Конец декабря — привычное время для подведения всевозможных итогов. Вот и экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов решил напомнить читателям самые важные события уходящего года, последствия которых мы ощутили и будем продолжать ощущать в ближайшее время. Каждый из месяцев 2016-го — в нашем обзоре.
Еще один год. Еще один взгляд в прошлое — на ключевые события уходящего года. Все сообразно установленным традициям, протоколам и ритуалам — на выбор. Поехали.
Январь. Месяц этот обычно достаточно сонный, но так было не на этот раз. Во-первых, весь январь прошел под знаком «паника в селе», когда оказалось, что падение цены на нефть не прекратилось в новом году, но продолжилось, в результате чего 18 января был зафиксирован минимум аж с 2003 года — $27,7 за бочку нефти сорта Brent. Это в первую очередь потребовало пересмотра параметров бюджета, который был сверстан из расчета $50 за баррель, причем не Brent, а Urals, который торгуется с дисконтом к Brent; понятно, пересмотр такой есть задача нетривиальная, начался он, по сути, в апреле и завершился лишь к зиме. Во-вторых, в январе началось эмбарго против турецких фруктов и овощей, которое было введено в ответ на «удар в спину» — после того, как 24 ноября турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Продлилось оно, однако, недолго.
Февраль. Нефть отскочила от низов, добравшись до уровней порядка $35, слегка укрепился рубль — паника несколько улеглась, жизнь начала входить в относительно нормальную колею. В Шанхае состоялась встреча министров финансов «Двадцатки» — эти умные люди приняли очередное заявление за все хорошее и против всего плохого, обещав использовать индивидуально и коллективно все инструменты — монетарные, фискальные и структурные — для достижения экономических целей группы, учитывая текущие экономические риски для мировой экономики. В Европе прошла волна паники по поводу судьбы Deutsche Bank, и эти риски не сняты до сих пор — несмотря на то, что штрафы, выставляемые банку США, удалось в ходе переговоров уполовинить. Тем временем в России было сменено руководство одного из ключевых «институтов развития», Внешэкономбанка, после того как выяснилось, что у него дыра в капитале размером в 1,5 трлн. рублей, и только в настоящем году требуется 150 млрд. рублей на затыкание дыр. Видимо, развитие шло просто ударными темпами.
Март. Нефть, поднявшаяся было за $40, к концу месяца вновь просела — сказался рост американских запасов. Нефтедобывающие страны, реагируя на бешеную деятельность, которую развил президент Венесуэлы Николас Мадуро, стали одна за одной соглашаться на встречу, в повестке дня коей стоял бы вопрос сокращения добычи нефти. Слегка просел доллар, при этом золото выросло в цене примерно на 12%, что в очередной раз породило целый шлейф измышлений умственных пассионариев о том, что это очень круто, когда ЦБ РФ скупает желтый металл. Тем временем произошла смена руководства АвтоВАЗа, Бу Андерссон, при котором продукция завода стала было осовремениваться и расти в качестве, был уволен с этого поста. Трансформация завода совпала с нынешней депрессией и жестоким падением спроса на авто, что привело среди прочего к сокращению персонала — и это стало последней каплей.
Апрель. Встреча ОПЕК состоялась успешно, но никаких решений на ней принято не было, конкуренция среди нефтяников возобладала над кооперацией. Объемы производства закономерно рванули вверх — на фоне стагнации в США. Спад доллара к основным мировым валютам привел даже к некоторой ревальвации китайского юаня — в апреле он достиг локального максимума в 6,45 юаней за доллар. Но счастье было недолгим. В РФ апрель ознаменовался отставкой Ольги Дергуновой с поста главы Росимущества, которая была против приватизации госактивов, намеченных к таковой, в силу низкой их рыночной стоимости в настоящий момент. Увы и ах, в бюджете, который в апреле наконец-то поступил на пересмотр, был прописан триллионный приход денег именно что от приватизации, так что упорство Дергуновой не пошло ей впрок. Тем временем США начали поставки СПГ в Европу: эпитеты «миф», «пузырь» и прочие в адрес нетрадиционных углеводородов не сдержали их экспансию. Кроме того, именно в этом месяце появились первые данные, извлеченные из панамских офшоров, о том, где и чьи деньги там лежат; как нам рассказали, виолончелист Ролдугин покупал на эти деньги дорогие музыкальные инструменты для талантливой молодежи. Это, я считаю, просто прекрасно.
Май. Празднование Дня Победы на сей раз сопровождалось пафосным концертом в сирийской Пальмире, освобожденной от одной злодейской структуры, которую нельзя называть (не «медведь», а «хозяин леса», мы помним эти запретные слова, да-да); впрочем, недавно эти злодеи отобрали Пальмиру обратно, но это, конечно же, временное являение. В России было объявлено о подготовке двух стратегических программ развития, одну из которых будет творить группа Кудрина, другую — группа Глазьева-Титова. Презентация их обещается весной уже следующего года. Что же, посмотрим. Тем временем во Франции местное население устроило невиданные за десятилетия бунты, протестуя против нового закона о труде, который среди прочего упрощал увольнения сотрудников, делая рынок труда более гибким и адаптивным. Не хотят французы снижения социальных гарантий, впрочем, пока находятся те, кто покупает их казначейки, французской социалке ничего не грозит.
Июнь. В России начались предварительные прикидки бюджета на 2017 год, согласно которым произойдет снижение расходной части (т. е. того, что получит экономика и граждане) не только в реальном выражении, но и в номинальном. Произошло это на фоне того, что граждане Великобритании на референдуме высказались за выход страны из ЕС — что породило изрядную трещину прямо на парадном фасаде «общего европейского дома». Начался процесс отмены ограничений в отношении Турции — после того как Эрдоган высказал сожаление о произошедшем, что было воспринято как принесенные извинения; воинственную риторику о 12 тыс. бензовозов, посредством которых в Турцию продает нефть помянутая выше неназываемая структура, пришлось поставить в дальний угол. Политическая целесообразность, понимать надо. Дорожавшее было золото пошло на юг.
Июль. Весь месяц прошел под знаком паники из-за Brexit — падение деловой активности, потребительского доверия, шок, трепет и паника; при этом под всю эту движуху Китай провел акт девальвации юаня, справедливо рассудив, что это его действие (очередное свидетельство проблем в экономике) будет менее заметно миру — так оно и вышло. Очередное заседание правления ФРС констатировало стабильность денежно-кредитной политики США — обещания сначала 5 - 6, затем 4, затем 2 повышений ставок пошли прахом. При этом в США пошел рост числа работающих буровых вышек — после периода снижения длительностью более года. Тем временем в РФ сотрудники ФСБ и СК провели обыск у Андрея Бельянинова, главы федеральной таможенной службы, изъяв более 100 млн. рублей денег и ценностей. Умственные пассионарии — в очередной раз — приветствовали это криками «Путин начал посадки», что — в очередной раз — оказалось ерундой, буквально на днях ему вернули все изъятое, названное Бельяниновым «семейными накоплениями». Ну вот и хорошо.
Август. Бразильская Олимпиада, допинговые скандалы, особо жесткий доступ к соревнованиям для российских спортсменов, по сути, как для людей второго сорта. РФ к этому отнеслась совершенно спокойно, вероятно, потому что не желала портить отношения с теми или иными «друзьями и партнерами», дескать, худой мир лучше доброй ссоры. Немедленно после Олимпиады бразильский сенат лишил президента страны Дилму Руссеф высшего поста — видимо, местная коррупция достала даже их. Приватизация в РФ таки пошла — был продан, хоть и нерыночным образом, намеченный к приватизации государственный кусок «Башнефти», а до нее государство избавилось от пакета «Алросы». Помимо этого, с поста главы АП был отставлен Сергей Иванов, на смену ему пришел Антон Вайно, первым замглавы которого через некоторое время стал Сергей Кириенко.
Сентябрь. Основное событие месяца, конечно же, выборы в Госдуму и в региональные парламенты, по итогам которых «Единая Россия» укрепила свои позиции, получив в ГД конституционное большинство; по сути, остальные партии сейчас там только для блезиру, что, впрочем, было заметно и ранее, по их финансированию — все 4 парламентские партии финансируются государством на 97 - 99%. Тем временем в журнале «Вопросы экономики» вышла фундаментальная статья Дмитрия Медведева «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики». Статья очень большая, готовилась не один день, сделана в привычной схеме «перечисляем достижения и выступаем за все хорошее против всего плохого», однако ценна признанием, что «действия по преодолению кризиса и восстановлению роста не могут пока компенсировать главного проявления кризиса — падения благосостояния россиян». С другой стороны, нефть к этому моменту закрепилась в коридоре $45 - 50 за баррель, а рубль (пере)укрепился, что создало определенную иллюзию нормализации. Началось «дело полковника Захарченко», у которого было изъято более миллиарда рублей в различных валютах; вероятно, это тоже семейные накопления.
Октябрь. ОПЕК таки договорилась (предварительно) о сокращении добычи нефти — на уровнях, ориентировочно, начала этого года. На фоне этого рост числа американских буровых дал свои плоды в виде роста объемов добычи нефти, отскочивших от низов. Замечательной репликой отметился российский минюст, мол-де «разъяснение гражданам их прав — политическая деятельность, поскольку способствует активизации протестных настроений». Была заявлена любопытная инициатива губернатора Владимирской области Светланы Орловой о переписывании всех грибников и сдаче собранных грибов государству, что поможет нарастить экспорт на 2 млрд. рублей в год; инициативу поддержал министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Помимо этого, выяснилось, что доля россиян, выращивающих еду на своих огородах, увеличилась до 46%, а для шестой части их своя еда является основным источником питания. Импортозамещение — как оно есть.
Ноябрь. Президентские выборы в США довольно неожиданно выиграл Дональд Трамп, что вызвало эйфорию в новом российском парламенте — думается, оснований для этого нет. Индия провела весьма неоднозначную денежную реформу, цели которой, понятно, благие, но не факт, что результаты будут такими же. ОПЕК выдала вторую итерацию соглашения о сокращении добычи нефти, при этом из организации была исключена Индонезия, а ее квоту (722 тыс. баррелей в день) прочие страны организации распределили между собой — иначе говоря, рыльце-то у них тут в пушку, им очень хочется сократить добычу, ничего не сокращая, вернее, чтобы ее сократил кто-либо другой. Добыча нефти в США вновь подросла, евро неспешно приближается к паритету с долларом, проседают иена и юань, в Италии проблемы в банковской системе, вероятность повышения ставки ФРС в декабре приближается к 100%. Был посажен под домашний арест министр экономического развития Алексей Улюкаев, коему инкриминируется взятка в $2 млн. — какие-то хилые объемы, на фоне деяний полковника Захарченко. Опять всплеск надежд на «посадки», который наверняка опять окажется лишенным всякого смысла, кое-кто говорит, что Улюкаев ныне «в опале» (sic!).
Декабрь. Становится заметной подготовка к новому политическому сезону. Кандидатом в президенты объявил себя Алексей Навальный, с которого в ноябре временно сняли судебные долги — вполне возможно, что к весне 2018 года из него будут лепить «грушу» для Путина; рискованное решение. У России тихой сапой отжали ЧМ-2017 по бобслею и скелетону, сделано это было посредством объявления на сайте федерации; на ум приходит тот малоизвестный факт, что до сих пор не было ни одной продажи трансляции матчей ЧМ-2018 по футболу, вполне вероятно, что его ждет та же судьба. Правление ФРС повысило ключевую ставку на 0,25%, нефть, выскочившая было к $57 за баррель на фоне договоренностей ОПЕК, вновь припала. Произошла приватизация куска «Роснефти», структура сделки вызывает изрядные вопросы, кроме того, интересна заметная синхронность ее и выпуска «Роснефтью» бондов на сопоставимую сумму. Важно, впрочем, то, что такие движения на рынке обошлись без влияния на курс рубля, в отличие от событий двухлетней давности — и это не может не радовать.
Вот как-то так. Встретимся в новом году — и начнем с прогноза.
С наступающим!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.