«БУДЕМ УЧАСТВОВАТЬ ВО ВСЕХ СОРЕВНОВАНИЯХ, КРОМЕ «ДАКАРА»

«КАМАЗ-Мастер» может на два ближайших года остаться без участия в гонках «Дакар». Об этом накануне заявил ТАСС гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. При этом топ-менеджер дал понять, что окончательное решение еще не принято. Более того, возможный отказ касается только одной, самой престижной гонки. «Я допускаю то, что может быть сделан перерыв какой-то по участию именно в „Дакаре“ года на два, — сказал он. — Из гонок уходить не будем — в этом случае будем участвовать во всех соревнованиях, кроме „Дакара“. Нас же никто не ограничивает. „Африка“ — пожалуйста, мы едем».

При этом Когогин подчеркнул, что дело не в деньгах. Основная, по его словам, причина — поведение организаторов «Дакара», чемпионами которого гонщики «КАМАЗ-Мастер» становились 13 раз, неоднократно занимая весь пьедестал. Такое доминирование одной команды, видимо, не по душе организаторам гонки, поэтому они периодически меняют регламент, чтобы усложнить жизнь челнинской команде и облегчить ее соперникам россиян. И вот терпение Когогина лопнуло.

«Самая основная проблема для нас — это действия организаторов ралли-рейда, которые направлены, в общем-то, на ущемление наших интересов, — отметил гендиректор КАМАЗа. — Это, в частности, связано с двигателем... Создание спортивного мотора — это не 1 миллион евро. Мы только с Liebherr сделали спортивный мотор, получили эффективный грузовик — тут же изменили регламент, и с января 2018 года мы будем обязаны выставить минимум два грузовика с 13-литровыми моторами (ранее порог был снижен с 18 до 16 литровприм. ред.). При всем желании у нас сегодня нет возможности это сделать».

Получается, как ни крути, но преодоление козней организаторов соревнований все же упираются в финансы. А у КАМАЗа пока дела не идеальны — после долгого периода работы в убыток он лишь по итогам 9 месяцев 2016 года вышел в прибыль, которая составила символические 276 млн. рублей.

В свое время именно из-за финансовых трудностей КАМАЗ отказался от финансирования одноименного футбольного клуба, который тогда оказался на грани закрытия. А в этом году автогигант пошел еще дальше — вознамерился запретить команде выступать под прежним названием.

«Вы вспомните, наступил период, когда я просто закрыл футбольную команду. 10 миллионов долларов — это стоимость содержания гоночной команды, — комментирует Когогин. — Это тот объем, который необходим, чтобы команда хорошо участвовала в гонках и имела средства на развитие. Вообще, у нас есть куда эти деньги использовать».

Участие «КАМАЗ-Мастера» в ралли-рейдах всегда преподносилось как реклама бренда для увеличения экспортных продаж. Поэтому возникает резонный вопрос: отказ от «Дакара», пусть даже временный, не скажется ли на этом направлении?

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев поспешил развеять эти опасения. «За те годы, что „Дакар“ был в Южной Америке, узнаваемость бренда, конечно, серьезно повысилась. Это дало определенные результаты. Но сейчас он [бренд] находится на том уровне, что временное отсутствие наших команд на „Дакаре“ несильно скажется на узнаваемости. Основные страны в Латинской Америке, куда мы поставляем „КАМАЗы“, — это Куба и Венесуэла (Куба входит в Топ-10 стран по закупкам „КАМАЗов“, в 2016 году туда было поставлено 372 грузовикаприм. ред.). В другие страны единичные поставки, которые не играют существенной роли», — пояснил «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

К тому же, «КАМАЗ-Мастер» сможет покрасоваться на ралли Afrika Eco Race и «Шелковом пути», маршруты которых тоже проходят через страны-потребители продукции автогиганта. Ну а южноамериканский «Дакар» вообще может изжить себя. Во-первых, некоторые страны-участницы уже задумываются об экономии, так как с каждым годом гонка становится все более затратной из-за длительного перелета и доставки техники. Кроме того, участники гонки отмечают, что классическая трасса африканского маршрута или «Шелкового пути» может стать в будущем даже более популярной.

«С каждым годом в Южной Америке все меньше песков и дюн, гонка все больше превращается в скоростное ралли по дорогам. И в связи с этим „Дакар“ может потерять свою популярность. По опыту „Шелкового пути“ можно сказать, что трасса там не менее сложная, а может, даже и сложнее. Так что гонка в Африке и „Шелковый путь“ могут просто обрести второе дыхание», — сообщил источник в команде.

«ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ КОМАНДЫ — 11 МИЛЛИОНОВ ЕВРО, НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ — 2,5 МИЛЛИОНА»

Напомним, что в последний год тема ралли «Дакара» и участия в ней команды «КАМАЗ-Мастер» была неоднократно овеяна скандалами. Первый разразился летом незадолго до старта гонки «Шелковый путь». Тогда Внешэкономбанк, будучи одним из генеральных спонсоров «КАМАЗ-Мастера», прекратил ее финансирование из-за смены руководящего состава и, соответственно, приоритетов организации. Потеря ключевого спонсора грозила команде пропуском ралли «Дакар-2017».

Объясняться тогда пришлось лично гендиректору автогиганта в кулуарах петербургского международного экономического форума. Он пояснил, что из годового бюджета команды в $10 млн. КАМАЗ брал на себя больше половины финансовой нагрузки, а остальная часть ложилась на спонсоров и рекламодателей.

Тогда же источники «БИЗНЕС Online» сообщали, что вопрос обсуждается на уровне самого Владимира Путина и что якобы бремя спонсорства повесят на Сбербанк. В итоге внешних меценатов не нашлось и спасать главный имиджевый проект КАМАЗа империи Сергея Чемезова пришлось собственными силами. Команда подписала договор о сотрудничестве с госкорпорацией «Ростех».

Но несмотря на брошенный спасательный круг буквально на днях стало известно, что команде все равно не хватает порядка четверти от общего годового бюджета. «РБК-Татарстан» со ссылкой на руководителя команды Владимира Чагина сообщил, что спонсоры помогли подготовить к «Дакару» машины и выставить четыре состава гонщиков. Однако в 2016 году из-за недостатка финансирования не удалось реализовать планы команды на год. «Сейчас не хватает около 20 - 25 процентов от общего годового бюджета команды для успешного выступления на соревнованиях в 2017 году. Годовой бюджет команды „КАМАЗ-Мастер“ составляет около 11 миллионов евро, объем недофинансирования — около 2,5 миллионов евро», — приводит слова Чагина издание.

К слову, Чагин и ранее говорил о финансовых трудностях команды. В частности, в октябре в рамках пресс-тура, проведенного «КАМАЗ-Мастером» для блогеров, гонщики провели пресс-конференцию. И тогда Чагин рассказал, что недостаток средств затормозил работу и над капотной версией гоночного грузовика, которая хорошо себя зарекомендовала на ралли «Шелковый путь-2016».

Впрочем, еще одной причиной того, что капотник не поехал на «Дакар», называли и то, что руководство КАМАЗ недовольно рекламным эффектом от использования такого автомобиля. Якобы он не совсем ассоциируется с образом серийного «КАМАЗа», который все привыкли видеть именно бескапотным.

Что же касается разговоров Чагина о недостаточности финансирования, то Когогин называет бюджет команды «сытой жизнью», которая закончилась. «Постоянные стенания господина Чагина на нехватку финансирования, конечно, имеют под собой основания, но просто у них совсем сытая жизнь закончилась, — довольно резко высказался Когогин. — Это однозначно. Потому что КАМАЗ сегодня не может себе позволить удовлетворить все потребности команды. Но у них достаточно финансирования, чтобы поддерживать себя на хорошем, высоком уровне».

Как бы то ни было, но отказ от участия в «Дакаре» — это пока только угроза, которая актуальна для 2018 года. Однозначно, в ралли-рейде 2017 года команда «КАМАЗ-Мастер» участие примет — автомобили и гонщики уже находятся на пути в Южную Америку. Напомним, что нынешний «Дакар» стартует 2 января, гонка продлится до 14-го числа. Маршрут ралли будет проложен по территории Парагвая, Боливии и Аргентины. Так что пока нам остается только дождаться начала гонки и болеть за наших ребят.

Владимир Чагин Владимир Чагин / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ФОРМУЛА-1» ТОЖЕ ПРОХОДИЛА ЧЕРЕЗ ПОДОБНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс»:

— То, что международная автомобильная федерация вводит подобные ограничения, понятно и логично. Они стараются просто внести в гонки некую интригу, привлечь интерес, поднять конкурентоспособность других команд. Их тоже можно понять. «Формула-1» тоже проходила через подобные ограничения. Это обычная практика в автоспорте.

Сейчас у КАМАЗа нет 12-литрового мотора, на котором можно будет ехать на «Дакар» и побеждать. Над 12-литровым 6-цилиндровым рядным двигателем Liebherr сейчас только ведутся работы, он будет называться КАМАЗ-910. На его доводку нужно время. И если Когогин говорит, что на это нужны год-два, то, значит, так оно и есть. Пока этот мотор для гонок, видимо, не готов. Когогин знает что говорит, потому что КАМАЗ не хочет ехать на гонку и проигрывать.

Полагаю, что пропуск «Дакара» на продажах КАМАЗа не скажется. КАМАЗ сейчас делает очень хорошие конкурентоспособные автомобили. А разница между автоспортом и реальной эксплуатацией того же самосвала весьма значительная. Хотя, как это ни странно, автоспорт в совершенствование таких машин тоже вносит свой вклад. И этого опасаться не стоит, тем более что и на внутреннем рынке машины продаются неплохо, особенно новое семейство. КАМАЗу нужно модернизировать и совершенствовать систему лизинга, ну и над самими автомобилями тоже нужно постоянно работать. Нельзя сказать, что на КАМАЗе все очень уж хорошо. Там есть то, что нужно доводить до ума. Поэтому не думаю, что рынок упадет от этого известия.

Александр Еремцов — главный редактор журнала «Грузовик Пресс»:

— Вообще, я не уверен, что этот прогноз Когогина сбудется. Но даже если сбудется, думаю, что пропуск даже пары «Дакаров» командой «КАМАЗ-Мастер» на продажах продукции КАМАЗа никак не скажется, потому что КАМАЗ силен прежде всего на внутреннем рынке, в России. А в продвижении автомобиля на экспортные рынки в большей степени будет иметь значение то, какие усилия сам КАМАЗ будет прикладывать. Спортивные успехи — это, безусловно, хорошо, но думаю, что продвижение КАМАЗа на всех рынках в большей степени зависит от качества выпускаемой продукции и от энергичности, с которой камазовцы будут ее продвигать и популяризировать. Спорт — это только одна из форм популяризации. Но на самом деле нужно заявлять о качестве, подтверждать это качество, а это процесс, на самом деле, довольно длительный. Если мы заявили, что наш автомобиль ни в чем не уступает зарубежным образцам, это не значит, что нам сразу все поверят и в первый же год у нас продажи скакнут. КАМАЗу придется не один год стараться, чтобы ему поверили, убедились, что машины действительно очень хорошие и их можно покупать. А что касается пропуска «Дакара» для команды, то «КАМАЗ-Мастер» настолько сильная и профессиональная команда, что, когда вернется в гонку, полагаю, сможет продемонстрировать свои возможности в очередной раз. И это будет удвоенная победа.