Довольно громким вышло сегодняшнее заседание экономического совета РТ, посвященное теме развития рынка труда в республике. По словам министра труда Эльмиры Зариповой, в перспективе «Иннокам», ТОСЭР, «Алабуга», Иннополис могут столкнуться с кадровым дефицитом. А Рустам Минниханов призвал стряхнуть пыль с образовательных программ и готовить специалистов действительно нужных предприятиям РТ. Также он поставил задачу создать электронную базу выпускников, которых надо «закреплять» в Татарстане.
Рустам Минниханов: «Диспропорция наблюдается на рынке труда выпускников среднего профобразования. Это связано с несоответствием образовательных стандартов профессиональным и отсутствием четкого прогноза потребности кадров»
«ДОЛЖНА УЧИТЫВАТЬСЯ НЕ МОЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, А ПОТРЕБНОСТЬ НАШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Кардинальных изменений в системе приема в вузы РТ сегодня в кабмине на заседании экономического совета, посвященного теме развития рынка труда, потребовал Рустам Минниханов. «Сегодня половина из 35 тысяч вакансий приходится на сферу строительства и обрабатывающих производств. При этом имеется переизбыток выпускников гуманитарных специальностей. И как итог — менее половины из них реализует свои профессиональные возможности по выбранной специальности», — заявил президент РТ в начале встречи. «При этом должна учитываться не мощность образовательной организации, а потребность наших предприятий», — подчеркнул он.
«Диспропорция наблюдается и на рынке труда выпускников среднего профобразования. Это связано с несоответствием образовательных стандартов профессиональным и отсутствием четкого прогноза потребности кадров», — с таких неутешительных выводов начал Минниханов заседание экономсовета. Далее он поставил задачу сделать систему образования адаптивной запросам экономики РТ. Для этого он предложил предприятиям активнее внедрять собственные образовательные программы, а также и присоединять к вбиванию в головы молодых татарстанцев азов будущей профессии.
Проблемна для республики «утечка мозгов» выпускников татарстанских школ. Более 70% призеров школьных олимпиад и значительная часть стобалльников по ЕГЭ уезжает учиться в Москву, Санкт-Петербург, а также за границу. Президент РТ считает, что решить проблему нужно путем создания электронной базы выпускников с тем, чтобы «закреплять» талантливых выпускников за определенными предприятиями — и после окончания обучения приглашать их назад, на родину.
«Хорошо, что они едут учиться в ведущие учебные центры, но мы должны знать, куда он едет и как мы можем его „закрепить“, чтобы он после учебы вернулся в нашу республику», — считает Минниханов.
«В МГУ, Губкина (Российский государственный университет нефти и газа — прим. ред.), МГИМО — там много наших выпускников учится, но реестра нет, кто там учится? Они сами нас спрашивают: „Кому-нибудь мы нужны там?“ Мы говорим, что нужны, и все, — возмущался президент РТ, — Мы говорим: Иннополис, ОЭЗ, „Татнефть“, ТАИФ, энергетика... Но каждое предприятие должно иметь списки и анкеты будущих наших выпускников».
«В 2030 ГОДУ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РТ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ СОКРАТИТСЯ НА 5 ПРОЦЕНТОВ»
Министр труда, занятости и соцзащиты Эльмира Зарипова считает, что не все так плохо. В РТ самый высокий уровень занятости в ПФО и низкий уровень безработицы. «Каждому ищущему работу на рынке труда мы может предложить до двух вакансий», — отчиталась министр. Но предупредила, что такая ситуация не вечна, поскольку сейчас на рынке труда работает многочисленное поколение людей, рожденное в 80-е годы прошлого века, но в 90-е годы, как известно, наблюдалась демографическая яма, так что рост дефицита кадров не за горами. Точнее, на краешек этой ямы мы уже наступили.
«У нас уже сегодня есть неудовлетворенный спрос [на кадры] на 30 тысяч человек. Есть районы, в которых существует острый кадровый дефицит, — это Казань, Елабуга, Нижнекамск, Челны, в перспективе это и „Иннокам“, и ТОСЭР, и „Алабуга“, и Иннополис», — заявила Зарипова.
«В 2030 году численность населения в РТ в трудоспособном возрасте сократится на 5 процентов, это почти 107 тысяч человек. При этом вырастет удельный вес лиц пенсионного возраста. У нас темпы старения в 1,5 раза быстрее, чем в России», — привела она пугающие данные прогнозов.
«К примеру, вакансия монтажника: требуется 739 человек. При этом предложений только 18, хотя и заработная плата соответствует средней по отрасли, — удивлялась Зарипова. Она считает, что серьезных перемен система заказа кадров, поскольку скоро „некоторые специальности уйдут в небытие“. — Мы ежегодно можем готовить 100 кассиров, а уже сегодня на смену им приходят кассы-автоматы. В банках сокращается число служащих, мы с вами переходим к онлайн-платежам. В магазинах появились роботы-продавцы».
Покритиковала Зарипова принципы приема на учебу в коммерческие группы, которые «ориентированы на желание ребенка», но не соотносятся с потребностями предприятий. Она считает, что вузы должны заключать соглашения об учете потребностей республиканского рынка труда в новых специалистах.
Также источниками кадров министр труда РТ видит мигрантов и пенсионеров. В Татарстан в 2015 году прибыли 37 тыс. человек, причем 29 тыс. — из регионов РФ. «Достаточно посмотреть на портал „Работа России“ — сегодня на нем мы занимаем 15 процентов просмотров страниц, то есть мы видим потенциальный интерес потенциальных работодателей и соискателей», — говорит Зарипова. Что до пенсионеров, то сегодня в РТ трудится каждый четвертый пенсионер, и, как считают в министерстве, трудовое долголетие нужно поощрять.
ЧЕТЫРЕ ПРОБЛЕМНЫХ КИТА В ПРОФОБРАЗОВАНИИ
Министр образования РТ Энгель Фаттахов согласился с тем, что система образования — один из ключевых элементов системы кадровой подготовки. Он напомнил, что в 96 средне-специальных учебных заведениях учатся более 67 тыс. человек. В вузовской системе 61 вуз и филиал, причем число филиалов сократилось на 30% с 2011 года — здесь учатся 163 тыс. студентов. Выросло число мест по техническим специальностям, сокращается гуманитарное направление, констатировал Фаттахов. «Растет доля выпускников, которые при сдаче экзаменов выбирают естественно-научное направление, — отметил он. — Если в 2011 году их было 50 процентов, то в 2016 году — 65 процентов». На этом фоне потребность в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием до 2023 года — 124 тыс. человек, таков прогноз по рынку труда.
Вместе с тем эксперты всемирного банка отмечают: с каждым уровнем образования разрыв между имеющимися у человека навыками и требованиями рынка труда все больше и становится еще ближе к пропасти к моменту получения диплома. Причин несколько, считает Фаттахов. Во-первых, это несоответствие образовательных стандартов требованиям профессионалов по тем или иным специальностям — например, из Топ-50 специальностей полтора десятка совершенно новые! А значит, готовить по ним надо, исходя из практики целевой подготовки. Помочь могут ресурсные центры, заточенные под конкретные предприятия: министр привел в пример сотрудничество с «Татнефтью», ТАНЕКО и КАМАЗом в двух техникумах Закамья. Во-вторых, это довольно-таки замедленная реакция системы образования на новые требования рынка труда: в среднем на подготовку рабочего надо хотя бы три года, специалиста с высшим образования — четыре года. А технологии меняются, и работодатели не могут ждать! Выход — короткие программы переподготовки все в тех же ресурсных центрах. Нужны практико-ориентированные образовательные программы. Обучать будут за счет бюджета, но по запросам конкретных предприятий, реального сектора экономики. В-третьих, это собственно преподаватели, которые тоже не успевают реагировать на изменения и далеки от практики, которая принята на самих предприятиях. Преподавателям спецдисциплин тоже нужна переподготовка. Опыт есть — тот же КАМАЗ и «Нижнекамскнефтехим», и эту практику надо расширять, подчеркнул Фаттахов.
Наконец, министр кинул камешек в огород самих предприятий. Талантливые ребята стремятся получить наилучшее образование — и хорошую работу, подчеркнул он. И, само собой, уезжают, выбирая престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Так что предприятиям тоже необходимо создавать высокооплачиваемые рабочие места, иначе республика проиграет битву за таланты, намекнул он.
ЗАРПЛАТА МАСТЕРОВ ПРОФОБУЧЕНИЯ МЕСТАМИ НЕ ДОТЯГИВАЕТ ДО 9 ТЫС. РУБЛЕЙ
Глава минстроя РТ Ирек Файзуллин, отчитываясь за стройкомплекс, заметил: в отрасли работают свыше 103 тыс. человек. То есть каждый десятый занятый в экономике РТ. Это и промышленность стройматериалов, и архитектурно-строительная деятельность, и ЖКХ, и собственно строительные организации.
В орбиту кластера Казанского архитектурно-строительного университета входят пять колледжей, всего здесь обучается свыше 12 тыс. человек. В 2016 году выпускниками кластера стали почти 3,1 тыс. человек. Есть и свой ресурсный центр — на базе Казанского строительного колледжа. При нем сегодня открывается учебно-образовательный центр «Технониколь», а 25 ноября — стройкомпании «ЮИТ», порадовал министр. «Всего мы предполагаем создать четыре ресурсных центра», — сказал Файзуллин.
Главная проблема — некому учить, хромает материальная база. Говоря об этом, бодрый тон министра сменился некоторым смущением. И тем не менее Файзуллин не стал скрывать — размер зарплаты мастера производственного обучения, допустим, в Камском стройколледже им. Батенчука — 8831 рубль! Спрашивается, кто будет работать за такие деньги? Да, несколько исправили ситуацию за счет ресурсных центров, но это все же не решает проблемы. Кроме того, помимо кластера КГАСУ, есть и ряд частных учреждений, где, если перефразировать Файзуллина, просто штампуют дипломы...
Вместе с тем есть и дефицит рабочих рук на рынке труда. Заполняют его стройфирмы порой случайными людьми, которые зачастую не имеют достаточных навыков, не говоря уже о банальном незнании техники безопасности. Принимают и гастарбайтеров: иностранцев в стройсфере РТ — 3575 человек, плюс выдано 21,9 тыс. патентов на временную работу, еще 11,4 тыс. человек привлечены на основе трудовых договоров.
IT-СФЕРА В БЛИЖАЙШИЕ 5 ЛЕТ ПОТРЕБУЕТ 20 ТЫС. СПЕЦИАЛИСТОВ. А ПОКА ЧЕМПИОНОВ WORLDSKILLS ТАТАРСТАН ГОТОВИТ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ
Еще один профильный доклад по сфере минсвязи озвучил министр Роман Шайхутдинов. Мировой рынок информационных технологий оценивается в $1,7 трлн., львиную долю которого давно и надежно проглотили США. Сфера IT наиболее быстро растет в мире, но Россия занимает лишь 1%, констатировал он. Тем не менее средний темп роста в российском сегменте — 70%, и потенциал роста в ближайшие 5 - 7 лет остается высоким.
Выработка на одного специалиста в этой сфере в РТ — более $24 тыс. в год, а в IT-парке это более $65 тыс. ежегодно. «В Иннополисе еще больше», — немного загадочно отметил Шайхутдинов. А всего в IT-сфере на 1 января работают 1,6 тыс. компаний при численности работников в 14,5 тыс. человек. При этом средняя зарплата в этой отрасли — 37 тыс. рублей ежемесячно. Неудивительно, что примерно 70% специалистов спят и видят себя где-нибудь в Кремниевой долине, зарплаты в которой так удивили Минниханова в ходе недавнего американского вояжа, что президент РТ даже поинтересовался, как чувствует себя человек, получающий такие деньги.
IT-сектор также требует мозгов, которые нацелены отнюдь не на то, чтобы копать от забора до обеда. 12 вузов и 22 техникума готовят специалистов в области информационных технологий, привел статистику министр связи РТ. Несмотря на то, что в этом году из их стен вышли 1,4 тыс. человек, а на будущий год планируется 2 тыс. человек, этого недостаточно. Потребность превышает планку в 3,5 тыс. человек в год. Причем процент конверсии — то есть трудоустройство по специальности в первый год после получения диплома — не превышает 70%, заметил Шайхутдинов. Источник кадров, таким образом, и вся страна, и весь мир: тот же Иннополис стал магнитом для половины своих специалистов (а всего там, напомним, 2,5 тыс. человек). А в ближайшие 5 лет отрасль способна «проглотить» около 20 тыс. специалистов!
Как раз в этой сфере аховый разрыв между уровнем образования и требованиями рынка: слишком быстро меняются технологии! В результате даже к WorldSkills по этим компетенциям готовить парней приходится за границей. Например, к чемпионату-2017 два студента уже год стажируются в Южной Корее, на базе компании Samsung.
Одна из причин этого — опять-таки устаревшие профстандарты и слишком долгое время подготовки: на Западе профессии учат год, в России — как минимум полтора-два. «А в ресурсном центре, Рустам Нургалиевич, у нас вообще подготовка 300 часов, из которых половина времени — это практика», — обратился Шайхутдинов к Минниханову.
«ОКОЛО 70 ПРОЦЕНТОВ ПРЕТЕНДЕНТОВ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ»
Последним на трибуны вышел гендиректор КМПО Дамир Каримуллин, который взбодрил собравшихся взглядом на проблему образования со стороны работодателя. Он прямо заявил, что на его предприятии очень часто приходится сталкиваться с низким уровнем подготовки выпускников из-за того, что, несмотря на изменившийся мир, в учебных заведениях далекие от реального производства преподаватели продолжают учить по старинке, по утвержденным много лет назад программам.
«Мы видим, что в ближайшие годы принципиально изменятся не только набор требований и компетенций специалистов, но и многие профессии просто канут в лету, исчезнут с рынка. Взамен появятся новые. Изменятся требования к отдельным профессиям: конструкторы должны будут иметь компетенции в области маркетинга и управления проектами, экономисты должны будут подробно разбираться в технологиях цветного литья», — рисовал свой взгляд на недалекое будущее гендиректор КМПО.
Однако нынешние образовательные учреждения не хотят глядеть вперед, они снабжают выпускников неким унифицированным набором компетенций, которых оказывается недостаточными для работы на предприятиях. В итоге заводам и фабрикам приходится тратить ресурсы и время, чтобы довести такой кадровый «полуфабрикат» до нужного уровня.
«Более 600 человек ежегодно устраивают на завод. Как показывает наш опыт, около 70 процентов претендентов не соответствуют требованиям по уровню профессиональной пригодности», — заявил Каримуллин. Он добавил, что обучать и переобучать их приходится на базе собственного учебного центра. Спрашивается, для чего тогда работают вузы, ссузы, ресурсные центры?
Тот же самый вопрос, видимо, возник в голове у премьер-министра РТ Ильдара Халикова, поэтому он обратился к директору профильного для КМПО Казанского авиационно-технического колледжа имени Дементьева Ильгизу Залалову с вопросом: «62 процента специалистов, которые приходят от вас, приходится переобучать на предприятии, с чем это связано?» Но ответ услышал не очень внятные оправдания про дуальное обучение.
На помощь ему пришел сам Каримуллин, который признался, что «турбинный двигатель — достаточно сложный механизм», так что федеральная образовательная программа недостаточна для подготовки спецов для его предприятия. Но тут уже в дискуссию включился президент РТ, который не стал сглаживать острые углы.
— Ресурсные центры — это полностью наши полномочия, мы потратили на них большие деньги, привлекли наши предприятия. Почему ресурсными центрами не руководят главные заказчики? Почему выпускники ресурсных центров не готовы к производственным процессам? Почему мы ресурсные центры не отдаем для подготовки и переподготовки специалистов? Зачем они нам нужны? Зачем там три года держать и мучить людей? Что, вы не можете пересмотреть свое отношение? — возмущался Минниханов.
— У нас в ресурсных центрах есть краткосрочные программы, мы их все по этим критериям оцениваем, — пытался что-то объяснил Залалов.
— Не надо. Вы все рассказывали, какие вы молодцы, а вышел директор и всем вам дал оценку, — не дал сказать Минниханов.
— Рустам Нургалиевич... — пытался что-то еще добавить директор колледжа.
— Слушайте меня! Директор технического университета — вы все молодцы. Но молодцы, как вы сами [себя] видите. У нас есть вертолетный завод, моторостроительное предприятие, но если он [преподаватель[ не знает, что там творится, чему он может обучить? — возмущался президент РТ.
«ВЫ ЗНАЕТЕ, ВО СКОЛЬКО НАМ ОБОШЕЛСЯ КАЖДЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР? ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ?»
Он напомнил, что ресурсные центры могут вести преподавание по тем программам, которые необходимы республике и утверждаются в РТ.
«С чего это вы взяли, что ресурсные центры должны по этой колее ездить? Если нужны будут IT-специалисты, мы все бросим и будем их готовить, — привел в качестве примера Минниханов. — Ресурсные центры — это не место, где перед армией можно какое-то время перекантоваться, — продолжал возмущаться президент РТ. — Вы не готовьте так, как у вас там написано, вы готовьте то, что им нужно. Встретьтесь с директорами заводов и спросите у них. Вы готовите то, что умеете делать, кому это нужно? Мы и по университетам должны такую работу провести. Как вы привыкли, так вы и работаете. Вы знаете, во сколько нам обошелся каждый ресурсный центр? Для чего мы это сделали? Чтобы изменить эту ситуацию», — продолжал обрушивать критику на головы руководителей учебных заведений.
Досталось на орехи и министру образования Фаттахову, которому «ставилась такая задача», и министру труда Зариповой: «Эльмира, вы тоже не статисты, все эти процессы надо регулировать!»
Шамиль Агеев (второй справа) обратил внимание президента на проблему посещаемости студентами лекций, в том числе и по той причине, что им приходится зарабатывать себе на жизнь
В итоге Минниханов дал задание руководителям ресурсных центров работать в тесной связке с предприятиями, а предприятиям — подключиться к обучению молодых кадров. Обучение в РЦ должно вестись, в том числе и по узким специальностям, необходимым конкретным предприятиям, обозначил политику президент РТ.
«Бюджетные деньги должны идти на то, чтобы мы обеспечивали нашу экономику нужными специалистами. Нет такого — специалист широкого профиля. Специалисты должны быть узкого профиля и их постоянно нужно переподготавливать», — дал задание президент.
После такой разгромной речи вопрос решился задать глава ТПП РТ Шамиль Агеев. Он обратил внимание президента на проблему посещаемости студентами лекций, в том числе и по той причине, что им приходится зарабатывать себе на жизнь. Минниханов высказался в том смысле, что учеба прежде всего. «Если он будет работать, как будет учиться? — считает он. — Пропускать занятия, получать зачеты за деньги, а в итоге он никому не нужен. Вы же сами не поставите за станок, который стоит миллионы долларов непроверенного и необученного человека?!»
Президент РТ пообещал, что этим совещанием работа по повышению квалификации кадров не закончится, он считает, что работу также нужно продолжить на уровне вузов. По итогам этого процесса будут выработаны решения правительства РТ.
НУЖНА ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: БУДУЩИЙ ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН ПОЛОВИНУ ВРЕМЕНИ РАБОТАТЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Оценить глубину проблемы «БИЗНЕС Online» предложил участникам рынка.
Сергей Майоров — председатель правления ассоциации «Машиностроительный кластер РТ»:
— Сейчас срок жизни любого продукта сокращается. Мы это видим по тому, как быстро меняются телефоны, смартфоны и тому подобное. И знания устаревают так же быстро, как и любой продукт. Может быть, даже еще быстрее! Поэтому мне видится единственный вариант — дуальная система образования. Которая предполагает, что учащийся второго-третьего курса вуза в зависимости от программы начинает часть своего времени проводить на том предприятии, на которое он будет сориентирован. То есть на третьем курсе он пять дней учится в вузе, а один день — на предприятии. На четвертом курсе он проводит на предприятии уже два дня, а на пятом — уже три дня... И только тогда он уже на следующий день после окончания вуза будет готов выполнять те задачи, которые ставит перед ним предприятие.
Сегодня мы видим иную картину. Образование оторвано от реальных задач, которые есть на предприятии. И выпускника приходится доучивать, а еще хуже того — переучивать. Потому что и материальная база в вузах не всегда соответствует тому уровню, который сегодня есть на предприятиях, и угнаться тяжело за уровнем оборудования, на котором должен работать выпускник. А когда он в этом процессе модернизации постоянно участвует, для него не составляет никакого труда на следующий день после получения диплома приступить к полноценному выполнению своей работы.
Владимир Жуйков — заместитель председателя правления ТПП РТ:
— Проблема «доводки» специалистов, которые приходят из вузов и из техникумов на предприятия, была всегда. В том числе и в советское время. Какие бы ни применялись новшества, когда студентов с третьего, допустим, курса, закрепляли за конкретным предприятием, все равно приход на рабочее место подразумевал обязательную «доводку» специалистов. То, что происходит сейчас, это не какое-то новое веяние. Другое дело, что в техническом вузе (а я хорошо эту тему знаю, потому что в свое время работал в КАИ), раньше начиная с третьего курса была производственная практика, привязанная к какому-то конкретному предприятию. И хотя, окончив институт, человек не обязательно попадал именно на это предприятие, но он, по крайней мере, вживую видел двигатель, компрессор, слышал, как они шумят. Он видел набор станков, которые участвовали в реализации технологического процесса. То есть все, что он получил теоретически в виде схем и графиков, он мог как-то прочувствовать. Другое дело, что от практики отдача была не 100-процентной, но она была системной. Это была переходная стадия, когда человек уже более-менее вникал в производство, а в идеале на это предприятие и распределялся.
Сейчас же, на протяжении уже многих лет, в технических вузах эксперименты на лабораторных работах стали считаться очень дорогостоящими, а к этому времени резкий скачок сделала компьютерная техника. Поэтому практически все «живые» лабораторные работы заменили виртуальными моделями. В результате студент перестал ощущать технику — и это еще ухудшило конечную подготовку. К тому же хоть и раньше на заводах зарплаты были не ахти, но с учетом прогрессивок и премиальных дельные инженеры в совокупности набирали неплохую зарплату. Материальный стимул на заводах был. Неплохо бы его поднять и сейчас.
Я думаю, что, если мы хотим реально стимулировать реальный сектор экономики, реальные отрасли крупного и малого бизнеса, нам надо делать целевые наборы. И перед вузом ставить конкретную задачу на подготовку адаптированного специалиста уже к конкретному предприятию.
Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Электроприбор»:
— Я считаю, что готового специалиста из выпускника высшего учебного заведения или средне-специального получить невозможно. Безусловно, он будет обладать какими-то базовыми знаниями, но не в полной мере, не достаточными для применения на промышленном предприятии, потому что у каждого предприятия есть своя специфика.
Безусловно, хороший, грамотный и талантливый выпускник будет требовать больше денег, потому что он себя оценивает выше, но полным объемом знаний он все равно не обладает, поэтому у нас на заводе организована система обучения. В отделе технического обучения вновь пришедшие специалисты без разрядов проходят необходимые курсы в соответствии с утвержденными программами и применительно к нашим потребностям. Им присваивается разряд — и дальше совершенствование этих работников происходит также через отдел технического обучения. Это нормально.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 159
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.