Андрей Макаров Андрей Макаров

БАЗОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ: НЕФТЬ ПО $40 И ИНФЛЯЦИЯ В 4%

Сегодня депутаты в жарких спорах и скандалах окончательно приняли проект бюджета на ближайшие три года. Голосов парламентских оппозиционеров все-таки не хватило, чтобы побороть партию большинства: за предложенный правительством документ проголосовали 315 депутатов, против — 99 человек.

Мы уже писали о параметрах нынешнего «диетического», «летаргического» «бюджета проедания», как его успели окрестить эксперты и журналисты. К третьему чтению основная конструкция документа так и не претерпела изменений. Кажется, что основная цель, которую ставили авторы документа, — избавиться от дефицита бюджета, а там, как говорится, хоть трава не расти. И действительно, в прогнозах правительства дефицит в 3,2% в следующем году должен постепенно превратиться в 1% в 2019 году. При этом цифры экономического роста, напротив, должны идти в противоположном направлении, то есть расти, правда, весьма скромными темпами: с 0,6% следующем году до 2,1% в 2019-м. С таким прогнозом достижение цели (рост ВВП выше мирового к 2019 - 2020 годам), поставленной президентом РФ Владимиром Путиным, кажется весьма призрачным. Разве только если эти мировые показатели вдруг не снизятся ниже российских. Впрочем, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров убежден, что именно нынешний проект бюджета позволит достичь столь амбициозной задачи, поставленной президентом.

Естественно, весь бюджет ориентирован на цену на нефть. И если в первые годы, когда черное золото дешевело, правительство отчего-то оптимистично полагало, что хотя бы на $80 нефть остановится, то теперь в кабмине с прогнозами весьма осторожны и предпочитают быть пессимистами, рассчитывая не больше чем $40 за бочку (хотя биржа тестирует уровень в $50 - 55, уже говорят, что через несколько месяцев бюджет можно будет править). Отсюда, соответственно, определены доходы в 13,49 трлн. рублей в 2017 году с повышением до 14,85 трлн. в 2019-м. При этом ближайшие три года намерены серьезно урезать расходы, раздувшиеся за жирные годы, с 16,24 до 15,99 трлн. рублей.

Еще одна неприятная деталь — средства резервного фонда в следующем году закончатся. Последние 1,15 трлн. пойдут на покрытие дефицита бюджета. Так что придется откупорить другую кубышку — фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2017 году из него потратят 668,2 млрд. рублей, в 2018-м — 1,16 трлн., в 2019-м — 139,7 млрд. рублей. Пожалуй, единственная хорошая новость — Центробанк, наконец, победит инфляцию, которая с нынешних 5,8% снизится до так желаемых регулятором 4% в 2017-м. Небывало низкая цель.

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТРИЛЛИОН РАСПРЕДЕЛИЛИ С УЧЕТОМ ПОСЛАНИЯ ПУТИНА

Если основные параметры бюджета до третьего чтения добрались без изменений, то некоторые статьи расходов все-таки во втором чтении удалось подкорректировать. Пожалуй, один из самых важных для регионов параметров — бюджетные кредиты — удвоился. Если первоначально минфин предлагал на эти цели выделять по 100 млрд. в 2017-м и 2018-м и 50 млрд. в 2019-м, то теперь на следующие два года запланировано по 200 млрд. бюджетных кредитов. Отметим, что этими почти бесплатными кредитами (0,1% годовых) регионы замещают дорогие коммерческие. Тем не менее даже нынешнее удвоение суммы все-таки уступает тем объемам, которые выделял бюджет на эти цели раньше, — по 310 млрд. рублей.

При этом дополнительные средства выделены на инфраструктуру Крыма и Севастополя — прибавка в 9,2 млрд. рублей. Этим же субъектам для сбалансированности бюджетов накинули дополнительные дотации в размере 18,6 млрд. и 5,2 млрд. соответственно. Значительно приплюсовали Чечне — 16,4 млрд. рублей. Дополнительный денежный поток польется в агропромышленный сектор. Так, банки, выдавшие льготные кредиты аграриям, получат еще 16,2 млрд. рублей, для самого АПК запланирована добавка в 10,6 млрд., из которых 5 млрд. уйдут на докапитализацию Россельхозбанка.

Малый и средний бизнес также решено поддержать посредством выделения дополнительных 13 млрд. рублей через пополнение уставного капитала корпорации МСП. Моногородам также дадут дополнительные 5,5 млрд. рублей. Плюс, что немаловажно, 10,5 млрд. предусмотрены на выплату пенсионерам — ветеранам боевых действий.

Естественно, депутаты не могли забыть о себе любимых. Одобрена поправка, согласно которой каждый год в течение трех лет по 350 млн. рублей пойдут на экспертно-аналитическую помощь парламентариям. Кроме того, народные избранники моментально отыскали средства для исполнения недавно принятого решения об увеличении числа помощников депутатов и сенаторов с 5 до 7 человек. На эти цели пойдут дополнительные 552,4 млн. рублей для депутатов и 230 млн. для сенаторов. Еще дополнительные 38,4 млн. рублей выделят для помощников руководителей фракций Госдумы.

На эти и другие цели депутаты ко второму чтению распределили дополнительный 1 трлн. рублей на ближайшие три года. Как заявил Макаров, удалось оперативно перенаправить средства на приоритетные проекты, в том числе обозначенные президентом в послании, а также урезать неэффективные траты. «Указы президента в бюджете полностью обеспечены финансово. Более 2 триллионов рублей идут на реализацию указов президента — это то, что от нас ждут люди. Приоритетные проекты обеспечены финансово. А те указания, которые президент давал в своем послании, во втором чтении бюджета нашли свое отражение в нем. Это не просто ориентиры, это конкретные цифры, которые решают проблемы людей», — уверенно объявил он.

Алексей Журавлев Алексей Журавлев

«Я БУДУ ГОЛОСОВАТЬ ЗА В КРЕДИТ»

Все поправки были внесены и одобрены еще во втором чтении. Сегодня же окончательное, третье, чтение не несло ничего по сути, кроме как споров и ругани парламентской оппозиции с «Единой Россией». К слову, на это решающее заседание были приглашены представители 47 непарламентских партий, которые расположились в зале на балконе. Им, конечно, слова никто не дал. Из малых партий это удалось сделать только Алексею Журавлеву от «Родины» и Рифату Шайхутдинову от «Гражданской платформы», которые прошли в Думу как одномандатники. И если традиционно парламентская оппозиционная тройка сопротивляется почти всем решениям, защищаемым «Единой Россией», то эти два депутата оказались с правящей партией на одной волне.

«Этот бюджет далек от совершенства, но его надо принять. Я буду голосовать за в кредит, это бюджет терпения, а России нужен бюджет поступательного развития», — объявил Журавлев, а следом призвал отвязать уже, наконец, зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, которые как «камень, тянущий нас вниз». Он тут же объявил, что армии надо выделять еще больше средств, чем это делается сейчас. Напомним, что в нынешнем бюджете траты на национальную оборону составляют 17,5%, еще 12% идут на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Следом некогда входивший в ряды «соколов Жириновского», а ныне представитель «Гражданской платформы» Шайхутдинов также поддержал проект документа, лишь отметив, что экономику-то все равно менять надо. «„Гражданская платформа“ не является революционной, мы поддержим этот бюджет, но с расчетом того, что надо начать готовить план реорганизации нашей экономики», — заметил он.

.

«ЭТО БЮДЖЕТ ВЫЖИВАНИЯ, НО ДАЛЕКО НЕ ДЛЯ ВСЕХ»

Кажется, уже можно было заскучать, выслушивая один за другим выступления в поддержку законопроекта, пока за трибуну не вышел лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Было бы странно, если бы он с согласием кивал единороссам, поэтому, естественно, Геннадий Андреевич не мог себе изменить. «Бюджет — это не цифры, а судьбы людей и в целом страны. Этот тришкин кафтан не залатать, он не налезет на плечи большой и огромной России. Бюджет не позволит добраться даже до 1,5 процента ВВП», — грозно вещал главный коммунист, с каждым словом только сгущая краски. Вот он грозил о том, что кризис будет нарастать, раскол в обществе усиливаться, а следом за ним — и технологическое отставание. «Это бюджет выживания, но далеко не для всех. И клещи будут дальше сжимать горло страны и всем нам», — вздыхал Зюганов.

Геннадий Зюганов Геннадий Зюганов

Алексей Диденко из ЛДПР предпочел не рисовать страшные картинки неизбежного будущего, а решительно объявил, что в бюджете учтены только позиция и мнение одной партии, которая к тому же еще и самостоятельно распределила злосчастный триллион из заначки. «ЛДПР будет голосовать против. Бюджет — ориентир для наших граждан, основной финансовый документ, по которому происходит вся хозяйственная деятельность в стране: от уборки улиц до запуска международных космических станций. Он должен стать документом национального согласия. Стал ли таким бюджет 2017 года? Ответ однозначный — нет, — злился депутат. — 1 триллион был распределен одной фракцией, другие фракции вносили поправки, но 99 процентов не принимаются. Как можно этот бюджет назвать бюджетом национального согласия?»

Наконец, аллегориями добил всех справоросс Александр Бурков. «Родителей этого бюджета надо лишать родительских прав. Мы видим даже не бюджет консервации и стагнации, это бюджет падения российской экономики», — возмущался он.

Александр Бурков Александр Бурков

«МЫ ПРОГОЛОСУЕМ ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ, ЗА РОССИЮ»

Тут уже не выдержали единороссы. Выступавший от партии Андрей Исаев решил не просто пожурить, а пристыдить горе-оппозиционеров. «Как и ожидалось, с этой трибуны прозвучали и прозвучат еще заявления оппозиционных партий, что они не будут голосовать за бюджет, — менторским тоном начал депутат. — Я думаю, что говорившие — это умные люди, расчетливые, опытные депутаты. Во многом они так свободно говорят об этом, потому что уверены: присутствующие в зале представители „Единой России“ за бюджет проголосуют. Знаете, как дети, которые играют со спичками, знают, что рядом находятся родители, которые пожар в случае чего погасят». Тут Исаеву оставалось только пальцем погрозить тем, кто до него на трибуне брыкался и отказывался голосовать за.

Сам единоросс был не против сгустить краски, причем его апокалиптические зарисовки выглядели даже страшнее, чем зюгановские страшилки. «Давайте представим, что произойдет в нашей стране, если мы послушаем ваши аргументы и не примем бюджет в третьем чтении. Наши экономисты сравнивают непринятие бюджета парламентом с цунами. Первая волна обрушит рубль, разрушит финансовую систему страны, рухнут банки, прекратятся инвестиции, сгорят оборотные средства предприятий... Вторая волна этого цунами называется „инфляция“. Если рубль падает, значит, цены растут. Это сгоревшие накопления людей, невозможность взять кредиты. Самое главное — это удар по бедным, тем, кому нечего урезать в своем семейном бюджете... Если мы не примем бюджет, государство не сможет выполнить свои социальные обязательства, не будут вообще проиндексированы пенсии», — мрачнел с каждым словом единоросс. Естественно, ответственность за апокалипсис депутат целиком и полностью возлагал на тех, кто сейчас голосует против проекта бюджета. Сам же он, конечно, поддерживал документ. «Предложенный бюджет в непростых кризисных условиях гарантирует нам на три года стабильную национальную валюту. Поэтому, конечно, мы как взрослые люди проголосуем за этот бюджет... — объявил он. — А мы проголосуем за социальную стабильность, за поддержку нуждающихся, за Россию».

Антон Силуанов Антон Силуанов

Следом госдумовских оппозиционеров вышел «добивать» Макаров. «Кем вы себя возомнили? Детьми, которые поджигают дом, или сторонними наблюдателями, которые, когда дом горит, обсуждают, как лучше тушить пожар? — вопил он с трибуны. — Очень обидно, когда люди, именующие себя ответственными политическими партиями, прибегают к откровенной лжи. Судя по всему, другого способа, как удержать своих избирателей, не осталось. Когда вы говорите о снижении зарплат медработникам в следующем году, вы откровенно повторяете ту ложь, которая была вброшена СМИ, чтобы обмануть людей. Могут ли люди, которые прибегают ко лжи, называть себя ответственной политической партией? Стоит ли тогда удивляться, что люди отказывают вам в доверии». Так Макаров напоминал и коммунистам, и справороссам о том, какие потери понесли они на прошедших выборах, попутно переходя уже на личности. Сегодня досталось Зюганову. «Люди ждут решения проблем, а не рассказов, ужастиков о том, как все плохо и как все рухнет. Не рухнет! Геннадий Андреевич, вы нам обещаете, что все рухнет с 1993 года. Почему-то до сих пор не рухнуло!» — кричал Макаров.

И вот это уже стало пределом — спикер Госдумы Вячеслав Володин, уставший от шельмования лидера коммунистов, быстро охладил пыл Макарова, заметив, что по постановлению критика Геннадия Андреевича не значится.

Тем временем всегда спокойный министр финансов РФ Антон Силуанов даже не стал отвлекаться на споры с парламентской оппозицией, не стал утруждать себя отвечать на ее выпады. Он уже понимал, что вопрос принятия бюджета — дело решенное, так что и распыляться на перепалки нет смысла. Вместо этого он только всех, кто работал над документом, благодарил, а еще обещал корректировать бюджет в следующем году, учитывая макроэкономическую ситуацию. По всей видимости, в правительстве все-таки надеются и верят, что и нефть подрастет, и еще какие-то дополнительные доходы вдруг появятся. А пока основа — принятый большинством депутатов проект бюджета.