Вид на крымский полуостров из иллюминатора Вид на Крымский полуостров из иллюминатора

ОБИДЧИВЫЕ СИМФЕРОПОЛЬСКИЕ ТАКСИСТЫ

Признаюсь сразу: увидеть Крым мне никогда особенно не хотелось, тем более пугала такая перспектива летом, поскольку жару моя северная натура совсем не переносит. Идея познакомиться с известным теперь на весь мир полуостровом пришла-таки полгода назад после восторженных отзывов друзей, да и частое упоминание Крыма в связи с последними событиями сыграло не последнюю роль.

Итак, дорога. Ехать было решено с пересадками: до Москвы — на поезде, а оттуда самолетом до Симферополя. Единый билет, включающий в себя проезд на поезде до Анапы, а дальше — переправу на пароме и автобус, показался слишком суетным и долгим. В итоге до места назначения — Ялты — добрались из Казани менее чем за сутки. Билеты стоят не так уж и дорого — 3,8 тыс. рублей в одну сторону.

Симферополь встретил нас пронизывающим холодным ветром и небольшим, но новеньким аэропортом. Внизу у трапа пассажиров ждал автобус, правда, непонятно зачем: от самолета до входа в аэропорт надо было пройти 100 метров. Хочешь попасть в город — прорвись через стаю местных «чаек», то бишь водителей-частников, жаждущих доставить тебя в Симферополь, Севастополь или Ялту. Вежливые отмашки типа «Нет, спасибо» действуют на них слабо, и приходится практически бежать до уже заказанного заранее такси, слыша брошенные в спину реплики о том, какие туристы, да и вообще люди, невежливые пошли.

Дорога из Ялты в Севастополь Дорога из Ялты в Севастополь

Из Симферополя предстояло добраться в Ялту. Благо автовокзал столицы Республики Крым функционирует исправно, и добраться до Ялты не составило труда: для этого нужно было 150 рублей и полтора часа времени. В 5 - 6 вечера в Крыму уже темно, но трасса пролегает параллельно Черноморскому побережью: поверьте, зрелище завораживающее. В темноте лишь угадывается силуэт моря, покрытого туманом, а весь берег усыпан огоньками горящих окон и фонарей. Честно говоря, в этот момент Крым был больше похож на альпийскую деревеньку в канун Рождества, чем на южный полуостров-курорт.

И вот мы прибыли на ялтинский автовокзал. Там же нас встретил отряд таксистов: оказалось, что с ними вполне можно торговаться и сбить цену в два раза. Разговорчивый колоритный дядечка, сетовавший на дороговизну местных фруктов, примчал туристов к заранее заказанным апартаментам в 300 метрах от набережной, где нас встретил их хозяин. Жилье представляло собой небольшую 2-комнатную квартирку с санузлом. Сказать по правде, фотографии на сайте онлайн-сервиса для бронирования жилья для туристов были совсем другими, но ни желания, ни сил предъявлять претензии не было, да и в апартаментах было все, что нужно, тем более что за три дня проживания мы заплатили всего 4,6 тыс. рублей за двоих.

БЕЗ ЗАЛДОСТАНОВА НЕ ОБОШЛОСЬ

После трехдневного насыщенного пребывания в Ялте, о котором я расскажу в следующей части своего обзора, мы двинулись в Севастополь. Ехать на автобусе около двух часов, но время пролетает незаметно, потому что на этот раз за окном яркое солнце и прекрасные виды. Как уже было сказано выше, трасса идет вдоль берега: мы проехали и Ливадию, и Гаспру, и Симеиз, и Форос. Из автобуса панорама открывается просто замечательная: слева — зелено-синее побережье с отвесным берегом, на котором, собственно, и находятся поселения (блочные серые пятиэтажки притаились и здесь — нелепое зрелище на фоне яркого моря, буйной зелени и аккуратных маленьких домиков), в том числе и дворцы эпохи Российской Империи, справа же цепь Крымских гор сменяет огромные виноградники, которые, как мне сказали, очень серьезно охраняются в период плодоношения. По трассам Крыма расставлены билборды с фотографией Владимира Путина и какой-нибудь его цитатой о полуострове, возвещающей о его присоединении к Российской Федерации.

Набережная Ялты Набережная Ялты

Сюрпризом стала находившаяся на подъезде к Севастополю близ горы Гасфорта павильон-локация, где проходят известные байк-шоу (во славу России, конечно!), последнее носило название «Ковчег спасения», где выступали маститые рокеры, многие еще из 90-х (Ольга Кормухина, Вячеслав Бутусов, группы «7Б», «Кипелов» и другие). Сами организаторы характеризовали сие действо как «масштабный трюковой, пиротехнический, музыкальный экшн». А идейным вдохновителем и организатором этих мероприятий является основатель и лидер старейшего в РФ байкерского клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов, более известный под прозвищем Хирург, с недавних пор ставший приближенным к олимпу власти.

Севастополь — город-трудяга, город военной славы, город-порт. Это видно сразу, как только въезжаешь в него: тут нет праздности и неторопливости Ялты, никто назойливо не предлагает сфотографироваться с шиншиллой. Авто- и железнодорожный вокзалы находятся, как и в Симферополе, совсем рядом. По городу ездят автобусы, маршрутки и троллейбусы, и цена проезда везде разная. Больше всего порадовал троллейбус, проезд в котором стоит 10 рублей, да еще и сам билетик выглядит как маленькая сувенирная открытка. Маршрутки и автобусы примчат вас в нужное место по цене от 15 до 20 рублей, проезд оплачивается по принципу «передайте, пожалуйста», от чего в Казани мы уже успели давно отвыкнуть.

По трассам Крыма расставлены билборды с фотографией Владимира Путина и какой-нибудь его цитатой о полуострове, возвещающей о его присоединении к Российской Федерации «По трассам Крыма расставлены билборды с фотографией Владимира Путина и какой-нибудь его цитатой о полуострове, возвещающей о его присоединении к Российской Федерации» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

10 ЧАСОВ В АВТОБУСЕ СЕВАСТОПОЛЬ — КРАСНОДАР

Пробыв в Севастополе два дня (прекрасных два дня!), я отправилась в Краснодар погостить к родственникам. У меня было два варианта: на самолете примерно за 4 тыс. рублей и 2 часа или на автобусе за 1,6 тыс. и 10 часов. Выбрала второй вариант, лелея надежду напоследок насладиться видами из окна, пускай и ночными, да и чего уж там, чтобы сэкономить, предвкушая все «прелести» ночного сидячего путешествия. Итак, я еще раз прогулялась по Севастополю и отправилась на автовокзал. К слову, при покупке билета обязательно нужен был паспорт. Как выяснилось, это обязательное условие для тех, кто едет на Украину или большую землю России, и условие это не для галочки: при посадке на автобус и паром, стоимость которого включена в проездной документ, контролеры с фонариком в руке сверяли данные паспорта и билета.

Севастополь — город-трудяга, город военной славы, город-порт «Севастополь — город-трудяга, город военной славы, город-порт»

Из Севастополя наш автобус выехал в 17:30, делая остановки на автовокзалах Бахчисарая, Феодосии и Керчи. В последней мы оказались в 12 ночи, и мирно спящий автобус разбудил водитель, зычным голосом попросив достать документы. Когда мы подъехали к переправе, у нас забрали паспорт для получения талона на паром (было немного неуютно, правда, через 5 минут водитель хорошо поставленным голосом военного, как на плацдарме, нарек меня СафиулИной и отдал паспорт), нас вытрясли из автобуса с абсолютно всеми вещами, с которыми мы должны были пройти досмотр. И вот, представьте: глубокая ночь, ледяной морской ветер, падающие пакеты и сумки и сонные пассажиры, не совсем понимающие, что происходит и куда идти.

Честно, в очереди на досмотр, в которой, вопреки мрачным настроениям, пришлось простоять всего 20 минут (несмотря на то, что работники продолжали славные традиции «Пятерочки», и вместо пяти пунктов работало 1,5), я ощущала себя беженцем на границе с какой-нибудь европейской страной. Благо в заветном пункте быстро и слаженно работают вежливые женщины, так что вся процедура заняла каких-нибудь пару минут. Потом нас снова погрузили в родной автобус и завезли на паром. По технике безопасности пассажиры должны подняться на закрытую палубу, которая оказалась вполне уютной, с мягкими сидениями и столами. Там же работал буфет, где можно было попить чай вприкуску с каким-нибудь пирожком. Особо любопытные вышли на открытую палубу, чтобы посмотреть на ночное море, и я в том числе. За паромом, как рыбы-прилипалы, почему-то летела довольно большая стая чаек — непонятно, на что они рассчитывали, но зрелище было странное и необычное. Долго простоять на палубе не смог никто, потому ветер сбивал с ног и заставлял держаться за любые железки, но уходить совсем не хотелось: бездна ночного холодного моря не отпускала.

В Севастополе нет праздности и неторопливости Ялты, никто назойливо не предлагает сфотографироваться с шиншиллой«В Севастополе нет праздности и неторопливости Ялты, никто назойливо не предлагает сфотографироваться с шиншиллой»

Наконец мы погрузились назад в автобус и выехали из парома. Первое, что мы увидели, — (о, цивилизация!) Сбербанк. Сразу почувствовала себя дома, потому что никаких российских банков на территории Крыма нет, а снять в местных терминалах можно лишь с комиссией 100 рублей, причем любой крымский банкомат нагло врет и утверждает, что никакой мзды за свою услугу не возьмет. Увидев эту милую сердцу картину, я счастливо заснула и проснулась уже в Краснодаре в 5:30, ощутив облегчение, которое испытывает путник, оказавшийся на родине.

В следующей части своего обзора я расскажу о самом интересном гастрономическом чуде последнего времени, встретившемся в столовой города Севастополя, чем труден подъем на гору Ай-Петри, о прекрасном Херсонесе и что можно из него вынести.

Алия Сафиулина