нами выставлены счета в территориальные фонды на сумму 410 миллионов рублей. К нам из других территорий поступили счета на 694 миллиона! Такой динамики у нас еще никогда не было», — сама не верила своим словам докладчица.

По словам Мифтаховой, ее ведомство выстраивает барьеры на пути оттока средств «за счет усиления экспертизы», но пока ситуацию такие меры не переломили. Отвечая на вопросы депутатов, глава фонда ОМС рассказала, что в Москву и Питер казанцы едут за высокотехнологичной помощью в связи с беременностью, эндокринологией и онкологией. В соседние регионы (Удмуртия, Башкортостан, Саратовская область) едут жители окраин республики — направляются туда, где ближе. «Туда обращаются по поводу офтальмологии и травматологии», — сообщила она. А где же медицинский туризм, про который жителям РТ вещают со всевозможных трибун? Мухаметшин тоже удивился услышанному. «Очень сильно модернизируем свою медицину, вкладываем огромные средства, расширяем сферу услуг населению — и выпадает 200 миллионов?» — не верилось главе парламента. Он рекомендовал минздраву бороться за каждого клиента.

Глава Нижнекамского района Айдар Метшин выступил с инициативой — упразднить деревню Алань, из которой все жители были переселены в Нижнекамск и относительно которой решены юридические вопросы с землей. Напомним, к таким мерам власти республики были вынуждены прибегнуть в связи с тем, что деревня Алань оказалась в кольце 39 нижнекамских нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов — «Нижнекамскнефтехима», ТАНЕКО, «Нижнекамсктехуглерода» и др. Миргалимов, вспоминая покойного депутата Туфана Минуллинна, сказал, что, будь он жив, наверняка попросил бы поставить на месте бывшей деревни некий памятный знак. Метшин, собственно, и не возражал, говоря: «Если жителям нужно, поставим табличку или аншлаг».

Мухаметшин отметил, что на карте Татарстана есть еще один населенный пункт с аналогичными проблемами — деревня Морты Тукаевского района. Он заметил, что это, конечно «вопрос с бородой», но и там идет активное переселение граждан. И пообещал не снимать с контроля данный вопрос.

Метшин согласился, что это обязательно нужно делать. «Это не население пришло к промышленности, это промышленность в свое время пришла. Но случилось то, что случилось, это было 50 лет назад», — развел он руками.

КАК ХАФИЗ МИРГАЛИМОВ ВСТАЛ НА ПУТИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА ТЫСЯЧИ ЖЕНЩИН ТАТАРСТАНА

Живое обсуждение парламентариев вызвал пикантный вопрос создания персонального праздника для работников органов загса РТ.

«Ежегодно практически каждый пятый житель РТ обращается в органы загса за оказанием государственных услуг, — напомнила присутствующим депутатам начальник республиканского управления ведомства Альбина Шавалеева. — Работники загса сопровождают человека с самого рождения и являются свидетелями многих важных жизненных событий».

Перечислив нешуточный объем работы, с которым приходится сталкиваться хрупким сотрудницам ведомства (ежегодно республиканский загс совершает 150 тыс. актов гражданского состояния), Шавалеева перешла к главному аргументу, ради которого задумывался этот выход к депутатам.

«В масштабах страны в отрасли трудятся более 10 тысяч специалистов, — объявила докладчица и призналась. — Конечно, большинство их них — женщины». По словам Шавалеевой, в Татарстане в органах загса трудятся 250 специалистов, еще 900 сельских секретарей исполняют регистрационные полномочия.

«Вместе с тем до сих пор в Российской Федерации нет официально установленного профессионального праздника! — возмутилась главный гражданский регистратор Татарстана. — Принятие соответствующего постановления устранит такую историческую несправедливость!»

Но на пути более чем у тысячи женщин Татарстана, ожидающих профессионального признания, весьма уверенно встал Миргалимов.

«Альбина Рафаилевна и коллеги, у нас вообще 18 декабря — свободный день? У нас столько праздников, если так дальше идти, надо и праздник похоронных услуг ввести», — предложил он под вспыхнувшие в зале смешки.

«Отключите микрофон, нарушаете регламент», — не сдержался Мухаметшин и добавил, что инициатором праздника выступил кабинет министров РТ. На помощь коммунисту неожиданно пришел Александр Славуцкий.

«Как ни странно, хотел бы присоединиться к Миргалимову, — удивился сам себе парламентарий. — Есть же женский праздник — 8 Марта...»

«Мы не говорим о выходном, мы говорим о профессиональном празднике», — напряженно вставила Шавалеева. Но в Славутском заговорил уже не депутат, а директор театра им. Качалова. Мол, у него в театре водители хотят праздновать и День театра, и День водителя. Зал едва не грохнул от смеха.

«Вы думаете, одни женщины там работают? — вступился за весь загс спикер Госсовета РТ. — У вас там в театре, наверное, и мужчины есть, и женщины, и водители, и слесаря, а в День театра все артисты с ними отдыхают и отмечают...»

После выступления председателя комитета по соцполитике Светланы Захаровой, настойчиво порекомендовавшей уделить должное внимание работникам загса, с вопросом опять возник Миргалимов.

«Не совпадает ли 18-е число с каким-то другим праздником?» — поинтересовался он и тут же получил ответ от коллеги по фракции.

«Это День сотрудников подразделения внутренней безопасности МВД и Международный день мигрантов», — подсказал Прокофьев.

«Одноименные праздники», — посмеялся Мухаметшин. На этом обсуждение было закрыто, депутаты проголосовали за повышение статуса республиканских регистраторов.

«ВЫ ПРОСТО О СВОЕЙ РАБОТЕ РЕШИЛИ ПОКАЗАТЬ НАМ? РАССЛАБЬТЕСЬ, ЭТО ОБЩАЯ ПОБЕДА»

Еще большее оживление в стане коммунистов вызвало обсуждение проекта федерального закона о садоводстве. Миргалимов объявил присутствующим, что его фракция аж с 2005 года занимается проблемами садоводов.

«Мы провели четыре круглых стола и были правы: санкции показали — экологически чистая, действительно съедобная продукция только там (на огородах Татарстана прим. ред), — заявил коммунист. — Мы провели инвентаризацию с помощью министерства сельского хозяйства, и на местах только для замены, поставки на баланс энергетических сетей надо 860 миллионов рублей. Пожарники штрафуют, экологи штрафуют...»

Далее парламентарий уже прямо заявил, что по обращению фракции КПРФ президент РТ выделил дачникам 550 млн. рублей.

«Это плод усилий не столько фракции КПРФ, сколько самих дачников, которые использовали наши депутатские мандаты, чтобы довести до руководства свои болевые точки», — скромно признал Миргалимов.

«У найденного решения проблемы много отцов-прародителей. Если бы этот вопрос решился только по предложению КПРФ, при социализме, он был бы решен в ином варианте, а не так, как сегодня. Я думал, вы возражаете, поэтому попросили слово, — иронично отметил Мухаметшин. — Или просто о своей работе решили рассказать нам? Расслабьтесь, это общая победа!»

Судя по всему, к совету Миргалимов прислушался и больше не поднимал вопросов о роли КПРФ в решении дачных вопросов, а депутаты проголосовали за законопроект.

Наконец, пришел черед правительственного часа. Его удостоил своим посещением министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. Он представил парламентариям подробный доклад «О музеях и музейном деле в Республике Татарстан», перечислив ключевые проблемы в подконтрольном хозяйстве. На финансирование 149 музеев из бюджета РТ было выделено 382,5 млн. рублей, при этом, несмотря на 22-процентный рост посетителей, доход кладезей культуры от уставной и предпринимательской деятельности составил всего 77,7 млн. рублей. В плане развития музейной инфраструктуры министр привел в пример ремонтно-реставрационные работы в филиалах Национального музея РТ — доме-музее Ленина, музее Боратынского, литературно-мемориальном музее Горького.

В раздел проблем министр культуры занес необходимость расширения экспозиционных площадей и строительства специализированных фондохранилищ. «Доля музейных предметов, задействованных в активном показе, составляет 13,5 процентов, — подчеркнул министр. — Острая нехватка выставочного пространства наблюдается в отношении Национального музея Республики Татарстан, где хранится половина музейного фонда республики».

Депутаты призывали министра к более активным действиям: не забыть про ремонт музеев Габдуллы Тукая, Салиха Сайдашева, Горького — в Красновидово, помнить про уникальные музеи на промпредприятиях РТ и не упустить момент доступной среды для посетителей музеев, однако получали ответы в духе того, что эти вопросы «на контроле и в перспективе». Мухаметшина это тоже не очень устроило, и он дал поручение направить в министерство культуры стенограмму заседания парламента для более подробного изучения обозначенных проблем и предложений, чтобы не забылось.