Замена денежной выплаты по ОСАГО ремонтом по направлению страховой компании с 1 января 2017 года может стать реальностью Замена денежной выплаты по ОСАГО ремонтом по направлению страховой компании с 1 января 2017 года может стать реальностью Фото: Елена Колебакина

ВОЗМЕЩЕНИЕ ПО ОСАГО «НАТУРОЙ» СТРАХОВЩИКИ ОЖИДАЮТ С 1 ЯНВАРЯ

Замена денежной выплаты по ОСАГО ремонтом по направлению страховой компании с 1 января 2017 года может стать реальностью. В российском союзе автостраховщиков (РСА) надеются, что Госдума успеет принять соответствующий законопроект в осеннюю сессию. «Те предложения, которые подготовлены РСА, ЦБ, были внесены в Госдуму, и нам бы очень хотелось, чтобы они были приняты до 1 января 2017 года, в эту осеннюю сессию», — заявил вчера на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Спешку в этом вопросе страховщики объясняют борьбой с терзающими их автоюристами, которые, как говорят в РСА, делают деятельность страховых компаний убыточной. А это, в свою очередь, заставляет страховщиков уходить из так называемых токсичных регионов, к которым, надо сказать, относится и Татарстан. Как уже писал «БИЗНЕС Online», например, «Росгосстрах» (РГС) активно сматывает удочки, сокращая свою долю на рынке республики. Тем более что выплаты РГС по ОСАГО в РТ за год увеличились на 55% до 962 млн. рублей, что привело к отрицательному сальдо сборов и выплат в размере 445 млн. рублей за полгода, тогда как за первое полугодие 2015-го РГС был в плюсе на 184 млн. рублей.

При этом РСА, борясь с жалобами потребителей на невозможность купить полис ОСАГО и стремясь остановить уход страховщиков из регионов, в августе установил порог продаж ОСАГО в системе «единого агента» на убыточных территориях. С 1 сентября такая схема заработала и в Татарстане. Суть ее сводится к обязательству страховщика присутствовать в «токсичном» регионе в размере своей общероссийской доли в ОСАГО. Понятно, что это стало невыгодным лидеру рынка РГС, который имел по итогам 6 месяцев этого года 26,3% сборов в стране. Поэтому в РСА пошли навстречу и сократили долю каждого игрока в невыгодных регионах до 20%.

Введение «единого агента», по мнению Уфимцева, позволило урегулировать проблему нехватки полисов в регионах. Например, по данным РСА, в октябре в РТ было заключено 96159 договоров ОСАГО, из которых заключены через агента 8650, что составляет 9% от общего числа. А за половину ноября из 35961 договора 2073 (6%) пришлись на полисы, оформленные через агента. «В республике не такая критичная ситуация, как на юге России, — заверил корреспондента „БИЗНЕС Online“ Уфимцев. — Мы оценивали, что проблемы с доступностью полисов были в отдаленных регионах республики. Те действия, которые мы предприняли, показывают, что и местные страховые организации, и другие страховщики стали более активно продавать. Даже не надо через „единого агента“ это делать! По нашей информации, даже обращений нет по Татарстану, ситуация с доступностью в республике стала несколько лучше».

Евгений Уфимцев Введение «единого агента», по мнению Евгения Уфимцева, позволило урегулировать проблему нехватки полисов в регионах Фото: Елена Колебакина

«ЕСЛИ БУДЕТ НАТУРАЛЬНАЯ ФОРМА, ТО У СТРАХОВЩИКОВ СИТУАЦИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ИЗМЕНИТСЯ»

Также, по его словам, в республике не столь критична, как в южных регионах, ситуация с автоюристами: «Я не скажу, что автоюристы активны во всем Татарстане. Когда мы оценивали и смотрели, то у нас есть такие территории, как Ростов, Краснодар, где чуть ли не вся территория „горит“, а в Татарстане это отдельные регионы, отдельные города, где есть проблема с этим. В самой Казани такой проблемы, как я понимаю, нет».

При этом он уверен, что приструнить автоюристов и в корне изменить экономическое положение у страховщиков как раз поможет замена денежной компенсации направлением на ремонтную станцию: «В большинстве регионов, в том числе в Татарстане, тех денег, которые платят страхователи, на выплату страхового возмещения было бы достаточно. Но сверху страховщикам приходится платить большие суммы денег именно автоюристам. На наш взгляд, если будет натуральная форма, то да, у страховщиков ситуация значительно изменится». При этом, как заверил Уфимцев, страховщик в качестве возмещения будет направлять автомобиль на ремонтную станцию даже без учета износа.

Пока же автоюристы активно пользуются еще одной возможностью «обуть» страховщиков — европротокол. Если в прошлом году его доля в целом по России составляла 16%, то в этом — уже 29%. С одной стороны, в РСА рады, что динамика положительная, а с другой — тревожно выглядит ряд южных регионов, где доля оформления ДТП по европротоколу доходит до 65%. «Это не благодаря тому, что люди поверили в европротокол и стали оформлять извещения на месте ДТП, — не испытывает оптимизма Уфимцев. — Просто юристы и мошенники активно пользуются упрощенной схемой, по которой они могут со страховых компаний получать деньги. Благодаря европротоколам, еще каким-то действиям автоюристы снимают со страховых компаний и с потребителей в том числе большие суммы». К слову, Татарстан в этой статистике отнюдь не лидер — доля европротокола выросла с 2% в 2015 году до 8% в 2016-м.

Е-ПОЛИС И КАМЕРЫ ПО АВТОГРАЖДАНКЕ

Еще одним нововведением 2017 года станет электронный полис ОСАГО, возможность оформления которого станет обязательной для страховщиков. Как писали «Ведомости», Центробанк уже утвердил нормативные акты, необходимые для запуска электронных продаж с 1 января.

Так, например, один из них устанавливает требования к бесперебойности работы сайтов страховщиков и РСА. Договор страхования должен быть заключен не позднее чем через 30 минут после оформления заявки. При этом в сумме длительность перерыва в работе сайта не может превышать полчаса в сутки, а раз в месяц компания может провести плановые технические работы, с 22:00 до 08:00. «14 ноября поступило указание Банка России о внесении изменений в е-полис, часть пожеланий РСА была услышана ЦБ», — прокомментировал Уфимцев. По его словам, введение е-полиса устранит отговорки страховщиков об отсутствии бланков, а также проблемы с навязыванием дополнительных услуг. Пока, по данным РСА, с июля прошлого года было заключено 328 тыс. электронных полисов ОСАГО, из которых 5,5 тыс. — в Татарстане.

... Введение е-полиса устранит отговорки страховщиков об отсутствии бланков, а также проблемы с навязыванием дополнительных услуг
Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

Также в РСА работают над идеей того, чтобы камеры фиксации правонарушений заодно проверяли наличие договора автогражданки. Это нововведение тоже может заработать с нового года. «Очередной дедлайн — с 1 января 2017 года, если все-таки будет налажено взаимодействие с органами исполнительной власти. Со стороны РСА мы полностью готовы и можем обеспечивать МВД всей информацией для проверки. Как и с введением е-полиса, так и с проверками камерами наличия полисов ОСАГО, основная проблема — подключение федеральных органов власти, их возможность получения информации от нас», — рассказал Уфимцев.

ТЕХОСМОТР? С ФОТОФИКСАЦИЕЙ «В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ»

Также в недрах РСА продвигают идею ужесточения требований к прохождению техосмотра. Сейчас некоторые операторы попросту продают диагностические карты, не проверяя при этом автомобиль. Поэтому в РСА выступают за фото- или видеофиксацию того, что машина действительно была на станции техосмотра. По словам Уфимцева, уже подготовлен соответствующий приказ минэкономразвития РФ об ужесточении правил. «Единственное, что нас смущает, — опять ищут какие-то другие пути: давайте передадим осмотр от РСА кому-то другому, — говорит Уфимцев. — Так не от этого изменение произойдет! Нужно менять саму суть прохождения техосмотра. Надеемся, что новый приказ, который ужесточит требования, выйдет все-таки». Однако он затруднился назвать хоть какой-то срок выхода приказа, ограничившись расплывчатой формулировкой «в ближайшее время».

А вот что точно не запустят с 1 января 2017 года, так это реформу коэффициента бонус-малус (КБМ). Напомним, РСА предлагал привязывать КБМ к конкретному водителю, а не автомобилю. «Мы хотели, чтобы КБМ раз в год устанавливался, — объяснил Уфимцев. — Сейчас какая основная проблема? Человек поменял документы — у него новый КБМ, есть полис без ограничений. А потом делает с ограничение — опять новый КБМ. В итоге в силу требования закона у человека несколько КБМ. Когда собственник на одном автомобиле, а кто-то на нем попал в ДТП, то ты как собственник получаешь новый КБМ, хотя сам ездишь аккуратно и свой КБМ другой. Но не от нас зависит. Мы предложили это упразднить, сделать один КБМ по водителю, чтобы он раз в год устанавливался».

Сейчас некоторые операторы попросту продают диагностические карты, не проверяя при этом автомобильФото: ©Игорь Зарембо, РИА «Новости»

Однако пока было решено продвигать в осеннюю сессию Госдумы только тему замены денежной выплаты по ОСАГО натуральным возмещением. «Реформу КБМ в этом году мы не успеем сделать, она пойдет только на весеннюю сессию, — отмечает исполнительный директор РСА. — От идеи не отказались, ЦБ нас поддержал, а что будет у минфина — мы не знаем. Скорее всего, только через год произойдет».

«НЕТ НИКАКОЙ СВЯЗИ ИХ УБЫТОЧНОСТИ С ИХ «ХОТЕЛКАМИ»

Эксперты оценивают вероятность принятия закона о возмещении ущерба «натурой» как крайне вероятное. Об этом «БИЗНЕС Online» заявил, в частности, региональный представитель федерации автомобилистов России (ФАР) в Татарстане Рамиль Хайруллин. Очень уж мощное лобби у страховщиков. «Почти все, чего они хотят, так или иначе, продавливается, принимается, — констатирует Хайруллин. — Так что, скорее всего, закон будет принят. Но это, конечно, не решит проблемы убыточности страховых компаний. Нет никакой связи их убыточности с их „хотелками“. Чем больше они хотят, тем, по сути, убыточнее получается». А вот привязка коэффициента бонус-малус к истории водителя, а не машины вполне логична, ведь водитель с плохой историей может прыгать с одной машины на другую, полагает представитель ФАР.

Не верит в честность страховых компаний, обещающих нормальный ремонт, Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России. «Мое отношение к этому законопроекту отрицательное, как и большинства адвокатов и автомобилистов, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Потому что, получив деньги, человек сам решать, менять ему крыло или ставить старое, в этот центр идти или в другой. Естественно, страховщики будут направлять, а ремонтники говорить, что денег, которые им перечислили, не хватает. И, соответственно, будут вымогать из человека дополнительные деньги. И нельзя отказаться. Эта идея противоречит одной из важнейших концепций Гражданского кодекса — свободы договора. Поэтому будем бороться с этой идеей!»

Ольшанский в принципе не согласен с утверждением об убыточности ОСАГО, о котором говорят страховщики: «Страхование не может быть убыточным. Нам хотят сказать, что выплаты превышают приход денег? Не верю. ОСАГО — это способ подстегнуть другие виды страхования. ОСАГО — это невероятно доходный бизнес. А если это невыгодно, то закрывайся и не работай. Чего ж ты тогда сражаешься?»