Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОНИ ЕГО ПОДКУПЯТ ВЕЛОПРОБЕГОМ»

Вчера в стенах министерства по делам молодежи и спорту пытались разрулить конфликт, который можно охарактеризовать как столкновение интересов любителей велосипедного спорта с профессионалами. Любителей представляла группа энтузиастов преимущественно из Набережных Челнов, возглавляемая руководителем казанского велоклуба «Негонки» Альбиной Халиковой. На другой стороне конфликта был действующий президент федерации велоспорта РТ Гумяр Нуруллин.

«Негонщики» и Ко инициировали резкий материал в одном из челнинских СМИ. В результате — встреча за круглым столом с участием министра спорта РТ Владимира Леонова и его первого заместителя Халила Шайхутдинова. Причем мероприятие изначально должно было представлять собой встречу с глазу на глаз, а потому корреспондента «БИЗНЕС Online» и группу поддержки любителей велосипеда оставили за закрытыми дверями. Но Халикова категорически не соглашалась на такую расстановку сил. «Мы не пойдем на встречу на таких условиях», — заявили «халиковцы», коротко переговорив между собой. В ходе обсуждения высказывались и адекватные аргументы, и не очень. Из неадекватных прозвучало предположение, что «они его подкупят велопробегом и он быстро переметнется на их сторону, а я останусь одна». О ком шла речь, было непонятно, но, видимо, в России появился и такой вид коррупции, как взятка в виде велопробега. Среди адекватных было то, что велолюбители приехали в Казань из Челнов для того, чтобы пообщаться с министром, а не посидеть в коридоре.

Далее участники встречи все-таки сели обсуждать свои проблемы за плотно закрытыми дверями. А проблемы у них такие. По словам Халиковой, у Нуруллина в апреле прошлого года истекли полномочия президента федерации велоспорта республики. Велолюбители 23 октября прошлого года провели отчетно-выборную конференцию и нашли себе нового президента в лице Халиковой, с чем не согласились ни Нуруллин, ни руководство минспорта. «Есть федерация велоспорта, у которой собственный устав и порядок выборов своего президента, — объяснял корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Шайхутдинов. — Этот клуб „Негонки“, президентом которого является Альбина Халикова, — просто клуб. Но она заявляет о своем желании стать президентом федерации велоспорта республики. Мало ли чего она хочет! Президента не может выбирать кто попало. Есть учредители, которые должны собраться на отчетно-выборную конференцию, и только тогда выборы президента будут легитимными. А Халикова заявляет: нет, Нуруллин не так работает, я хочу».

Халил ШайхутдиновФото: «БИЗНЕС Online»

«ЗА ЧТО ДОЛЖЕН ИЗВИНЯТЬСЯ ИЛЬНУР ЗАКАРИН?»

По словам Шайхутдинова, загвоздка, если она и есть, не в конкретном Нуруллине, а в том, что велоспорт по республике не так сильно развит, как хотелось бы, и есть понимание, что для развития его понадобились бы огромные средства, а на данный момент их никто не выделит. Поэтому спортивные чиновники предлагали двигаться в развитии велоспорта пошагово. Есть спортивная школа, там надо открыть отделение велоспорта, пригласить тренера. В разработке — вариант развития велоспорта на базе триатлона в Иннополисе, где есть определенная база. При этом Шайхутдинов напомнил, что в республике уже есть 170 детско-юношеских спортивных школ, 30 из которых носят статус школ олимпийского резерва. И уже есть наметки, как двигать велосипед. «А эти энтузиасты заявляют о том, что мы сейчас должны опять же потратить новые капиталовложения для развития еще и велоспорта, — волнуется замминистра. — И им надо все и сразу! Мы с ней пытались общаться на рабочем совещании, но она нас не слушает, ведет себя, будто она надзорный орган. Заявила, что «министерство спорта за столько лет ничего не сделало!»

Отметим, что дополнительное недовольство велолюбителей вызывают... результаты выступлений челнинского гонщика Ильнура Закарина. Его успехи они называют «виртуальными», «прикрывающими деятельность» его первого тренера и президента федерации Нуруллина, который, «благодаря им получает финансовые потоки и направляет их исключительно в свою спортшколу «Яр Чаллы», обделяя, тем самым, вторую велошколу Челнов и всей республики — в ДЮСШ «Виктория». «Они говорят, что Ильнур Закарин должен извиниться, — негодовал Шайхутдинов. — Мы перед Ильнуром должны извиниться за то, что не защитили его право стартовать на Олимпиаде в Рио! Это работа, которую не выполнила федерация велоспорта России. Он всю свою жизнь отдал велоспорту и не смог стартовать на главных соревнованиях четырехлетия!»

Трудно понять логику требований покаяния от Закарина. Российский велосипедист «пал жертвой» обстоятельств, когда страна не могла защитить его от противоправных действий чиновников ВАДА, настаивающих на том, чтобы спортсмен, отстраненный в прошлом за применение допинга, не имел бы права стартовать на Олимпиаде, даже отбыв необходимый срок наказания. Причем это запрещение касалось только российских спортсменов, зарубежные олимпийцы с допинговой историей стартовали в Рио десятками. Закарин должен был также извиниться, даже не стартовав на Олимпиаде. «Это правильный подход, — уверены любители. — На него потрачены бюджетные деньги».

Ильнур Закарин Ильнур Закарин Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«ВЫ ЖИВЕТЕ НА ДЕНЬГИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ»

После этого беседа и вовсе потеряла всякий намек на конструктивный характер.

— Вы говорите мне: «Ты на меня клевещешь», — вспомнила что-то из былого Халикова. — Ребята, так нельзя работать. Вы делайте свое дело хорошо, но, если вы сделали плохо, вы отвечайте за то, что вы сделали плохо...

— Вы предлагаете мне перед вами отвечать? — вопросом на вопрос ответил Шайхутдинов, и обстановка накалилась до предела.

— Простите, вы откуда зарплату получаете? От государства. Это деньги налогоплательщиков, почему вы передо мной не должны отвечать?

— Я готов отвечать по существу, но существа я пока не вижу. Вы давите на меня, говорите «давайте организуйте пресс-конференцию», но я не могу этого сделать, поскольку есть устав федерации велоспорта как общественной организации. Состоятся выборы нового президента федерации, выберут человека, и я подскажу ему, чтобы направили вашу энергию в нужное русло, чтобы вы отвечали в федерации за какой-то участок работы. А не на борьбу с Гумаром Закариевичем, уже бабаем... Он мне сказал, что устал и хочет передать свои полномочии президента федерации. И он будет их передавать, но по закону, а не по вашей указке.

— Простите, пожалуйста, — подлила масла в уже затухающий конфликт Халикова. — Вот сейчас назначат новым президентом федерации Беспалова (Александр Беспалов, в прошлом велогонщик, четырехкратный призер чемпионатов мира и Европы по велоспорту, ныне челнинский тренерприм. авт.) — Россию и так прессуют по поводу допинга, а Беспалов уже попадался с допингом (это было в 2007 годуприм. авт.)

После этого Шайхутдинов ушел, а Халикова разъяснила «БИЗНЕС Online» свою позицию: «2 февраля в Набережных Челнах состоится отчетно-выборная конференция федерации велосипедного спорта Татарстана, на которую мы не будем допущены, поскольку не являемся членами этой самой федерации. В итоге на выборах поставят того, кого им нужно, и минспорта сейчас нам негласно дало понять это... Я ранее подходила к Шайхутдинову с двумя вариантами выхода из положения. Снять Нуруллина и наладить то, что он развалил. Это был бы суперидеальный вариант. Либо был вариант создания отдельной федерации по другим видам велоспорта. Но это также не устроило наше минспорта». А если взглянуть на триатлон? «Мы годами развивали его, проводя с 2012 года соревнования в Казани, — пояснила Халикова. — Вдруг, год назад, нам сверху „назначили“ нового президента федерации — Сергея Акульчева. Мы поначалу обрадовались: мужик сам триатлоном увлекается, при деньгах и так далее. Но он за год так ничего и не сделал. Если раньше я могла прийти в минспорта с просьбами об инвентаре для наших детишек-триатлетов, то сейчас меня переадресуют к Акульчеву, который ничего не делает. И я вынуждена истерить, пытаясь обратить внимание на наши проблемы».

В ЧЕМ ОБВИНЯТЬ БЕСПАЛОВА, КОТОРЫЙ ЕЩЕ НЕ НАЧИНАЛ СВОЮ РАБОТУ?

Конечно, хочется, чтобы стороны достигли конструктива. Но они его никогда не достигнут. Даже если Халикова перестанет «истерить», как она охарактеризовала свое нынешнее состояние. Дело в том, что велоспорт в Татарстане не развит на должном уровне. Точнее, он был и есть в Набережных Челнах, где выращивали сильных спортсменов, проведя некую эстафету от Надежды Кибардиной, ставшей чемпионкой мира во времена СССР, до Беспалова, завершившего выступления, и выступающего сейчас Закарина. Казань в советские годы не была задействована в развитии профессионального велоспорта, у нее нет должной инфраструктуры, спортсменов, тренеров — всего того, что подразумевается под понятием «школа». И создавать подобную в нынешние тяжелые финансовые времена — это несвоевременно и даже преступно. Сейчас из других, казалось бы, успешных видов спорта бегут спортсмены — они не в силах выжить на зарплату члена сборной Татарстана, колеблющуюся от 5 до 15 тыс. рублей.

И Беспалова обвинять в допинге 10-летней давности по меньшей мере неумно. Он понес наказание. Что, ему сейчас кровью вину смывать? Велообщественности надо осознать, что Беспалов, как ни крути, один из трех сильнейших велосипедистов Татарстана за всю историю развития этого вида спорта и как никто достоин стать президентом федерации. Был пойман на допинге? Ну и что? В 2010 году за допинг была дисквалифицирована Марта Домингес, знаменитая испанская бегунья на средние дистанции — главный соперник челнинки Гульнары Галкиной-Самитовой. Причем у испанки в ходе обыска были обнаружены запрещенные вещества и документы, подтверждающие причастность Домингес к поставкам допинга другим атлетам. Иными словами, это была дисквалификация на грани тюремного заключения. И что в итоге? В 2011 году она была избрана в сенат Испании от Народной партии.

Если Беспалов не справится с работой, вот тогда и надо спрашивать по полной программе, а не очернять его до старта выборов, не вносить изменения в его страничку в «Википедии», что наверняка сделали не редакторы интернет-энциклопедии (это уж совсем мерзко выглядит, как анонимный донос).

С другой стороны, не стоит игнорировать и Халикову хотя бы как руководителя велоклуба с 10 тыс. участниками. Если она самостоятельно создала такой клуб, объединила под своим началом такое количество людей, значит, у нее есть для этого силы, возможности и энергия, использовать которую можно было бы в мирных целях.