ДЕСЯТЬ ЧАСТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ КАЗАНИ ХОТЯТ ПОЖАЛОВАТЬСЯ НА РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ВЛАСТИ ПУТИНУ

С неожиданным для властей демаршем выступили вчера частные перевозчики Казани.  Собрав в экстренном порядке пресс-конференцию,  они объявили, что состоявшегося 10 декабря повышения цен на проезд им мало. Теперь они будут добиваться главного - выплаты полной компенсации за проезд льготников. Сейчас республиканский бюджет платит за них 9 рублей вместо положенных 15-18.  Этот вопрос перевозчики намерены поднять в ходе послезавтрашней прямой связи с Владимиром Путиным.   

Приглашение на пресс-конференцию пришло в редакцию «БИЗНЕС Online» всего за три часа до начала. То ли решение выложить всю правду-матку созрело спонтанно, то ли организаторы боялись, что, узнав о мероприятии за сутки, власти как-то отреагируют.

На встречу в отеле "Булгар" пришли представители всех десяти частных компаний, занятых на рынке пассажирских автобусных перевозок: ОАО "ПАТП-7", ООО "КПАТП-9", ООО "УМ-4", ООО "Инженерно-технический центр", Стройтранс, ООО "Республиканский автовокзал-7", ИП Беляев, ИП Гафаров, ИП Жильцов. Вкупе они, по их собственным данным, занимают 40% казанского рынка автоперевозок.  Не было только представителей муниципальных ПАТП-2 и ПАТП-4 ("Но они люди подневольные" – понимающе развели руками коллеги).

В ходе пресс-конференции перевозчики попытались ответить на те вопросы, которые после 10 декабря задавали себе многие пассажиры, не говоря уже о журналистах. Напомним, в конце прошлой недели стоимость проезда на городском автотранспорте с 15 рублей поднялась до 18 (до 16 - при расчете по транспортной карте). Почему так дорого? Почему в других городах дешевле? Почему при таких ценах качество не на высоте?

- Из трёх наших пассажиров один - льготник, - начал объяснять расклад Владимир Капитонов, генеральный директор ОАО "ПАТП-7" (несмотря на то, что в президиуме сидела вереница из девяти человек, говорил в основном только он – прим. авт.). – Государство должно компенсировать его проезд в полном объеме согласно постановлению кабинета министров РТ от 7 апреля 2005 года. Однако нам при стоимости билета в 15 рублей выплачивают только 9 рублей. И то с задержкой в три месяца.

В результате, ежегодно каждая транспортная компания Казани теряет в среднем 35-40 млн. рублей. Декабрь для многих перевозчиков стал той последней чертой, перешагнуть которую означает банкротство.

- Не делайте из нас негодяев! - призвал Капитонов журналистов, которые в последнее время развернули вокруг общественного транспорта настоящую травлю,  - Если бы компенсацию мы получали в полном объеме, мы бы и сейчас возили пассажиров за 15 рублей.

В общем, оказалось, что льготники – а это не только пенсионеры, но и, например, определенные категории сотрудников правоохранительных органов, представители соцслужб и пр. - ездят в автобусах за счет "платных" пассажиров. Но и это "перекрестное субсидирование" покрывает убытки не полностью. Чтобы компенсировать недофинансирование льготников, нужно, чтобы проезд стоил не 15 и не 18, а хотя бы 21 рубль. Но поднять цены до такого уровня власти тоже не позволяют. Повышение 10 декабря – первое за последние три года. В результате перевозчики, оказавшиеся между молотом и наковальней, вынуждены экономить на всем, начиная с запчастей и топлива. Терпение кончилось.

Объяснил Капитонов и более высокую стоимость проезда в казанском транспорте по сравнению с другими городами России. В Самаре, заявил он, 90% подвижного состава было заменено за счет бюджета – отсюда и возможность перевозчикам держать более низкие цены. В Казани же, вопреки распространенному мифу, красные автобусы закупали сами частники, через лизинг. И никакой господдержки при этом не было.

- Когда господа из Госсовета возмущаются дымящимися автобусами, хочется спросить – а вы хотя бы рубль нам дали на их приобретение? - спросил Капитонов. Более того, по его данным, на следующий год в республиканском бюджете увеличение компенсации перевозчикам не предусмотрено, несмотря на рост цены проезда, да и себестоимости перевозок.

Перевозчики подтвердили газете «БИЗНЕС Online», что обращались с письмами и к премьер-министру РТ Ильдару Халикову, и президенту РТ Рустаму Минниханову. Но, видимо, "информация до первого лица в республике доходит в искаженном виде". Поэтому перевозчики попытаются выйти на связь с председателем российского правительства Владимиром Путиным. Он, как известно, 16 декабря проводит прямую связь с гражданами России, и уже начался прием вопросов по sms, а также по телефону горячей линии. Какую именно форму связи выберут перевозчики Казани, пока не решено, но известно одно - у Путина частники попросят одного - платить за льготников по полной.  

БИЗНЕС Online
Фото и видео Ильи Лавриненко

Комментарий

Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту исполкома Казани:

- Для меня эта пресс-конференция стала неожиданностью. Мы с ассоциацией перевозчиков находимся в контакте, но сегодня они мне сказали о ней за два часа до начала… Сказали, хотят высказать собственное мнение по поводу той травли, которая идет в средствах массовой информации. Я попросил их, честно говоря, не проводить, предложил сесть вместе с представителями СМИ, разобраться…

Сама встреча была неожиданной, но суть проблемы известна. За льготника республика платит 9 рублей 7 копеек в соответствии с региональными стандартами и ни копейкой больше. Хотя мы вместе с министерством финансов РТ, министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ идем по пути максимального решения проблемы: нашли понимание и ввели с июня 2008 года компенсацию выпадающих доходов. С начала проведения монетизации льгот – с  2005 года – такой компенсации не было.