ОБСУЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА-2011 В ЧЕЛНАХ ВЫЛИЛОСЬ В ДИСКУССИЮ О  ПРОБЛЕМАХ, ВЫЗВАННЫХ СНЕГОПАДОМ

На вчерашней сессии горсовета Набережных Челнов принято решение пересчитать затраты на ремонт челнинских дорог – по мнению ряда депутатов, они сильно завышены, и миллиардных кредитов этот ремонт не стоит. На сессии также объявили о создании рабочей группы депутатов для выяснения вопроса, кто виноват в катастрофической ситуации на дорогах автограда. Не исключено, полагает мэр, что виновата природная аномалия.

«НАД ДОРОГАМИ ВИТАЕТ МАТ»

Шестое заседание горсовета, на котором депутаты обсуждали и принимали бюджет города на следующий год, оппозиционный депутат Сергей Еретнов начал с предложения внести в повестку дня обсуждение «катастрофы на дорогах города» из-за обильного снегопада и «бездействия властей». «В городе над дорогами витают мат и ругань. Народ возмущен ситуацией с уборкой снега, а администрация молчит. Ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из исполкома извинился за ЧП в дорожной системе города» - «Хорошо, хорошо, - устало, казалось, сдался мэр, - предложение принято…» - «Предложение принимается?» – радостно удивился депутат. Василь Шайхразиев тут же спохватился: «Нет-нет, принимается в том плане, что мы вас услышали». И добавил, что повестку дня утверждает президиум и менять ее сейчас нельзя.

«Простите, Василь Гаязович, причем здесь президиум?! - возмутился депутат, - А если после президиума ситуация в городе резко изменилась, неужели депутаты через месяц ситуацию должны рассматривать? Вот сейчас случилась катастрофа с управлением города – с уборкой снега. Неужели это недостойно внимания депутатов горсовета? Это нас не касается всех? Вынесите вопрос на голосование тогда, и пусть депутаты от Единой России проголосуют против обсуждения…», - депутат продолжил речь, но микрофон к тому времени ему уже отключили (отключать микрофоны депутатам мэр города предложил пару сессий назад, и, видимо, обещание сдержал).

ПРОТИВ БЮДЖЕТА - ЧЕТВЕРО

Прогноз социально-экономического развития города на 2011-2013 года и бюджет на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов, о которых газета «БИЗНЕС Online» подробно писала, бурно обсуждались на публичных слушаниях и постоянных комиссиях. Несмотря на это, критика докладов замруководителей исполкома Наталии Кропотовой и Брилиант Ризатдиновой все-таки прозвучала и на сессии. И хотя прогноз и бюджет были приняты депутатами, однако приняты не единогласно: трое против, один воздержался. Эти четверо народных избранников, составляющих оппозицию в горсовете автограда, собственно, и «атаковали» двух докладчиков.

После презентации председатель постоянной комиссии по экономической политике и бюджету Марат Нуруллин, представляющий Единую Россию, предложил принять прогноз развития города и бюджет города, объяснив, почему в бюджете не хватает денег на все необходимые проекты. «В соответствии с федеральным законодательством многие полномочия передаются на региональный и муниципальный уровни, но, к большому сожалению, без передачи финансирования. К сожалению, бюджетная система строится сверху вниз», - объяснил он критикам бюджета. По словам Нуруллина, основная масса налогов передается в федеральный бюджет, и город «не оставляет всю сумму собираемых налогов, которую мог бы использовать». Это заявление прозвучало неожиданно, вероятно, и для главы финуправления Ризатдиновой, которая на прошлой неделе заявила, что фактически сумма переданных налогов возвращается в город в полном объеме (дословно: «Сколько город собирает налогов  – столько же забирает обратно»). Спорить с Нуруллиным она, впрочем, не стала.

ИЗ-ЗА ПОВЫШЕНИЯ ЕСН ГОРОД НЕ ДОБЕРЕТ И НДФЛ

Депутат озвучил и опасения властей по уходу «заработной платы в тень», имея в виду, скорее всего, повышение страховых отчислений для бизнеса до 26-34%: «Это нужно признать, не надо закрывать глаза и говорить, что этого не будет. Соответственно та часть, которую мы получаем в виде налогов на доходы физических лиц, может резко сократиться».

БОЯТЬСЯ КРЕДИТОВАТЬСЯ НЕ НАДО?

В ответ на критику, прозвучавшую еще на заседаниях постоянных комиссий, что бюджет и так сильно зависит от кредитов (75 млн. рублей в бюджете 2011 года заложены на выплаты процентов по прошлым заимствованиям),  Нуруллин заявил, что «бояться кредитоваться не надо». Аргументировав это тем, во-первых, что запланированные мероприятия не могут быть осуществлены исходя из времени поступления денег в бюджет: «Наивно думать, что допдоходы, которые поступят по итогам второго-третьего кварталов, могут пойти на ремонт дорог, который нужно начинать, как минимум, весной». Во-вторых, казанским опытом – у столицы, по его словам, сегодня 18 млрд. рублей долга. В-третьих, процентные ставки по кредитам сегодня, полагает Нуруллин, достаточно приемлемые.

ЧЕЛНИНСКИЕ ДОРОГИ ДОРОЖЕ МЮНХЕНСКИХ

«Если кто-то ожидает от меня боя – я уже чувствую по взглядам некоторых – боя не будет», - начал депутат Ильдус Камалов, попросив слова для изложения позиции коммунистов по бюджету «телеграфным текстом». Мэр улыбнулся и слово предоставил. Телеграфный текст, однако, занял минут десять, и выглядел, как самое настоящее боевое выступление. Главным аргументом стала справка коммуниста по вопросу стоимости ремонта дорог, в том числе, проспекта Мира.

«На ремонт необходим один миллиард рублей, на погашение процентов по кредиту уйдет еще 400 миллионов рублей. При длине проспекта 5,17 километра, на ремонт каждого километра «кто-то» закладывает 268 миллионов рублей», - удивился Камалов. «84 миллиона рублей за километр», - уточнила  Ризатдинова. Однако коммунист поставил ее слова под сомнение и заявил, что в мире таких расценок, как 268 миллионов рублей за километр, нет. Стоимость нового автобана в США, начал Камалов приводить цифры, переведя все на рубли, от 37 миллионов рублей в Вирджинии до 260 миллионов рублей в Нью-Йорке. В Китае – 93 миллиона рублей за км. В России средняя стоимость строительства новых дорог, по словам Камалова, составляет 195 миллионов рублей за километр. Ремонт дороги в Мюнхене обходится в 112 миллионов рублей. В Челябинске ремонт дорог обошелся в 54 миллиона  рублей за километр. «Мы будем добиваться создания комиссии для проверки проектно-сметной документации и тендеров на ремонт дороги», - заявил депутат.

Вообще же проект бюджета, считают коммунисты, не отражает приоритетов развития страны и игнорирует инициативы президента России Дмитрия Медведева по инновационному развитию. Депутат Татьяна Гурьева пожаловалась на сложность и непрозрачность бюджета. «Даже я, имея высшее экономическое образование, не разберусь без его составителей, что подразумевается под той или иной цифрой. Это дает возможность манипулирования средствами», - заявила она.

КТО РАБОТАЕТ, А КТО «НУЛЕВОЙ»

Один народный избранник, обеспокоенный тем, что прения покажут по ТВ, попросил депутатов (читай – оппозицию) больше вопросов задавать на постоянных комиссиях, а не на сессии: «Может, проводить собрания перед сессией? Раньше мы всегда вопросы между собой обсуждали. Все-таки нас сегодня будет смотреть город, и выглядеть мы будем некрасиво».

Мэр, однако, инициативу не поддержал, по-своему аргументировав отказ: «И очень хорошо, что нас будут видеть: кто работает, а кто просто использует трибуну для высказывания претензий, а на самом деле он «нулевой».

ЗА ДОРОГИ КОМУ-ТО ПРИДЕТСЯ ИЗВИНИТЬСЯ

 Еретнов попросил чиновников ответить коммунистам, действительно ли стоимость ремонта дорог она завышена: «Либо они врут, либо врет бюджет. Где правильная цифра?». Ризатдинова пообещала представить расчеты, а мэр предложил создать совместную рабочую группу для выяснения вопроса. Недовольно заметив, что, если Камалов окажется прав в своих вычислениях, его поблагодарят от всего депутатского корпуса: «Если же вы умышленно вводите в заблуждение нас, вам придется перед депутатами и горожанами извиниться».

КТО ВИНОВАТ В ТРАНСПОРТНОМ КОЛЛАПСЕ?

В конце сессии выяснилось, что предложение Еретнова по обсуждению катастрофы на дорогах города, вызванной снегопадом, «запоздало»: вопрос уже был обсужден… на заседании фракции Единой России за полчаса до начала сессии: «Обсудили в том числе и то, что там витает в воздухе выше уровня снега (мэр, видимо, имел в виду нелицеприятные отзывы горожан о работе городских служб, коротко говоря, мат - ред.). Было принято решение о создании депутатской группы, чтобы выяснить, почему ответственные руководители города допустили подобное. Есть ли в том их вина, или все дело в природной аномалии», - заявил глава города.

И поблагодарил главу Челныводоканала Уела Хусаинова за безвозмездное выделение пяти самосвалов городу для уборки снега, а также руководство КАМАЗа. Но КАМАЗ, впрочем, как выяснилось, выделил пять машин не за просто так – городу теперь необходимо найти 11 млн.рублей, чтобы рассчитаться за них с автогигантом.

Сергей Афанасьев