Жильцы дома № 79 по улице Чистопольская пожаловались на высокие сборы за коммунальные услуги и «нецелевое использование» собранных миллионов Жильцы дома №79 по улице Чистопольской пожаловались на высокие сборы за коммунальные услуги и «нецелевое использование» собранных миллионов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ КТО-ТО СВОРОВАЛ — ПОЧЕМУ НЕ РАЗОБРАЛИСЬ? МЫ КАК РАБЫ...»

В редакцию «БИЗНЕС Online» обратились жильцы дома №79 по улице Чистопольской, пожаловавшиеся на высокие сборы за коммунальные услуги и «нецелевое использование» собранных миллионов. Как рассказал один из жильцов, Алексей Шошокин, только за ноябрь владельцам трехкомнатных квартир пришли счета в размере 11 - 12 тыс. рублей. Из них около 6 тыс. — горячая вода и теплоснабжение. Еще треть суммы «поглощает» строка «капитальный ремонт». При этом, замечает наш собеседник, в расположенных рядом домах аналогичного типа те же позиции дешевле в 1,5 раза.

Однако большие цифры в платежках еще полбеды — хорошо, если собранные деньги идут на пользу самим жильцам. Но это не так, считают они. Их зеленый дом напротив «Казань Арены» возводил печально прославившийся в последние годы застройщик — ГК «Фон». Построив дом, компания Анатолия Ливады в 2009 году передала его в управление ООО «УК «Наш Дом», в котором, по словам жильцов, работали аффилированные с «Фоном» лица. Компания обслуживала и другие дома, построенные «Фоном» и расположенные на Чистопольской, и за несколько лет накопила более 50 млн. рублей долгов перед поставщиками за коммунальные услуги, утверждают жильцы.

Весной прошлого года руководство сменилось — управление компанией взяли на себя представители АО «Татэнерго». Директором был назначен замдиректора по реализации тепловой энергии Ришад Мирсияпов, управляющим — Марат Сагдеев, возглавляющий еще несколько ТСЖ. Образовавшиеся долги нужно было как-то закрывать и делать это, по словам жильцов, начали за их счет — цифры в платежках несоизмеримо выросли. Это при том, что при смене власти самих жильцов и не спросили.

«При Шаговой (первый руководитель УК „Наш дом“ Ольга Шаговаприм. авт.) деньги собирались, но никаких текущих ремонтов, никакого благоустройства не было. Все уходило в никуда», — рассказал «БИЗНЕС Online» Шошокин. Теперь, по его словам, система изменилась. «Две трети платежки сейчас уходит генерирующей компании на погашение долгов. Согласитесь, неправильно, когда половина платежки — горячая вода и тепло», — замечает он.

Путем несложных подсчетов жильцы выяснили, что за 2016 год только с их дома (24 подъезда, 485 квартир) на текущий ремонт было собрано 3,6 млн. рублей. «Я у них запросил информацию: на какую сумму вы сделали ремонт? Они мне дали документы на 400 тысяч», — говорит наш собеседник.

То, что приоритет УК — погашение образовавшихся за 5 лет долгов перед «Татэнерго», подтверждает и выписка о состоянии задолженности перед коммунальщиками. Если по другим позициям — «Энергосбыту» и «Водоканалу» — все осталось по-прежнему, то долг перед «Татэнерго» за год снизился на 3 млн. рублей. «А если количество должников не уменьшилось, с ними не работали, возникает вопрос: за счет чего покрыли-то? Текущий капитальный ремонт», — считает Шошокин.

Аналогичная ситуация, по словам жителей, складывается и с другими домами, управление в которых осуществляет УК «Наш дом», которых порядка двух десятков. Это, например, дома по улице Адоратского, 4а, несколько домов на Ноксинском спуске (8, 8а, 8б).

«Если кто-то своровал — почему не разобрались? Жители-то здесь при чем? Мы как рабы. Мы же все платежи вносили и сейчас платим, а теперь будет закрывать чужие дыры?» — сетуют жильцы, предполагая, что «Фон» мог решать свои проблемы за счет их платежей.

В итоге весной прошлого года провели собрание, образовав товарищество собственников недвижимости (ТСН). Первоначально они просили информировать их о том, куда будут направляться средства, собранные по статьям «Текущий и капитальный ремонт». И даже подписали на этот счет с директором УК «Наш дом» некое соглашение. «Мы не хотели конфронтации, — подчеркивает Шошокин. — Но ни один из этих пунктов соглашения выполнен не был».

Тогда люди, уставшие, как они говорят, от «поборов», собрались вновь и решили поменять управляющую компанию. «Мы сказали: все, хорош. Провели новое собрание и сказали: с 1 января мы расторгаем с УК „Наш дом“ договор. Вот протокол, 64 процента жильцов проголосовали за. Мы нашли подрядчиков, должны были начать работать», — говорит лидер инициативной группы.

Однако не тут-то было. После этого на жильцов, с их слов, начали давить. В частности, одному из активистов якобы стали поступать СМС с угрозами, а в сам дом УК, по словам Шошокина, «заселила» вооруженную охрану, повесив на двери всех технических помещений амбарные замки. «Происходит парадоксальная ситуация: за счет жильцов управляющая компания содержит ЧОП, который охраняет их самих же», — говорят жильцы. Но самое главное — управляющая компания отказалась предоставить жильцам документы для подачи в жилищную инспекцию, именно она должна признать собрание легитимным. «Мы должны подать кучу технической документации в эксплуатирующие организации: „Татэнерго“, „Водоканал“ и „Теплосбыт“. Но документы у управляющей компании, которая нам их не отдает...» — разводит руками Шошокин.

Зеленый дом напротив «Казань Арены» возводил печально прославившийся в последние годы застройщик — ГК «Фон» Зеленый дом напротив «Казань Арены» возводил печально прославившийся в последние годы застройщик — ГК «Фон» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ СО СВОЕЙ СТОРОНЫ СЕЙЧАС ПРОВОДИМ СОБРАНИЕ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ТАРИФОВ»

Наше издание обратилось за комментарием к Марату Сагдееву. Он обвинения в погашении долгов УК за счет жильцов опроверг, а отсутствие прозрачности списал на «некорректную информацию» на сайте фонда ЖКХ РТ.

«Все деньги, которые собираются с жильцов [по статье «Капремонт»], перечисляются в эту организацию. Но они свой сайт не обновляют. Это надо у них спрашивать, почему не обновляют, какие средства были перечислены по каждому дому. Мы со своей стороны им письмо отправили, чтобы они нам расшифровали, но пока ответа нет, к сожалению», — рассказал он.

Сагдеев добавил, что у УК действительно есть долги перед поставщиками, но долг населения перед ней самой выше. «Нашей управляющей компанией подано более 150 исковых заявлений и взыскано более 15 миллионов рублей. Из этих денег мы и погашаем долги перед поставщиками услуг», — объясняет он.

Сверхвысокие начисления по квартплате Сагдеев объяснил погодными условиями, мол, на дворе зима, однако признал, что в соседних домах, где создано ТСЖ, тарифы на жилищные услуги ниже на 20 - 25%. «Мы со своей стороны сейчас проводим собрание для уменьшения жилищных тарифов. Тарифы будут до 30 процентов ниже, чем муниципальные», — пообещал он. По словам Сагдеева, как раз сейчас запущено голосование среди жильцов, и в случае, если наберется необходимый кворум, к 12 января протокол будет вывешен на стендах информации.

Проведенного жильцами собрания по выбору своего ТСН управляющая компания, по словам Сагдеева, не признает по той причине, что жильцы «не уведомили об этом ни один уполномоченный орган». «По закону в течение семи дней они должны были предоставить данный протокол для проверки. В управляющей компании бюллетеней, подтверждающих, что люди проголосовали, нет. Жилищная инспекция заключение по данным протоколам тоже не давала. Поэтому собственники этого дома подали на оспаривание этого протокола», — пояснил он. Что касается второго собрания — об отказе от УК «Наш дом» — здесь ее руководству снова не представили бюллетеней, подтверждающих выбор людей, говорит наш собеседник. Поэтому компания будет ждать решения суда. «12 января будет судебное заседание, на которое они принесут, надеюсь, свои бюллетени, докажут, что действительно было собрание, жильцы проголосовали за это», — резюмирует Сагдеев.

WHO IS MR. МАГАРИЛ?

Рассмотрение дела состоится в Ново-Савиновском районном суде Казани, куда с иском на проводивших собрание жильцов обратился некий Яков Магарил — собственник нежилого помещения в этом же доме. По словам жителей, сам Магарил аффилирован со структурами «Фона» и его никто не видел уже несколько лет. Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает, что Магарил вместе с директором компании «Фон-Ривьера» Дианой Ахметзяновой числится в списке учредителей ООО «Киндери» (51% — доля Ахметзяновой, 49% — Магарила). Сагдеев же в комментарии «БИЗНЕС Online» заявил, что лично с Магарилом не знаком, но тот является полноправным жильцом и подобные иски предъявлять вправе. «Считаю данное собрание не состоявшимся, так как не были уведомлены должным образом все собственники многоквартирного дома, расположенного по улице Чистопольской, 79, отсутствовал необходимый кворум», — говорится в заявлении гражданина, поданном в Ново-Савиновский суд.

Впрочем, надежду на суд возлагают и сами возмущенные тарифами жильцы. Они ссылаются на прецедент, который сумели создать их «коллеги по несчастью» — жильцы четырех домов на Ноксинском спуске, которые организовали альтернативное товарищество собственников жилья (ТСЖ «Дворик») и путем долгих судебных разбирательств сумели добиться взыскания с УК «Наш дом» 6,5 млн. рублей. Средства были взысканы как «необоснованное обогащение». Именно их примеру надеются последовать жильцы домов по улице Чистопольской и Адоратского — в надежде, что УК, не желающая отдавать бразды правления, в конце концов обанкротится после ряда решений суда.

Впрочем, учитывая, что рассмотрение дела по ситуации на Ноксинском спуске длилось около двух лет, занимать пассивную позицию ожидания жильцы не намерены. «Я встречался с Фроловым (замминистра строительства и ЖКХ РТ Алексей Фроловприм. авт.). Он об этой ситуации знает. Такая проблема сейчас со всеми домами, где УК „Наш дом“ управляет... Попросил взять тайм-аут до пятницы», — рассказал «БИЗНЕС Online» Шошокин.

Этим решили не ограничиваться — 70 жильцов дома по Чистопольской написали письмо президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой «защитить и избавить от ненавистной управляющей компании ООО «УК «Наш дом». «Почему жильцы должны расплачиваться за воровство прежних руководителей УК и бездействие властей РТ? Нам не дают возможности самим управлять домом. Управляющая компания не передает документы. Продолжает печатать счета-фактуры. Продолжает фальсифицировать какие-то общие собрания. Сколько это может продолжаться?» — риторически интересуются они в своем письме.

«Хотим напомнить, что наш дом находится напротив стадиона „Казань Арена“, и, наверное, будет неприятно, если гости предстоящих мировых событий станут свидетелями каких-то разборок управляющей компании с нами», — тонко намекают на возможные протестные акции жильцы.

«ПОРЯДКА 20 ПРОЦЕНТОВ ПЛАТЕЖЕЙ ОСЕДАЛО НА СЧЕТАХ КОМПАНИИ»

В самом АО «Татэнерго», куда наше издание обратилось за комментарием, изложили другую точку зрения на происходящие события. Пресс-секретарь «Татэнерго» Елена Самохина рассказала «БИЗНЕС Online», что организация периодически проводит в городах своего присутствия работу по выявлению недобросовестных управляющих компаний. И УК «Наш дом» также попала в поле зрения генерирующей компании, когда начались перебои с оплатой за потребленные ресурсы...

«По инициативе АО „Татэнерго“ был проведен аудит компании, выявивший ряд серьезнейших нарушений. Прежде всего речь идет об оплате компанией коммунальных услуг. Руководство УК „Наш дом“, собирая с жильцов своих домов средства за данные виды услуг, не в полном объеме переводило их на счета „ресурсников“: порядка 20 процентов платежей оседало на счетах компании. При этом также были выявлены серьезные нарушения в предоставлении данных показаний приборов учета, завышении стоимости подрядных работ, раздутом штате и другом», — пояснила Самохина.

После этого АО «Татэнерго» предложило собственнику управляющей организации — а им оказался участник и генеральный директор ООО «Савиново» Ильдар Умаров — поменять руководство УК с привлечением представителя государственной компании «Таттеплосбыт». Умаров, по всей видимости, дал добро, в апреле прошедшего года руководство сменилось, и процедуры банкротства удалось избежать.

В «Татэнерго» подчеркивают: за этот период новое руководство УК проделало немало работы. Была сокращена численность компании — с выявлением так называемых «мертвых душ», передан на баланс Казанских тепловых сетей 4-километровый участок сетей, находящийся в аварийном состоянии, произведена смена расчетного центра, восстановлен учетный парк, обеспечена корректность начислений по электроснабжению, горячей и холодной воде, налажена работа по взысканию задолженности с потребителей услуг ЖКХ, накопивших долги.

«При этом, безусловно, право собственников многоквартирных домов осуществлять управление своим домом желаемым ими образом. Несмотря на создание собственниками ТСН, на сегодняшний момент управление дома не может быть передано созданному товариществу», — отмечают в «Татэнерго», подчеркивая, что руководством ТСН не было предпринято шагов по заключению договоров с поставщиками ресурсов, не велась хозяйственная деятельность. Да и сам факт образования ТСН на данный момент оспаривается в суде, напоминают они. В организации подчеркивают: передав новому ТСН возможность на управление домом, управляющая компания может затронуть интересы жителей домов, «которые, безусловно, не желают оставаться в данный период времени без энергоснабжения».

«Сомнения вызывают и люди, которые сегодня стоят за созданием ТСН. В их числе есть те, кто имеет уголовную судимость, а также опыт банкротства компаний, осуществляющих свою деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве, — подытоживают в генерирующей компании. — Хотелось бы пожелать собственникам без исключения всех домов более серьезно относиться к людям, которые берутся за управление сложнейшим инженерным сооружением — многоквартирным домом, распределяющим собранные с жильцов средства», — таким пожеланием заканчивается ответ.