Андрей Кузьмин Андрей Кузьмин об оптимизации работы филиалов «Татмедиа»: «Нам невыгодно убирать творцов» Фото: Ирина Ерохина

ТИРАЖИ: ПАДЕНИЕ ЗА ГОД — ДО 7%

Предварительные итоги подписной кампании в Татарстане на первое полугодие 2017 года подвели сегодня генеральный директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин и заместитель директора УФПС «Татарстан почтасы» Светлана Гришина. Данных по конкретным изданиям, правда, не прозвучало. Подробный отчет по изданиям (республиканским и федеральным) в «Татмедиа» и почте по запросу «БИЗНЕС Online» пообещали предоставить позднее, хотя цифры все известны — издания-то в печать выходят.

Пока же есть только общие цифры по общим тиражам и подписке. По словам Кузьмина, общий подписной тираж изданий АО «Татмедиа» на первое полугодие 2017-го составил 257,7 тыс. экземпляров (93,2% к уровню первого полугодия 2016 года). Сильнее всего за год просела подписка на районные и городские газеты — 174,4 тыс. экземпляров (91,8% к первому полугодию 2016-го). Чуть меньше упали журналы холдинга — 49,4 тыс. экземпляров (95,2%) и республиканские газеты: 33,7 тыс. экземпляров (97,9% к первому полугодию 2016-го). Что касается общего тиража (с учетом розницы), печатный тираж изданий «Татмедиа» на первое полугодие 2017-го составил 296,1 тыс. экземпляров (94,8% к первому полугодию 2016-го).

Кузьмин отметил: «У нас был определенный осторожный оптимизм. Об этом говорят и результаты подписной кампании. В связи с тем, что 2016 год был экономически тяжелый, мы думали, что будет хуже, — сказал он. — Развиваем альтернативную подписку. Важно отметить, что наряду с альтернативной подпиской активно развиваем розничные продажи».

На фоне падения общих печатных и подписных тиражей Кузьмин отчитался о позитивной динамике работы холдинга в онлайне. Сначала гендиректор отметил, что «Татмедиа» не будет избавляться от печатных версий (напомнив, что «Коммерсантъ» объявил о закрытии бумажных версий «Власть» и «Деньги»), «потому что у нас есть преданные читатели, подписчики». «Но при этом развиваем электронные версии. Когда говорим о подписке, всегда отмечаем, что охват аудитории не ограничивается только бумажными изданиями. Количество посетителей сайтов наших газет в районах растет с каждым днем, и посещаемость наших сайтов газет уже сопоставима, а иногда и превышает печатные издания. Те же „Челнинские известия“ имеют порядка 12 тысяч посетителей сайта в день при общем тираже 9 тысяч экземпляров, — начал сыпать цифрами спикер. — Если говорить о суммарной посещаемости сайтов всех СМИ АО „Татмедиа“ в 2016 году, она составила 41,6 миллиона уникальных посетителей, это на 13 миллионов больше, чем в 2015 году. Рост посещаемости сайтов — 49 процентов».

Объявил Кузьмин о создании специального отдела по работе с социальными сетями. По данным нашей газеты, работа по его созданию велась почти полгода, а сам отдел только начинает работу. В штате — два человека. Один из них (возглавляет отдел) — Арсений Соколов, который ранее работал smm-специалистом в проектах соучредителя «Штаба» и учредителя газеты KazanFirst Ярослава Муравьева.

«Мы наращиваем присутствие в соцсетях. На сегодняшний день в головном подразделении „Татмедиа“ создается специальный отдел социальных медиа, и мы очень активно, предметно, системно работаем с присутствием в соцсетях, распространением нашей информации. Общее количество подписчиков на официальных страницах — мы есть „ВКонтакте“, „Фейсбуке“, „Твиттере“, „Инстаграме“, „Одноклассниках“, YouTube», — сообщил Кузьмин. По его данным, в 2015 году на страницы изданий холдинга в соцсетях были подписаны 326 тыс. подписчиков, в 2016 году — 538 тысяч. Задача — за год довести до миллиона.

Цели на 2017 год Кузьмин назвал прежними. Это сохранение института подписки, наращивание аудитории сайтов, продвижение СМИ АО «Татмедиа» в соцсетях. Приоритетным, как и в прошлом году, будет развитие информагентства «Татар-информ». Гендиректор АО похвалил новую команду под началом Шамиля Садыкова, сообщив, что с апреля по декабрь 2016-го (количество уникальных посетителей в сутки выросло втрое, в среднем до 33 тысяч).

ПОТЕРЯ «ТАТНЕФТИ»

Что касается подписной кампании в целом, помимо изданий «Татмедиа», она также зафиксировала снижение. Как сообщила Гришина, по предварительным итогам, оно составит порядка 1,5%. «Если мы планировали сохранить подписной тираж периодических печатных изданий, к сожалению, нам это не удалось. Есть некоторое снижение. Отток был еще и в связи с тем, что с рынка ушли издания „За нефть“, „Хазинэ“, „Нефтяные вести“, которые издавала „Татнефть“. Их подписной тираж был 70 тысяч экземпляров. Но даже несмотря на их уход с рынка, мы говорим, что, по крайней мере, подписку по физическим лицам сохранили на уровне прошлого года», — сообщила она, напомнив, что доходы почты от подписки превышают 12%.

Она перечислила, какие скидки оказываются разным категориям населения на подписную кампанию. Например, при подписке предоставляется скидка на социально значимые СМИ в 30%. В список, который подают в минкомсвязи России издательства, входят свыше 100 республиканских изданий. В том числе все издания «Татмедиа».

... «Административный ресурс» в ходе подписной кампании дал определенный эффект
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННАЯ КРИТИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА»

На пресс-конференции Кузьмин ответил на несколько вопросов «БИЗНЕС Online». Мы уточнили, будет ли и дальше использоваться административный ресурс во время проведения подписной кампании. Кроме того, в прошлом году президент РТ Рустам Минниханов неоднократно высказывал сомнения относительно будущего печатных изданий. «Скоро так окажется, что газету будет читать только тот, кто ее пишет, телевизор смотреть — тот, кто этот канал имеет, он никому не нужен», — заметил он на встрече с блогерами.

«То, что президент высказывал сомнения относительно будущего печатной прессы, — это вопрос сомнительный. Можно по-разному интерпретировать его слова. Не думаю, что у руководства республики есть какие-то сомнения, что большинство взрослого населения предпочитает получать информацию из бумажных источников. У меня, естественно, сомнений нет, и это показывают цифры и популярность наших изданий, особенно в районах. Наш совокупный тираж в 300 тысяч экземпляров говорит сам за себя, — ответил Кузьмин. — Есть определенная критика с точки зрения административного ресурса. Сейчас никого особо палкой не загонишь — ни в районах, ни в городе тем более. То, что нашим республиканским изданиям удается сохранить тиражи, говорит о том, что у них есть подписчики, что издания востребованны людьми».

Рустам Минниханов: «Скоро так окажется, что газету будет читать только тот, кто ее пишет, телевизор смотреть — тот, кто этот канал имеет, он никому не нужен»Фото: president.tatarstan.ru

Уточнили мы также, какая работа ведется по оптимизации филиалов в районах республики. Сам гендиректор «Татмедиа» прошлой осенью отмечал, что газеты утратили функцию новостных ресурсов и читателю необходимо давать эксклюзив и аналитику. Сегодня он сказал, что «невозможно сразу взять высокую планку».

«К этому нужно стремиться. Пока вся логика развития информационной среды, в том числе и в районах, говорит о том, что люди новости получают уже с сайтов. Мы проводим семинары, обучаем журналистов, настраиваем на то, чтобы репортажи в газетах не были калькой с сайтов, а были написаны определенным языком. Да, там должны появляться комментарии, и там они есть. Должны появляться живые люди. В материалах должно быть какое-то подведение итогов, комментарии специалистов, — рассуждал гендиректор „Татмедиа“. — Сейчас мы проводим еженедельные совещания в режиме видеоконференции, где одновременно более 100 филиалов оцениваются по определенным критериям, в том числе по контенту. У нас есть люди, которые специально анализируют эту ситуацию».

Кузьмин рассказал, что оптимизируется работа филиалов, и напомнил, что в прошлом году совет директоров принял решение об объединении нескольких филиалов. «Мы объединили филиалы в Нижнекамске (две газеты и телеканал), Набережных Челнах („Челнинские известия“ объединили с „Чаллы ТВ“), в Мамадыше. Приступили к объединению в Арске радио и телевидения. В Лениногорске приступим в ближайшее время. Мы создаем единое информационное ядро на базе районов. Появляются возможности и по организации информационной политики, и по единой рекламной доходной политике. Есть целый ряд инструментов, который повышает доходность филиалов. Работа идет, и она будет продолжена, — ответил Кузьмин. — Если сокращение и идет, творческий потенциал филиалов остается прежним. Нам невыгодно убирать творцов».

«МЫ НЕМНОГО ОБИЖЕНЫ — ЧАСТНЫЕ ГАЗЕТЫ СУЩЕСТВУЮТ САМИ ПО СЕБЕ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали, как для них прошла подписная кампания.

Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

— Нам удалось сохранить прежний тираж, даже чуть-чуть его превысить. Дается это, честно говоря, с большим трудом — газеты испытывают огромное давление со стороны электронных СМИ. Но если работать над контентом, работать с читателями, то результата достичь можно. Вот сейчас мы готовим Дни газеты в районах нашей республики. Первый такой день будет проводиться в Верхнеуслонском районе. Договоренность уже есть, сейчас работаем над сценарием этой встречи. Будем посвящать их прежде всего столетию газеты «Республика Татарстан», которое отмечается 13 апреля. Это будет некий коктейль выступлений артистов и мастеров сцены. Свяжем все это с жизнью района, вытащим на сцену интересных людей из числа верхнеуслонцев.

Электронная версия развивается. В прошлом году был проведен редизайн сайта, появилось много нового. Мы уже практически в круглосуточном формате стали давать новости — республиканские, российские. Есть очень много задумок интересных на перспективу — в том числе спортивная лотерея, в том числе прямые связи с руководителями республики, министерств и ведомств. Ежемесячно будем проводить с ними встречи, и в онлайн-режиме тоже.

Посещаемость онлайн-версии растет. Это эхо тех усилий, которые мы предпринимаем по улучшению сайта: по креативности, по организации обратной связи с посетителями, с читателями газеты. Где-то около 10 процентов по сравнению с предыдущим годом составил рост.

По-прежнему страдает доставка в отдаленные населенные пункты. Мы уже не говорим о том, чтобы газета регулярно доставлялась к утреннему чаю. Есть случаи, когда ее доставляют за неделю — целую пачку — и отдают. Но о какой оперативности информации может идти речь? И получается, что журналисты бегают, мечутся в поисках информации. Пишут, газета верстается, над ней трудится очень большой коллектив, труд очень серьезный, сложный. И все это нивелируется тем, что газета не доставляется вовремя. Я, как главный редактор, улучшения в работе почты увижу тогда, когда нам не будет сигналов о том, что неоперативно, не вовремя доставляется газета. Все-таки это главная функция Почты России, но здесь прогресса, к сожалению, не видно. Мы даже мечтаем провести в этом отношении какой-то мониторинг, чтобы одномоментно зафиксировать в какой-то день, как она доставляется. Но я априори уверен, что тут мы получим негатив.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

Ильфат Файзрахманов Ильфат Файзрахманов: «Если татарское издание нечитабельное, неинтересное — зачем его держать? Я за здоровую конкуренцию, а у нас ее нет» Фото: Оксана Черкасова

— Мы тираж стараемся не терять, держимся на одном уровне уже который год. Первый номер у нас вышел тиражом примерно 16,4 тысячи экземпляров — правда, на несколько сотен ниже, чем в январе 2016 года. А вот по сравнению с декабрем 2016-го подписка, наоборот, выросла где-то на 500 штук. Стабильно тяжелой ситуация остается в том числе из-за работы Почты России. Уже формируется каталог на второе полугодие, и почта со своей стороны подняла тарифы на свои услуги на 20 процентов. Стоимость подписки же состоит из двух частей: одна почтовая, другая редакционная. В редакционную еще входит типография, и типография тоже сообщила, что скоро грядут повышения. Мы себе в убыток цену на второе полугодие решили не поднимать — стараемся, чтобы она не превышала 600 рублей, потому что возможности подписчиков и народа ограничены.

Посещаемость сайта стабильная, но электронную версию в этом году я хочу реформировать, сделать как-то удобнее. Скажу откровенно, сначала она мне просто мешала. Как только мы запустили сайт, тираж у меня где-то на 2 тысячи экземпляров упал. Народ говорит: мы читаем по интернету, бесплатно. Я тем не менее этот сайт держу, потому что его посещают и за рубежом. Поэтому считаю это важным, но в этом году хочу сделать так, чтобы электронная и печатная версия не дублировали, а дополняли друг друга. Чтобы у народа был интерес читать оба издания. Появится аудио-, видеоинтервью. Мы, конечно, должны ориентироваться на электронный вариант. Кто успеет сесть на этот поезд — еще сможет работать.

Еще один болезненный вопрос — обязательная подписка. Не секрет, что существует перечень газет, обязательный к подписке. У меня на руках даже есть письма от чиновников, которые отсылают их руководителям на местах, что «вот на такие газеты обеспечьте тираж». Заставляют выписывать работников бюджетной сферы — учителей, врачей в деревнях. И они мне жалуются, что на местах даже не спрашивают — сразу из ведомости вычитывают энную сумму для подписки.

У некоторых газет есть тиражи в 1,5 тысячи, даже до тысячи кое-как дотягивают. Можно ли этими изданиями формировать какую-то политику? Нужно их сокращать, реформировать, усиливать профессиональными журналистами. И наоборот, детские издания, издания для инвалидов нуждаются в бюджетной поддержке. Конечно, к татароязычным изданиям нужен особый подход. Но если татарское издание нечитабельное, неинтересное — зачем его держать? Я за здоровую конкуренцию, а у нас ее нет. Мы немного обижены — частные газеты существуют сами по себе.