Пять лет назад чемпион России по футболу стал определяться не в ноябре, а в мае, что привело к трансформации футбольного календаря. Матчи чемпионата стали играться до поздней осени и начала зимы, что заметно сказалось на посещаемости стадионов. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» проанализировала посещаемость ноябрьских и декабрьских матчей РФПЛ с 2006 года по нынешний сезон и установила некоторые закономерности.
НОВЫЕ СТАДИОНЫ НЕ ПОМОГЛИ
В последнее время среди журналистов и чиновников вновь пошли разговоры о необходимости перехода на систему розыгрыша чемпионата России по футболу «весна — осень», когда турнир начинается в марте, а завершается в ноябре. Дескать, с последнего такого сезона результаты наших команд на международной арене пошли на убыль, да и болельщик перестал ходить на стадионы. Сейчас команды играют в грязи и снегу при минус 15 градусах, перерыв у нас аж 3 месяца. Причем если команды РФПЛ еще как-то выдерживают такой ритм, то вот в ФНЛ и ПФЛ, которая также вынуждена играть по такой схеме, чувствуются большие проблемы. Спонсоры с большим трудом дают деньги на команды, которые играют на холодных и старых стадионах при аудитории максимум в 1 тыс. человек.
Очевидно, что посещаемость матчей РФПЛ резко упала после переходного сезона. Заметим, что количество игр также резко увеличилось. Если раньше в ноябре проводилось от двух до пяти туров максимум, то сейчас уже 5 туров — это минимум. А в будущем планируется еще больше встреч после открытия новых стадионов. Хотя далеко не факт, что новая современная арена поможет вернуть зрителя на трибуны, хотя с 2006 года в стране открылось сразу четыре новых стадиона, но на общую посещаемость этот факт повлиял лишь незначительно. Вот таблица средней посещаемости чемпионата страны в ноябре и декабре в период с 2006 по 2016 год. Данные взяты из протоколов, опубликованных на сайте РФПЛ.
Вот таблица и график посещаемости «Рубина». Красноречивое свидетельство того, как неграмотный подход к работе с болельщиком (смена эмблемы, постоянные склоки и изменения курсов развития) может разрушить все то, что строилось годами. Средняя посещаемость ноябрьских матчей в 23 тыс. человек? Это просто космос для нашей лиги, хотя стоит признать, что это были всего два матча, да и те — чемпионские.
После перехода на систему «осень — весна» посещаемость резко упала. И вот тут-таки для казанского любителя футбола погода стала важным фактором: в худший ноябрь по посещаемости (в сезоне-2013/14) «Рубин» сыграл против «Краснодара» 10 ноября, а против «Амкара» — в понедельник, 2 декабря. И на эту игру на Центральный стадион пришли всего 3073 человека. На «Арсенал», который приезжал в Казань 30 ноября, пришли чуть больше 3 тыс. зрителей, и неважно, что матч игрался на суперсовременном стадионе. Так что и новые стадионы не спасут.
КАЛЕНДАРЬ СОСТАВЛЯЛИ ВСЛЕПУЮ, БЕЗ УЧЕТА КЛИМАТА
Тут следует упрекнуть составителей календаря. Нет, главная претензия даже не в том, что игры в этот период должны проходить на юге страны. Она заключается в том, что по какой-то глупой причине ряд матчей проходит по пятницам и понедельникам. Да, с точки зрения телевидения такие встречи очень хороши — дополнительные рекламные слоты, эдакий местный аналог Monday Football. Но, к примеру, в нынешнем сезоне пять игр прошли в понедельник, 5 декабря: в Уфе, Краснодаре, Перми, Москве и Туле. Игры «Спартака», «Краснодара» и «Арсенала» начались примерно в одно время — в 19:00 или 19:30. И ради этого они были сыграны в понедельник? О какой телевизионной выгоде тут может идти речь?
А игры «Уфа» — «Томь» и «Амкар» — «Оренбург» начались в 13:00 и 14:00 (по московскому времени) соответственно. Из-за двухчасовой разницы на Урале в тот момент было три и четыре дня. Вдумайтесь: игры чемпионата страны по футболу проходят зимой в понедельник в 15:00 и 16:00 по местному времени и при этом накладываются друг на друга по телевизионной сетке. И при том, что Уфа и Пермь далеко не южные города. В столице Башкортостана, к примеру, температура была 17 градусов ниже нуля.
Не только «осень — весна» виновата в низкой посещаемости и низких телевизионных просмотрах, но и те гении, по воле которых болельщикам «Уфы» и «Амкара» пришлось мерзнуть на трибунах. Поставьте игры в выходные дни и разведите их по сетке — получите совершенно иной результат. Или же матч «Ростов» — «Зенит», что был сыгран 3 декабря. Это суббота, и игра началась в 19:00. Но многие любители футбола в стране предпочли испанское «Классико», которое также началось в это время. Таблицы самых посещаемых матчей РФПЛ в холодное время года это подтверждают.
В те далекие годы московское «Динамо» еще проводило игры не в Химках и не в ФНЛ, а на родном стадионе. Сразу три самые посещаемые игры того периода прошли на стадионе «Динамо». Его планируют открыть зимой 2018 года, так что вполне вероятно, что некоторые матчи будут иметь такую же приличную посещаемость. В Топе также две игры «Рубина» — в тот ноябрь казанский клуб впервые стал сильнейшей командой страны. Матч против «Локо», когда команду наградили «золотом», стал 11-м в списке. И сразу 7 клубов принимали матчи из этого Топа, что является великолепным результатом. Тут нужно отметить, что по старой схеме ноябрьские матчи были самыми важными и принципиальными и потому собирали людей на трибунах вне зависимости от погоды. Болельщики готовы были терпеть мороз ради накала и турнирной борьбы. Сейчас же все понимают, что перерыв в три месяца может кардинально изменить расклад в чемпионате и потому внимание стоит уделять лишь весенним играм, да и то только начиная с начала апреля, хотя чемпионат стартует в марте.
Самые посещаемые игры в эру «осень — весна» прошли лишь в трех городах: Москве, Краснодаре и Грозном, а хозяевами этих игр было всего пять команд. Да и то резкий взлет «Краснодара» обеспечен лишь вводом в эксплуатацию нового стадиона. Любопытно, что 8 из 10 матчей прошли в воскресенье, а это явно показывает то, в какой день недели нужно проводить игры.
Переходить на систему «весна — осень» бессмысленно, говорят руководители РФПЛ. То, что строилось годами, не стоит разрушать — основной довод. В «осень — весне» есть огромные плюсы: возможность переносить игры на весну, решающие матчи проводятся на качественных полях, обновляются новые рекорды: так, на матче «Томь» — «Локомотив», что прошел 1 декабря, аудитория была равна 5128 зрителей. Из них более 5 тыс. были фанатами «Локо». Так что это был самый массовый выезд на гостевую в истории нашего футбола, но с оговоркой, что игра прошла в Москва в «Черкизово»... Разве при системе «весна — осень» были бы такие веселые и интересные факты? Надо ждать новые стадионы и построить нормальный календарь.
Виктор Майоров
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.