«СРАЗУ ПОНЯТНО, ЧТО Я «ХРОМАЯ УТКА» — НИКТО НЕ СЛУШАЕТСЯ МОИХ УКАЗАНИЙ»

Накануне 44-й президент США Барак Обама попрощался со своей нацией, или, как выразились американские СМИ, выступил с «финальным спичем» в Чикаго. Закадровый гул народных масс, собравшихся, чтобы проводить своего лидера, должен был свидетельствовать, что Обама по-прежнему популярен и достоин тех «нобелевских» надежд, которые на него возлагали.

В голливудском кино, не отличающемся, как известно, жанровым разнообразием, есть один повторяющийся финальный эпизод, где главный герой исповедуется перед второстепенными персонажами. Все в соплях, но слушают затаив дыхание. Кто-то сдавленно рыдает в углу, а кто-то, набожно сложив ладошки, не может оторвать влажного взора от арбитра. Главный герой тем временем рассказывает, как трудно ему было бороться с мировым злом. Под занавес все хлопают и восторженно визжат. Это и есть катарсис по-американски. В полном соответствии с правилами этого жанра выступил в Чикаго и Обама.

Конечно, легендарный город из штата Иллинойс не случайно был выбран для прощания с Обамой. Именно здесь «голубь мира» в ноябре 2008 года праздновал свою победу на президентских выборах. Поэтому 10 января американский лидер шагнул на сцену того же конгресс-холла, что и 8 лет назад. Звучала та же мелодия, что и тогда, — City of Blinding Lights («Город ослепительных огней») группы U2. Обама поднял руку — и зал наполнился восхищенным ревом. Рядом с президентом с блестящими от слез глазами стояли его супруга Мишель и старшая дочь Малия. Шоу началось.

«Через 10 дней мир увидит отличительную особенность нашей демократии: мирную передачу власти от одного свободно избранного президента другому», — заявил Обама, и протестующие возгласы были ему эхом. Тем не менее хозяин Белого дома пообещал обеспечить «настолько гладкую передачу власти, насколько это возможно».

Далее Обама взялся доказать, что Нобелевская премия мира, врученная ему авансом осенью 2009 года, была не напрасна. Для этого он просто перечислил то, что может поставить себе в заслугу. По его словам, США смогли преодолеть большую рецессию, перезапустили свою автоиндустрию, инициировали самый длительный рост количества рабочих мест в истории, открыли новую страницу отношений с кубинским народом, остановили иранскую ядерную программу без единого выстрела, а также уничтожили вдохновителя террористических атак на Нью-Йорк 9 сентября 2001 года (Усама бен Ладен был ликвидирован американским спецназом в мае 2011 года прим. ред.). Кроме этого, страна добилась равенства в браке и обеспечила медицинским страхованиям 20 млн. сограждан. «Если бы 8 лет назад мы взяли на себя такие обещания, нас обвинили бы в завышении планок, — снисходительно улыбнулся уходящий американский лидер. — Но мы сделали это. Вы это сделали. Вы стали переменами».

Пока «второстепенные персонажи» бились в конвульсиях обожания по своему «главному герою», Обама в полном соответствии с правилами актерского искусства взял тревожную ноту и призвал хранить демократию, ведь ослабление демократических институтов и американских ценностей «может привести к гражданским и международным войнам». «Защита нашего образа жизни требует большего, чем только лишь наша армия, — внушал слушателям бывший сенатор от штата Иллинойс и теперь уже без пяти минут экс-президент. — Демократия может теряться, когда мы сдаем свои демократические ценности перед страхом, поэтому мы, граждане, должны сохранять бдительность против внешней агрессии, должны не поддаваться ослаблению наших ценностей, которые делают нас теми, кто мы есть».

Впрочем, США, как констатировал Обама, по-прежнему остаются самым влиятельным государством в мире. «Наши соперники — Россия и Китай — не могут сравниться с Америкой по степени влияния в мире, но мы не можем отступить и не можем позволить каким-либо большим странам запугивать маленьких соседей», — заявил он, попутно еще раз присягнув на верность идее «экспорта демократии». «Не то что наша нация была идеальна изначально, но что мы много раз демонстрировали возможность меняться и делать жизнь лучше для последующих поколений», — скромно объяснился докладчик. И даже такие могущественные террористические организации, как ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), «не смогут победить Америку, если только в этой борьбе граждане США не предадут Конституцию и свои принципы».

Глобальное зло все еще могущественно, а мировой порядок, создаваемый США, поставлен под угрозу, нагнетал страсти американский президент, и зал конгресс-центра отвечал ему негодующим воем. Кто же угрожает всем этим бесконечно милым людям? «Во-первых, агрессивные фанатики, которые говорят от лица ислама, а во-вторых, автократы в зарубежных столицах, которые рассматривают свободный рынок, открытую демократию и гражданское общество как угрозу их власти, — перечислил Обама, не называя имен. — Опасность, которую они представляют американской демократии, масштабнее, чем от заложенных в автомобиле бомб и от ракет. Они представляют собой страх перед изменениями, боязнь преобразований, боязнь людей, которые выглядят, говорят или молятся по-другому, пренебрежение принципом верховенства права, который делает лидеров легитимными, неприятие чужой точки зрения и свободомыслия, веру в то, что меч, или ружье, или бомба, или машина пропаганды являются высшим арбитром того, что правильно, и того, что неправильно».

Пока Обама сидел в Белом доме, Америка могла спать спокойно, дал понять растроганной толпе 44-й президент. За время его руководства ни одна зарубежная террористическая организация не атаковала США. И это несмотря на то, что Вашингтон официально прекратил пытки и пытался закрыть тюрьму в Гуантанамо. «Мы реформировали наши законы, касающиеся разведки, чтобы защитить право на личную жизнь и гражданские свободы», — объяснил Обама. Но теперь у США в запасе — не больше 10 спокойных дней, по истечении которых — зыбкость и неизвестность. Да и сейчас сам воздух наполнен тревогой. «Сразу понятно, что я „хромая утка“ — никто не слушается моих указаний», — пожаловался уходящий президент.

К окончанию «финального спича» синхронно рыдали многие, и сам Обама смахнул скупую слезу, когда благодарил за поддержку свою жену Мишель, дочерей, вице-президента Джо Байдена, сотрудников аппарата и всех граждан США. «Да, мы можем. Да, мы смогли. Да, мы сможем», — трижды повторил, как заклинание, чернокожий президент свою старую предвыборную формулу.

ТРАМП НЕ ВЕРИТ В «РОССИЙСКИЙ КОМПРОМАТ», А ЕГО БУДУЩИЙ ГОССЕКРЕТАРЬ СЧИТАЕТ РФ УГРОЗОЙ ДЛЯ США

Тем временем команде избранного президента США Дональда Трампа приходится жестко критиковать Россию, чтобы избежать упреков в связях с ней. В частности, выдвинутый Трампом на пост госсекретаря известный предприниматель Рекс Тиллерсон, который сегодня должен выступить в американском сенате, уже обвинил РФ в игнорировании интересов своей страны. По крайней мере, такая претензия содержится в его докладе, адресованном сенату и опубликованном на сайте Washington Post.

Заметим, что владельца самой крупной в мире частной нефтяной компании ExxonMobil Тиллерсона связывают с Россией орден Дружбы, врученный ему Владимиром Путиным в 2012 году «за большой вклад в развитие и укрепление сотрудничества с Российской Федерацией», а также, если верить СМИ, акции «Яндекса». Стоимость этих акций, относящихся к Yandex NV, материнской компании российского «Яндекса», эксперты оценивают в $15 тысяч. Гораздо большими активами Тиллерсон владеет в китайских Alibaba и Baidu (109 и 361 тыс. соответственно).

Однако для американских сенаторов, которым предстоит утвердить кандидатуру Тиллерсона, ни орден Дружбы, ни акции «Яндекса» ничего не весят, зато резкие заявления в адрес РФ и КНР как раз очень ими ценятся. Поэтому кавалер российского ордена на редкость категоричен. «Недавние действия России, когда она завоевывала уважение и место на глобальной арене, игнорировали американские интересы», — говорится в его докладе. При этом по степени опасности для Вашингтона Москва занимает второе место после Пекина, чья «экономическая мощь на международной арене привела в одинаковой степени к сотрудничеству и соперничеству». На третьем месте после Москвы — радикальный ислам. Это «не новая идеология, но незаконное, смертельно опасное и порождающее ненависть течение», пишут райтеры Тиллерсона. На четвертом и пятом месте внешних вызовов, брошенных Америке, — Иран и Северная Корея. «Они представляют серьезную угрозу миру из-за их отказа соответствовать международным нормам», — объясняет кандидат в госсекретари.

Владельца самой крупной в мире частной нефтяной компании ExxonMobil Тиллерсона связывает с Россией орден Дружбы, врученный ему Владимиром Путиным в 2012 годуФото: kremlin.ru

Поссорить с Москвой пытаются и самого Трампа. Видимо, для этой цели в медиапространство вброшена информация, исходящая от CNN, — о том, что Россия якобы собирает компромат на будущего 45-го президента США. Об этом американские спецслужбы уже рассказали самому Трампу. Компромат, по их данным, сводится к деловому сотрудничеству миллиардера с российскими предпринимателями (это еще куда ни шло), а также к его общению с жрицами любви в Москве и с русскими красавицами, претендующими на участие в курируемом Трампом конкурсе «Мисс Вселенная». Последнее обстоятельство, если будет подтверждено, способно сильно осложнить судьбу избранного президента, которого и так постоянно обвиняют в «женоненавистничестве» и нарушении «гендерного равноправия». Источником информации о российском компромате выступает глубоко законспирированный бывший сотрудник британской разведки, работе которого, по мнению его американских коллег, можно доверять.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уже назвал данную информацию абсолютной уткой, абсолютной фабрикацией и полной чушью. По его словам, Кремль не занимается сбором компромата, а появившиеся сообщения не более чем pulp fiction (бульварное чтиво). С опровержениями о причастности России к сбору компромата выступили также портал WikiLeaks и сам Трамп, который объяснил появление pulp fiction — «политической охотой на ведьм».

«ОБАМУ «НЕСЕТ», У НЕГО ЕЩЕ ТЕМПЕРАМЕНТ ЮЖНЫЙ»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов ответить на вопрос, какую премию они дали бы Обаме по итогам его президентства, а также оценить степень достоверности сообщений о компромате на Трампа.

Эдуард Лимонов — писатель, политик, создатель запрещенной Национал-большевистской партии, председатель исполкома коалиции «Другая Россия»:

— Признал ли Обама Трампа «хорошим»? Здесь неправильно вглядываться и вслушиваться в его слова. Обама подготовил речь, чтобы произвести впечатление. Когда я готовлю речь, тоже стараюсь что-то такое в нее добавить. Это скорее дань уважения к преемственности власти в Америке. А на самом деле он себя ведет необычно, как представитель проигравшей партии. Он продолжает войну, хотя выборы закончились. Все его действия, которые он предпринимает, — это такие нападки на Трампа и на его администрацию... Это достаточно необычная история для американского замещения власти.

Обычно, когда президент проиграл выборы, он вынужден смириться с происходящим, а тут Обама ведет себя очень агрессивно. Это пахнет странно — гражданской войной, что ли, в Соединенных Штатах? Возможно, финальной речью он захотел сгладить впечатление, которое производит своей дикой агрессивностью. И тут счел нужным сказать отступные слова. Но мне кажется, что Обаму «несет», у него еще темперамент южный, он ведь африканского происхождения. У Обамы было 8 лет, чтобы что-то доказать, а он пытается сделать это в последние дни своего президентства. Клика Демократической партии сейчас нарушает американские традиции. Если вы этого не замечаете, то я это замечаю, так как пять лет прожил в США. Я понимаю, что этого не нужно делать. Трамп избран с небольшим отрывом, при практическом равновесии сил. Если демократы и дальше будут так себя вести во время президентства Трампа... это опасно.

До инаугурации Трампа осталось 9 дней, что будет после этого — нет смысла гадать. Есть два варианта. Первый: он каким-то образом смирится, придя к власти, станет почивать на лаврах и будет себя вести примерно так же, как и все остальные американские президенты, по сути ничего не меняя. И второй вариант — то, что он начнет претворять в жизнь все высказанные им в ходе предвыборной кампании планы, тогда возникнет зона турбулентности.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Это сохранение хорошей мины при плохой игре. Надо понимать, что Обама не уходит. В отличие от всех остальных президентов он остается в Вашингтоне, создает консультационную группу и будет активно воевать с Трампом. Надо подождать, посмотреть. Рассчитывать на то, что придет Трамп и отменит все санкции, — это глупость. Реальный выигрыш от победы Трампа мы уже получили. Третьей мировой войны, к которой уверенно вела дело Хиллари Клинтон, не будет. Все, что мы могли получить от победы Трампа, мы уже получили. Это не так мало. Это, между прочим, жизни. Трамп — это бизнесмен, он сначала говорит, что он ваш друг, а вторым делом предложит снять свои штаны и отдать ему деньги.

Я бы дал Бараку Обаме Шнобелевскую премию. Пока что он является убийцей, преступником, организатором чудовищных войн. Запрещенная в России ДАИШ была создана американцами при Обаме. Он приложил к этому большие усилия. Я думаю, что нобелевский комитет должен потребовать от Обамы вернуть премию мира. Обращу внимание, что компромат на Трампа собирала вся американская политическая машина, госаппарат... По американским меркам нарыли довольно много. Но чихать он хотел на это с высокой колокольни. Компроматов на президентов не бывает.

Алексей Макаркин — политолог, замдиректора центра политических технологий:

— Это речь, в которой Обама подводит итоги своего президентства и описывает те риски, с которыми столкнется следующая администрация, те проблемы, которые он не решил. По содержанию эта речь достаточно спокойная, в ней нет драматизации, но ее главная особенность — та обстановка, в которой она произносится. Впервые такая конфликтная передача власти. Впервые такое сильное недоверие немалой части американского политического класса к новому президенту. Впервые такое желание реванша у победителя по многим позициям. В первую очередь отмена «Обама Care», реформы здравоохранения. В этой ситуации Обама определяет те риски, которые есть. Причем система приоритетов Обамы сильно отличается от системы приоритетов Трампа, понятно, что он защищает свою «Обама Care» и заявляет, что вряд ли удастся придумать что-то лучше. Видимо, по этому поводу будет ключевой конфликт, потому что это важно для миллионов американцев, Америка по поводу данного проекта расколота. В части международной политики — если Трамп подчеркивает, что главная угроза и проблема — это Китай, то Обама выделяет Китай и Россию, которые «опасны» для Америки. По поводу компромата — эта информация ограничивает возможности Трампа. Если он будет слишком сближаться с Россией, то немалая часть американских политиков будут говорить, что это следствие компромата.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Не скажу, что Трамп ничего не решает. У нас Трампа несколько переоценивают даже в элитах, не говоря уже о пропаганде, населении вообще. Переоценивают самостоятельность, его желание порвать с наследием предшественников, потому что сила американской политической системы в том, что от роли личности мало что зависит. Даже гораздо более выдающиеся личности, такие как Рузвельт или Кеннеди, по большому счету не смогли изменить многое. Кое-что они изменили. Сам Трамп демонстрирует, что не намерен разрывать какие-то элитные связи. Просто он будет опираться на другие группы элит, нежели те, на которые опирался Обама. Трамп тоже свой для американской элиты и будет на нее опираться.

У нас такие ожидания, что Трамп вступит и на следующий день или через неделю он кардинально пойдет на улучшение отношений с Россией, снимут санкции. РФ в приоритетах любой американской администрации находится далеко не на первом месте. Первые внешнеполитические шаги Трампа будут касаться американо-китайских отношений и всего, что вокруг них крутится. Российские элиты ждет небольшое разочарование. Санкции вряд ли будут отменены и серьезно ослаблены в ближайшее время, ну а по Сирии можно будет достичь какого-то прогресса. Это будет не сердечный союз, но понимания будет больше.

Я бы дал Обаме премию за несбывшиеся надежды: он правильно говорил, но неправильно делал. Обама — это президент, который бы органично смотрелся во главе США в 2020-е годы. Через один-два президентских срока он бы вполне органично смотрелся в своем кресле. Компромат не способен привести к импичменту, потому что подобные видео — это только предлог, а причиной является политика, когда президент делает что-то не в интересах государства. Трамп таким президентом не будет. Россия, как и любая страна, пытается собирать любопытные, пикантные детали о жизни мировых лидеров. Вся мировая политика держится на компромате. Вопрос только в том, кто этот компромат контролирует.

Юрий Рогулев — директор фонда изучения США имени Франклина Рузвельта, руководитель секции «Страны Нового Света и Политология им. М.В. Ломоносова» (МГУ):

— Последняя речь Обамы была выдержана в духе и стиле того, что он до этого произносил. Обама очень любит покрасоваться перед большой аудиторией. И здесь он не отказал себе в этой возможности, собрал огромный зал, почти 20 тысяч человек, и даже билеты продавали. Такое артистическое выступление на сцене, в присутствии жены и дочери. Это такое шоу, типичное для США. Так что от такого шоу трудно ожидать реальных оценок. В основном речь была построена по принципу того, чтобы продемонстрировать головокружительные успехи администрации Обамы. Он начал с того, что вспомнил лозунг своей избирательной кампании — «Yes, wecan!» («Да, мы можем!»), а закончил фразой «Мы не только можем, но мы это сделали!».

Так что он всячески превозносил достижения своей администрации, которых оказалось не так уж и много. Якобы никто не мог надеяться на выход из рецессии, но вот Обама добился такого великолепного выхода. Хотя мы знаем, что все в Америке нервничают и следят за ставками федеральной резервной системы и из-за их колебаний всего на полпроцента уже паника начинается, все боятся, что процент поднимут и все рухнет опять. Это, конечно, не говорит о стабильном выходе из рецессии. Угроза скатывания в рецессию остается серьезной. Безработицу, конечно, удалось сократить. Какие еще успехи? С Ираном сделку заключили. В значительной степени это было сделано благодаря России, но Обама приписывает все себе. С Кубой нормализовал отношения после десятилетий блокады — вот и все успехи. Да, и реформа здравоохранения которую сейчас собираются отменять. Это такое пропагандистское самолюбование. О проблемах он совсем не говорил, а говорил о светлом будущем. О том, что он получил страну в разваленном состоянии, в кризисе, а передает ее Трампу в хорошем состоянии и надеется, что она будет «в хороших руках». Но это всего лишь фигура речи.

Какую премию я бы вручил Обаме? «Оскара», я думаю, можно было бы дать. По поводу компромата — конечно, информацию на ведущих политиков у нас собирают. И в МИДе собирают, и спецслужбы, если бы не собирали, наверное, их надо было бы уволить с работы. Но целью является не компромат как таковой. Он нужен для того, чтобы знать, с кем имеют дело, и знать, как строить политику. Но «компромат» на Трампа — это очередная фальшивка. У нас с вами доступа к этой информации нет, а у СNN тем более быть не может. Потому это утка, конечно. Не думаю, что Трамп настолько глуп, чтобы в это поверить. Якобы ему не показали какие-то две странички... Что, пожалели его самолюбие, что ли? Это все шито белыми нитками. Многие ведущие агентства отказываются публиковать эту информацию.