Руслан Зарипов: «Потребность в жилье всегда была и будет — это основной приоритет в любой семье» / Фото: Анастасия Шагабутдинова Руслан Зарипов: «Потребность в жилье всегда была и будет — это основной приоритет в любой семье» Фото: Анастасия Шагабутдинова

«СКЕПТИКИ ГОВОРИЛИ: «ЭТОТ ЩИТОВОЙ ДОМИК ВЕТРОМ СДУЕТ»

— Руслан Мансурович, ваша компания Rusko продает дома, изготовленные из SIP-панелей. Что эта технология из себя представляет?

— Наша компания была создана в 2007 году. Но в 2014 году мы провели ребрендинг: изменили название и логотип и вышли на рынок уже с новым брендом Rusko. Прежде занимались только строительством, а теперь открыли производство энергосберегающих домов по так называемой канадской SIP-технологии. Это разновидность панельного строительства: дом собирается из конструкционных панелей.

Ее придумали 70 лет назад в Северной Америке, когда там начала развиваться ипотечная программа «Доступное жилье». Она настолько простая, что мы не раз удивлялись: почему ее не создали у нас в России? Из Канады SIP-технология перекочевала в Европу: 30 - 40 лет назад с ее помощью активно строилась ее северная часть, а лет 20 назад она появилась и в нашей стране. Здесь SIP-технологию многие восприняли скептически, говоря: «Ваш щитовой домик ветром сдует».

В действительности технические параметры такого дома очень высоки. Сама SIP-панель — это монолитная трехслойная конструкция. Дома из них выдерживают землетрясение в 8 - 8,5 баллов. Несмотря на кажущуюся тонкость стен, они не ломаются и их не проткнешь пальцем. А самое главное — такой дом энергосберегающий: на его отопление необходимо в четыре раза меньше тепла, чем на прогрев классического кирпичного. Плюс доступная сборка — жилище можно построить буквально за 15 - 20 дней. Ну и конечно, его низкая стоимость — это основной фактор, который сегодня привлекает наших покупателей.

— Кто ваши клиенты?

— Наши дома рассчитаны на средний класс. Судите сами: стоимость дома из SIP-панелей площадью 100 квадратных метров под ключ с землей равна цене двухкомнатной хрущевки. То есть человек, имеющий такую квартиру, может за эти же деньги переехать в свой дом с землей. Это очень выгодно. Даже несмотря на то, что сейчас на рынке строительства загородного идет спад, дома из SIP-панелей пользуются спросом.

«Мы можем производить 10-15 домов в месяц. Это самый минимум — результаты работы одной смены» / Фото: www.domrusko.ru «Мы можем производить 10 - 15 домов в месяц. Это самый минимум — результаты работы одной смены» Фото: domrusko.ru

— Вы приобретаете сырье для домов на заводах-изготовителях?

— Да, мы закупаем ориентированно-стружечные (ОСП) фанерные панели и пенополистироблочный (ПСБ) утеплитель и склеиваем их на заводе. Далее готовим из пиломатериалов брус, который в будущем будет являться жестким каркасом для наших домов. Затем, согласно проекту, по лекалам вырезаем определенные элементы, стена ли это, потолок, кровля или перекрытие. Каждое такое изделие маркируется, обматывается стрейч-пленкой и отправляется как готовый домокомплект для сборки нашим клиентам. А там дом собирают вручную — какая-либо спецтехника не требуется. При этом на участке нет никакого мусора: ни кирпича, ни цемента. В принципе, двое-трое мужчин могут смонтировать такой дом за 20 - 30 дней. Хотя, конечно, у нас есть и свои группы монтажников.

— На практике люди чаще собирают дома сами или пользуются вашими услугами?

— Сначала говорят, что соберут сами, а потом звонят нам (улыбается).

— Продвигает ли сейчас в Казани эту технологию еще кто-то?

— Да, дома из SIP-панелей производят еще три-четыре компании, хотя многие только позиционируют себя производителями. На самом деле производства у них нет — они закупают продукцию на стороне.

Тогда как у нашей компании не просто производство, а полный его цикл. Начиная с концепции: мы совместно с архитектором разрабатываем предпочтительную для клиента планировку дома, ведь он должен визуально представить, где будет принимать гостей, а где спать или принимать душ. Затем это превращается в проект, который проходит согласование и пересылается на завод. Он у нас, кстати, размещается за колючей проволокой — в исправительной колонии ИК-19. Непосредственно там и изготавливают домокомплекты.

«Халиков говорил: «Мы ждем предпринимателей, хотим им помочь». И в первый же рабочий день я написал премьеру официальное письмо» / Фото: Ирина Ерохина, «Бизнес Online» «Халиков говорил: «Мы ждем предпринимателей, хотим им помочь». И в первый же рабочий день я написал премьеру официальное письмо» Фото: Ирина Ерохина

«И Я НАПИСАЛ ПИСЬМО ПРЕМЬЕРУ»

— Производство на территории колонии — это довольно нетипично...

— Все произошло случайно. Предприниматели зачастую ругают правительство и чиновников, говоря о том, что они им не помогают — только вставляют палки в колеса. Лично я могу сказать только обратное. В конце 2014 года я слушал ежегодный отчет в Госсовете премьер-министра республики Ильдара Халикова. Он говорил о том, что созданы промышленные площадки, в том числе на территории исправительных колоний: «Мы ждем предпринимателей, хотим им помочь». И в первый же рабочий день — 10 или 11 января 2015 года — я написал премьеру официальное письмо. А буквально через три дня мне позвонил первый замминистра экономики: «Мы ждем вас на совещание».

В тот момент кризис был в самом начале. Мое производство находилось на арендуемых площадях, за которые приходилось достаточно дорого платить. Когда я рассказал обо всем этом, мне предложили иную схему работы. До сих пор, приходя в минэкономики, я благодарю всех за то, что меня тогда поддержали.

— В чем конкретно заключалась поддержка?

— Я стал первым резидентом промышленной площадки, которая размещена на территории исправительной колонии №19 в Казани. Мне предоставили там помещение. Конечно, чуть меньше, чем у меня было, но хватает. У меня отсутствуют арендные и коммунальные платежи. Я не плачу за разгрузку-погрузку и хранение моего продукта. А это, представляете, целый дом! Далее — не плачу зарплату тем, кто у меня там работает, я оплачиваю ее государству. Точнее, напрямую УФСИН, и только за результат. За каждый элемент предусмотрен определенный тариф. К примеру, сделали мне дом — я за него заплатил.

— Выходит, ваши подчиненные — заключенные?

— Точнее, исполнители работ. Войдя в эту программу, я также получил субсидии на покупку нового оборудования и в прошлом году полностью его сменил.

— Вы закупали оборудование за границей?

— Нет, исключительно наше, российское — тогда уже речь шла об импортозамещении. В итоге я ровно вдвое сократил расходы на содержание. При этом качество стало на порядок выше: как это ни удивительно, заключенные выполняют работу гораздо лучше, чем это делали гражданские.

— Иначе говоря, от участия в программе вы получили только одни плюсы?

— Больше того: этот вариант оказался для меня спасительным. Если бы я не написал письмо Халикову и не вошел в эту программу, к концу 2015 года, наверно, уже принял бы решение о закрытии своего предприятия. Рынок упал, продажи сократились. Мы до сих пор остаемся на плаву только за счет низких платежей...

— Выходит, на поступающие предложения надо реагировать?

— Конечно, надо реагировать, идти навстречу. Согласен: между предпринимателями и властью есть барьер. Но мы в первую очередь сами должны делать все для того, чтобы он был преодолен. Лично я сейчас барьера не чувствую. Меня же еще пригласили в экспертный совет минэкономики по экспорту. Все так закрутилось: была пара встреч с президентом республики, я зарегистрировал свой продукт — показывал всем, как он выглядит. Теперь о нем знают все нашим ведомственные министры, плюс Рустам Нургалиевич...

«ЕСТЬ ДЕНЬГИ — СТРОИМ, НЕТ — СТОИМ»

— Какие у вас мощности?

— Мы можем производить 10 - 15 домов в месяц. Это самый минимум — результаты работы одной смены. Соответственно, если работать в две смены, то домов будет вдвое больше — 20 - 30, то есть мы можем изготавливать один дом в день.

— У вас закупают дома поштучно или вы производите их оптом для коттеджных поселков?

— Переговоров об оптовых поставках для коттеджных поселков было очень много. Но понятно, что в условиях кризиса ни один бизнесмен не хочет рисковать. Тем не менее мы все же вошли в партнерский тандем с коттеджным поселком «Тургай» в Лаишевском районе и сейчас на их территории строим наши дома. Наш партнер — собственник земли, он же руководитель агентства стратегических инициатив РТ Рафаэль Зайнутдинов. Он предоставляет нам на период строительства земельные участки, подводит к ним все коммуникации, а мы строим на них дома. Потом все это совместно продаем. Продали — построили дальше.

— Есть мнение, что мода на коттеджные поселки прошла...

— Наоборот, мы находимся на стадии ее зарождения, только-только подходим к понимаю загородного жилья. Пока преобладает такое представление: если и строить загородный дом, то почему-то обязательно недалеко от города. Хотя, как правило, у всех есть автомобили, поэтому проехать 5 или 15 километров, я думаю, не составит особого труда. Я согласен с потенциальными оппонентами: время ценно. Но мы порой гораздо дольше стоим в пробках, чем добираемся до работы.

Коттеджное строительство — это целая культура. Нельзя забывать о том, что, имея загородное жилье, мы должны быть частью социума организованного поселка. А в нем, само собой, должна быть создана инфраструктура. Хотя бы малая: освещение, дорожки, детские площадки и все остальное.

Но пока большинство людей руководствуется старым мышлением: по грунтовке подъехать к своему участку, открыть железные ворота, заехать и закрыть их за собой. Как говорится, мой дом — моя крепость. Первый положительный со всех сторон пример загородного жилья — поселок Ореховка.

— Строители жалуются: с кризисом банки стали отказывать в кредитовании, считая их бизнес высокорискованным. Вы успели прокредитоваться или есть собственные средства?

— Без собственных финансов сейчас никак. В 2012 - 2013 годах мы брали кредиты на пополнение оборотных средств. Но, погасив их, перестали прибегать к помощи банков — живем на свои средства. Есть деньги — строим, нет — стоим. В основном, конечно, мы ориентируемся на прямые продажи.

«Мы закупаем ориентированно-стружечные фанерные панели и пенополистироблочный утеплитель и склеиваем их на заводе» «Мы закупаем ориентированно-стружечные фанерные панели и пенополистироблочный утеплитель и склеиваем их на заводе»

Фото: domrusko.ru

— Покупательский спрос с кризисом снизился?

— Да, согласно нашей статистике, в четыре раза. Откровенно говоря, прошлый год по сравнению с 2014-м был провальным. Сейчас вот обещают, что мы выберемся со дна кризиса. Но люди устали жить ожиданиями: они женятся, у них рождаются дети, семьи разрастаются — кризис не приостанавливает общечеловеческие процессы.

Поэтому они боятся-боятся, но все-равно к нам приходят. Потребность в жилье всегда была и будет — это основной приоритет в любой семье.

— Как менялся покупательский спрос?

— С 2007 года он шел по нарастающей. Но самое главное — повышался не просто спрос, а интерес. Сегодня клиентам, которые к нам приходят, уже не надо рассказывать, что такое SIP-панель. Как и доказывать, что она экологична и не приносит никакого вреда, то есть они уже информированы. Их интересуют конкретные детали — например цена.

— Вам не пришлось снижать цену домов, чтобы завлечь покупателей?

— Мы пошли на снижение стоимости. Стали проводить акции: покупателю в подарок проект, лестница или коммуникации и т. д.

— Это работает?

— Работает, но не всегда. Свою прибыль мы сократили прилично — вдвое, то есть по сравнению с 2014 годом мы зарабатываем с одного клиента в два раза меньше.

Все наши структуры, которые входят в холдинг — Rusko, «Алые паруса» и компания «Ташпулат», занимающаяся исключительно строительством, — работают совместно с нами.

— Какие у вас конкурентные преимущества?

— Наше основное конкурентное преимущество — отсутствие арендных платежей. По сравнению с другими компаниями у меня самое низкое содержание. Об этом знаю и я, и они. Я могу демпинговать ценой, но не делаю этого, чтобы соблюдать правила бизнеса.

— А вообще бизнес у вас рентабельный?

— Да. Прежде рентабельность составляла около 30 процентов. Сейчас, конечно, она уменьшилась.

Мы, кстати, не останавливаемся на SIP-панелях. У нас многопрофильное производство — сейчас также изготавливаем дома из профилированного и клееного бруса. Клееный брус мы всегда частично использовали для строительства домов из SIP-панелей. Так как у нас есть оборудование и обученные специалисты, решили производить не только балки и перекрытия — полностью дома. А ближе к зиме рассчитываем освоить еще и четвертую технологию. Она тоже будет энергосберегающей. Сейчас над ней работают инженеры.

«Те, кто только начинает бизнес, должны помнить: прежде чем стать шеф-поваром, нужно сначала как минимум потрудиться обычным поваром» / Фото: Анастасия Шагабутдинова «Те, кто только начинает бизнес, должны помнить: прежде чем стать шеф-поваром, нужно сначала как минимум потрудиться обычным поваром» Фото: Анастасия Шагабутдинова

«НА СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА МЫ ПОКУПАЛИ НЕ ДОРОГИЕ МАШИНЫ, А ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ»

— Как вы в целом оцениваете строительный рынок республики? Кризис на нем сказался сильно?

— Я лично считаю так: все эти годы — с 2000-го по 2014-й — мы жили авансом.

Не вкладывали ни в себя, ни в образование, ни в науку, ни в технологии, а только проедали заработанное. Даже кризисный 2008 год не был действительно сложным — скорее это был всего лишь тревожный сигнал. А теперь мы живем по-настоящему — так, как должны. Кто этим авансом правильно воспользовался, тот остался на рынке. А кто не сумел, оказался за бортом.

— Сейчас с оглядкой назад многие сожалеют об упущенных возможностях.

— Ни одна страна так долго не продержалась бы на нефти. Мы должны были сами, не пеняя на правительство и чиновников, понимать, что должны развивать производство. Но из наших предпринимателей этим мало кто занимался. В основном все были купи-продай, за исключением отдельных личностей. Например, братьев Хайруллиных. Я, кстати, внимательно читаю Айрата Хайруллина в «БИЗНЕС Online» — мне изначально нравился его подход к работе...

— Вам-то прошедшее с начала 2000-х время пошло на пользу?

— Я думаю, что да. Я знал, что рано или поздно на рынке возникнет кризисная ситуация. Именно поэтому мы отказались от кредитов. И свободные средства — тот жирок, который скопили — тратили не на дорогие машины, вложили их в покупку земельных участков. Сейчас у нас их достаточно большой перечень.

— Где ваши земельные участки находятся?

— В разных местах: пять участков там, два здесь... Но все они располагаются вблизи Казани.

«У нас большой перечень земельных участков: пять там, два здесь…Но все они располагаются вблизи Казани» / Фото: www.domrusko.ru «У нас большой перечень земельных участков: пять там, два здесь…Но все они располагаются вблизи Казани» Фото: domrusko.ru

КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ХОЧЕТ ИЛИ УЖЕ ЖИВЕТ ЗА ГОРОДОМ

— Как вы пришли в бизнес?

— Трудовую деятельность я начинал обычным риелтором. Около двух лет был наемным работником, а потом открыл собственное агентство недвижимости «Алые паруса». Со временем вырос до девелопера. Риелторский опыт дал мне толчок. Я знал, что Казань будет развиваться в направлении частного коттеджного строительства — эта культура рано или поздно придет к нам из Москвы. Сейчас это очевидно: каждый второй хочет, пытается или уже живет за городом.

Кстати, агентство недвижимости до сих пор, уже более 12 лет, успешно занимается риелторством. В том числе его сотрудники продают дома, которые мы строим. Я, хотя и отпустил эту компанию в свободное плавание, остался ее совладельцем.

— А кто вы по профессии?

— Энергетик. Если быть точным — инженер-экономист теплоэнергетических атомных станций. Второе высшее образование руководителя-менеджера — в Академии государственной службы при президенте РФ — я получил уже в 2010 году.

Но все виды деятельности, которыми я занимался и занимаюсь, связаны со строительством. Я был риелтором, руководителем проектной группы, затем возглавлял генподрядную организации «Ташпулат» — мы строили крупные объекты. Например, я лично участвовал в строительстве станции техобслуживания Scania на трассе М7 — это большой центр площадью 12 тысяч квадратных метров. Также мы строили элитный коттеджный поселок в поселке Алтан, музей Державина в родовом имении в Лаишевском районе, гостиничный комплекс на улице Галактионова в Казани — он пока не введен в эксплуатацию.

Одно время мы возводили небольшие объекты в Москве. Начали было там развиваться, но чужой рынок, сильная конкуренция. И я решил: лучше вернуться в Казань.

Как предприниматель я считаю, что для поддержки любого бизнеса необходимы и короткие, и длинные деньги. В крупном строительстве они как раз длинные...

«Я стал первым резидентом промышленной площадки, которая размещена на территории исправительной колонии № 19 в Казани» / Фото: Ирина Ерохина, «Бизнес Online» «Я стал первым резидентом промышленной площадки, которая размещена на территории исправительной колонии №19 в Казани» Фото: Ирина Ерохина

«ДРУЗЬЯ — ТАТАРЫ, А ПАРКОВ-ТО У ВАС НЕТ»

— У вас в семье были строители?

— Не было. Но к моему выбору близкие отнеслись положительно: «Хорошая профессия». Она мне и самому нравится. Мы созидаем, создаем что-то новое. Проезжаешь потом мимо, смотришь: «Это я строил!» Приятно. Я, кстати, еще и директор некоммерческого партнерства «Сохранение парков и скверов».

— Вами в этом направлении уже что-то предпринято?

— Мы только недавно обустроили в Кировском районе Казани парк «Сад рыбака». Это единственный парк, который не получил ни одной копейки бюджетных средств.

— Вы вкладывали в его обустройство свои деньги?

— Частично финансировал я, частично — мои знакомые предприниматели. После 2013 года, проведя Универсиаду и показав гостям красивые спортивные объекты и транспортные развязки, мы услышали массу нареканий в сторону первых лиц города и республики: «Друзья — татары, а парков-то у вас нет». Как нет инфраструктуры и в целом урбанистики. Это стало переломным моментом в мышлении нашего руководства. Рустам Нургалиевич взял этот вопрос под свой контроль, и дело сдвинулось с мертвой точки. Мы тоже внесли свою лепту.

«МИННИХАНОВ СКАЗАЛ: «ХВАТИТ ЭКСПОРТИРОВАТЬ ТОЛЬКО НЕФТЬ И «КАМАЗЫ»

— Если говорить о производстве домов из SIP-панелей, только в Казани пять игроков. Вам не тесно?

— В прошлом году мы проводили исследование. Выяснилось, что только 22 процента опрошенных знают о SIP-технологиях и лишь 7 процентов готовы с их помощью строить себе дом. То есть получается, что рынок свободен.

Сейчас в кризис многие компании начинают сокращать штат, уменьшать всевозможные затраты, кто-то вообще закрывается. А мы решили сделать ход конем: не просто устоять на этом рынке, сохранив производство, а еще и выйти на другие рынки, начав поставлять продукцию на экспорт.

— Куда именно?

— В Европу.

— Почему вы решили, что Европе это будет интересно?

— Мы изучали европейский рынок. Я также являюсь членом экспертной группы агентства стратегических инициатив Татарстана. Как раз курирую эту тему. У нас были многочисленные встречи с премьер-министром и с президентом республики. Он четко обозначил задачу: «Хватит экспортировать только нефть и „КАМАЗы“. Почему мы не можем отправлять за границу продукцию нашего малого и среднего бизнеса?» Сейчас этот локомотив разворачивается, рынок переориентируется. То есть товарооборот будет направлен не только в сторону импорта, а еще и в сторону экспорта. Мы решили вскочить в этот локомотив.

— Что конкретно вами сделано в этом плане?

— Совместно с официальным торговым представителем Татарстана в Германии мы разработали программу. Сейчас на уровне двух республиканских министерств — экономики и промышленности — обсуждается, по какой именно схеме мы пойдем за границу. Из Татарстана в рамках экспорта малого предпринимательства мы будем первыми.

— За счет чего ваша продукция может быть востребована?

— Никакой хитрой схемы нет. Все просто и элементарно: курс евро вырос в два раза, соответственно, наша продукция в Европе стала в два раза дешевле. Одним словом, наши преимущества — это экологичность и низкая цена. Такие же дома вот уже более 25 лет на немецком рынке продает финская компания. Сырье она закупает опять-таки у нас в России — в Карелии. В Германии и в целом в Европе выработка леса уже больше 20 лет как запрещена. Если оценивать по десятибалльной шкале, мы по качеству тянем где-то на семерку-восьмерку, финны, понятное дело, на девятку-десятку. Но при этом стоимость наших домов в два раза ниже финских.

— То есть при известной немецкой экономности спрос на ваши дома должен быть?

— Немцы не то что экономны — рациональны, как и в целом европейцы. Если сравнивать: сырье одно и то же что у нас, что у финнов, но российская компания предлагает дом за 100 тысяч евро, а финская — за 200 тысяч евро. Немец начинает думать: где же тут собака зарыта?

— Если все сложится, ваша компания станет международной?

— Дай Бог. Уже в этом году мы планируем отправить в Германию своего представителя, а 2017 год должен стать для нас показательным: либо мы остаемся на рынке в том же качестве, либо развиваемся дальше и открываем полноценное представительство или филиал.

«В кризис многие компании начинают сокращать штат, уменьшать всевозможные затраты. А мы решили сделать ход конем» «В кризис многие компании начинают сокращать штат, уменьшать всевозможные затраты, а мы решили сделать ход конем» Фото: Анастасия Шагабутдинова

«ВСЕГДА И ВО ВСЕМ НУЖНО ИСКАТЬ КОМПРОМИСС

— Близкие помогают вам в бизнесе?

— Нет. Я стараюсь четко разделять семью и бизнес. На работе я директор, а дома — муж и отец: ни слова о работе. Вечером я стараюсь даже не брать телефон. Все важные разговоры переношу на утро.

— У вас есть какие-то увлечения?

— Главное мое увлечение — это дети. У меня их трое: старшая дочь 15 лет и, как все говорят, королевская двойня — мальчик и девочка, которым пока всего по три годика, поэтому на мне лежит тройная ответственность. Если говорить о спорте, я играю в волейбол. У меня разряд по плаванию — раньше занимался водным поло.

— То есть вы спортивный человек?

— Спортивные люди — это те, кто занимается спортом днем и ночью, а я стараюсь быть в тонусе. Кроме того, увлекаюсь психологией: читаю книги и провожу психологические опыты.

— Психология оказалась вам в чем-то полезна?

— Она помогла мне понять одно: всегда и во всем нужно искать компромисс, первым уходить от конфликта. При переговорах дипломатичность должна быть во главе стола... Еще я люблю готовить.

— Супруга не относится ревностно к этому вашему занятию?

— Нет, она счастлива. Мы постоянно экспериментируем: восточная, европейская кухни. Понятно, что я готовлю только по мере возможности.

— Ваш тесть — писатель Ринат Мухамадиев, очень известный и в республике, и в целом в России человек. Как вы относитесь к его творчеству?

— Мне нравятся его книги. Они написаны настолько просто и понятно, но абсолютно не в ущерб глубине содержания, что я любое произведение из 200 страниц могу прочитать в два перелета на самолете между Казанью и Москвой.

«Сырье одно и то же что у нас, что у финов, но российская компания предлагает дом за 100 тысяч евро, а финская — за 200 тысяч евро. Немец начинает думать: «Где же тут собака зарыта?» / Фото: www.domrusko.ru «Сырье одно и то же что у нас, что у финнов, но российская компания предлагает дом за 100 тысяч евро, а финская — за 200 тысяч евро. Немец начинает думать: где же тут собака зарыта?» Фото: domrusko.ru

— И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: каковы ваши три секрета успешного бизнеса?

— Если говорить одним словом о трех секретах, то это работать, работать и еще раз работать. Я считаю, что успех любого бизнеса в первую очередь определяет трудолюбие. Второе — это любовь к делу, которым занимаешься.

И в третьих, любой результат можно достичь только упорством, поэтому нужно падать, вставать и снова идти. В бизнесе есть еще одно правило: его нельзя ни с кем делить.

— Поэтому вы единственный собственник?

— Да. На примере компаний, которые я создавал до этого в партнерстве с кем-то, я знаю, что бизнес зачастую меняет мнение человека. Отношения рушатся...

— Один готов рискнуть, а другой, например, не хочет.

— Или один работает, а другой — нет. И поэтому начинают возникать взаимные обиды и претензии.

— Но не каждый может в одиночку вытянуть бизнес.

— Если вы присутствовали при рождении бизнеса и участвовали в его развитии, то прекрасно знаете все слабые места компании. В этом случае остаться одному у руля совсем не страшно. А вот если, развивая с кем-то бизнес, вы находились в стороне от него, а потом, пойдя на поводу у собственных амбиций, отодвинули того, кто вез на себе весь воз, можете легко остаться у разбитого корыта.

Взять, допустим, знаменитого ресторатора Аркадия Новикова, у которого в собственности более тысячи ресторанов — я знаком с ним лично. Прежде чем стать директором и хозяином ресторана, он был рубщиком мяса, трудился в холодном цехе — делал салаты, затем — в горячем, был заведующим производством... То есть человек знает свой бизнес изнутри.

Если ты прошел со своим бизнесом все этапы, тебе даже в сложной ситуации проще принять правильное решение. Поэтому те, кто только начинает бизнес, должны помнить: прежде чем стать шеф-поваром, нужно сначала как минимум потрудиться обычным поваром.