Неожиданно зажигательной получилась вчерашняя пресс-конференция, изначально посвященная VIII международному телевизионному конкурсу молодых исполнителей «Татар моңы» Неожиданно зажигательной получилась вчерашняя пресс-конференция, изначально посвященная VIII международному телевизионному конкурсу молодых исполнителей «Татар моңы»

ПЛАНЕТАРНЫЕ ПЛАНЫ МИЛЯУШИ АЙТУГАНОВОЙ

Неожиданно зажигательной получилась вчерашняя пресс-конференция в республиканском минкульте, изначально посвященная вроде бы событию почти рядовому, а именно VIII международному телевизионному конкурсу молодых исполнителей «Татар моңы». Хотя с некоторых пор все, что связано с татарской эстрадой, пожалуй, перестало восприниматься как нечто рутинное и малоинтересное. В этой связи особенно было любопытно из первых уст узнать, что думает о дискуссиях вокруг популярного музыкального жанра, развернувшихся в последние месяцы в Татарстане, Салават Фатхетдинов. Знаменитый певец, председатель жюри «Татар моңы» и №1 рейтинга «БИЗНЕС Online» «Топ-50 самых влиятельных деятелей татарской эстрады» был заявлен среди спикеров и, кажется, еще не высказывался развернуто в СМИ на эту тему.

Впрочем, само начало пресс-конференции затягивалось, ждали как раз Салавата, не могли до него дозвониться. В итоге так и решили — начать без «гвоздя программы». Художественный руководитель «Татар моңы» Миляуша Айтуганова рассказала об истории проекта, основателем которой она стала, еще будучи заместителем генерального директора ТНВ. Оказывается, через еще один вариант татарского «Голоса» за все это время прошло уже более 4 тыс. молодых исполнителей, почти что из всех уголков земного шара, вернее, тех мест, где живут татары.

Как считает Айтуганова, у «Татар моңы» предназначение планетарного уровня: «Конкурс имеет задачей объединение татар, которые живут не только в республике, но и за пределами. Через моң, песню мы хотим привлечь как можно больше людей к национальной культуре, даже тех, кто живет и ассимилируется с другими народами. Но они через песню, через национальное внутреннее состояние, самоидентифицируются как народ». К самим исполнителям требования высоки. По словам исполнительного продюсера проекта Ильсеяр Шигаповой, моң и татарскость — главное чего ждут от конкурсантов: «Важно, чтобы в рамках конкурса приезжающие конкурсанты из разных регионов говорили на татарском языке, а не просто пели и, выходя за стены телевидения и конкурса, не понимали, о чем поют. Важно, чтобы они всегда были в рамках языка и нашей национальной культуры, чтобы конкурс для них не заканчивался только приездом в Казань на 10 дней, хотя это тоже колоссальная работа».

В этот момент в зале появился Салават и в своей шутливой манере спросил коллег: «Ни эшлибез, нәрсәгә җыелдык?» («Что делаем, для чего здесь собрались?») Одна из журналисток тем временем попросила говорить спикеров и по-русски, на что народный артист РТ Фатхетдинов достаточно громко сказал, обращаясь к соседям по президиуму и качая головой: «Как так, пришли спросить о „Татар моңы“, а сами хотят, чтобы было по-русски?»

О конкурсе же председатель жюри говорил весьма восторженно: «Это полезный для республики конкурс, так как это единственный фестиваль, который проводится без денег. Только в этом году впервые, слава Аллаху, немножко пожертвовали. Думаю, будет этому продолжение». Как объявила позже заместитель министра культуры РТ Гузель Шарипова, бюджет конкурса — это порядка 5 млн. рублей.

«ОНИ НА ЭТИ ДЕНЬГИ ОРГАНИЗОВАЛИ ВСЕГО ОДИН КОНЦЕРТ!»

5 млн. рублей — это много или мало? И здесь, естественно, выступающие не могли не вспомнить о фестивале «Үзгәреш җиле», с помпой прошедшем недавно в оперном театре. Как оказалось, Салават очень невысокого мнения о проекте директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова. По его словам, мероприятие, прошедшее в казанской опере, на русский язык вернее было перевести не как «Ветер перемен», а «Деньги на ветер». Мол, потрачено в 16 раз больше, чем на «Татар моңы», а результат? При этом он назвал цифры, которые официально нигде не фигурировали.

«В этом году дали 80 миллионов [на „Үзгәреш җиле“], в следующем эта цифра может увеличиться до 800! Таким только образом нельзя развивать нацию. Одним только концертом! Они на эти деньги организовали всего один концерт! А мы сколько лет уже делаем! А мы практически бесплатно», — возмущался артист.

Особо Салават «восхищался» таланту убеждения организаторов «Ветра перемен», которые смогли донести свои идеи до президента Татарстана. «Мне ничего не хочется говорить об этом фестивале. Со мной многие не согласятся, но раз уж сделали, смогли убедить президента, значит, это нужно было. Если бы не было этого фестиваля, то и обсуждения этой проблемы не было бы. Я сравниваю с „Татар моңы“: где „Татар моңы“ и где „Үзгәреш җиле“? Невозможно, пригласив русских из Москвы и Петербурга, улучшить татарскую песню», — уверена главная звезда национальной эстрады.

«Они нам никогда не смогут быть конкурентами, потому что это люди, которые в жизни не будут работать бесплатно, бесплатно ничего делать не будут! Ни один из них! — сказал Салават, а дальше выразился еще жестче, правда, не называя конкретных имен. — Это люди, которые ради денег готовы сдать в аренду своих матерей!»

По мнению Фатхетдинова, финансы еще решают не все: «Взять готового артиста, завернуть его в деньги и вывести на сцену — много ума не надо!» При этом глава жюри «Татар моңы» высказался и о качестве нынешнего зрителя, упомянув при этом имя одного из молодых героев из мира музыки: «Времена изменились — нашим бабушкам сегодня не нужен татарский моң, им нужен Элвин Грей! Я в шоке от сегодняшних бабушек».

«Если у татарского искусства есть главное направление — прямо, то мы, например, ушли вправо, а „Ветер перемен“ — влево. Какая тогда разница, если не идем прямо? В названии фестиваля хоть и есть слово „перемены“, но эти перемены в другую сторону»Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Уже после пресс-конференции Салават в разговоре с «БИЗНЕС Online» был еще более суров в оценках: «Президент раскритиковал современную эстраду. Так как отдалились от татарскости, разделись, все стало другое, песни другие, мелодии другие. От пентатоники не осталось даже буквы п. У президента душа болеет за это, и он обратился к общественности. Но ведь организаторы такого формата, как „Үзгәреш җиле“, даже прикрывшись тем , что президент недоволен сегодняшним состоянием эстрады, не смогли решить эту проблему. Если у татарского искусства есть главное направление — прямо, то мы, например, ушли вправо, а „Ветер перемен“ — влево. Какая тогда разница, если не идем прямо? В названии фестиваля хоть и есть слово „перемены“, но эти перемены в другую сторону».

Фестиваль в казанской опере наш собеседник представил так: «Собрали тех, кто в Татарстане немного пел, взяли русского режиссера, я считаю, что это просто „лазер-шоу“. Красивое, однодневное, дорогое мероприятие — на этом все. Остальные 364 дня чем будем заниматься?» При этом Салават признается, что на концертах фестиваля не был и даже приглашения не получал: «Слава Аллаху, я не присутствовал на концерте, так как был на гастролях. Меня не только не пригласили, а даже не соизволили посоветоваться. Они считают, что они умнее меня, считают, что больше делают для нации. Я не согласен, считаю, что этим конкурсом президента подставили! Недовольных очень много».

На вопрос нашего корреспондента, собирается ли он лично донести свою позицию до Рустама Минниханова, патронировавшего «Үзгәреш җиле», Салават уверенно ответил, что за ним не заржавеет: «Пока еще с ним не можем встретиться, нет такой возможности, все-таки не в одном доме живем. Я Рустаму Нургалиевичу всегда говорил свое мнение, мы очень хорошо понимаем друг друга, уже 28 лет как знакомы. Я никогда не вру, не подворовываю, могу только ошибаться. Я обязательно ему скажу свое мнение. Кроме того, очень много людей просили меня сказать свое мнение президенту. Обязательно доведу, если даст Аллах».

«ВОЗЬМИТЕ С ПОНЕДЕЛЬНИКА ПО ВОСКРЕСЕНЬЕ И СМОТРИТЕ, ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ТНВ»

Хотя тема «Ветра перемен» неожиданно стала главной как в ходе пресс-конференции, так и по ее окончании, организаторы «Татар моңы» тем не менее рассказали много чего интересного и про собственное мероприятие. Например, впервые на нем будут выступать музыканты, играющие на гуслях, а китаянка Юй Хао, которую также представили журналистам, исполнит татарскую песню. Гостья из Поднебесной хоть и не разговаривает ни на одном из двух государственных языков Татарстана, по-татарски, оказывается, поет без малейшего акцента. На гала-концерт, по словам Айтугановой, пригласили Айсена Намусова, замечательно играющего на хомусе. Финский татарин Дениз Бадретдин вместе с Мусой Маликовым организовавший группу Super Tatar покажет свое искусство. Впервые о себе заявят конкурсанты из Брюсселя. Всего в этом году соревнуются между собой 800 участников. Во второй тур прошли 70 молодых музыкантов, где количество претендентов сократится до 30.

Что удивительно, предварительные этапы, как и в прошлые годы, транслирует ТНВ, даже болезненное изгнание Айтугановой с канала, которым она руководила с момента создания, ничего не изменило. Оказалось, государство за трансляцию «Татар моңы» заплатит 1,2 млн. рублей «Новому веку». Благодаря такой щедрости властей экс-главный продюсер ТНВ Айтуганова может теперь свободно приходить на место своей прежней работы. Как признались организаторы конкурса, она продолжает курировать проект на ТV и, к примеру, сразу после пресс-конференции с командой должна была отправиться в офис ТНВ на улицу Шамиля Усманова, 9.

Салават же «проехался» и по ТНВ, оценив его качество как весьма посредственное, и, пожалуй, эта критика относилась и к Айтугановой, лишь недавно ушедшей с канала. «Кто в последнее время видел по телевизору выступление Альфии апы [Афзаловой] или Ильхама абый [Шакирова]? Я вынужден купить видик и по нему смотреть их. Если раньше на ТV переводили сериалы, то теперь индийские фильмы. Да уж, работают люди. Возьмите с понедельника по воскресенье и смотрите, что показывает ТНВ, и анализируйте, для чего нужно ТНВ», — сказал Фатхетдинов.

Кстати, показать гала-концерт «Татар моңы», который состоится 6 декабря в театре им. Камала, собирается не только Ильшат Аминов и его «Новый век», но и телеканал «Майдан». Любопытно, что двумя днями ранее в Москве на площадке Кремлевского дворца состоится и столичная премьера «Үзгәреш җиле».