Убьют или, наоборот, оживят туристический рынок поправки в федеральный закон об основах туроператорской деятельности, которые вступают в силу с 1 января 2017 года? Этой теме в основном и была посвящена очередная встреча в формате «Бизнес и власть: откровенный разговор», на которую пригласили председателя госкомитета по туризму РТ Сергея Иванова. Корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась выяснить, станет ли безопаснее выезжать за рубеж и кто просветит турбизнесменов о том, как им жить дальше.
«ЕСЛИ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ОБЫЧНОГО ГРАЖДАНИНА...»
Очередная встреча в формате «Бизнес и власть: откровенный разговор» предвещала оживленную дискуссию, по крайней мере, так обещал модератор — бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов. На этот раз помочь, а может быть, наоборот, огорчить предпринимателей пришел председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов.
Первой взяла слово директор турагентства «Турмастер» Надежда Струненкова. Она констатировала, что большинство экспертов рекомендуют мелким туркомпаниям закрыться после вступления в силу новых поправок в федеральный закон о туроперторах, иначе их ждут серьезные штрафы, и поинтересовалась мнением на этот счет у самого Иванова, ожидая, видимо, хоть какой-то поддержки в лице власти.
Напомним, с 1 января 2017 года турагентства смогут начать работу только после того, как подадут заявку на вступление в реестр и представят подтверждения от туроператоров о наличии договоров на реализацию продукта. Если проще, речь идет о том, чтобы усилить ответственность компаний перед туристами. У Ростуризма будет перечень всех агентств (заметим, раньше подсчитать количество турфирм было почему-то невозможно) и работающих с ними операторов. В случае возникновения проблем вся вина будет возложена на туроператора. Так что немудрено, что последние кардинально пересмотрят систему своей работы с мелким бизнесом — установят жесткие рамки сотрудничества. Турагенствам придется платить обеспечительный депозит на счета операторов, где сумма, заметим, законом не ограничена. Как оказалось, сам Иванов вполне за такие изменения.
«С одной стороны, у небольших компаний могут возникнуть проблемы с тем, чтобы вносить депозиты, — начал было председатель госкомитета по туризму РТ, но тут же, можно сказать, занял противоположную позицию. — С другой — если поставить себя на место обычного гражданина, который копит на отдых или, может быть, даже занимает на то, чтобы отдохнуть... Он приносит деньги в турагентство, а потом выясняется, что в аэропорту его никто не ждет. У любого возникнет волна возмущения. Придется судиться, будет малая надежда на быстрое возвращение денег».
При этом чиновник признал, что все-таки 99% рынка — добросовестные компании, которые не намерены кидать клиентов. Но может случиться всякое, и тогда у россиян нет возможности эффективно урегулировать ситуацию: приходится обращаться в суд и ждать месяцы, а то и дольше.
«ВСЕ ИДЕТ К ТОМУ, ЧТОБЫ СОКРАТИТЬ РЫНОК»
По прогнозу Иванова, вступление в силу поправок приведет к развитию собственной сети туроператоров со 100-процентной гарантией исполнения услуг, а со временем большая часть продаж и вовсе уйдет в онлайн. «Сейчас порог входа на туристический рынок фактически отсутствует», — заметил глава госкомитета. Зачастую турфирмы сегодня — это один человек, который зарегистрировал ИП или ООО, снял офис, поставил стол, компьютер — и все. О профессиональном образовании, какой-либо ответственности и говорить не стоит. «Считаю, что поправки, несмотря на то что они создадут проблемы для мелких туркомпаний, нужны с точки зрения защиты конкретных граждан», — резюмировал Иванов.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов, изменения приведут к сокращению как операторской, так и турагентской деятельности. «Есть четкое понимание, что все идет к тому, чтобы сократить рынок», — подчеркнул он. Мифтахов еще раз напомнил, что представители оператора будут работать по депозиту и не у всех агентств найдется 150 - 200 тыс. рублей, чтобы заплатить и трудиться. В итоге немногие операторы дадут доверенность тем агентствам, с которым они сейчас работают. По словам председателя ассоциации, с середины января в Казани планируются семинары от крупной юридической фирмы, на которых, возможно, выработают решение о том, как туротрасли жить дальше.
Гендиректор «Ай Интел Тур» Лилия Савельева, в свою очередь, подняла вопрос страхования ответственности туроператоров. Дело в том, что ее компания имеет туроператорскую лицензию на внутренний туризм, но теперь хотела бы обзавестись еще и выездной, чтобы приобретать клиентам номера в отелях и билеты на самолет. Отметим, что те самые новые поправки в закон для туроператоров выездного туризма устанавливают новый минимальный размер финансового обеспечения при страховании ответственности — он не может быть меньше 50 млн. рублей. Исключение сделано лишь для небольших туроператоров. Для тех из них, чей объем оборота меньше 40 млн. рублей, а число туристов не превышает 10 тыс. за год, размер обеспечения будет равен 10 млн. рублей. В России, заметим, такие поблажки могут сделать 90% рынка.
«Мы столкнулись с тем, что банковская гарантия — это очень дорого для нас, а страховщики не хотят предпринимательский риск страховать, при этом наши риски минимальные», — пожаловалась Савельева. Если же страховщики все-таки соглашаются брать на себя риск, то заламывают неимоверные цены, несмотря на установленный минимальный размер взноса. Более того, появляются дополнительные взносы — в новый фонд при «Турпомощи».
Вопрос вызвал оживление в зале. Предприниматели пристально смотрели на Иванова, явно надеясь услышать четкий ответ. «Вопрос хороший», — не торопясь, начал председатель госкомитета по туризму РТ. «Но не имеющий ответа?» — подначил Нагуманов. Но на главу госкомитета это не подействовало: «Когда вы начинаете оказывать туроператорские услуги, то счет идет уже не на миллион рублей, а на десятки и сотни миллионов. Да, многие сейчас скажут: мы всего лишь забронировали билеты, гостиницы. В любом случае по выездному туризму вы берете на себя колоссальную ответственность за человека». Причина, по которой страховщики отказываются оказывать услуги туроператорам, впрочем, вполне банальна — недавнее банкротство ряда туроператоров. «Да, это создание определенного порога для входа на туроператорский рынок, но вы хотите заниматься бизнесом, который стоит не 100 тысяч рублей, — увещевал Иванов. — С нашей стороны не может быть никакой помощи в данном вопросе».
«Если заниматься торговлей семечками на рынке, то там не нужно финансовых вливаний», — напоследок резко заметил чиновник. Мол, не хотите платить, идите на базар. Предприниматели молча кивали. «Войти в рынок становится все дороже. Хорошо это или плохо — время покажет», — без особого оптимизма резюмировал Нагуманов, но пообещал еще не раз собрать круглый стол вместе с представителями страховых агентств, власти и турфирм.
«В ШВЕЙЦАРИИ ЕСТЬ ДЕРЕВНИ, ГДЕ ВЫ ДОМ НЕ МОЖЕТЕ КУПИТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ВСЕ ЖИЛЬЦЫ ЭТОГО ПОСЕЛЕНИЯ НЕ СКАЖУТ ДА»
Учредитель ряда хостелов Рустам Аюпов напомнил о том, что Госдумой принимается законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс: отныне хостелы не смогут располагаться в жилых помещениях. Хоть закон прошел всего лишь первое чтение и ожидает всевозможных поправок, Роспотребнадзор и прокуратура уже грозят закрытием ряда хостелов. «Мы на прошлой встрече, когда присутствовал Рустам Нургалиевич Минниханов, рассматривали этот вопрос, он опять перенесся и не решен конкретно: нет какого-то запрета на работу или каких-то определенных регламентов, — недоумевал Аюпов, — Я хотел бы узнать, каким образом, на каком этапе решается данный вопрос. Будут ли какие-то решения для продолжения нашей работы? Вскоре ли это будет?»
Напомним, данный вопрос уже поднимался в августе этого года бизнесменом Айратом Сунгатуллиным. Он прогнозировал, что после вступления в силу подобных поправок в Казани могут закрыть 45 хостелов. «На мой взгляд, так резко все это закрывать нельзя: если хостел работает по санитарным нормам, он не создает неудобства, — рассудил тогда президент РТ Рустам Минниханов. — Должна быть процедура, которая позволит отозвать свое решение. Но должно быть прописано, сколько человек и на какой площади могут жить».
«Мы этот вопрос прорабатываем с депутатом Александром Сидякиным в рамках совета по предпринимательству», — напомнил Нагуманов. Судя по его словам, пока наиболее вероятен вариант, когда необходимым условием для сохранения хостела в жилом доме будет согласие 100% его жителей. Однако Александр Сидякин предложил внести дополнительные изменения, согласно которым будет достаточно 2/3 положительных ответов жильцов дома. «В крупных домах 100 процентов жителей собрать, как правило, физически невозможно, если 2 - 3 человека живут, еще куда ни шло! А когда 50 - 100?» — задал риторический вопрос бизнес-омбудсмен. В беседу включился Иванов: «Хостелы должны развиваться, но они должны иметь как минимум отдельный вход». Но Аюпов продолжал настаивать: согласно его опыту, жильцы остаются недовольными даже в том случае, если в хостеле существует отдельный подъезд. «В Швейцарии есть деревни, маленькие поселения, где вы дом не можете купить до тех пор, пока все жильцы этого поселения не скажут да, — привел пример Иванов. — Безусловно, нужно учитывать мнение жильцов. Неправильно плевать на общественное мнение».
В дискуссию между властью и бизнесом вступил даже иностранец — генеральный директор бизнес-отеля «Кортъярд Марритотт Казань Кремль» Джон О’Браен. «Сейчас достаточно трудно найти персонал на кухню, в ресторанную службу, на ресепшен, — рассказал свою историю через переводчика О’Браен, — Планируется ли составление какой-либо программы для информирования университетов, колледжей, чтобы студенты могли прийти и временно подработать?» «Это большая проблема», — признал Иванов, но в то же время заметил, что в Татарстане есть ассамблея туристских волонтеров, которых направляют на стажировки во все гостиничные объекты. Тем не менее председатель госкомитета по туризму предложил всем представителям гостиниц собраться и совместно решить проблему.
КАК СТРАХОВЩИКИ ТУРИСТИЧЕСКИЕ АВТОБУСЫ ОТФУТБОЛИВАЮТ
Неожиданным как для Нагуманова, так и для Иванова стало известие о том, что страховые компании не берут на себя ответственность за туристические автобусы, даже на условиях КАСКО. «Нас просто отфутболивают!» — рассказал представитель транспортной компании Ильнур Тимургалиев. «Все знают, что ОСАГО в Татарстане не любят выдавать, но о том, что отказывают в КАСКО, слышу впервые. Вариантов застраховаться у вас в принципе нет», — недоумевал Нагуманов и попросил привлечь других предпринимателей, сталкивающихся с подобной проблемой.
Оценивая туристический «откровенный разговор» в целом, нельзя сказать, что он вышел предметным. Мало кто из предпринимателей получил конкретный ответ на свой вопрос. Плохие дороги у отеля? Это к администрации города. Нет парковки? Туда же. Проблема с идентификацией Wi-Fi? В министерство связи. Хотите поставлять сувенирную продукцию органам власти? Так обращайтесь сами к ним! Как будет развивать набережная Казанки? Помощник президента РТ Олеся Балтусова вам лучше ответит.
Зато прозвучало немало идей о развитии туристической отрасли Казани. Руководитель агентства AVT Азамат Сабиров посоветовал во время Сабантуя проводить праздник национальных костюмов. Директор дома-музея Василия Аксенова Ирина Аксенова предложила внести свой музей в схему туристических маршрутов, а гости из Сарманово — развивать историческую достопримечательность города — Сармановские рудники.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.