«КОНСТИТУЦИЯМИ РФ И РТ ПРОВОЗГЛАШЕНА ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ. У НАС ВОЗНИКАЕТ ЗАКОННЫЙ ВОПРОС...»

Круглый стол, на который были приглашены фермеры, пайщики земельных участков, а также представители ряда министерств, ведомств и контролирующих органов, прошел в казанском Кремле под руководством председателя Общественной палаты РТ Анатолия Фомина, что значительно повысило статус мероприятия. С самого начала стало понятно, что легким разговор не получится. В докладе на тему «Современное состояние земельных отношений в РТ относительно фермерских хозяйств и крестьянских подворий» председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Камияр Байтемиров выразил серьезную обеспокоенность ситуацией в республике с оформлением прав собственности на землю сельхозназначения.

«Конституцией РФ и Конституцией РТ провозглашена частная собственность на землю. У нас возникает законный вопрос: почему крестьяне не могут соответствующим образом оформить земельные паи по первому требованию? Это вопрос к тем исполнительным органам власти, которые непосредственно ведут эту работу», — начал он довольно таки резко. По словам Байтемирова, в сельской местности в России проживает более 36,5 млн. человек, в том числе в Татарстане — 943 тысячи. Из них 403 тыс. занимаются сельхозпроизводством в крестьянских подворьях.

«Если мне сейчас скажут о том, что, согласно данным Татарстанстата, 98% паевых земель оформлены в собственность, мне останется выключить микрофон и рассмеяться. Оформление любой собственности, в том числе и земельного участка, завершается только тогда, когда она проходит через регистрационную палату. Но в Татарстане через Регпалату прошло только чуть больше 20 тыс. крестьянских подворий. А остальные? Земельный пай в едином массиве. Крестьяне не знают где эти единые массивы. К тому же эти массивы свободно перебрасываются из одного муниципального образования в другое», — сказал глава фермеров Татарстана, отметив, что переброска земельных массивов происходит не без ведома министерства земельных и имущественных отношений РТ.

Камияр Байтемиров Камияр Байтемиров

«МЫ ЗДЕСЬ ХОЗЯЕВА: КАК РАСПОРЯЖАЛИСЬ РАНЬШЕ ЧУЖОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, ТАК И СЕЙЧАС БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ ЭТО ДЕЛАТЬ»

По словам Байтемирова, есть много случаев, когда крестьянские подворья, отдавшие в свое время паи в аренду агрохолдингам, после завершения срока аренды не могут получить землю обратно: «Агрохолдинги идут на прямой подлог: оформляют фиктивные документы, на договорах ставятся подписи уже умерших людей. Мы об этом постоянно говорим и исполнительной, и законодательной власти республики. Но почему-то реакции нет», — обвинил он, отметив, что, когда завершается срок аренды муниципального земельного участка, на котором работает фермер, то его всеми силами пытаются с насиженных мест убрать, невзирая на то, что этот фермер рассчитывал аренду земли продолжить, закупил технику, оборудование, вошел в разные госпрограммы поддержки. «Мы кого терроризируем? Понятно, что фермера. Но и заодно государство терроризируем — оно затрачивает немалые средства на то, чтобы сельские территории развивались, развивалось сельское предпринимательство. А в итоге получается все наоборот».

«Президент РТ Рустам Минниханов постоянно говорит о развитии агропромышленного комплекса, о развитии села и сельского бизнеса, но в муниципальных районах, почему то все изворачивается таким образом, как будто специально хотят дискредитировать земельные отношения: „Мы здесь хозяева: как распоряжались раньше чужой собственностью, так и сейчас будем продолжать это делать“. Это долго продолжаться не сможет», — подчеркнул Байтемиров. Он призвал наметить дорожную карту, чтобы в течение трех-пяти лет закончить земельную реформу, ввести свободную куплю-продажу, аренду и субаренду земли. «У нас наконец-то должна появиться инфраструктура земельных отношений. Сейчас купля-продажа земли по большей части находится в теневом обороте, где мимо бюджета проходят колоссальные средства. Нужно создать земельный банк, который позволит получить дополнительные средства для развития всех сельхозтоваропроизводителей», — предложил он, сказав, что реализации этого предложения ничего не мешает.

По словам Байтемирова, в земельный банк можно было бы закладывать соответствующим образом оформленные земельные участки и под них получать дешевые кредиты. «По моим оценкам, 94 - 96 миллиардов рублей мы можем дополнительно привлечь в сельское хозяйство. Сейчас банк может принять землю в залог, а может и не принять, если посчитает участок неликвидным. А почему? Потому что нет механизма возврата этих земель, какие существуют в других странах», — обрисовал свою идею глава фермеров Татарстана.

Пока же, по мнению Байтемирова, каждый понимает земельную реформу по-своему. «Если пришел крупный инвестор, агрохолдинг, то в муниципальном поселении все сразу руки поднимают и сдают своих крестьян, земельные паи и даже коров, которые потом уходят на мясокомбинат. Разве так должно быть? Прежде чем принимать решение, необходимо руководствоваться интересами местных людей», — отметил он, закончив свою пламенную речь словами народного академика Терентия Мальцева, который сказал, что «земле нужен хозяин, и хозяин преданный». «А самым преданным хозяином земли является крестьянин, который здесь живет», — заключил он.

«МОЯ СВЕКРОВЬ УМЕРЛА 12 ЛЕТ НАЗАД. А ТЕПЕРЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО 10 ЛЕТ НАЗАД ОНА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В СОБРАНИИ. ПОЧЕМУ ДОМОЙ НЕ ЗАШЛА?»

Затем участникам круглого стола был продемонстрирован документальный фильм, снятый известным татарстанским журналистом и бизнесменом Искандером Сиразиевым. В нем было рассказано несколько историй о противостоянии селян и фермеров с агрохолдингами и местными властями. Так, Фарид Ибятов из села Каменный Брод Буинского района Татарстана занимается фермерством с 2000 года, но оформить землю никак не может. «У нашей семьи 11 паев на бумаге, а земли нет», — жалуется он. Ибятов заключил договоры аренды земельных участков с 78 местными пайщиками сроком на 11 месяцев, до весны 2017 года. По его словам, Регпалата под любым предлогом отказывается оформлять договор аренды на больший срок. «Осенью попытался начать обработку участка, приехало все руководство района, милиция, прокуратура, требуя прекратить работы. Оказалось, что земли находятся в аренде у холдинга «Ак Барс», хотя жители никаких собраний не проводили и не подписывали договоры аренды. Более того, в протоколах собраний есть даже подписи умерших ранее людей. «Говорят, что мы заключили новые договоры с холдингом „Ак Барс“ на 10 лет. А мы и старые договоры не подписывали. Мы со всеми посмотрели — это не наши подписи. Моя свекровь умерла 12 лет назад. А теперь оказывается, что 10 лет назад она принимала участие в собрании и поставила свою подпись под договором аренды. Я вот думаю: а почему она к нам тогда домой не зашла, не проведала родственников?» — горько шутит одна из жительниц села Махмутова. По ее словам, за аренду земельных паев холдинг дает по два центнера пшеницы. «Нет соломы, нет сена. Мы не можем держать коров, только кур. А налоги за землю мы платим», — пожаловалась пайщица, потребовав у агрохолдинга вернуть землю.

Продолжая свое повествование, фермер Ибятов рассказал, что он также 10 лет арендовал и обрабатывал 100 га земли, которые принадлежат некоей приезжей женщине. Но в этом году этом участке засеял родной брат главы администрации Буинского района — права на аренду перешли к нему. Как рассказала хозяйка, она была вынуждена уступить давлению — ей угрожали найти формальную причину отнять землю.

Другая история. Ильнур Зинатуллин владеет в Альметьевском районе 14 га сельхозугодий. Документы все оформлены как надо, но пользоваться землей он не может — участок захватило «Петровское предприятие нерудных материалов», организовав там добычу песка и гравия. При этом предприятие прикрывается лицензией, которая выдана на другой земельный участок, расположенный в 6 км от участка Зинатуллина. «Об этом знает администрация Альметьевского района, сельхозуправление, прокуратура района, следственный комитет, управление по борьбе с экономической преступностью — и никто никаких мер не принимает и незаконный карьер не закрывают. Администрация района даже пытается у Ибатуллина эту землю отнять — якобы в интересах муниципалитета. Только отнимать у собственника землю в пользу коммерческой структуры не очень похоже на муниципальный интерес», — говорится в видеоролике.

По завершении просмотра заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ Фаяз Шакиров рассказал, что в 2006 году «Петровскому предприятию нерудных материалов» была выдана лицензия на добычу песка и щебня на муниципальной земле. «Здесь прозвучала информация, что они работают в 6 километрах от лицензионного участка на земле сельхозназначения. Мы об этом не знали. Прошу направить на имя министра письмо, и мы этот факт обязательно проверим», — предложил он. «Неоднократно такие письма в адрес вашего министерства и федерального агентства по недропользованию отправлялись. У нас есть ответы от вашего министерства, к сожалению, в них говорится, что нарушений нет, — неожиданно эмоционально встрял Сиразиев. — Так что ваши слова — это просто отговорка!» Фомин прекратил нарастающую перепалку: «Давайте без вот этого!» «Мы обязательно проконтролируем, чтобы это письмо было написано, и, я думаю, что результат будет», — попытался сгладить ситуацию член ОП Артур Мустаев.

Фаяз Шакиров и  Тахир Хадеев Фаяз Шакиров и Тахир Хадеев

ТАТАРСТАН ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ ОПЫТОМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ?

Отметим, что о похожей истории не так давно рассказывал и «БИЗНЕС Online» — как у 88 жителей села Шигаллеево через подделку подписей увели паи общей площадью 440 гектаров. Позднее за эти земли развернулась нешуточная война между структурами главы группы ТФБ Роберта Мусина и Рамилем Губайдуллиным — сыном бывшего соратника Мусина — Рината Губайдуллина. На днях Пестречинский районный суд, в который Верховный суд РТ вернул дело, вновь отказался удовлетворять иск шигалеевцев о возврате паев, ссылаясь на истечение срока исковой давности.

«Таких случаев мы можем набрать сотни, — подтвердил Мустаев. — Как в таких условиях развивать малый сельский бизнес?» Он призвал изучить опыт Краснодарского края, где тоже проблема земли стоит остро. По словам Мустаева, при губернаторе края была создана независимая рабочая группа по вопросам защиты прав граждан при использовании земель сельхозназначения и открыта горячая линия в местном минсельхозе. По его словам, за последние месяцы рабочая группа рассмотрела порядка 100 обращений и помогли заявителям выиграть в 10 судебных разбирательствах, защитив права около 110 человек.

Мустаев предложил создать в Татарстане аналогичную рабочую группу для оперативного решения возникающих проблем и включить в состав депутатов Госсовета, бизнес-омбудсмена, представителей минземимущества РТ (которые, кстати, проигнорировали приглашение на круглый стол), минсельхоза РТ, прокуратуры РТ, Росреестра, ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ, а также юристов Общественной палаты РТ. В качестве первого шага Мустаев предложил открыть горячую линию, куда со своими земельными проблемами может обратиться любой желающий житель села. «Каждое обращение будет регистрироваться, группироваться по темам и доводиться до членов рабочей группы для принятия решений. Иначе, на мой взгляд, эту ситуацию никак не решить — она будет переходить из года в год. Сейчас фермеры и пайщики находятся один на один со своими проблемами, а в судах они сталкиваются с высококвалифицированными юристами агрохолдингов», — подчеркнул он.

Предложение поддержал председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. «Мы с вами живем в правовом государстве. И права владельцев земли должны быть, безусловно, защищены. Все институты для отстаивания прав есть, просто правоохранительным органам надо исполнять свои обязанности. Наша беда в том, что мы поднимаем проблемы, а потом про них забываем», — сказал он, предложив собираться в таком формате раз в квартал и обсуждать проблему. «Если кто-то за вас подписывает документы и даже возвращается с того света, то это предмет для разбирательства правоохранительных органов», — подчеркнул Хадеев.

Артур Мустаев Артур Мустаев

«А ЕСЛИ САМ ПРОКУРОР РАЙОНА ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ИЗГНАНИИ ФЕРМЕРА С ПОЛЯ?»

Когда дошло дело до выступления главного советника организационного отдела управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Юрия Корнилова, то оказалось, что власти республики хорошо знают об этой проблеме. «Она была предметом рассмотрения на мартовском заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ. Там были определены приоритеты и исполнители, даны поручения президента РТ органам местного самоуправления, минземимущества РТ и органам госрегистрации. Но я вижу, что нужно вновь вернуться к этому вопросу и прорабатывать те факты, которые сегодня были обнародованы. Фильм представляет интерес, и мы самым внимательным образом изучим факты, изложенные в нем», — пообещал Корнилов.

«А как вы смотрите на создание рабочей группы? Есть ли необходимость в создании горячей линии?» — спросил у него Мустаев. «Вообще-то у нас уже есть подобные ресурсы — это „Народный контроль“. Там обращения граждан фиксируются и направляются в соответствующие органы. Если у наших фермеров имеется активная гражданская позиция, они туда обращаются», — ответил Корнилов. Впрочем, по его словам, нет ничего страшного, если произойдет дублирование функций. «Давайте создадим рабочую группу. Главное, чтобы она работала объективно и с положительным результатом. Только в нее надо обязательно включить представителей федеральных структур и госрегистрации, потому что к ним очень много вопросов», — сказал Корнилов.

Прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РТ Мария Филиппова, внимательно слушавшая выступления, предложила фермерам активнее обращаться в районную прокуратуру, если они считают, что их права нарушаются. «Если вы уже обращались, но ответы вас не удовлетворили, вы можете обратиться с письмом на имя прокурора РТ Илдуса Нафикова. Ваше обращение будет взято на контроль и отработано по всем вопросам, которые вы отразите в обращении», — сказала Филиппова.

На это Зинатуллин отметил, что он уже обращался в прокуратуру РТ, но оттуда письмо возвращалось с Альметьевскую прокуратуру, а та отдает письмо тому, на кого он жаловался. «Да, мы сначала отправляем обращение по территориальной подведомственности. Если в первый раз вы на свое письмо не получили удовлетворительного ответа, то повторное письмо будет взято на контроль прокурора РТ», — пояснила Филиппова. Тут не выдержал Байтемиров: «А если сам прокурор района принимает участие в изгнании фермера с поля? Мы выезжали туда, хотели встретиться в прокурором Буинского района, но он не нашел времени для общения с нами. Как это объяснить?»

Затем он высказал свое сомнение в том, сможет ли рабочая группа справиться с решением проблемы. «Не будем ли мы решать частные проблемы отдельных фермеров? Одного, двух, десяти, сотни. А у нас почти 400 тысяч действующих крестьянских подворий! Нам надо торжество закона, а не ручное управление. Законы выходят, но они не исполняются, уважаемые коллеги. Здесь масса проблем. Я не хочу никого обвинять, но почему так происходит, нам непонятно», — сказал он, предложив участникам форума ответить для самих себя — кто такие крестьяне? Они по-прежнему наемные рабочие или они собственники этих земель? В итоге Байтемиров согласился с предложением создать рабочую группу, но, по его словам, она должна заниматься не только решением частных проблем, но и разрабатывать рекомендации властям: «Как нам с этой ситуацией быть, что мешает нам исполнять законы? Как сделать так, чтобы в будущем нам не нужны были горячие линии?»

Ему ответил Сиразиев, по мнению которого надо начать создавать прецеденты. «В одном районе, в другом потихонечку начнем работать. И на основании этих прецедентов мы выработаем общую практику. Системную проблему по-другому не решить. Не получится у нас сразу все в законное русло направить. Не работало 100 лет — и еще 100 лет работать не будет. Надо двигаться шаг за шагом», — сказал он.

«МИНЗЕМИМУЩЕСТВА РТ И МИНЮСТ РТ ПОСЧИТАЛИ, ЧТО ЭТО НЕНУЖНАЯ ДЛЯ ТАТАРСТАНА МЕРА»

Начальник отдела земельных и имущественных отношений минсельхозпрода РТ Алексей Дружин отметил, что в республике еще есть резервы земель для расширения крестьянских фермерских хозяйств. Во-первых, имеется 152 тыс. земляных долей, которые не востребованы собственниками — это более 35 тыс. земельных участков. По ним органы местного самоуправления еще не подали иски в суды для перевода земли в муниципальную собственность. Второй резерв — необрабатываемые земли, которые по закону могут изыматься у нерадивых владельцев. «На основе этих резервов можно создать некий фонд перераспределения земель. Года четыре назад на президиуме кабинета министров рассмотрели это предложение, было поручение Рустама Нургалиевича. Но почему-то дальше дело не пошло — минземимущества РТ и минюст РТ посчитали, что это ненужная для Татарстана мера, хотя, на наш взгляд, она была бы довольно эффективной», — сказал он.

«МЕХАНИЗМ НЕ РАБОТАЕТ — ШЕСТЕРЕНКИ НЕ КРУТЯТСЯ, ОДНА ЗА ДРУГУЮ НЕ ЦЕПЛЯЮТСЯ»

«Когда предложили организовать такой круглый стол, я отнесся к идее с большой настороженностью, так как проблема чрезвычайно сложная», — начал подводить итоги дискуссии глава Общественной палаты РТ Фомин. По его словам, сегодняшнее обсуждение лишь подтвердило эти опасения: «Мы выяснили, что есть огромное количество частных проблем фермеров и владельцев паев. И рабочая группа, которую мы можем создать, с моей точки зрения, может помогать решать как раз эти проблемы», — сказал он, признав, что рабочая группа не сможет решить все системные вопросы. «Мы видим, что правовая база практически вся есть, есть все без исключения структуры исполнительной власти — создавать чего-то нового нет никакой необходимости. Но механизм не работает — шестеренки не крутятся, одна за другую не цепляются. Есть судебное решение — оно не исполняется и так далее. Наша задача (и об это говорится в положении об Общественной палате РТ) — предостеречь власть, что здесь мы видим серьезнейшую недоработку всех органов госвласти и управления», — подчеркнул он.

Анатолий Фомин Анатолий Фомин

«Давайте будем брать какой-нибудь конкретный сельскохозяйственный район, выезжать туда и посмотреть — какая земля есть, как она распределялась, кто имеет паи, кто работает, какие инвесторы есть, есть ли проблемы у фермеров и так далее», — предложил Фомин. Также он согласился с необходимостью создать горячую линию для приема обращений по вопросам использования земель сельхозназначения и направлять их на рассмотрение в специально созданную рабочую группу для оперативного решения возникающих проблем. Руководитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РТ Тимура Нагуманова Гузель Тимергалиева предложила рабочую группу организовать в рамках совета по предпринимательству, для того чтобы еще больше поднять ее статус. Окончательно резолюция по итогам работы круглого стола будет доработана позднее.