Сегодня на Даниловском кладбище Москвы торжественно открыли надгробный памятник первому секретарю Татарского обкома КПСС Фикряту Табееву Сегодня на Даниловском кладбище Москвы торжественно открыли надгробный памятник первому секретарю Татарского обкома КПСС Фикряту Табееву

«МЫ ПРОЖИЛИ 64 ГОДА. ХОРОШО ЖИЛИ, КРАСИВО»

Сегодня на Даниловском кладбище Москвы торжественно открыли надгробный памятник первому секретарю Татарского обкома КПСС Фикряту Табееву. Еще до полудня у могилы начали собираться родные и друзья знаковой для Татарстана фигуры. Открытие памятника, назначенное на 12 часов, задерживалось, поскольку ждали президента РТ Рустама Минниханова он спешил на мероприятие прямиком из Казани.

Пока же все собравшиеся, явно между собой знакомые, общались, вспоминая Фикрята Ахметжановича, разглядывали новый памятник на могиле и приходили к выводу, что Табеев получился как живой. «Скульптор даже поймал его поворот, он немножко так сутулился», — любовался монументом глава ТПП РТ Шамиль Агеев.

При этом достичь такого сходства скульптору Александру Кукушкину удалось не сразу. «Очень многое рассказали родственники, прочитал книгу о нем. Многое услышал от его друзей, которые помогали создавать его образ. Я думаю, что весь жизненный путь, который Фикрят Ахметжанович прошел, не требует комментариев, он очень великий человек. Думаю, что работа удалась. С самого начала было сложно понять, что требуется. Когда выполняешь работу творческую, она выполняется легче, потому что ты отвечаешь за нее сам. А здесь мне нужно было прислушиваться к мнению, сопоставлять факты. Тяжело мне говорить, такие работы всегда идут тяжело. Когда люди узнают образ человека, становится легче», — рассказал Кукушкин. К слову, для него это не первая подобная работа. Например, этот же скульптор создавал надгробие для хоккеиста и тренера Виктора Тихонова.

.

Работа над памятником Табееву у Кукушкина заняла около полугода. При этом первоначально собирались открывать мемориал в годовщину смерти Фикрята Ахметжановича. Супруга Табеева Дина Мухаметовна рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что очень многое пришлось исправлять, переделывать. «Работа шла непростая. Не такие придирчивые мы люди, но мы очень много указывали, что это не то и это не так. Но они терпеливо слушали. В конце концов я сказала: „Вопрос стоит очень остро, потому что я не могу прийти к нему и увидеть не мужа, а кого-то. Я буду только плакать. Это уже не памятник“. Скульптор сказал, что сколько хотим, столько будем переделывать», — вспоминала жена Табеева. Потом, по ее словам, гипсовую версию бюста привезли прямо к ней в квартиру, куда она приглашала бывших коллег, друзей Табеева, чтобы те высказали свое мнение. «Я завела тетрадку, чтобы они писали, что у него не так. Каждый начал говорить: бровь не туда, подбородок не туда. Многое указали. Скульптор это воспринял», — рассказала Дина Мухаметовна. Только после этого удалось найти образ, который действительно был похож на Фикрята Ахметжановича и который устроил бы всех.

А дальше решали, что же написать на надгробье, как указать на то, что человек был действительно великим и многое сделал для Татарстана и страны в целом. «Кто-то говорил про выдающегося государственного деятеля, а я в первую очередь, а потом и сыновья встали за то, чтобы были ордена. Что такое „выдающийся“? А тут четко и ясно. Если через 20 лет кто-то заинтересуется, увидит, есть интернет, узнают, кем он работал. Тогда возник второй момент — ордена. Тогда немного расширили грудь, так расширили, что еще депутатский значок Верховного Совета повесили. Теперь мы уже видим, что он действительно похож», — вспоминала жена Табеева в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

.

Однако особое удовольствие ей доставляли воспоминания о молодости, о том времени, когда она познакомилась с Фикрятом Ахметжановичем. «Я была студенткой, а он только окончил. Начинали все с нуля. Мы жили у моей мамы в Казани. Я там родилась, а он окончил университет, приехав из Рязанской области, был сталинским стипендиатом. На улице увидел меня, влюбился, целый год разыскивал, потом были 6 месяцев знакомы и поженились. Мы прожили 64 года. Хорошо жили, красиво. У нас два сына, три внучки, семь правнуков», — с улыбкой рассказывала Дина Мухаметовна.

У коллег Табеева тоже остались о нем самые теплые воспоминания. «Когда человек ушел из жизни, о нем говорят только хорошее. Но я думаю, что мы не погрешим против истины, если скажем, что это был человек планетарного масштаба, это была личность, самородок. Памятник, который установлен, красив, похож, сочетает в себе и скромность, и достоинство. Но самый великий памятник, я считаю, Фикрят Ахметжанович оставил у себя на Родине», — заявил нашему корреспонденту бывший первый секретарь ВЛКСМ и экс-посол в Афганистане Борис Пастухов. Он рассказал, что помнит, каким был первый котлован и бетонные плиты, с которых начинались Набережные Челны. «Он оставил о себе великую память и здесь в Москве, и у себя на Родине в Татарстане, в Казани, в Набережных Челнах. Да какой уголок ни возьми великого Татарстана, наткнешься на Табеева, на его след. Я хорошо помню, как он уважал, любил, чтил молодежь, видел в ней опору, резерв партии и делал все, чтобы она чувствовала себя большой и важной силой в республике. Так и было», — отметил он.

«МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ НАШЕГО СТАРШЕГО ТОВАРИЩА»

Меж тем на кладбище прибывало все больше и больше тех, кто хотел в этот день почтить память Табеева. Например, появился мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, вдохновитель и организатор музея Табеева в его родном рязанском селе Азеево Рашид Бекбулатов, приехали писатель Ринат Мухамадиев и хирург Ренат Акчурин. Также ожидали появления главы «Татнефти» Наиля Маганова, но вместо него появился экс-глава компании Шафагат Тахаутдинов. Здесь же были и депутаты Госдумы: Фатих Сибагатуллин, Марат Бариев, Ирек Зиннуров. Тем временем у входа на кладбище президента РТ ждал полпред Равиль Ахметшин.

. .

Впрочем, Минниханов тоже не заставил себя долго ждать. Вскоре он появился у могилы, где без промедления начали торжественное открытие памятника. «Год назад Фикрята Ахметжановича не стало с нами, но мы всегда о нем помним. Он тут как живой. Конечно, дела его живут. Мы успехи Татарстана всегда связываем с его именем, потому что такие глобальные проекты, как КАМАЗ, как Нижнекамск, как многие объекты Казани, реализованы благодаря Фикряту Ахметжановичу», — говорил Рустам Нургалиевич. По его словам, уже сейчас именем Табеева названа набережная в Челнах, улица в Нижнекамске, а вскоре таковая появится и в столице РТ. «Я обещаю, что у нас будет улица и в Казани, — объявил Минниханов. — Всегда мы будем помнить нашего старшего товарища. Мы всегда с вами, мы всегда связываем наши успехи с нашими предшественниками, которые отдали и силы, и здоровье... Его дело будет жить, поэтому я благодарю всех, кто сегодня здесь вместе с нами. Это великий сын татарского народа. Мы всегда будем помнить его».

Вдова Дина Мухаметовна со скорбью рассказывала о тех временах, когда Фикрят Ахметжанович еще был жив: «Он создал прекрасную семью. Мы были счастливы, мы любили друг друга, мы уважали друг друга, мы понимали друг друга, до последнего дня мы были вместе». Также она благодарила Минниханова, который тоже поучаствовал в том, чтобы на могиле Табеева появилось достойное его заслуг надгробие. Наконец Дина Мухаметовна обратилась к своему мужу, который сейчас смотрел на нее в застывшем бронзовом образе. «Обращаясь к тебе, Фикрят, я хочу сказать, что я живу и сердце бьется памятью о тебе, — она смахнула слезу. — Наши дети, наша семья тебе желает душевного спокойствия. Фикрят мой дорогой, спи спокойно. Говорят, когда человека помнят, он будет жить. Я надеюсь, что ты будешь жить в сердцах многих-многих людей».

.

После траурных речей пришедшие возложили цветы на могилу. Первым это сделал Минниханов. Он поправил ленты на только что возложенной корзине цветов и несколько секунд смотрел на бронзовый бюст Табеева, тем самым демонстрируя свое уважение к тому, кто возглавлял Татарстан задолго до него самого и благодаря кому республика может похвастаться нынешними достижениями. После этого уже все остальные понесли свои, все чаще темно-красные букеты роз. Тем временем Минниханов по пути с кладбища почтил память похороненного рядом журналиста-международника Фарида Сейфуль-Мулюкова, который скончался на следующий день после годовщины смерти Табеева. Пока что могила этого деятеля совсем проста, и нет на ней надгробного памятника. Рустам Нургалиевич оставил там большой букет ярко-красных роз.

«Когда человек работает на благо, бывают ошибки, недоработки. Есть позитивный настрой, имя таких людей работает на благо республики. Да, были ошибки, но это был период такой, не все воспринимают его с ностальгией. Но то, что человек совершил на благо республики, и плоды этого есть и сейчас, я думаю, что это мудрость руководства республики, которое пошло на это дело», — сказал напоследок нашему корреспонденту задержавшийся дольше всех на могиле глава ТПП РТ Агеев, отвечавший за организацию сегодняшнего мероприятия