ДРАМАТУРГИЯ ХАКИМА — ЭТО ЦЕЛОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

В Татарском государственном академическом театре им. Камала состоялась премьера спектакля «Чудо-таблетка» по пьесе Зульфата Хакима в постановке Ильгиза Зайниева. Художник спектакля — Сергей Скоморохов, композитор — Эльмир Низамов.

Не будет преувеличением сказать, что драматургия Хакима на сцене театра имени Камала — это целое культурное явление. Во-первых, она интересна сама по себе своей парадоксальностью. Строго говоря, его пьесы далеки от совершенства: персонажи в них слишком прямолинейны, не всегда выдерживается логика происходящего, композиция пьес не отличается стройностью, а язык — изяществом. Однако в них есть то, что задевает за живое, будоражит, не оставляет равнодушным. И это не только проблематика (как правило, злободневная), но и само отношение драматурга к действительности, его обостренная эмоциональность, какая-то своя особая правда, проявляющаяся в противоречивости жизни и человеческой натуры.

Во-вторых, драматургия Хакима стала плодотворной почвой для самовыражения больших режиссеров. «Летающая тарелка», «Сумасшедший дом», «Ясновидящий» — эти постановки Марселя Салимжанова стали вехой в истории татарского театра, определяли его лицо в, как сейчас говорят, лихие 90-е. Четкая гражданская позиция, нравственная бескомпромиссность, горячая жажда справедливости — их отличительная черта.

Ильгиз Зайниев, Эльмир Низамов Ильгиз Зайниев, Эльмир Низамов

Нынешний главный режиссер ТГАТ им. Камала Фарид Бикчантаев также не раз обращался к произведениям Хакима, подчеркивая совсем другие их качества. Он разглядел в них поэзию, лирические струны, стремление к духовной свободе и психологизм. Самым ярким и запоминающимся образцом содружества драматурга и режиссера стал спектакль «Немая кукушка».

В свете вышесказанного вряд ли можно воспринимать первое обращение молодого режиссера Зайниева к произведению Хакима как рядовое явление, как просто попытку создать еще один веселый, кассовый, успешный у зрителей спектакль. Безусловно, новая постановка стала для Зайниева и ответственным испытанием, и серьезным опытом в решении творческих задач.

НЕ ПРОСТО СКАЗКА

«Чудо-таблетка» Хакима не просто сказка. Это скорее басня, притча, пародия. Другое дело, что ее конкретную подоплеку, всю соль поймут лишь люди старшего поколения, ровесники автора — свидетели перестройки, рыночных реформ, борьбы за суверенитет. Именно тогда борьба с властью нередко становилась частью борьбы за власть (вспомним хотя бы Бориса Ельцина), а слыть оппозиционером было относительно безопасно, а иногда и прибыльно. Сейчас уже все по-другому. В некотором смысле эта комедия про вчерашний день. Впрочем, поднимаемая в пьесе тема взяточничества по-прежнему актуальна. Вернее, она считается как бы вечной. Похоже, уже никто не верит, что это зло можно победить. Люди смирились, принимают это как данность и пытаются приспособиться. Такой вывод напрашивается из пьесы. Его приходится принимать умом, но очень трудно принять сердцем... Все это и обусловило особенности сценического решения. Стилизация под цирк, балаган не просто прибавляет постановке зрелищности, но подчеркивает условность происходящего. Режиссер как бы отстраняется от пьесы. Это не его личное мнение, он просто рассказывает историю, в которой сам пытается разобраться и в которую, быть может, не очень-то и верит.

Надо отметить, что художественное оформление постановки на высоте. Гротеск, буффонада, преувеличение — все это таило опасность скатиться к пошлости и безвкусице. Но чувство меры удалось сохранить: яркие, эксцентричные, почти цирковые костюмы смотрятся еще неожиданнее на фоне элегантных кремовых драпировок. Динамики и праздничности действию придают подвижная подсветка, а также живая музыка, исполняемая оркестром театра прямо на сцене.

Но главное — это, конечно же, актерская игра. Все придерживаются единого стиля, но при этом каждый исполнитель создает свой оригинальный образ.

Большое значение в этом спектакле имеет внешний рисунок роли. Преимущественно этому уделяют внимание Фарида Сафина (заведующая РОНО Нурия Мутиева), Гузель Гюльвердиева (секретарша Гульчира), одетая в костюм укротительницы тигров Наиля Ибрагимова (начальник отдела здравоохранения Бакеева). По-настоящему удивил Рамиль Вазиев в роли прокурора Ханнанова, его персонаж получился очень выразительным, с одной стороны — смешным, нелепым и карикатурным, а с другой — удивительно живым и узнаваемым.

Следует особо отметить Минвали Габдуллина в роли военкома Мухтара Мусина: его бравому силачу — герою, простодушно нацепившему на себя сразу пять пар навороченных часов, выпала миссия озвучивать, пожалуй, самую серьезную и болезненную проблему, поднятую в пьесе — проблему коррупции в армии и в военкоматах. Его небольшой монолог на эту тему прозвучал искренне и драматично.

Подкупает своей органикой Олег Фазылзянов (главный редактор районной газеты Абузар Шактыев), его герой живой, импульсивный, трогательный в своей слабости и беззащитности. Его антиподом выглядит самоуверенный и важный глава администрации Фоат Абзалович Ахмадиев. Молодой актер Ирек Кашапов хорошо справился с этой довольно сложной ролью, став объединяющим центром всей постановки.

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ СПЕКТАКЛЬ КАМАЛОВЦЕВ ВКЛАДОМ В БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ?

Другой главный герой комедии, из-за которого, собственно, и разгорелся весь сыр-бор, — учитель химии Сайфи Гарипов (Фанис Зиганшин) выглядит несколько аморфным. Может быть, так оно и надо. Он ведь, по сути, сам ничего и не делает. Пустил слух, что изобрел таблетку от коррупции (может, и не специально, просто увлекся в процессе обычного легкомысленного мужского трепа, когда каждый хочет чем-то похвастаться), потом залез на дерево, якобы выражая протест, а на самом деле, скорее всего, от страха. События развиваются помимо его воли. Он лишь повод. Это как в «Ревизоре» Гоголя: недотепа Хлестаков сам не понял, какую бурю поднял в стакане воды. В общем, Сайфи Гарипов получился персонажем скорее лирическим, чем характерным. Тем более что его отношения с женой показаны в утрированно романтическом ключе.

Наблюдать за Лейсан Рахимовой в роли Руфии — огромное удовольствие. Она такая женственная, непосредственная, пластичная! В этом образе столько тепла, мягкости, внутреннего оптимизма... Естественно и оправданно выглядел ее воздушный, почти балетный танец, которым полнотелая сельская библиотекарша выражала всю свою неземную любовь к мужу. Этот контраст между внешней фактурой и внутренним содержанием как-то по-особому трогает. Вместе с героями испытываешь полет души. Велика в этом и заслуга хореографа Салимы Аминовой.

Подчеркнуто зрелищная, гротесковая форма представления оттеняет серьезность и сложность затронутых в пьесе проблем. Никто же сознательно не стремится утопить страну во взяточничестве. Наоборот. И у военкома душа болит от собственных злоупотреблений, и Фоат Абзалович чувствует необходимость бороться с коррупцией в вверенном ему районе, не говоря уже о редакторе Шактыеве... Но как только начинают разбираться, выясняется, что дело ведь не только в деньгах. Все мы люди, у всех есть близкие, родные, друзья. Не помогать им, если ты чего-то достиг, тоже как-то не по-человечески... Так с чем бороться? Как определить ту грань, что отделяет взяточничество и кумовство от проявлений человеческой взаимовыручки, коллективного сознания? Вот такой поворот...

Можно ли назвать новый спектакль камаловцев весомым вкладом в борьбу с коррупцией? Не знаю... Наверное, театр и не ставил перед собой столь конкретную задачу. Но он, как всегда, в своих лучших традициях призывает нас к добру, к честности, к порядочности. Ведь все зависит в конечном итоге не от театра, а от людей...

Айгуль Габаши