Мнир Соколов Мнир Соколов Фото из личного архива Мнира Соколова

«Я БУДУ ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧТО МНЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ ЖИВУ, ЧТО ХОРОШО ЗНАЮ И ПОНИМАЮ»

Полемика на «БИЗНЕС Online» о массовой музыкальной культуре и эстрадной татарской песне все еще продолжается, и я здесь принял участие, высказавшись на животрепещущую тему. Но подумал, что картина такой полемики будет не совсем полной, если не высказаться и о другой стороне медали музыкальной культуры Республики Татарстан. А другая сторона медали — это как раз и есть тот показатель развития культуры нации, который все ставит на свои места, показывает наше место в ряду цивилизованных стран.

Я буду говорить о том, что мне ближе, чем живу, что хорошо знаю и понимаю. Я буду говорить о классической музыке. Классическая музыка (надо пояснить, «классический» значит «непревзойденный, высокий уровень, вошедший в анналы мировой культуры, в сокровищницу мировой цивилизации») — это гениальные Гайдн, и Вивальди, Чайковский и Шостакович, Яхин и Жиганов.

Эти потрясающие имена являются солью земли, они достигли в своем творчестве такого уровня, что стали классиками в своем деле и по праву вошли в сокровищницу мирового искусства, мировой культуры всей нашей цивилизации.

Возникает вопрос: а какое место занимает Республика Татарстан в этом цивилизационном процессе? Если взглянуть на нашу действительность трезвым непредвзятым взглядом, то здесь дела обстоят более чем благополучно. Конечно, есть определенные проблемы, опущения, недостатки, но то, что Татарстан сегодня добился именно в этой области, в области классической музыки, трудно переоценить...

В Казани одна из лучших консерваторий Европы, где работают потрясающие преподаватели, а выпускники находят себя по всему миру. Татарстан знаменит своими композиторами, где существует своя композиторская школа, а такие имена, как Яхин, Жиганов, Яруллин, Сайдашев и др., являются гордостью нации. А современная плеяда композиторов — Рашид Калимуллин, Резеда Ахиярова, совсем молодой Эльмир Низамов — стремятся к этому. Театр оперы и балета им. Джалиля стоит в авангарде классической исполнительской культуры. ГСО РТ с огромными музыкальными традициями и творческим потенциалом, под управлением Александра Сладковского получивший новое дыхание и новое развитие в своем творчестве. Оркестр народных инструментов под управлением Александра Шутикова, где татарская музыка и татарские композиторы выступают во всей ее палитре и вызывают естественное восхищение. Камерный оркестр Рустема Абязова — талантливого музыканта-подвижника, фанатично преданного своему делу. Оркестр Анны Гулишамбаровой — сколько творческого огня, сколько любви к музыке и выбранному пути.

Наконец, совсем молодой оркестр SFORZANDO со своим неповторимым лицом, энтузиазмом, желанием, быть востребованным, нужным слушателям, нужным людям и нести прекрасную классическую музыку. Для этого молодыми музыкантами был создан фонд SFORZANDO, и они решают выйти к простым людям. И вот, классическая музыка и музыканты выходят на улицы Казани, она становится более демократичной, молодые музыканты хотят быть услышанными и, раздвигая стены концертных залов, идут в народ...

Фонд SFORZANDO организовывает фестиваль «Музыка вокруг нас», когда на улицах города звучит классическая музыка и город погружается в мир прекрасного. Пианино, расставленные по всем достопримечательным местам центра Казани, привлекают множество прохожих и, конечно, туристов, вот уже кто-то садится за инструмент и звучит музыка... И уже непонятно где все это происходит, на улицах Вены, Брюсселя, Барселоны или Казани.

«ВСЕ ЭТИ ВОКАЛИСТЫ МОГЛИ БЫ РАБОТАТЬ В КАЗАНИ, НО МЫ РАСТОЧИТЕЛЬНО ОТНОСИМСЯ К СВОИМ КАДРАМ»

Конечно же, классическая музыка, оперная, симфоническая и т. д., так же как и классическая литература, требует особой подготовленности слушателя, она всегда считалась элитарной. Качество элиты народа всегда подчеркивалось ее отношением и любовью к классике, в частности, классической музыке, она как лакмусовая бумажка является мерилом культуры цивилизованности любого общества. Стремление татарстанской элиты культивировать в себе эти качества трудно переоценить. Но будет наш разговор о классической культуре, в частности, и о музыкальной культуре, неполным, если не замечать некоторых существенных недостатков и проблем.

Консерватория выпускает замечательных специалистов мирового уровня, но они, как правило, с большим трудом могут найти себя в культурной музыкальной жизни Татарстана и Казани. Так, к примеру, оперные вокалисты высочайшего уровня, окончившие Казанскую консерваторию, вынуждены покидать Татарстан, политика и условия таковы, что наш оперный театр, к сожалению, вынужден следовать выбранному направлению, поэтому немногие местные кадры попадают в эти стены. Поэтому многие талантливые вокалисты, подстраиваясь под обстоятельства, вынуждены заниматься не тем, чему их учили многие годы, теряя, как правило, свою высокую квалификацию.

Но не все. Кто сегодня в Татарстане знает имя Андрея Ланцова? А это выпускник нашей консерватории, который успешно работает во всемирно известном театре Ла Скала. Влада Боровко поет в Лондоне в Ковент-Гарден. Пианисты Тимур Мустакимов — в Нью-Йорке, Миша Морозов — в Париже. Талантливый вокалист, выпускник Казанской государственной консерватории Дамир Закиров трудится в Петербурге, как и Андрей Пугачев. Все эти артисты и музыканты могли бы работать в Казани, но мы, как правило, расточительно относимся к своим кадрам... Что же делать? Традиционный вопрос в нашем обществе.

Я, к примеру, давно занимаюсь проектом муниципального камерного оперного театра, где молодые талантливые вокалисты мирового уровня могли бы творить, выражая себя, и потрясать нас своим искусством, делая нас немного добрее, лучше и чище. Неужели город, такой как Казань, не может себе этого позволить?

Перед глазами стоит такой театр потрясающей архитектуры на видном красивом месте Казани с небольшим залом и шикарной акустикой мест на 300 - 500, больше не нужно. А такие места, к счастью, еще остались в Казани. Там бы он привлекал к себе всем своим видом необычной архитектуры, и мы могли бы с гордостью говорить всем вокруг, что это наш Муниципальный камерный оперный театр. Можем же позволить себе построить огромные дворцы спорта, а изящное красивое здание камерной оперы — сам бог велел!

Почему опера, зачем нам еще одна опера? У нас есть уже оперный театр...Нет, этого недостаточно, ведь у нас есть талантливые молодые люди, которые составляют цвет нации, ее генотип (а талантливый человек — это штучное произведение природы), это сокровища, и эти сокровища мы не должны разбазаривать, а должны все это приумножать. Так делают все рачительные хозяева.

Я хочу вам сказать, что опера — это синтез всех искусств, это самое потрясающее изобретение духа человека, всего мироздания. Здесь и театр, и симфоническая музыка, и художественное воплощение, и все это на самом высочайшем уровне человечекого духа. Оперный театр потрясает, как потрясать должно настоящее искусство... Это не то, что нравится или не нравится Стас Михайлов (заводит или прикольно), а именно потрясает до мурашек, до слез, до катарсиса. Камерный муниципальный оперный театр мог бы стать еще одним знаковым явлением цивилизованности нашего общества, это больше, чем десять дворцов спорта для престижа в мировом пространстве и показатель цивилизованности общества,

«МЫ ВСЕ БЕЖИМ НА КОНЦЕРТ ОРБАКАЙТЕ ИЛИ КИРКОРОВА, НО НЕ ЗНАЕМ ЛАУРЕАТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ У СЕБЯ ДОМА»

Правда, с другой стороны, и об этом надо сказать тоже, стали раздаваться голоса, дескать, нам, татарам, опера вообще не нужна, это не наше искусство. Казалось бы, смешно, но и это есть в нашем обществе. Мы не должны уподобляться варварам и должны идти вперед, как до сих пор с успехом делаем. Такой театр был бы еще одним сигналом для молодых музыкантов, исполнителей, композиторов и отличной мотивировкой для дальнейшего самосовершенствования. Камерный муниципальный театр, оперный театр, мог бы стать еще одним настоящим очагом культуры, в котором, как в котле, могли бы реализовать себя молодые композиторы и вокалисты. Сам театр мог бы быть еще одним местом притяжением туристов и собственнного населения. Молодые композиторы могли бы творить и претворять в жизнь свои проекты, театрализованные представления татарского романса... Песни татарских композиторов, исполняемые высокими профессионалами, получили бы новое дыхание, и татарский народ слышал бы их на самом высоком исполнительском мировом уровне. А мы давно не слышали концерт татарского романса, мы давно не слышали татарские оперные арии и татарские оперы.

«У нас в Казани, кроме БКЗ, нет концертного зала, где мастера высочайшего класса классической музыки могли бы представлять свое искусство» «У нас в Казани, кроме ГБКЗ, нет концертного зала, где мастера высочайшего класса классической музыки могли бы представлять свое искусство» Фото: «БИЗНЕС Online»

У нас в Казани, кроме ГБКЗ, нет концертного зала, где мастера высочайшего класса классической музыки могли бы представлять свое искусство. Нам не хватает Камерного концертного зала (камерный, значит, небольшой, уютный и интимный). Камерный зал, вот такой камерный зал я вижу в Кремле — это зал выставочного зала «Манеж», где потрясающая акустика, где должны звучать шедевры татарской и мировой классии, вокальной, фортепианной, скрипичной музыки и т. д., где должен стоять настоящий мирового уровня рояль.

Мы все бежим на концерт Орбакайте или Киркорова, но не знаем лауреатов престижных международных конкурсов классической музыки у себя дома. Таким как Орбакайте и внимание прессы и телевидения, награды, деньги, а лауреата (пианист или вокалист) Конкурса им. Глинки, например, выпускицу нашей консерватории Венеру Протасову знают только специалисты. Это же никуда не годится! Хорошо, что есть Дина Гарипова, но этого явно недостаточно.

В этом концертном зале могли бы выступать пианисты и вокалисты с классической музыкой, и люди бы понимали, что значит настоящее пение и настоящая музыка без примесей радиоаппаратуры. Может, меня услышат люди, которым по должности положено слышать, и в Кремле появится концертный зал именно классической музыки, это и престижно, и придает еще более высокий статус месту, которое мы называем Казанским кремлем. Кремлевский концертный зал — звучит здорово!

Я верю, что Татарстан развивается в правильном направлении, много сделано хорошего, многое ждет нас всех впереди, потому что Татарстан вступил в новую эпоху своего развития как свободная творческая самолюбивая и по хорошему амбициозная республика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Мнир Соколов